Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 20:15, курсовая работа
Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние?
Введение………………………………………………………………………. 3
1.Особенности взаимодействия в лечебной деятельности……………….... 5
1.2. Виды общения………………………………………………….. ………. 10
1.3. «Контакт масок»………………………………………………..……….. 10
1.4. Примитивное общение…………………………………………………. 10
1.5. Формально-ролевое общение…………………………………………... 11
1.6.Деловое общение………………………………………………………… 11
1.7. Духовно межличностное отношение………………………… ……….. 11
1.8. Манипуляционное общение………………………………….................. 11
2. Тактика медицинского работника………………………………………... 14
2.1. Особенности личности медицинского работника…………………….. 15
2.2. Медсестра и больной, принципы общения с пациентом……………... 18
2.3. Типы медицинских сестер и их характеристика……………................. 20
Заключение…………………………………………………………................ 22
Список использованной литературы………
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «КРАСНОСЛОБОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Выполнила:
301 группа
Введение…………………………………………………………
1.Особенности взаимодействия
в лечебной деятельности……………….
1.2. Виды общения………………………………………………
1.3. «Контакт масок»………………………………………
1.4. Примитивное общение……………………………
1.5. Формально-ролевое общение……………
1.6.Деловое общение……………………………
1.7. Духовно межличностное отношение………………………… ……….. 11
1.8. Манипуляционное общение…………………
2. Тактика медицинского работника………………………………………... 14
2.1. Особенности личности
медицинского работника……………………
2.2. Медсестра и больной,
принципы общения с пациентом……
2.3. Типы медицинских сестер
и их характеристика……………......
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………... 24
Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное - это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению
Поэтому целью моей работы стало изучение общения в сестринском деле.
Для достижения данной цели мы поставили задачи:
Объект исследования - общение в сестринском деле
3
Предмет исследования - изучение видов общения в сестринском деле.
Изучением данной проблемы занимались российские ученые
Общение - это сложный социально-психологический
процесс взаимопонимания между людьми,
происходящий с помощью словесной(вербальной)и
бессловесной(невербальной)
В последние годы в науке используется
вместо слова «общение» термин «коммуникация».
Вербальная информация отражается в высказываниях
или написанных (письмо) чувствах, мыслях,
наблюдениях. Невербальная информация
отражает поступки или поведение того,
передает информацию без использования
речи или написания (письма).
Общение
в сестринском деле - это процесс, порождаемый
потребностями совместной деятельности
пациента и медицинской сестры, искусство
воздействия на личность пациента с целью
адаптации(приспособления)к изменениям
в жизни в связи с изменениями состояния
здоровья.
Психологические
особенности пациента в условиях лечебных
взаимоотношений и взаимодействия приходят
в соприкосновение с психологическими
особенностями медицинского работника.
Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт
с пациентом, могут быть врач, психолог,
медсестра, социальный работник.
В лечебной
деятельности формируется
4
1.Особенности взаимодействия в лечебной деятельности.
Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медработник, по идее, не в меньшей мере заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.
Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.
Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения.
5
Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.
При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.
Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.
В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.
Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного.
6
Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.
Но не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.
В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.
Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания.
7
В результате этого
феномена больные люди
В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.
Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.
Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.
Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соц. ролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия.
8
Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.
Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.
9
1.2.Виды общения.
Выделяют следующие виды общения (Самыгин. С.И):
1.3.«Контакт масок» – это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.