Общение в сестринском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
1.Особенности взаимодействия в лечебной деятельности……………….... 5
1.2. Виды общения………………………………………………….. ………. 10
1.3. «Контакт масок»………………………………………………..……….. 10
1.4. Примитивное общение…………………………………………………. 10
1.5. Формально-ролевое общение…………………………………………... 11
1.6.Деловое общение………………………………………………………… 11
1.7. Духовно межличностное отношение………………………… ……….. 11
1.8. Манипуляционное общение………………………………….................. 11
2. Тактика медицинского работника………………………………………... 14
2.1. Особенности личности медицинского работника…………………….. 15
2.2. Медсестра и больной, принципы общения с пациентом……………... 18
2.3. Типы медицинских сестер и их характеристика……………................. 20
Заключение…………………………………………………………................ 22
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 43.81 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                    

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «КРАСНОСЛОБОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

                                          Курсовая работа

 

                                         Специальность:060501 «Сестринское дело»                                           

                                         ПМ04 «Выполнение работ по профессии младшая

                                                                                           медицинская сестра»

                                         МДК0403 «Технология оказания медицинских   

                                                                                                      услуг»

 

 

Выполнила:

                                                            Маркова Ю. В.

  301 группа

 

                                                            Руководитель:

                                                            Лукашкина Наталья Ивановна

                                                            Работа оценена:_______________________                                                                                                   

 

 

                                                       2014г.

 

                                                СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….  3

1.Особенности взаимодействия  в лечебной деятельности……………….... 5

1.2. Виды общения………………………………………………….. ………. 10

1.3. «Контакт масок»………………………………………………..……….. 10

1.4. Примитивное общение…………………………………………………. 10

1.5. Формально-ролевое общение…………………………………………... 11

1.6.Деловое общение………………………………………………………… 11

1.7. Духовно межличностное  отношение………………………… ……….. 11

1.8. Манипуляционное общение………………………………….................. 11

2. Тактика медицинского  работника………………………………………... 14

2.1. Особенности личности  медицинского работника…………………….. 15

2.2. Медсестра и больной, принципы общения с пациентом……………... 18

2.3. Типы медицинских сестер  и их характеристика……………................. 20

Заключение…………………………………………………………................ 22

Список использованной литературы………………………………………... 24 

 

 

                                        Введение                                                                                           Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное - это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению

Поэтому целью моей работы стало  изучение общения в сестринском деле.

Для достижения данной цели мы поставили задачи:

  1. анализ литературы по данной теме;
  2. раскрытие видов общения и принципов общения;
  3. дать характеристику типам медицинских сестер

Объект исследования  - общение  в сестринском деле

3

Предмет исследования - изучение видов общения в сестринском деле.

Изучением данной проблемы занимались российские ученые

Общение - это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной(вербальной)и бессловесной(невербальной)информации. 
В последние годы в науке используется вместо слова «общение» термин «коммуникация». 
Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Невербальная информация отражает поступки или поведение того, передает информацию без использования речи или написания (письма). 
          Общение в сестринском деле - это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации(приспособления)к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья. 
         Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут быть врач, психолог, медсестра, социальный работник.

         В лечебной  деятельности формируется особая  связь, особые отношения между  медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом  и больным, медсестрой и больным. Образуется по словам И.Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.

 

 

 

4

                1.Особенности взаимодействия в лечебной деятельности.

Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медработник, по идее, не в меньшей мере заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.

Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения.

5

Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.

При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.

Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного.

 

6

Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Но не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.

Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания.

7

 В результате этого  феномена больные люди обращаются  к специалистам различного профиля.

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.

Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.

Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соц. ролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия.

8

Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

                       1.2.Виды общения.

Выделяют следующие виды общения (Самыгин. С.И):

          1.3.«Контакт масок» – это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Информация о работе Общение в сестринском деле