Организация медицинской помощи населению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:13, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть организацию медицинской помощи населению в Российской федерации и Республике Башкортостан. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
обзор литературы по изучаемой проблеме;
изучить основные принципы организации медицинской помощи населению;
рассмотреть основные этапы оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Принципы организации медицинской помощи населению в РФ 5
1.1. Преемственность учреждений здравоохранения 5
1.2. Преимущество оказания медицинской помощи работающим 5
1.3. Диспансерный метод 6
1.4. Принцип специализации медицинской помощи 9
2. Организация лечебно - профилактической помощи сельскому населению 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Организация медицинской помощи населению, 85 %.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

III этап – высококвалифицированная узкоспециализированная помощь практически по всем специальностям оказывается в республиканских учреждениях, стоматологических поликлиниках, консультативных поликлиниках, центрах, в том числе Центры СПИД, медицинской профилактики и т.д.

I этап оказания медицинской помощи сельскому населению - сельская участковая больница (СУБ). В РБ (2006) – 53. Четыре категории в зависимости от общего числа коек, от 25 до 100 коек. В СУБ могут быть развернуты стационары дневного пребывания. В СУБ оказывается амбулаторно-стационарная медицинская помощь: терапевтическим, стоматологическим, инфекционным больным, помощь в родах при срочных случаях, неотложная хирургическая и травматологическая помощь,помощь детям.

Основные функции сельской участковой больницы: оказание квалифицированной врачебной помощи; профилактика заболеваемости и травматизма; организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью фельдшерско-акушерских пунктов и других учреждений 1-го этапа, плановые выезды врачей в подчиненные учреждения 1-го этапа.

  1. приближение медицинской помощи к работникам сельского хозяйства в период массовых полевых работ.
  2. текущий санитарный надзор за учреждениями и объектами, водоснабжением, очисткой населенных пунктов.

Выделяют следующие  особенности в организации амбулаторной и стационарной помощи в СУБ:

  1. нет чёткого ограничения времени амбулаторного приема;
  2. часы приема больных должны назначаться в более удобное для населения время с учётом сезонности сельскохозяйственных работ;
  3. возможность приема пациентов фельдшером при отсутствии врача;
  4. вызовы на дом обслуживаются врачом лишь в пунктовом селе, где расположена СУБ, вызовы на дом в других населенных пунктах сельского врачебного участка обслуживаются фельдшером;
  5. дежурство в стационаре с правом пребывания дома и обязательной информацией персонала о своем местонахождении, на случай необходимости оказания неотложной помощи;
  6. выделение у врача одного профилактического дня в неделю для объезда участка.

При выездах на ФАП  участковый врач оказывает методическую помощь в работе ФАП и  должен осуществить следующие основные мероприятия на местах:

    1. проверять правильность и достоверность записей по приему больных, по проводимым прививкам, диспансерному наблюдению за беременными  женщинами, детьми и тяжелобольными;
    2. консультировать обратившихся в ФАП пациентов самостоятельно или  приглашенных врачом и фельдшером;
    3. посещать и консультировать на дому беременных женщин, детей до 2 лет, тяжелобольных;

В сельской врачебной  амбулатории (СВА) оказывается амбулаторно-поликлиническая помощь. Функции те же, что и для сельской участковой больницы, однако нет круглосуточного стационара

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП).  В республике Башкортостан – 2464 (2011 г. ) фельдшерско –акушерских пунктов. Заведующим является фельдшер. В настоящее время продолжает действовать положение о ФАПе, утвержденное ещё приказом МЗ СССР № 1000 от 1981 г. По нормативам фельдшерско-акушерский пункт организуются с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения от 2 до 4 км., с населением 300-700 – 4-6 км, менее 300 человек свыше 6 км.

На фельдшерско-акушерском пункте могут работать фельдшер; фельдшер и акушерка; фельдшер, акушерка и патронажная сестра. Подчиняется по общим вопросам администрации сельского поселения, а по специальным – главному врачу участковой больницы. Функции фельдшерско - акушерсокго пункта:

  1. оказание доврачебной медицинской помощи,
  2. выполнение назначений врача,
  3. патронаж детей и беременных женщин, наблюдение за здоровьем инвалидов и специалистов сельского хозяйства,
  4. проведение под руководством врача профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических мероприятий, иммунизация,
  5. диспансеризация здоровых и больных,
  6. санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения,
  7. реализация лекарственных средств через аптечные пункты 2 категории,
  8. учет и отчетность, анализ показателей. Ежемесячно - отчеты в оргметодкабинет центральной районной больницы,
  9. участие в экспертизе нетрудоспособности по разрешению главного врача района.

II этап оказания медицинской помощи сельскому населению - центральная районная больница (ЦРБ). По мощности делится на 6 категорий от 100 до 400 коек. Структура центральной районной больницы:

1. стационар с отделениями по основным специальностям (терапевтическое, хирургическое, педиатрическое, акушерское, гинекологическое, инфекционное),

2. поликлиника,

3. отделение скорой  и неотложной медицинской помощи,

4. патологоанатомическое отделение,

5. организационно - методический кабинет и вспомогательные подразделения.

Главный врач ЦРБ (главный врач района) подчиняется: по общим вопросам - администрации муниципального района, по специальным вопросам – министерству здравоохранения РБ. Опирается в своей работе на своих заместителей:

  1. по медицинскому обслуживанию населения МОН - заведующий организационно-методическим кабинетом;
  2. по детству и родовспоможению (при численности населения свыше 70 000);
  3. по медицинской части (отвечает за работу стационара);
  4. по поликлинике (заведующий поликлиникой);
  5. по клинико-экспертной работе (КЭР) - по экспертизе временной нетрудоспособности,
  6. по административно – хозяйственной части (АХЧ) и др.

Для оперативного руководства  в центральной районной больнице функционирует медицинский совет. В его состав входят заместители главного врача, главный санитарный врач района, заведующий поликлиникой, районной аптекой, председатель райкома профсоюзов, медицинских работников, общества Красного Креста, главные специалисты района6.

Организационно-методическое руководство здравоохранением района обеспечивают: районные внештатные специалисты района и оргметодкабинет ЦРБ (ОМК); старший фельдшер и акушерка района; районный медицинский статистик

Функции организационно- методического кабинета:

1. Разработка мероприятий  по повышению качества оказания медицинской помощи населению района. Выездная работа. Различные виды передвижной помощи – выездные врачебные бригады, передвижные амбулатории, стоматологические кабинеты, зубопротезные лаборатории.

2.Методическое руководство  лечебно-профилактическими учреждениями района;

3. Анализ показателей работы, составление годовых отчетов;

4.Повышение квалификации медицинских работников.

III этап оказания медицинской помощи сельскому населению – республиканские медицинские учреждения. Центр организационно-методического руководства лечебно-профилактическими учреждениями республики, база специализации и повышения квалификации врачей.

По мощности республиканские  клинические больницы подразделяются на 5 категорий .Приоритетным направлением в развитии здравоохранения на селе является укрепление и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, охраны здоровья матери и ребенка

С начала 90-х годов  двадцатого века в здравоохранении  на селе происходят реформы. Организуются новые приписные терапевтические  и педиатрические участки, происходит реорганизация сельских участковых больниц во врачебные амбулатории, СВА в ФАП, освободившиеся койки иногда концентрируются в ЦРБ. За последние годы все шире развиваются различные виды передвижной медицинской помощи. В частности, организуются выездные врачебные бригады, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические установки, передвижные стоматологические кабинеты и зубопротезные лаборатории и др7.

Основные функции республиканской клинической больницы:

  1. оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению республики в поликлинике и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий;
  2. оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других лечебно-профилактических учреждениях республики, в первую очередь сельского звена;
  3. организация и оказание квалифицированной экстренной и плановой консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта;
  4. осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях республики;
  5. осуществление иных экспертных функций на договорной основе с Министерством здравоохранения РБ (МЗ РБ), республиканский фонд обязательного медицинского страхования (РФОМС) и филиалами ОМС и др;
  6. выполнение по договору с МЗ РБ и разработка мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи;
  7. внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений республики современных технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования;
  8. участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников;
  9. обеспечение эффективности профилактических мероприятий, повышения уровня санитарно-гигиенической культуры и активная пропаганда здорового образа жизни.

Таким образом, республиканская (краевая, областная) больница является лечебным, научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения.

Существует 5 категорий  республиканских (краевых, областных) больниц, от 300 до 800 и более коек, наиболее целесообразны больницы на 700-1000 коек со всеми специализированными отделениями. Однако в каждой республиканской (краевой, областной) больнице независимо от её мощности должны быть следующие структурные подразделения: управление (администрация, бухгалтерия, канцелярия, архив, библиотека и пр.), организационно-экономический отдел, консультативная поликлиника, стационар с приемным отделением, диагностический отдел, отделение экстренной планово-консультативной медицинской помощи (ОЭПКМП), отдел АСУ, патолого - анатомическое отделение, АХЧ (пищеблок, гараж, прачечная, котельная, складские помещения и другие подразделения), пансионат для больных на период обследования, общежитие для медицинских работников.

Задачи поликлиники  республиканской клинической больницы:

  1. оказывает консультативную помощь больным;
  2. проводит выездные консультации специалистов;
  3. анализ качества амбулаторной помощи, (конъюнктурные обзоры, информационные письма с оценкой уровня лечебно-профилактической помощи в районах).

Для планирования работы поликлиники в районы рассылаются путевки на консультацию. В республиканской клинической больнице имеется организационно-экономический отдел (ОЭО), выполняющий функцию оргметодотдела, который является структурной частью республиканской больницы и непосредственно подчиняется главному врачу. В структуру отдела входят:

  1. организационно-экономическое отделение;
  2. клинико-экспертное отделение;
  3. информационно-статистическое отделение.

Основными задачами организационно-экономического отдела являются внедрение в практику современных медицинских и информационных технологий, экономических методов управления, принципов медицинского страхования, подготовка и переподготовка медицинских кадров.

Кроме штатных главных  специалистов, имеются внештатные главные специалисты, назначаемые приказом МЗ РБ из числа высококвалифицированных ведущих специалистов республиканских больниц, диспансеров и других лечебно-профилактических учреждений г. Уфы, а также специалистов научно-исследовательских учреждений и профессорско - преподавательского состава Башкирского государственного медицинского университета.

Внештатные главные районные специалисты - организаторы соответствующей специализированной помощи в сельском районе, назначается высококвалифицированный врач-специалист, заведующий отделением центральной районной больницы, имеющий категорию. Назначение и освобождение главного районного специалиста осуществляется главным врачом центральной районной больницы.

Основные задачи главного районного специалиста: разработка и проведение мероприятий по профилактике заболеваний, внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений новейших методов профилактики, диагностики и лечения больных, в целях укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, инвалидности и смертности. Следует подчеркнуть значение тесной связи сельских учреждений здравоохранения с территориальными административными органами и общественными организациями в деле дальнейшего совершенствования медицинской помощи сельскому населению.

Информация о работе Организация медицинской помощи населению