Ортопедическая стоматология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:23, реферат

Описание работы

Ортопедическая стоматология – это раздел стоматологии, посвященный диагностике и лечению нарушений целостности и функции зубочелюстной системы путем протезирования или установки регулирующих аппаратов. За казенным и скучным на первый взгляд определением скрыта вся история развития этой науки. Ортопедия изначально сформировалась как раздел медицины, занимающийся устранением искривления скелета, и лишь затем появился термин «ортопедическая стоматология». Конечно же, восстановлением структуры и функции жевательного аппарата человечество занималось с незапамятных времен, однако, как современная наука это направление возникло и стало развиваться лишь в конце XIX века

Файлы: 1 файл

ортопедическая стоматология.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

В статье 63, касающейся социальной и правовой защиты медицинских работников, отмечается, что медицинские работники имеют  право на:

  • обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;
  • работу по трудовому договору (контракту);
  • защиту своей профессиональной чести и достоинства;
  • получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;
  • совершенствование профессиональных знаний;
  • страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей и ряд других прав. Этот пункт в действительности мало где выполняется. По мнению многих врачей они чувствуют себя незащищенными от судебных исков со стороны пациентов.

В статье 68 указывается, что в случае нарушения  прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного  выполнения медицинскими работниками  своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается  в соответствии со статьей 66 (Основания  возмещения вреда, причиненного здоровью граждан). Возмещение ущерба не освобождает  медицинских работников от привлечения  их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности  в соответствии с законодательством  РФ.

Вопросы организационных проблем медицинской  экспертизы излагает IX раздел данного  документа. Согласно статье 52 судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2005 г.) системы здравоохранения экспертом Бюро СМЭ, а при его отсутствии — врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание следователя, прокурора или определения суда. При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы (статья 53) по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида, предусмотренная статьями 48 и 51 настоящих Основ.

Раздел  Х рассматривает права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников.

Раздел XII предусматривает ответственность  за причинение вреда здоровью граждан (ст. 66). В нем рассматриваются  основания для возмещения вреда, порядок его возмещения, ответственность  медицинских работников за нарушение  прав граждан в области охраны здоровья (ст. 68), а также право  граждан на обжалование действий, ущемляющих права и свободы граждан  в области охраны здоровья (ст. 69).

Закон принят 28 июня 1991 года с изменениями и  дополнениями от 2 апреля 1993 года. Он определяет правовые, экономические и организационные  основы медицинского страхования населения  Российской Федерации, направлен на усилении заинтересованности и ответственности  населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических  условиях и обеспечивает конституционное  право граждан Российской Федерации  на медицинскую помощь.

В статье 1 указано, что медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов  населения по охране здоровья, а  его целью является гарантирование гражданам при возникновении  страхового случая получения медицинской  помощи за счет накопленных средств  и финансирование профилактических мероприятий.

Результатом принятия данного закона, а также  «Основ законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан», явилось  введение обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного  медицинского страхования (ДМС).

Принятие  настоящего закона и подзаконных  актов по вопросам оказания платных  медицинских услуг привело к  возникновению новой правовой ситуации — медицинская помощь осталась бесплатной для населения (в системе ОМС), но стала возмездной для медицинских  учреждений. В связи с этим медицинская  помощь стала рассматриваться как  медицинская услуга, а пациент  как потребитель этой услуги, так  как на нее стали распространяться положения главы 39 Гражданского Кодекса  РФ и закона «О защите прав потребителей».

В статье 7 указано, что на территории РФ лица, не имеющие гражданства, имеют такие  же права и обязанности в системе  медицинского страхования, как и  граждане Российской Федерации.

3. Федеральный закон «О защите прав потребителей»

Настоящий закон регулирует имущественную  ответственность медицинских организаций  за счет норм о качестве услуги, права  потребителя (пациента) на безопасность услуги, компенсацию морального вреда  и прочее. Закон принят 7 февраля 1992 года № 2300 ?1.

В новых  социально-экономических условиях, в соответствии с законодательством  пациент является потребителем медицинских  услуг, а медицинское учреждение в лице его персонала — производителем этих услуг. «Общие положения» включают статьи, носящие общий характер, то есть устанавливающие единое регулирование как купли-продажи товаров, так и выполнение работ и оказания услуг потребителям (ст. 1-17).

В настоящем  Законе нашла отражение тенденция  усиления законодательного регулирования  отношений, направленных на охрану прав граждан. В данном документе закреплены важнейшие, международно- признанные, права потребителей, к которым отнесены: право на надлежащее качество, право на безопасность, право на информацию, право на государственную и общественную защиту прав потребителей.

Законом РФ «О защите прав потребителей» в  статье 4 (Качество товара — работы, услуги) определено, что исполнитель  обязан выполнить работу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий  о качестве товара исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить  работу, оказать услугу), пригодный  для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (в ред. ФЗ от 17.12.99 № 212-ФЗ).

Вред, причиненный  жизни, здоровью и имуществу потребителя (пациента) вследствие не обеспечения  безопасности услуги, подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего закона (в ред. ФЗ от 17.1299 № 212-ФЗ —  Имущественная ответственность  за вред, причиненный вследствие недостатков  услуги).

Право пациента на своевременную и достоверную  информацию о медицинских учреждениях, медицинском работнике (лечащем  враче) и о самой медицинской  услуге закрепляется ст. 8 «Право потребителя  на информацию об изготовителе — исполнителе, т.е. медицинском работнике, медицинском  учреждении, и о товарах — услугах».

К работам, подлежащим обязательной сертификации, относится и медицинская помощь.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу  потребителя (пациента) вследствие непредставления  ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель (пациент) вправе потребовать возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренной статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненным природным объектам, находящимся в собственности потребителя.

В статье 14 (Имущественная ответственность  за вред, причиненный вследствие недостатков  товара — работы, услуги) отмечается, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя (пациента) подлежит возмещению в полном объеме.

Согласно  статьи 29 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)» при обнаружении недостатков потребитель вправе по своему усмотрению потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказания услуги) своими силами или третьими лицами ФЗ от 17.12.99. № 212-ФЗ).

4. Гражданский кодекс РФ

В обществе уже отмечена неоценимая значимость принятия Гражданского Кодекса Российской Федерации (части первой и второй — 1994-1996 гг.) Отличительной чертой нового Гражданского Кодекса РФ, по сравнению  с ранее действующим гражданским  законодательством является то, что  в условиях динамического развития общества обеспечивается правовое регулирование  неимущественных отношений.

К таким  объектам относятся главным образом  жизнь и здоровье, достоинство  личности, личная неприкосновенность, личная и семейная тайна и еще  целый ряд принадлежащих гражданам  благ, общим признаком которых  является то, что пользоваться ими  может только тот, кто такими благами  обладает.

На сегодняшнем  этапе развития российского общества и медико-правовой науки на первый план относительно ответственности  врачей за профессиональные правонарушения выходит гражданско-правовая (имущественная) ответственность, которая для медицинских  учреждений является наиболее серьезным  последствием ненадлежащего оказания медицинской помощи.

Основная  цель гражданской ответственности  — возмещение ущерба (убытков), понесенных пациентом в результате повреждения  его здоровья в денежной форме, которые  включают в себя два элемента: реальный ущерб и упущенную выгоду.

Об ответственности  за вред, причиненный здоровью пациента, говорится в статье 15 (Возмещение убытков). Согласно пункту 1 статьи 15 лицо, право которого нарушено, может требовать  полного возмещения причиненных  ему убытков, если законом или  договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В п.3 статье 15 предусмотрено, что если лицо, нарушившее права, получило вследствие этого доходы, то возмещаемая потерпевшему упущенная  выгода, не может быть меньше этих доходов.

Наибольшее  значение для медицинской деятельности и определения оснований для  возникновения гражданско-правовой ответственности имеет 59 глава («Обязательства вследствие причинения вреда»), которая  содержит нормы, определяющие порядок  и основание возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, компенсацию морального вреда.

В статье 1068 (Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный  его работником) ГК РФ отмечено, что  ответственность за вред, причиненный  медицинским работником, несет медицинская  организация, в которой он работает и оказывалась медицинская помощь. Обязанность организации возместить вред, причиненный по вине его работников, наступает не только тогда, когда они являются постоянными работниками данного медицинского учреждения, но и когда вред причинен временными или внештатными работниками.

Как правило, пациент свои требования о возмещении вреда, связанного с ненадлежащим оказанием  медицинской услуги, сопровождает и  требованием о компенсации морального вреда. Положения ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» вслед за ст. 151 ГК РФ устанавливают, что пациент  вправе потребовать компенсации  ему морального вреда. Однако законодателем  тут же определены границы использования  данного права пациентом: моральный  вред подлежит компенсации только при  наличии вины причинителя — исполнителя медицинской услуги.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность врача (ч. 1 ст. 66; ч. 1 ст. 68 Основ) может заключаться  в необходимости возмещения материального  ущерба и компенсации морального вреда (ст. 151; ст. 1084-1086; ст. 1099-1101 ГК РФ) на основании генерального «деликта». Но она может возникать лишь в том случае, если не будет доказано, что врач действовал с согласия и по просьбе потерпевшего пациента (п. 3 ст. 1064 ГК РФ) или если врач докажет, что вред жизни и здоровья был причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ), или если врачом были предприняты все необходимые меры заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей (п. 1 ст. 401 ГК РФ).

Характер  физических и нравственных страданий  оценивается судом с учетом фактических  обстоятельств, при которых был  причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Заключение

В связи с тем, что специалистов, имеющих познания в области медицинского законодательства немного, мы полагаем, что ознакомление врачей с основными  положениями Российского законодательства по регулированию правоотношении в  области оказания медицинских услуг  поможет врачам в их повседневной работе. Ведь без знания правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую  деятельность, врач не может на должном  уровне выполнять свои профессиональные обязанности.

 

 

 

 


Информация о работе Ортопедическая стоматология