Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:27, реферат
В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и «Враждующих империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.
Китайская медицина постоянно учитывала прошлый человеческий опыт, свидетельствовавший о том, что благодаря разумному поведению можно избежать вредных воздействий окружающей среды. Так, например, в книге «Су-вэнь» содержится следующее предупреждение: «Когда пять инфекционных болезней достигают наибольшего распространения, можно легко подвергнуться заражению... человек должен избегать их ядовитого дыхания». В той же книге читаем в 1-й главе: «Находясь в состоянии слабости, избегай возбуждающего болезнь ветра». Китайцы уже давно знали о рекомендации врачей, регулярно полоскать рот после принятия пищи. Им рекомендовали чаще менять одежду, регулярно купаться и делать предохранительные прививки (например, против оспы). Большое значение придавалось также сохранению физической подвижности. Уже упоминавшийся нами врач Хуа-Туо разработал для этой цели специальные гимнастические упражнения, усовершенствованный вариант которых, известный под названием «Таи-жи-цюань», до настоящего времени пользуется популярностью во всем Китае.
Таким образом, и
в этом случае принимаются во внимание
оба полюса диалектических отношений
в системе «человек-окружающая среда».
Китайца приучали приспосабливаться
к природе, но ему разъясняли также
и необходимость повышения
Диалектическая диагностика в зависимости от синдромов и лечение
Диагностика в зависимости
от синдромов (Биень-чжэн) и связанное
с ней лечение являются особенностями
китайской медицины. Заболевание
анализируется с помощью
Особенность диалектической диагностики и терапии состоит в том, что в данном случае не применяется просто симптоматическое лечение, а с другой стороны, не требуется (как в современной западной медицине) полного опознания болезни, чтобы использовать затем для ее лечения одномерный целенаправленный метод. Китайская медицина исходит из того, что различным стадиям болезни соответствуют различные симптомы и что различные болезни могут иметь на разных стадиях схожие симптомы. Поэтому для свойственной китайской медицине терапии характерны два совершенно различных подхода:
1. Применение различных методов лечения одного и того же заболевания.
2. Применение одного и того же метода лечения при различных заболеваниях.
Синдромы, свойственные китайской диагностике («чжэн» из понятия «Биень-чжэн», означающий «симптом заболевания»), включают в основном следующие элементы:
1. Обобщенную оценку причины возникновения болезни.
2. Установление локализации болезни.
3. Характерные признаки болезни.
4. Оценку противоборства
между вызвавшим болезнь
Рассмотрим в
качестве примера дизентерию, для
которой характерно наличие различных
стадий течения и симптомов. Вначале
возникают боли в животе, сопровождающиеся
поносом с кровью и слизью. Позднее
при дальнейшем развитии болезни
могут возникнуть симптомы синдрома
ци-фэнь и синдрома фэнь крови, сопровождающиеся
попеременным жаром и ознобом
при малой или значительной влажности.
В данном случае китайская медицина
использует на различных стадиях
заболевания в зависимости от
симптоматики различные методы лечения.
Такой подход соответствует принципу
применения «при одной и той же
болезни различных методов
Другой пример. При воспалении почек (нефрит) с нарушением функции сердца могут возникнуть отеки, может появиться симптоматика учения ян согласно теории китайской медицины. В этом случае применяется терапия, включающая следующие элементы:
1. Согревание ян (Бэнь-ян)
2. Способствование процессу испарения (Хуа-ци)
3. Способствование выделению воды (Ли-шуй).
Эти три элемента
образуют единый метод лечения. Они
совместно воздействуют как на воспаление
почек, так и на ослабление сердца.
Таким образом, в данном случае два
различных болезненных
Теория китайской
медицины занимается физиологией человеческого
организма, его патологией (возникновение
заболеваний и их причины), методами
врачебного исследования, диалектической
диагностикой, терапией и профилактикой
заболеваний. и вопросам научно-теоретического
разграничения китайской
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЗАПАДНОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНОЙ
Прежде всего
следует указать на то общее, что
присуще традиционной китайской
и современной западной медицине.
В первую очередь необходимо подчеркнуть,
что теоретическая система
Кроме таких подтверждений
исторического характера, существуют
обстоятельства научно-теоретического
и практического порядка, указывающие
на то, что в основе традиционной
китайской и современной
1. Совпадение активных
точек, называемых у нас на
Западе точками акупунктуры (
2. Схожесть представлений
о физиологических связях
3. Тот факт, что
западная медицина содержит по
существу все диагностические
элементы, которые известны в
традиционной китайской
а) основательный осмотр пациента;
б) прослушивание внутренних шумов и исследование запахов тела;
в) беседа врача с пациентом;
г) пальпационное исследование, включая диагностику по данным исследования пульса.
В качестве причин более
разносторонней дифференциации методов
непосредственного обследования больного
в Древнем Китае следует
Дальнейшее сходство видно из сравнения основных глав западного учебника дифференциальной диагностики внутренних болезней с основными главами учебника традиционной китайской медицины, посвященными той же теме. Западная книга содержит в двадцати четырех главах следующие рубрики: анемии, геморрагический диатез, повышенная температура, одышка, нарушение сердечного ритма, цианоз, изменения ЭКГ, боли в груди, гипертония, гипотония, наличие затемнений в легких, увеличенные лимфатические узлы, боли в животе, диарея, запоры, желтушность, увеличение селезенки, наличие крови, белка, слизи в моче, отечность, боли в конечностях и в области позвоночника, параличи, потеря сознания, нарушения водного обмена. В китайском учебнике содержатся следующие тридцать три раздела: повышение температуры, озноб, потливость, головные боли, боли в груди, боли в подложечной области, боли в животе, боли в спине, боли в суставах, боли, связанные с возникновением грыжи, запоры, понос, задержка мочи, полиурия, головокружение, бессонница, жажда, отсутствие аппетита, чрезмерно повышенный аппетит, рвота, желтушность, отечность, кашель, астма, одышка, тонические и клонические судороги, рвота с кровью, кровохарканье, носовое кровотечение, кровоточивость десен, кровь в стуле и в моче, параличи и парестезия, сердцебиение.
При этом сравнении
бросается в глаза, что несколько
глав западного учебника связано
с применением современных
Общность и различия в историческом развитии
Если обратить взгляд
в глубь истории, то можно найти
еще большие параллели между
китайской и западной медициной.
Последняя вплоть до введения естественно-научной
методологии приблизительно двести
пятьдесят лет назад также
имела и в области теории феноменологический
характер, как и традиционная китайская
медицина. Древнеевропейская медицина
имеет поэтому некоторые