Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:27, реферат
В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и «Враждующих империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.
Различия между современной западной и традиционной китайской медициной в области теории познания и научной теории
Это было ясно понято в Китайской Народной Республике. Мао Цзэдун уже в 1928 году высказался в пользу соединения традиционной китайской медицины с современной западной. Два фактора привели его к такому выводу.
Диалектическое
мышление, которое, с одной стороны,
соответствует китайской
Специфическая ситуация,
характерная для политики в области
здравоохранения в 40-е, 50-е и 60-е
годы в Китае. В то время в Китае
ощущалась острая нехватка специалистов
западной медицины при наличии целой
армии врачей традиционной медицины
различной квалификации. Мы увидим
впоследствии, что Мао оказался прав
как в общественно-политическом
отношении, так и с теоретически-
Решающее различие
между современной западной и
древнекитайской медициной
Поскольку речь идет
в данном случае о явлениях, относящихся
к теории познания, необходимо прежде
всего остановиться на понятии «наука»:
«В отличие от неупорядоченного (опытового)
знания (эмпиризм) наука рассматривает
не просто явления, но также и причины
вещей. Она переходит аналитически
от целого к части, а синтетически
от части к целому; путем индукции
от опыта и наблюдений к понятиям,
заключениям и выводам, от частного,
особого к общему, а путем дедукции
от общего к частному, постоянно
проверяя одно другим. Научный прогресс
состоит в бесконечном
Возвратимся к традиционной
китайской медицине, которая пользуется
для познания медицинских закономерностей
всеми основными научными методами.
В обеих медицинах применяется
индуктивный и дедуктивный
1. Рассмотрение человеческого организма в качестве единого целого (Чжэн-ди).
2. Диагностика в
соответствии с синдромами с
учетом этой целостности (Бянь-
С рассмотрением человеческого организма как единого целого и с диалектикой связано то обстоятельство, что традиционная китайская медицина достигает менее точной объективизации результата исследования больного, чем современная западная медицина. Аристотель является автором положения, согласно которому целое представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его частей. В смысле современных естественных наук понятие целостности является гипотезой, которая не может быть доказана. В этом причина невозможности реализации с естественно-научных позиций медицины, оперирующей понятием целостности.
Несколько иначе обстоит дело в современной науке с диалектикой. Хотя западные естественные науки, а с ними и медицина, не применяют достаточно определенно диалектический принцип, но в исследовательской практике он находит широкое применение. Лучшая и наиболее точная проверка теории всегда достигается путем предположения ее противоположности, а это является диалектическим методом. Определенные отношения существуют также между диалектикой и введенным в научную дискуссию физиком Нильсом Бором понятием дополнятельности. Бор указал на то, что системы понятий всегда дают ограниченную, одностороннюю картину действительности, т.е. освещают лишь одну сторону, целое же исчерпывается только с введением противоположных систем понятий.
Наряду о целостностью рассмотрения и диалектическим подходом, с западной точки зрения китайская медицина имеет еще одну характерную особенность:
3. Использование
лишь качественных критериев
для оценки состояния
Как известно, современные естественные науки требуют наличия следующих условий, которым должна удовлетворять теория:
А. Точность
Б. Возможность проверки
В. Объективность
Г. Плодотворность.
Например, точность имеет место в том случае, когда теоретическая система обладает такими качествами, как однозначность, количественное выражение предмета исследования, логическая взаимосвязанность.
Эти три критерия
в значительной степени выполнены
теоретической медициной
Логическая взаимосвязь
также в значительной степени
отсутствует в системе
Тем не менее теоретическая
система китайской медицины оказывается
весьма богатой с точки зрения
ее плодотворности, создав незнакомую
современной западной медицине модель
мышления, которая обладает тем преимуществом,
что может опираться на более
чем двухтысячелетний практический
опыт. Теория может считаться плодотворной
в том случае, если она предлагает
единый принцип для большого многообразия
явлений, в особенности в том
случае, если с самого начала оставалась
скрытой связь различных
Свойственный китайской
медицине принцип подхода к
В этой связи следует
привести заключение известного английского
китаеведа Джозефа Нидхэма о
научности древнекитайского мышления:
«Китайские мыслители должны были потерпеть
фиаско в научном отношении, возможно,
потому, что относились с большим
недоверием к силе разума и логики.
Они познали относительность, сложность
и бесконечность Вселенной, стремясь
к миропониманию