Особенности системы здравоохранения Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:28, реферат

Описание работы

Основой государственной социальной политики является обеспечение приоритета сохранения и улучшения здоровья населения как важнейшей производительной силы общества, определяющей национальную безопасность страны и ее экономическое развитие.
По мнению ведущих специалистов в области здравоохранения, сегодня здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма и форму жизнедеятельности человека, которая обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность.

Файлы: 1 файл

Особенности системы здравоохранения Канады.docx

— 112.36 Кб (Скачать файл)

В 1966 году федеральный парламент принял законодательство, которое ввело Программу медицинского ухода и первоначально была достигнута договоренность, что федеральное правительство будет финансировать 50 процентов затрат в каждой провинции из своих общих доходов. С того времени федеральное правительство сократило выплаты провинциям, что привело к напряженности в предоставлении услуг, и в настоящее время раздаются призывы к федеральному правительству восстановить более высокий уровень поддержки. В 1984 году федеральное правительство приняло Акт о здравоохранении Канады, который позволил федеральному правительству удерживать выплаты в случае несоблюдения принципов Акта. Пять принципов заключаются в том, что услуги здравоохранения должны быть публичными и некоммерческими, всеохватывающими, универсальными, перемещаемыми (между провинциями) и доступными. Несмотря на некоторые проблемы, уровень общественной удовлетворенности существующей в настоящее время системой здравоохранения высок.

Финансирование система здравоохранения в Канаде

Канадская система здравоохранения имеет федеративное и провинциальное деление. Источниками финансирования здравоохранения являются провинциальные и федеральные налоги, получаемые с предприятий и частных лиц. Федеральное правительство распределяет из федерального бюджета средства на здравоохранение и другие социальные нужды между провинциями. Затем правительства провинций принимают решения о том, какой объем финансирования необходимо обеспечить в дополнение к федеральным средствам для покрытия предполагаемых расходов. В конце 90-х гг. прошлого века сумма расходов на одного жителя составляла порядка 1800 долл. в год.

Все расходы на здравоохранение в Канаде распределяются следующим образом: на содержание больниц направляется 34,2%, в другие медицинские учреждения 10%, на оплату услуг врачей-терапевтов 14,4%, на услуги других специалистов 8,8%, на лекарства 14,4%, на социальные службы 5%, остальные статьи расходов 13,2%. Около 70% всех расходов на здравоохранение финансируется за счет государства, из них около 30% за счет поступлений от налогов, выплачиваемых частными лицами. Дополнительная страховка, приобретаемая гражданами, покрывает расходы на отдельную палату, лекарства, стоматологию, стоимость очков и некоторые другие расходы. Некоторые расходы для пациентов государство оплачивает частично .

Все граждане Канады получают равную медицинскую помощь независимо от их финансового положения. Оплата гарантированных государством медицинских услуг производится из специальных государственных фондов, формирующих страховые резервы из провинциальных налоговых поступлений в рамках программы обязательного медицинского страхования. Проведение финансовых расчетов с медицинскими учреждениями и клиниками осуществляется на основании учета количества обращений и предоставления услуг пациентам с пластиковыми картами обязательного медицинского страхования (Health Card). Причем лица старше 65 лет получают специальную Health 65 Card, которая дает право на значительно большее количество льгот, чем обычная Health Card.

Как правило, программы медицинского страхования населения провинций обеспечивают бесплатное обслуживание в больницах, включая услуги врачей и медсестер (диагностику и лечение, а также хирургические операции). Косметология, а также уход за роженицами в предродовой, родовой и послеродовой периоды, питание пациентов в стационарах оплачиваются населением из собственных средств.

Стационарная медицинская помощь, включая затраты по пребыванию в госпитале и уходу, лабораторным исследованиям и рентгену, обеспечению лекарственными средствами и препаратами, использованию диагностических и операционных помещений, анестезиологического и физиотерапевтического оборудования, а также услуги неотложной медицинской помощи в случае травм и т. п. полностью покрываются за счет средств специальных государственных фондов. Этими фондами также производится частичное покрытие расходов на обращение к физиотерапевту или массажисту. Стоматологические услуги в Канаде отнесены к платным.

Страховые программы действуют во всех провинциях и на территориях Канады, за исключением Квебека, обеспечивая предоставление населению гарантированных медицинских услуг независимо от места нахождения.

В провинции Квебек, как исключение, нерезиденты провинции медицинские услуги оплачивают полностью, но произведенные затраты возмещаются застрахованному по возвращении в "свою" провинцию.

Получение качественных медицинских услуг при отсутствии государственной медицинской страховки достаточно дорого и практически недоступно для среднестатистического канадца.

Предоставление медицинских услуг

Несмотря на то, что трудно вывести один общий алгоритм в силу децентрализованного характера медицинского обслуживания в Канаде, в частности в отношении администрирования и предоставления медицинских услуг, стандартный маршрут пациента предполагает в первую очередь посещение семейного врача, который назначает схему дальнейшего базового лечения, если таковое необходимо. В большинстве провинций семейные врачи выполняют контролирующую функцию: они определяют, следует ли пациентам пройти лабораторно-диагностические исследования, выписывают рецептурные лекарственные средства и направления к специалистам. Вместе с тем за последние 10 лет министерства здравоохранения провинций возобновили попытки по реформированию сектора ПМСП (первая медицинская санитарная помощь). Многие из данных попыток реформирования направлены на осуществление перехода от традиционных центров ПМСП  к многопрофильным медицинским центрам, оказывающим медицинские услуги круглосуточно и без выходных (хотя развитие в данном направлении происходит медленно). В тех случаях, когда у пациента нет постоянного семейного врача или пациенту требуется помощь в нерабочие часы, в первую очередь необходимо обратиться в клиники, принимающие больных без предварительной

записи, или в отделения скорой медицинской помощи в больницах. Медицинские услуги по профилактике заболеваний, включая медицинский осмотр, может оказать семейный врач или управление общественного здравоохранения или данные услуги могут быть реализованы в рамках целевой программы медицинских осмотров. Правительства всех провинций и территорий проводят инициативы в области общественного здравоохранения и продвижения здорового образа жизни. Кроме того они также осуществляют надзор в сфере здравоохранения и обеспечивают ответные действия на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера. Агентство общественного здравоохранения Канады разрабатывает и регулирует программы поддержки общественного здравоохранения по всей Канаде, а ответственность за большую часть плановых мероприятий системы общественного здравоохранения и поддержание инфраструктуры возложены на правительства провинций и территорий. Практически всю краткосрочную помощь оказывают государственные или некоммерческие частные больницы, хотя отдельные специализированные амбулаторные и передовые лабораторно-диагностические услуги могут оказывать частные коммерческие клиники. Отделения скорой медицинской помощи представлены в большинстве больниц и состоят из бригад скорой медицинской помощи, оказывающих неотложную медицинскую помощь пострадавшим во время транспортировки в отделение скорой медицинской помощи. В отношении рецептурных лекарственных средств наблюдается следующее: правительство каждой провинции и территории действует в соответствии с перечнем рецептурных лекарственных средств, охватывающим рецептурные лекарственные средства для амбулаторного лечения отдельных категорий граждан (например, пожилого населения и льготных категорий граждан), а федеральное правительство обеспечивает охват льготными лекарственными средствами соответствующих категорий граждан, принадлежащих к коренным   народам и инуитам. Деятельность данных государственных страховщиков в значительной степени определяется оценкой технологий здравоохранения, в том числе использованием Общего обзора лекарственных средств (Common Drug Review (CDR)), разрабатываемого Канадским агентством лекарственных средств и медицинских технологий (Canadian  Agency for Drugs and Technologies in Health (CADTH)), для распределения лекарственных средств по соответствующим формулярам. Несмотря на создание Национальной стратегии в области лекарственных средств (National Pharmaceuticals Strategy) вслед за Планом действий по укреплению системы здравоохранения на 10 лет (10-Year Plan to Strengthen Health Care), принятым на совещании министров в 2004 году, мало было сделано для развития общеканадской  программы охвата населения лекарственными средствами на случай катастрофических  медицинских расходов.   Медицинские стандарты и услуги по оказанию реабилитационной и долговременной помощи, включая уход на дому и организацию помощи по месту жительства, паллиативную помощь и поддержку граждан, неформально осуществляющих уход на дому, в значительной степени различаются в зависимости от провинции и территории.

 До 1960-х годов охрана  психического здоровья преимущественно  осуществлялась в крупных психиатрических  лечебницах, находящихся в ведении  провинций. После децентрализации  лица, страдающие психическими заболеваниями, проходят диагностику и лечение  у психиатра на амбулаторной  основе, хотя пациенты могут проводить  какое-то время в психиатрических  палатах больниц. Семейные врачи  оказывают большую часть услуг  по охране психического здоровья  в рамках ПМСП. В отличие от  долговременной помощи и охраны  психического здоровья, большая  часть стоматологической помощи  в Канаде финансируется частным  сектором. Ввиду того, что критерием  доступности данного вида помощи  в основном выступает уровень  дохода, это приводит к наивысшему  неравенству в ее отношении. Дополнительная  и альтернативная медицина, за  редким исключением (например, мануальные  терапевты в отдельных провинциях), также финансируется и предоставляется частным сектором.

Правительство федерального уровня и правительства провинций и территорий разработали ряд целевых программ и служб, направленных на устранение неравенства в отношении показателей состояния здоровья коренных народов и исторически сложившейся проблемы оказания медицинской помощи в самых географически отдаленных сообществах Канады. Несмотря на то, что показатели здоровья коренных народов улучшились в послевоенный период, данные показатели по-прежнему значительно отстают от аналогичных показателей для  остального населения Канады.

Основные реформы здравоохранения

С момента опубликования последнего обзора «Система здравоохранения: время перемен» о Канаде в 2005 году значительных  реформ, касающихся общеканадской системы здравоохранения, отмечено не было. Вместе с тем отдельные министерства здравоохранения провинций и территорий сосредоточили усилия на проведение двух видов реформ:

  • во-первых, реформы, направленные на реорганизацию и улучшение регулирования региональных систем здравоохранения,
  • во-вторых, реформы, направленные на повышение качества, улучшение фактических сроков оказания медицинской помощи и опыта пациента в отношении ПМСП, краткосрочной и долговременной помощи.

Основная задача регионализации (т.е. внедрение региональных управлений здравоохранения, отвечающих за регулирование медицинского обслуживания в качестве покупателей или покупателей- поставщиков) состояла в получении преимуществ вертикальной интеграции посредством управления организациями и поставщиками в рамках широкого спектра медицинских услуг. Это в особенной степени касается улучшения взаимодействия медицинских учреждений по оказанию  лечебных услуг, находящихся «внизу» вертикали, с организациями «вверху», осуществляющими деятельность в таких областях, как общественное здравоохранение и профилактика заболеваний, равно как и с вмешательствами со стороны государства.

 За последние 10 лет в стране была отмечена тенденция к большей централизации(министерства здравоохранения провинций сократили число региональных управлений здравоохранения), вызванной экономией от масштаба и предоставлением медицинских услуг, равно как и сокращением расходов на инфраструктуру. На сегодня в двух провинциях, Альберте и Острове Принца Эдварда, представлены единые региональные управления здравоохранения, отвечающие за взаимодействие всех служб краткосрочной и долговременной помощи (за исключением ПМСП) в соответствующих областях. Преимущественно под воздействием инициатив по повышению качества медицинской помощи, предпринятых в США и Соединенном Королевстве, министерства здравоохранения провинций утвердили институты и механизмы по повышению качества и безопасности, а также улучшению сроков оказания плановой медицинской помощи и быстроты реагирования системы. В 6 провинциях были учреждены Советы по соблюдению стандартов качества оказываемой медицинской помощи, деятельность которых направлена на ускорение инициатив по повышению качества. В двух провинциях были введены инициативы по улучшению опыта пациента ,как со стороны самого пациента, так и со стороны лица, осуществляющего уход. Большинство министерств здравоохранения и региональных управлений здравоохранения также провели ряд мер, включающих отдельные аспекты оценки деятельности, с целью улучшения результатов и процессов. Неудовлетворенность пациентов в отношении длительного срока ожидания в отделениях скорой медицинской помощи больниц и отдельных видов плановой хирургии, таких как замена тазобедренного сустава, привела к тому, что во всех провинциях были предприняты усилия по улучшению регулирования и сокращению сроков ожидания плановой медицинской помощи. Напротив, на межправительственном уровне развитие носило весьма ограниченный характер после принятия министрами в 2004 году Плана действий по укреплению системы здравоохранения на 10 лет (10-Year Plan to Strengthen Health Care).

После утверждения данного Плана правительства провинций и территорий воспользовались дополнительными федеральными трансфертами для инвестирования в программы по сокращению сроков ожидания в приоритетных областях, возрождению реформ ПМСП и предоставлению дополнительного охвата службам, оказывающим уход на дому, которые могли бы выступить в качестве альтернативы стационарной помощи. Несмотря на то, что ряд правительств провинций и территорий ввел программы  охвата населения лекарственными редствами на случай катастрофических медицинских расходов для отдельных категорий граждан в пределах подведомственной территории, очень мало было достигнуто по вопросу создания общеканадского подхода в отношении охвата рецептурными лекарственными средствами и регулировании данного механизма.

Информация о работе Особенности системы здравоохранения Канады