Оздоровление традиционными методами: тибетская медицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время, так же как и сотни лет назад, вопрос о возникновении тибетской медицины остается открытым. Причиной этому послужили как религиозные, так и политические мотивы, которые как оказывается, имели немаловажное значение не только в современном обществе, но и в древности. Прискорбно наблюдать за тем, как вместо главной, единственно возможной цели любого врача – освобождения всех живых существ от страданий, на первый план выходят вопросы религии и политики, цвета шапки и принадлежности к определенной медицинской традиции.

Содержание работы

1. Истоки тибетской медицины………………………………………….. 3
2. Загадочная тибетская медицина………………………………………. 6
3. Ключевые понятия……………………………………………………... 8
4. Методы лечения основных болезней………………………………… 10
Список литературы

Файлы: 1 файл

тибеская медицина валеология.docx

— 43.25 Кб (Скачать файл)

 

Сибирский университет потребительской кооперации

Забайкальский институт предпринимательства

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

по дисциплине: Валеология

на тему: Оздоровление традиционными  методами: тибетская медицина.

 

 

 

 

Студентки: Васильевой А.К

СТ-09-009 4 курс

                    Проверила Дашиева Е.А

 

 

 

 

 

Чита 2013

 

Содержание

 

1.   Истоки тибетской медицины………………………………………….. 3

2.   Загадочная тибетская медицина………………………………………. 6

3.   Ключевые понятия……………………………………………………... 8

4.   Методы лечения основных болезней………………………………… 10

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Истоки тибетской  медицины

 

В настоящее время, так  же как и сотни лет назад, вопрос о возникновении тибетской медицины остается открытым. Причиной этому послужили как религиозные, так и политические мотивы, которые как оказывается, имели немаловажное значение не только в современном обществе, но и в древности. Прискорбно наблюдать за тем, как вместо главной, единственно возможной цели любого врача – освобождения всех живых существ от страданий, на первый план выходят вопросы религии и политики, цвета шапки и принадлежности к определенной медицинской традиции.

Среди современных авторов, изучающих историю возникновения  и развития тибетской медицины, существует две основные версии:

Первая, наиболее известная  и распространенная в настоящее  время, говорит о том, что тибетская  медицина возникла на основе китайской  и индийской медицины, когда в  шестом веке н.э. с приходом в Тибет  Буддизма, китайские и индийские  медицинские трактаты стали переводить на тибетский язык.

Вторая утверждает, что  истоки тибетской медицины происходят из древнего государства Шанг-шунг (само существование которого до недавнего времени отрицалось как тибетскими политиками, так и некоторыми «духовными» лидерами). Государственной религией Шанг-шунга, так же как и добуддийского Тибета, являлось Учение Юндрун Бон («Учение Свастики»). Извечное противостояние между традиционной тибетской религией Юндрун Бон и привезенного из Индии Буддизма и является тем самым камнем преткновения, о который спотыкаются все тибетские историки (и не только) в исследовании вопросов, касающихся истории возникновения тибетской медицины, астрологии, письменности, культуры и традиций.

Для прояснения данного вопроса (в надежде примирения двух сторон) хочется привести один немаловажный факт: в тибетском астрологической  трактате ХVII в. «Вайдурья Карпо» («Белый берилл»), составленным регентом пятого Далай-ламы Сангье Гьятцо, в главе 20-й говорится:

«Ради освобождения всех живых  существ от страданий, Будда Шакьямуни в стране Шанг-шунг воплотился в Будду Шенраба Мивоче, совершил двенадцать деяний, преподал «Девять ступеней (колесниц) Учения Бон», открыл «Божественные врата» для всех живых, закрыл «Врата смерти» и наставил всех живых существ на Путь Свастики».

Согласно бонским источникам, первый медицинский трактат был переведен на тибетский с языка шанг-шунг более 2000 лет назад, назывался он «Бум-ши» («Четыре собрания») позже, на основе которого в VIII в н.э. был составлен буддийский текст по тибетской медицине – «Чжуд-ши» («Четыре тантры»).

Таким образом, в настоящее  время в Тибете сохраняются и  практикуются две основные медицинские  традиции: 1) буддийская на основе трактата «Чжуд-ши» и 2) бонская, основанная на тексте « Бум-ши». Обе традиции мало чем отличаются друг от друга, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т.д.

Какую бы из двух основных версий о происхождении тибетской медицины мы не приняли (буддийскую или бонскую), главным, что объединяет и роднит эти две традиции, остается одно – цель об освобождении всех живых существ от страданий (вне зависимости от цвета шапки и религиозной ориентации).

Несомненно, что на протяжении сотен лет развития тибетской  медицины, происходили заимствования  из различных медицинских традиций: индийской, китайской, монгольской, персидской, многочисленные подтверждения чего мы можем найти в исторических трактатах любой из школ тибетского Буддизма.

Заимствования происходили  ни с целью развития одной, отдельно взятой традиции, а с целью изучения и использования как можно  большего количества методов лечения, избавляющих живых существ от страданий.

Согласно буддийской версии происхождения тибетской медицины, начиная с V в.н.э. из соседних Индии и Китая в Тибет начинают проникать первые буддийские миссионеры. В VII в.н.э. тибетский царь Сонцзан-гампо женится на китайской и непальской принцессах, вместе с которыми в Тибет приезжают медики, астрологи и философы, везущие с собой большое количество буддийской литературы. Начинается перевод текстов на тибетский. Индийский врач Бхаратраджа, китайский врач Хань Ванхан и персидский врач Галенос переводят на тибетский по одному трактату своих медицинских систем и создают из этого тибетский медицинский текст «Оружие бесстрашия». Персидский врач Галенос, имевший огромный опыт в проведении хирургических операций, положил начало целой линии медиков, благодаря своим трем сыновьям, которые занимались практикой в разных регионах Тибета.

В VIII в.н.э. тибетский врач Ютог Йонден Гонпо (Ютог-па старший) на основе медицинских источников создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который до настоящего момента является основным пособием по изучению тибетской медицины. Жизнь этого выдающегося врача требует отдельного внимания.

В возрасте трех лет Ютог-па заявил своему отцу Шунг-по Дорже , что умеет читать и писать, а также , что он помнит из прошлых жизней заученные наизусть многочисленные трактаты по медицине, астрологии и философии.

Когда он достиг десятилетнего  возраста, уже вся Лхаса знала  врача Ютог-пу. В 15 лет он излечил царя Тибета Трисондецена. Трисондецен пригласил в Тибет девять врачей из девяти стран, Ютог-па победил всех в диспуте и они попросили его стать их Учителем. В 25 лет Ютог-па совершает три путешествия в Индию, где он встречается с разными мудрецами и святыми отшельниками.

В 85 лет Ютог-па женится на 15-ти летней красавице Дорже Цзомо (которая считалась дакиней и являлась дочерью Хаягривы и Ваджраварахи). В 90 летнем возрасте у Ютог-пы рождается первый сын – Бумсен, а в 96 лет второй – Гаген. В 125 лет, вместе со своей женой Дорже Цзомо, Ютог-па реализует «Радужное тело» и отправляется в «Небесный город лекарств» Судуршана. Вся жизнь этого Великого Учителя и настоящего Практика

изобилует удивительными  событиями и сверхестественными деяниями, в тибетской традиции он по праву считается одним из воплощений Будды Врачевания.  

 

2. Загадочная тибетская  медицина

Тысячелетиями в юго-восточной  Азии формировалась тибетская система  медицины, представляющая собой свод информации о человеке и его организме, о здоровье, болезнях и лечении  этих болезней. И ныне эта живая  и актуальная 'мудрость веков' вызывает постоянный интерес сотен тысяч  людей во всем мире.

Тибетская медицина является древней медицинской системой, сформировавшейся примерно в VII веке н.э. в Центральной  Азии, в Тибете. На формирование и  последующее развитие тибетской  медицины оказали большое влияние  медицинские системы соседних с  Тибетом стран: Индии, Китая, Ирана.

В нашу страну тибетская  медицина пришла через Китай и  Монголию и в XIX веке была распространена в регионах с буддийским вероисповеданием: в Бурятии, Туве и Калмыкии. Узнали о ней и в европейской части  страны: в Санкт-Петербурге, благодаря  трудам П.А. Бадмаева, функционировали  тибетская поликлиника, где вели прием больных, и аптека, обеспечивавшая больных лекарственными средствами, приготовленными по тибетским рецептам.

В настоящее время в  библиотеках нашей страны, в Рукописном Фонде Бурятского научного центра, в библиотеках буддийских храмов-дацанов  хранится литература по тибетской медицине, которая лишь частично исследована  современными специалистами, большая  часть ее еще не изучена.

В России наиболее организованно  изучение тибетской медицины научными методами, и публикация книг по тибетской  медицине, проводилось научным центром  Академии наук в г. Улан-Удэ. В 1969 году в системе Академии наук СССР, в Бурятском филиале Сибирского отделения, был создан научно-исследовательский отдел биологически активных веществ индо-тибетской медицины с целью исследования различных аспектов тибетской медицинской системы.

Знания о тибетской  медицине содержатся в трактате "Джуд-Ши", записанном в 11-ом и переведенным в 17-ом веке. Повествование ведется от лица Будды Шакьямуни, вернее его "медицинского воплощения".

В "Джуд-Ши" большое внимание уделено профилактике и долголетию. Отдельные разделы посвящены сну, питанию и пище, причинам возникновения болезней, зачатию плода и беременности, наставлениям о половой жизни и правилам здоровой жизни вообще.

Завершается же "Джуд-Ши", главой о врачах и врачебной этике. Вот например: "Врачи должны хранить медицинские инструменты в такой же чистоте, как свою мысль и печать...".

Ключевые позиции тибетской  медицинской системы - представления  о трех системах регуляции состояния  организма, а также понятия о  тепле и холоде, горячих и холодных болезнях, остаются малопонятными, нерасшифрованными  с позиции науки сегодняшнего дня.

Без полного представления  о трех регулирующих системах организма  невозможно понять те логические связи, которые тибетская медицина проводит между системами регуляции организма  и конституцией человека. Вследствие этого невыясненными остаются механизмы  влияния на состояние организма  таких факторов среды, как климатические  особенности региона проживания, сезонов года, времени суток, образа жизни, характера питания, которые  заложены в тибетской системе.

Самыми распространенными и эффективными являются пульсодиагностика и анализ мочи. Опытный тибетский врач, может поставить правильный диагноз всего за несколько минут измерения пульса. Однако не следует думать, что диагноз определяется только лишь по частоте и силе пульса. Во время приема, врач внимательно осматривает пациента, получая массу информации о состоянии его здоровья даже при простом взгляде, по общему тонусу, состоянию кожи, глаз и другим признакам.

Согласно тибетской медицине, не может быть болезни какого-то только одного органа. Все процессы в человеческом организме взаимосвязаны  и любая болезнь служит проявлением  какого-либо дисбаланса в теле в  целом. Таким образом, лечение всегда проводится ко всему организму в  комплексе. По форме, это могут быть лекарственные препараты (только природные, как правило гомеопатические), беседы и наставления о правильном образе жизни и быта (ведь большинство болезней идет от головы), массаж.

В Лхасе, других тибетских  городах и Катманду, есть возможность  посетить врачей тибетской медицины, сделать диагностику по пульсу, получить рекомендации и при необходимости  лекарства.

Существуют курсы тибетской  медицины. Поскольку обучение базируется на личном опыте врача, обучение в  классическом варианте занимает годы. Для того, чтобы научится чему-то полезному лично для себя и друзей/родных, достаточно нескольких недель. Первые положительные результаты обучения, уже можно наблюдать у себя через считанные дни.

 

3. Ключевые понятия

 

Медицина Тибета - вещь загадочная, она хранит в себе мудрость веков, традиции и тысячелетний опыт Востока. Это не просто набор методик диагностики  и лечения, это целая наука  и, как говорят сами врачи, философия. В древние времена на путь врачевания вставали еще в юном возрасте. Для  служения на этом поприще отбирали самых талантливых детей из разных районов Тибета. Они обучались  в специальных школах (одна из самых известных - школа при монастыре в Лхасе). Жизнь в монастыре не обязывала к принятию монашеского сана, и многие целители покидали его стены для служения людям в 'мирской' жизни.

Целители Востока считают, что жизнь и здоровье зависят  от связи между душой и телом, разумом и внешним миром. Три  основные жизненные энергии - Слизь, Желчь, Ветер - сочетаются в каждом из нас и отвечают за здоровье ума, внутренних органов и кожи. Только гармония этих трех сил дарит здоровье. Тибетские  медики классифицируют людей, основываясь  на этом учении. Попробуйте узнать себя в одном из описаний этих психофизических  типов.

Люди, обладающие природой Ветра, обычно имеют сухощавое строение, небольшое тело, слегка сутулятся, кожа у них бледная и тонкая. Парадоксально, но 'ветры' не любят ветер и холод. Говорят они громко, спят чутко, на досуге любят петь и слушать музыку, смешливы. Большие сладкоежки, но не откажутся от горького, кислого и горячительного.

Желчь. Люди, относящиеся  к этому типу, с трудом переносят  жажду и голод, кожа и даже волосы у них с желтоватым оттенком, тело средних размеров. Они умны и горделивы. Кулинарные пристрастия: сладкая, горькая, терпкая и прохладная пища.

Слизь - крупные люди с 'тяжелой' костью, большими крепкими суставами  и белой кожей. Их по праву можно  назвать весельчаками, они легко  переносят холод, голод и жажду. Очень терпимы к порокам окружающих, в гневе сдержанны. Спят они крепко - 'пушкой не разбудишь'. Они не гурманы и в еде совсем неприхотливы.

Существуют как 'чистые' психофизиологические типы, так и их сочетания, всего  типов семь. Интересно, что в течение  жизни тип может меняться, полностью  или частично перетекая в другой.

По мнению тибетских лекарей, самая главная составляющая здоровья - правильное питание. Придерживайтесь  известного принципа - полезно все, если в меру. В философском трактате 'Чжуд-ши' сказано: 'Две четверти желудка наполняй пищей, одну четверть - питьем, а одну оставь для ветра'.

Задумайтесь не только о  количестве, но и о качестве пищи. Целители Тибета учат: если еда не соответствует  типу человека, возрасту, времени года, организм становится 'открытым' для  болезней.

Информация о работе Оздоровление традиционными методами: тибетская медицина