Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:19, контрольная работа
В настоящее время, так же как и сотни лет назад, вопрос о возникновении тибетской медицины остается открытым. Причиной этому послужили как религиозные, так и политические мотивы, которые как оказывается, имели немаловажное значение не только в современном обществе, но и в древности. Прискорбно наблюдать за тем, как вместо главной, единственно возможной цели любого врача – освобождения всех живых существ от страданий, на первый план выходят вопросы религии и политики, цвета шапки и принадлежности к определенной медицинской традиции.
1. Истоки тибетской медицины………………………………………….. 3
2. Загадочная тибетская медицина………………………………………. 6
3. Ключевые понятия……………………………………………………... 8
4. Методы лечения основных болезней………………………………… 10
Список литературы
Если вы 'ветер', вам просто противопоказано переедание, большое количество кофеина, свинина и, как ни странно, огурцы. 'Желчи' вредна горячая, острая, соленая пища в больших количествах: мясные продукты, перец, спиртные напитки - словом, все то, что создает чрезмерную теплоту. Недуги 'слизи' вызывают сладкие, холодные или маслянистые продукты: мучные изделия, баранина, свинина, апельсины, сахар, яблоки. Однако болезнь приходит к нам не только из-за лишнего съеденного куска мяса или выпитого бокала вина.
Страсть, гнев, зависть - вот что активизирует ветер, желчь и слизь и нарушает их равновесие. К болезням 'ветра' приводят жизнь, наполненная неумеренными желаниями, а также жесткие диеты, изнурительные физические тренировки, переохлаждение и стрессы. Уровень желчи повышается, когда ты испытываешь гнев, ненависть, зависть. Недаром говорят, что завистливые люди меньше живут. Противопоказаны 'желчи' сон в жаркое время днем, тяжелая работа в жару, ношение тяжестей, тяжелые физические нагрузки. Болезни 'слизи' выходят на первый план, если жизнь наполнена ленью. После еды не стоит ложиться на диван, лучше заняться чем-нибудь полезным, поскольку неподвижность после трапезы только усиливает количество слизи в организме.
4. Методы лечения основных болезней
Индо-тибетская медицина располагала своеобразными методами лечения, собственной системой теоретических взглядов и особыми философскими концепциями, впрочем, весьма подобными философским построениям врачевателей других государств древности. Содержание даже самых ранних индийских трактатов свидетельствует о весьма высоком уровне медицинских знаний в глубокой древности. Уже около 1 тысячелетия до н.э., когда большинство философских и научных школ Древней Индии достигли наивысшей ступени развития, в зените расцвета находилась и медицина. К примеру, медицинские знания нашли свое отражение в столь почитаемом на Востоке "Астрологическом календаре животных", имеющем огромное медицинское значение при диагностике заболеваний и определении индивидуальных особенностей пациентов. Важнейшая из естественных наук, медицина была поставлена на вполне рациональную основу. Главным принципом индо-тибетской медицины во все времена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому и любое заболевание рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства. Отношение врачевателей Древней Индии и Тибета к лечению выражалось следующим образом: только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Индо-тибетская медицина никогда не впадала в "узкий физиологизм", столь типичный для ряда лечебных школ античной Эллады и возродившийся во многих позднейших формах западной медицинской науки Нового Времени. Врач в Индии и Тибете обязан был досконально знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию и другие науки. Характерно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и далее, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие. Основы древней традиционной индо-тибетской медицины передавались от учителя к ученику в устной традиции. И лишь гораздо позднее опыт медицинской мысли был обобщен и записан под общим названием "Аюр-Веда", что в переводе с древнего индийского языка - санскрита - означает "Книга Жизни". В "Аюр-Веде" описываются свойства более чем 1000 лекарственных растений, приводятся самые разнообразные методы и приемы лечения - от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал, изучение которого свидетельствует о серьезных попытках древних индийских медиков осмыслить наблюдаемые ими явления, построить общую медицинскую теорию. Древние медики Индии и Тибета полагали, что в основе человеческого организма лежат три главных Первоэлемента, которыми и определяются все функции организма: Ветер - Вата, Желчь - Питта и Флегма - Капха. В Тибете и Индии эти Первоэлементы отождествляли соответственно с принципами Движения, Огня и Размягчения. Хотя физиологические концепции Древней Индии и Средневекового Тибета находились под влиянием, казалось бы, наивных представлений, это не помешало врачам на их основе разработать и апробировать множество важных и удивительно действенных диагностических и лечебных приемов. Заметим, что интерес к теориям и практике индо-тибетской медицины тем более естествен и обоснован потому, что, по утверждению видного специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, "...Аюр-Веда и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями".
"В стародавние
времена пустое пространство
было насыщено потенцией
Это строки из древнего тибетского трактата, объясняющего сотворение Вселенной человека. Пять элементов составляют как материальный, видимый мир, так и субтильный, невидимый. Тибетская медицина, анатомия, патология, фармация и фармакопея основаны на этой традиции, которая отражает физическое, психическое, эмоциональное и духовное бытие человека в окружающем мире. Взаимосвязь и только взаимосвязь! Когда человек заболевает, следует уяснить: болезнь и ее лечение имеют одну и ту же основу. Теория элементов и соответствий требует от читателя определенного внимания и сосредоточенности. Пять элементов - "дерево", "огонь", "земля", "ветер", "вода" - проявлены в теле человека согласно циклическому процессу роста или возбуждения ("мать - сын") и контролирующему циклу зависимости ("друг - враг").
Каждый элемент связан с 5 плотными и 6 полыми органами человека. "Земля" – селезёнка, желудок; "вода" - почки, мочевой пузырь, семенники, матка; "ветер" - легкие, "огонь" - сердце, тонкий кишечник; "дерево" - печень, желчный пузырь. Перечислим к тому же семь составляющих структуры человеческого организма: питательный сок, мышечная ткань, кровь, жир, кости, мозг. Питательный сок (желудочный) в течение суток образует кровь, которая формирует мышечную ткань; жир вырабатывает маслянистые вещества; кости защищают и поддерживают органы чувств. От внутреннего баланса этих составляющих зависит здоровье человека. Когда они пребывают в гармонии со вселенскими элементами, человек не болеет и нормально себя чувствует во внешнем мире. Каждый из нас уже рождается с определённым преобладанием того или иного элемента - это несколько напоминает античную теорию морфологических темпераментов. Тибетская медицина различает несколько человеческих типов. Вот основные из них: Люди "ветра" субтильны, сутулы, сухощавы, бледны, из еды предпочитают сладкое, горькое, горячительное; многоречивы, радуются пению и смеху, спорам, любят стрельбу, физиогномически похожи на лисиц или птиц; в жизни достигают немногого, небогаты, живут недолго.
Люди "огня" (желчи) интенсивно потеют и пахнут, плохо переносят жажду и холод, любят сладкую, острую, терпкую пишу; ростом невысоки, волосы и кожа у них желтоватого оттенка; обладают умом острым и высокомерным, в жизни достигают средних успехов, физиогномически напоминают тигра или обезьяну.
Люди "земли – воды" (слизи), напротив, сложены крепко, выносливы к переменам погоды, любят поесть вкусно и солидно, спят хорошо; нрав у них спокойный, веселый, к недостаткам других относятся снисходительно; физиогномически напоминают льва или буйвола; честолюбивы и любят верховодить. Подобные особенности бывают ярко выражены, но если человек "сопротивляется" своему типу, ведет несоответствующий образ жизни, баланс элементов нарушается, начинаются недомогания и болезни. Тибетская медицина изучает как здоровое тело и его строение, так и причины возникновения болезни. Каждый внутренний орган в системах "ветра", "желчи", "слизи" связан с целым рядом других органов, тканей тела и органов чувств. Слушая пульс пациента, учитывая все эти положения плюс сезонные изменения пульсации, врач ставит диагноз. Методы лечения и подбор лекарственных средств предписываются сугубо индивидуально. Обширный раздел тибетской фармакопии насчитывает великое множество прописей по составлению лекарств. В первую очередь, лекарственные средства составляются с учетом свойств растений - ведь композиция растений равным образом зависит от распределения и сочетаний первичных элементов. Прямые соответствия "шести вкусов" таковы: сладкий (земля - вода), кислый (земля -огонь), солёный (вода - огонь), горький (вода - ветер), острый (огонь - ветер), вяжущий (земля - ветер). Далее: при определении состава многокомпонентных лекарств качества элементов играют решающую роль. Земля: тяжёлая, устойчивая, мягкая, жирная, сухая, твёрдая, связанная - успокаивает ветер.
Вода: растворяющая, охлаждающая, тяжёлая, упругая, увлажняющая, смягчающая, связующая - успокаивает желчь. Огонь: согревающий, обостряющий, сушащий, лёгкий, подвижный, доводящий до созревания, придающий блеск - успокаивает слизь. Ветер: лёгкий, подвижный, холодный, поглощающий тепло, проникающий, колеблющий - успокаивает слизь и желчь. Влияние первичных элементов проявляется по-разному в разных климатических условиях.
Ветреная и холодная местность способствует развитию болезней "ветра"; сухость, жара стимулируют болезни "желчи" (огня); влажная, тучная почва помогает болезням "слизи" (земля - вода). Соответственно при болезнях "ветра" хорошо жить в тёплых местах и помещениях, окрашенных в тёплые и мягкие тона, почаще посещать приятные компании, лечиться сладкими, кислыми и солёными снадобьями. При болезнях "огня" (желчи) лучше пребывать в прохладном месте, в покое, на морском побережье, при рассеянном освещении, стараться подавлять гнев и агрессивность. Лекарства при таких болезнях рекомендуются сладкие, горькие, вяжущие. При болезнях "земли - воды" (слизи) необходимо побольше двигаться, совершать прогулки по лесу, при выборе местожительства отдавать предпочтение теплым, но не сырым местам. Лекарства надлежит выбирать горячего и легкого свойства, острого и кислого привкуса. Рекомендации даются соответственным образом. Например, камфара так характеризуется в текстах: "Вкус - вяжущий, слегка острый и горячий. Свойства - очень холодная. Сила - устраняет жар. Показания - применяется при всех категориях болезней жара. Например, при жаре лёгких, при хроническом жаре, при обширном жаре". Про мускатный орех пишут: "Обладает вкусом жгучим, природой - тёплой. Сила - подавляет "ветер", увеличивает тепло, устраняет болезни сердца. Применение - при всех заболеваниях, причиненных "ветром", при "ветре" сердца, при болях в сердце. Помогает также усвоению пищи".При составлении многокомпонентного лекарства учитываются все сочетания сущностных признаков каждого конкретного заболевания. В тибетской медицине в лекарственные средства иной раз входит несколько десятков компонентов. Такие средства обладают большим энергетическим воздействием и силой излечения. Тибетская медицина хорошо справляется с болезнями традиционными.
Однако технократическая
эпоха породила массу недугов, связанных
с нарушением экологии, большим содержанием
химических добавок в пище, нервными
стрессами и т.д. Но эти новые
болезни так же точно возникают
в результате дисбаланса первичных
элементов. Степень тяжести болезни
зависит от интенсивности и постоянства
этого дисбаланса. Незначительные заболевания
лечатся правильным питанием и соответствующим
образом жизни. При болезнях средней
тяжести назначают
Список литературы
1. Колмовский Н.И. «Тибетские рассказы» - 2000 г.
2. Мирошниченко Т.О., Соколов Е.Н. «Этот загадочный Тибет» Изд. «Москва» 1997 г.
3. Нестеров С.Л. «Тибетская медицина» Т 2., 1988 г.
4. Лобсанг Рампа «Доктор из Лхасы» 2002 г.
5. Энциклопедия традиционной медицины. – М., 2002.
Информация о работе Оздоровление традиционными методами: тибетская медицина