Педиатрия и гигиена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение объекта, предмета цели и задач основ педиатрии и гигиены;
изучение периода новорожденности и недоношенности.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть понятие педиатрия, гигиена, неонатальный период, недоношенность.
3. Описать связь дисциплины с другими науками.
4. Перечислить причины и признаки недоношенности.
5. Изучить возрастную периодизацию.
6. Анализ деятельности.

Файлы: 1 файл

гигиена.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

Введение

Одним из важнейших отличий  человека от животных является то, что  человек не только адаптируется к  самым разнообразным условиям среды, но и приспосабливает ее к себе, активно ее преобразуя. При этом человеку необходимо знать, что в окружающей среде, будь то естественная, неизмененная, или преобразованная им среда, полезно для организма, а что вредно, какие изменения среды благоприятны для здоровья и поддержания высокой работоспособности, а какие — нет. Изучением всех этих вопросов занимается наука, получившая название гигиены. Педиатрия- наука о ребенке. Она охватывает физиологию, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости.

При подготовки молодых специалистов важную роль играет изучение дисциплины «Основы педиатрии и гигиены». Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему  развитию ребенка.

Недостаточность внимания к созданию гигиенических условий физическому  воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой  различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий  по физической культуре детей требует  строгого соблюдения правил техники  безопасности и соответствовать  гигиеническим нормам, которые должны быть разработаны в каждом ОУ с  учетом его особенностей, и вместе с тем отвечать определенным требованиям.

Ответственность за вред, причиненный  ребенку во время его пребывания в ОУ однозначно несет администрация  и педагог по физической культуре.

Период новорожденности продолжается 4 недели, из которых первые 7 дней после рождения относятся к раннему неонатальному периоду. 

Неонатология - раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей первого месяца жизни.

Для оценки физического развития новорожденных используют статистические показатели основных параметров в зависимости  от гестационного возраста или перцентильные  оценочные таблицы.

Целью данной работы является изучение объекта, предмета цели и задач основ педиатрии и гигиены;

изучение периода новорожденности  и недоношенности.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу  по теме исследования.

2. Рассмотреть понятие педиатрия, гигиена, неонатальный период, недоношенность.

3. Описать связь дисциплины  с другими науками.

4. Перечислить причины  и признаки недоношенности.

5. Изучить возрастную периодизацию.

6. Анализ деятельности.

 

 

    1. Объект, предмет, цель и задачи дисциплины, ее связь с другими науками

Педиатрия- наука о ребенке. Она охватывает физиологию, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Особенно большое внимание современная педиатрия уделяет вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей и подростков.

Гигиена (от греч. hygieinos—здоровый) —область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению его жизни. Происхождение термина гигиена связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа.

Гигиена как наука изучает  влияние факторов внешней среды  на развитие и состояние здоровья детей разного возраста. При этом понимается не только материальная среда, окружающая ребенка, но и коллектив, в котором он находится, а так  же методы воспитания и обучения. Гигиена  разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в ОУ.

Основная особенность  детского организма заключается  в том, что он еще не достиг половой  зрелости и находится в процессе интенсивного развития. На разных возрастных этапах состояние организма ребенка  различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные гигиеной, учитывают  особенности каждого возрастного  этапа ребенка и меняются с  его ростом и развитием.

С момента появления на свет ребенок нуждается в гигиенической  организации окружающей его среды. Причем на первых порах его жизни  эту задачу гигиена делит с  педиатрией, которая также занимается созданием необходимых для ребенка условий (уход, вскармливание, физическое воспитание, одежда и т д.).

Внешняя среда представляет собой комплекс разнообразных факторов, которые по своей природе разделяют  на три группы:физические, химические и биологические. К физическим факторам среды относят температуру, влажность и движение воздуха; атмосферное давление и атмосферное электричество; солнечное излучение и др. К химическим факторам относят различные вещества, являющиеся основой окружающей среды (в составе воздуха, воды, почвы), или их примеси (например, в разных местностях в воде и воздухе могут содержаться различные химические соединения). К биологическим факторам среды относят в первую очередь патогенные микробы, вирусы, грибки.

По характеру воздействия  на организм человека факторы среды  также можно разделить на три  группы. Первая группа, безусловно, вредные  или даже губительные для здоровья факторы. К ним относят, например, возбудителей различных заболеваний, ядовитые вещества, пыль, содержащуюся во вдыхаемом воздухе, Вторая группа, безусловно, полезные факторы. Пример их—чистый, свежий воздух, богатый кислородом. Третья группа — факторы, которые могут быть и полезными, и вредными, в зависимости от того, как человек их использует. Например, солнечные лучи необходимы для нормального развития и жизнедеятельности организма, но при неумеренном загорании они приносят вред здоровью.

В процессе преобразования природы человеком появляются новые факторы, которые необходимо своевременно оценить в плане их влияния на здоровье и выработать соответствующие практические рекомендации. Как отмечают ученые-гигиенисты, нет ни одной местности и ни одной отрасли труда, в которых временно или постоянно не встречались бы факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье людей. И в каждом случае гигиена оценивает природу фактора, степень вредности (или пользы) его воздействия на органы или их системы, а также время, через которое может проявиться благоприятное или неблагоприятное действие фактора. Дело в том, что во многих случаях неблагоприятные факторы окружающей среды влияют на человека незаметно для него. Однако при длительном воздействии они постепенно ослабляют организм, уменьшают устойчивость человека к болезням, снижают его работоспособность. В конечном итоге человек преждевременно стареет и умирает. Поэтому без гигиены в настоящее время невозможно обойтись при решении любого вопроса развития народного хозяйства, обеспечения условий труда и быта людей. Гигиена вырабатывает и научно обосновывает конкретные рекомендации.

Цель  гигиены — создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма, для полного расцвета физических и духовных сил человека, для высокопроизводительного труда. Для этого необходимо, чтобы неблагоприятные факторы среды своевременно устранялись или же их действие максимально ослаблялось, а полезные факторы использовались с наибольшей полнотой и эффективностью.

Основными задачами современной  гигиены являются:

  • научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства;
  • обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;
  • охрана здоровья детей и подростков;
  • участие в разработке гигиенических основ рационального питания;
  • санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Объект педиатрии  и гигиены- это дети от рождения и до наступления половой зрелости.

В соответствии с задачами, которые ставятся перед педиатрией и гигиеной, предметом их изучения являются:

  • особенности детей разных возрастов;
  • здоровье и физическое развитие детей;
  • профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах;
  • гигиена нервной системы и отдельных органов: рациональный режим жизни детей разных возрастных групп (организация сна, игр, занятий), гигиена органов зрения, дыхания, пищеварения и т. д..
  • физическое воспитание: укрепление костно- мышечной системы, гигиеническая организация физкультурных занятий, утренней гимнастики, воспитание правильной осанки и закаливание организма;
  • гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей: разработка норм питания, организация питания в различных детских коллективах, гигиенические требования к продуктам питания и пищевому блоку;
  • гигиеническое воспитание детей: просвещение родителей и персонала, медицинское обслуживание в ОУ;
  • гигиена окружающей среды: естественный и искусственный климат, планировка, строительство, санитарное благоустройство и оборудование в ОУ, предметы детского обихода.

Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения  трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным  влияниям окружающей среды.  

Научной основой гигиены  служит разработка гигиенических нормативов—предельно допустимых концентраций и уровней, ориентировочных безопасных уровней воздействия (ПДК, ПДУ, ОБУВ и др.) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, одежды и обуви с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни.

Гигиена детей и подростков изучает влияние факторов окружающей среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования и нормативы к окружающей ребенка среде с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.

 

    1. Связь педиатрии и гигиены с другими науками

Педиатрия и гигиена тесно  связаны и в своих исследованиях  опираются на опыт и достижения биологии, медицины, педагогики, психологии и  других наук. Возрастная физиология и  возрастная морфология человека служат естественно- научной основой педиатрии  и гигиены. В частности, знания возрастной физиологии, законы высшей нервной  деятельности позволяют правильно  подойти к разработке всех вопросов гигиены воспитательно- образовательного процесса детей разных возрастных групп.

Гигиена изучает влияние  разнообразных факторов внешней  среды на характер реакций организма, что можно сделать, только применяя физиологические методы исследования.

Разрабатывая профилактические мероприятия педиатрия и гигиена  опираются на данные других наук: эпидемиологии, офтальмологии, отоларингологии и  пр. используя эти данные, педиатрия  и гигиена создают благоприятные  условия для развития детей, перенесших острые инфекции, страдающих функциональными  отклонениями или хроническими заболеваниями.

В решении рядя гигиенических  вопросов планировки, строительства  и благоустройства ОУ, внешнего и  внутреннего их оформления гигиена  руководствуется основными положениями  архитектуры и строительства.

 

    1. Роль дисциплины в подготовке бакалавра физической культуры

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым  непосредственным образом связано  со здоровьем человека. Фундамент  здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться  дети, какие полезные привычки они  приобретут. Поэтому в подготовке бакалавра по физической культуре огромную роль играет изучение дисциплины «Основы педиатрии и гигиены». Физическая культура и спорт - эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Программа воспитания в ОУ предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.

 Основной задачей физического  воспитания является сохранение  и укрепление здоровья детей,  которое содействует всестороннему  развитию ребенка.

Молодые специалисты, окончившие ВУЗы страны должны хорошо знать основы личной и общественной гигиены и  умело применять их на занятиях.

Гигиена Физической культуры и спорта выделяет разделы: личная гигиена, закаливание, гигиена жилища, гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятия физическими упражнениями, вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения физической работоспособности.

Очень важно соблюдать и правила  личной гигиены на занятиях физической культуры: тщательно следить за чистотой нижнего белья, верхней и спортивной одежды. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не слишком теплой, не стеснять движения. Ее размеры и покрой не должны стеснять дыхание и кровообращение. По этой же причине не должны быть тугими воротники, пояса и манжеты. Так же одежда должна соответствовать погоде и месту занятия.

Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные  травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий  по физической культуре детей требует  строгого соблюдения правил техники  безопасности, которые должны быть разработаны в каждом ОУ с учетом его особенностей, и вместе с тем отвечать определенным требованиям.

Ответственность за вред, причиненный  ребенку во время его пребывания в ОУ однозначно несет администрация и педагог по физической культуре. Прежде всего, необходимо отметить, что согласно Положениям в ОУ о работники этих заведений несут ответственность за сохранение жизни, физического и психического здоровья своих воспитанников в соответствии с действующим законодательством. То есть педагог просто обязан соблюдать все правила гигиенической организации физкультурных занятий и предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью. Причем в этом случае имеются в виду любые действия - как самого ребенка, так и персонала, а также сверстников воспитанника. Если же педагог не смог соблюсти все гигиенические требования к организации физических занятий, то он несет ответственность за все последствия, которые могут произойти на занятии.

2.1. Период новорожденности:  особенности раннего и позднего  неонатального периода

Период новорожденности продолжается 4 недели, из которых первые 7 дней после рождения относятся к раннему неонатальному периоду. 

Неонатология - раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей первого месяца жизни.

Информация о работе Педиатрия и гигиена