Педиатрия и гигиена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение объекта, предмета цели и задач основ педиатрии и гигиены;
изучение периода новорожденности и недоношенности.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть понятие педиатрия, гигиена, неонатальный период, недоношенность.
3. Описать связь дисциплины с другими науками.
4. Перечислить причины и признаки недоношенности.
5. Изучить возрастную периодизацию.
6. Анализ деятельности.

Файлы: 1 файл

гигиена.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

С момента рождения и перевязки  пуповины прекращается лишь одна, пуповинная связь матери с ребенком, начинается дальнейшее развитие его в неонатальном периоде, который продолжается 28 дней. Он делится на ранний (первые 168 часов  жизни) и поздний неонатальный период. Функциональное состояние ребенка  в первые минуты и часы жизни характеризуется  реакциями адаптации органов  и систем к новым - внеутробным  условиям. Адаптационные особенности  функциональных систем плода и новорожденного зависят от организма матери, течения  беременности и родов.

Период  новорожденности, или неонатальный, начинается с момента рождения ребенка, первого вдоха и перевязки  пуповины. Первые минуты и дни жизни  характеризуются реакциями адаптации  систем и органов к новым условиям окружающей среды. Адаптация ребенка  протекает благополучно при продолжающейся тесной физической, иммунобиологической  и психоэмоциональной связи с  мамой.

Время пережатия пуповины небезразлично  для ребенка. За счет дополнительного  плацентарного объема крови происходит адаптация легочно-сердечной системы, и повышаются запасы железа в организме. В то же время поздняя перевязка  пуповины приводит к гиперволемии, гипербилирубинемии и влияет на развитие полового криза. У преждевременно рожденных  детей немедленная перевязка  пуповины создает дефицит объема циркулирующей крови, риск развития синдрома дыхательных расстройств и болезни гиалиновых мембран.

У доношенных детей целесообразно  пережимать пуповину через 1-1,5 минуты после рождения, у недоношенных - через 1,5-2 минуты, т.е. после первого  вдоха.

Пережатие пуповины и выключение плацентарного  кровотока приводит к перестройке  кровообращения у ребенка: повышению  давления в большом круге кровообращения. С началом самостоятельного дыхания  кровоток через легкие увеличивается  в 5-10 раз по сравнению с внутриутробным периодом. Соответственно увеличивается  возврат крови в левое предсердие, где, как и в аорте, повышается давление. Высокое давление в левой  половине сердца способствует захлопыванию заслонки овального окна (за несколько  часов). Закрытие артериального (боталлова) протока происходит вследствие сужения  его просвета. Шунтирование крови  слева направо (из аорты в легочную артерию) может сохраняться до 4 дней жизни и клинически проявляться  шумом.

Легкие  плода заполнены жидкостью, которая  продуцируется клетками дыхательного эпителия. С момента развития родовой  деятельности начинается подготовка к  расправлению легких: происходит механическое сдавливание грудной клетки и  вытеснение фетальной жидкости. Под  воздействием первого вдоха и  рефлекторного сокращения дыхательных  мышц (в большей степени диафрагмы) в грудной клетке создается отрицательное  давление, способствующее засасыванию  атмосферного воздуха в дыхательные  пути. В механизме расправления легких большое значение имеет сосудистый компонент. Заполнение кровью легочных сосудов приводит к медленному расширению мелких ветвей легочной артерии и  заканчивается к 4-5 дням жизни.

Сурфактантная система, выстилающая эпителий бронхов и бронхиол, изменяет в них силу поверхностного натяжения во время вдоха и выдоха. Эта саморегулирующая многокомпонентная система, в которой большое значение имеют дисдилимеры, отличающиеся высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот, играет особую роль в расправлении и остаточной функциональной емкости легких.

В первую неделю жизни у новорожденного частота дыхания колеблется от 30 до 60 в минуту и зависит от функционального  состояния органов и систем и  особенностей метаболизма.

В первую неделю жизни выявляется физиологический  ацидоз и снижение напряжения кислорода  в крови, изменяются глюкоза и  липиды крови. В качестве источников энергии в этот момент используются высокие концентрации неэстерифицированных жирных кислот. Метаболические процессы в жировой ткани протекают  активно.

 

 

 

2.2. Понятие «недоношенность». Причины и признаки недоношенности

Для оценки физического развития новорожденных  используют статистические показатели основных параметров в зависимости  от гестационного возраста или перцентильные  оценочные таблицы. Параметры физического  развития новорожденных зависят  от параметра и возраста его родителей, особенностей питания, условий жизни  и порядкового номера беременности у женщины. Имеет значение характеристика пропорциональности телосложения и  питания новорожденных.

Доношенный новорожденный - ребенок, родившийся при сроке беременности 37-42 недели. У доношенного новорожденного из-за превалирующего развития мозга голова составляет 1/4 часть тела. Особое значение имеет определение окружности головы при рождении (и в динамике) массы тела, а так же ее формы. К вариантам нормальной формы относят следующие: долихоцефалическая - вытянутая в передне-заднем направлении, брахиоцефалическая - в поперечном, и башенный череп. Кости черепа податливы, могут заходить друг на друга по сагитальному и венечному швам. Особенности отражены в таблице зрелости.

К переношеннм новорожденным относят детей, родившихся после 294 дней или42 недель гестации. Частота рождения таких детей от 8 до 12%. У детей наблюдают клинические признаки трофических нарушений: снижение тургора кожи, истончение подкожно-жирового слоя, десквамация, сухость и шелушение кожи, отсутствие смазки, плотные кости черепа, нередко с закрытыми швами.

К недоношенным относят  детей, родившихся до истечения 37 нед беременности и имеющих массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см. Антропометрические показатели вследствие их значительной индивидуальной вариабельности могут быть отнесены к условным критериям недоношенности, так как многие доношенные дети рождаются с массой тела менее 2500 г, в то же время недоношенный ребенок может иметь массу более 2500 г.

Условно выделяют 4 степени недоношенности по массе тела:

I - 2001-2500 г,

II - 1501-2000 г,

III -1001-1500 г,

IV - менее 1000 г. С 1974 г. ВОЗ предложила  считать жизнеспособными детей,  родившихся с массой тела более  500 г при сроке беременности  не менее 22 нед.

Наиболее  часто преждевременные роды обусловлены  заболеваниями матери (хроническая  соматическая патология: заболевания  почек, сердечно-сосудистой системы, эндокринные  нарушения; острые инфекционные заболевания; гинекологическая патология); осложнениями беременности (особенно поздний токсикоз); отягощением акушерского анамнеза предшествующими абортами и выкидышами (истмико-цервикальная недостаточность); травмами (в том числе психическими) и интоксикацией (курение, алкоголь); иммунологической несовместимостью в  системе мать--плод (резус-конфликт и групповой конфликт). Имеет значение также слишком юный (до 18 лет) и  пожилой (старше 30 лет) возраст матери; влияние возраста и состояние  здоровья отца менее выражено.

Со  стороны плода причинами недонашивания  могуг быть генетические заболевания (в том числе хромосомная патология) и внутриутробные инфекции. В последние  годы особое значение приобрели социально-экономические причины недонашивания (производственные вредности, внебрачные роды, ухудшение экологической обстановки.)

Анатомо-физиологические особенности  недоношенных детей

Недоношенные  дети имеют своеобразное телосложение - относительно большая голова с преобладанием мозгового черепа, иногда - открытые черепные швы, малый и боковой роднички, низкое расположение пупочного кольца; слабое развитие подкожной жировой клетчатки.

Для недоношенных характерно обильное пушковое оволосение (лануго), при значительной степени недоношенности - недоразвитие ногтей. Кости черепа податливы вследствие недостаточной минерализации, ушные раковины мягкие. У мальчиков яички не опущены в мошонку (у крайне незрелых детей мошонка вообще недоразвита); у девочек половая щель зияет вследствие недоразвития половых губ и относительной гипертрофии клитора. На основании внешнего осмотра ребенка можно сделать заключение о степени недоношенности (гестационном возрасте) по совокупности морфологических критериев, для чего разработаны оценочные таблицы этих признаков в баллах. Для нервной системы недоношенных детей характерны слабость и быстрое угасание физиологических рефлексов (у глубоко-недоношенных, включая сосательный и глотательный); замедленная реакция на раздражения; несовершенство терморегуляции; мышечная гипотония. Морфология мозга недоношенного ребенка характеризуется сглаженностью борозд, слабой дифференцировкой серого и белого вещества, неполной миелинизацией нервных волокон и проводящих путей.

Реакции недоношенных детей на различные  раздражения отличаются генерализованностью, слабостью активного торможения, иррадиацией процесса возбуждения. Незрелость коры обусловливает преобладание подкорковой деятельности: движения хаотичны, могут отмечаться вздрагивания, тремор рук, клонус стоп.

Вследствие  незрелости терморегуляционных механизмов недоношенные дети легко охлаждаются (сниженная теплопродукция и повышенная теплоотдача), у них нет адекватного  повышения температуры тела на инфекционный процесс и они легко перегреваются  в инкубаторах. Перегреванию способствует недоразвитие потовых желез.

Система органов дыхания у недоношенного  ребенка так же, как и нервная  система, характеризуется незрелостью (предрасполагающий фон для патологии). Верхние дыхательные пути у недоношенных узкие, диафрагма расположена относительно высоко, грудная клетка податлива, ребра  расположены перпендикулярно к  грудине, у глубоконедоношенных  детей грудина западает. Дыхание  поверхностное, ослабленное, частота 40--54 в минуту, объем дыхания по сравнению  с доношенными детьми снижен. Ритм дыхания нерегулярный, с периодическими апноэ.

Сердечно-сосудистая система недоношенного ребенка  по сравнению с другими функциональными  системами является относительно зрелой, так как закладывается на ранних стадиях онтогенеза. Несмотря на это, пульс у недоношенных детей очень  лабилен, cлабого наполнения, частота 120--160 в минуту. Для наиболее незрелых детей характерен ритмический рисунок  пульса типа эмбриокардии.

 

 

 

Заключение

Обобщая все полученные данные можно сделать вывод, что педиатрия  и гигиена как наука изучает  влияние факторов внешней среды  на развитие и состояние здоровья детей разного возраста. При этом понимается не только материальная среда, окружающая ребенка, но и коллектив, в котором он находится, а так  же методы воспитания и обучения. Гигиена  разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в ОУ.

Рассмотрели связь гигиены  и педиатрии с другими науками  и пришли к выводу, что данная дисциплина связана с большим  рядом наук, таких как:  биология, медицина, педагогика, психология, возрастная физиология, эпидемиология, офтальмология, отоларингология и пр.

Рассмотрели, какую роль играет изучение дисциплины «Основы педиатрии и гигиены» при подготовки бакалавров по физической культуре.

Рассмотрели понятие новорожденность, неонатальный период, недоношенность. Перечислили причины и признаки недоношенности.

 

Список литературы

1. Коробков А. В., Боловин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание- М.: Высш. школа, 1983.Сергеевой К.М., Сергеевой О.К., Москвичева О.К.,

2.  Общая гигиена, под ред. Г.И. Румянцева, М.П. Воронцова, М., 1990.

3. Смирновой Н.Н.. Педиатрия: пособие для врачей и студентов К.М.- СПб: Питер, 2004 - 258с.

4. Чабовская А. П. и др. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб для студентов по спец. 2110 «Педагогика и психология». М.: Просвещение, 1987- 272 с.

 

 


Информация о работе Педиатрия и гигиена