Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:45, реферат
Целью данной работы является изучение объекта, предмета цели и задач основ педиатрии и гигиены;
изучение периода новорожденности и недоношенности.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть понятие педиатрия, гигиена, неонатальный период, недоношенность.
3. Описать связь дисциплины с другими науками.
4. Перечислить причины и признаки недоношенности.
5. Изучить возрастную периодизацию.
6. Анализ деятельности.
С момента рождения и перевязки пуповины прекращается лишь одна, пуповинная связь матери с ребенком, начинается дальнейшее развитие его в неонатальном периоде, который продолжается 28 дней. Он делится на ранний (первые 168 часов жизни) и поздний неонатальный период. Функциональное состояние ребенка в первые минуты и часы жизни характеризуется реакциями адаптации органов и систем к новым - внеутробным условиям. Адаптационные особенности функциональных систем плода и новорожденного зависят от организма матери, течения беременности и родов.
Период
новорожденности, или неонатальный,
начинается с момента рождения ребенка,
первого вдоха и перевязки
пуповины. Первые минуты и дни жизни
характеризуются реакциями
Время
пережатия пуповины небезразлично
для ребенка. За счет дополнительного
плацентарного объема крови происходит
адаптация легочно-сердечной
У доношенных детей целесообразно пережимать пуповину через 1-1,5 минуты после рождения, у недоношенных - через 1,5-2 минуты, т.е. после первого вдоха.
Пережатие
пуповины и выключение плацентарного
кровотока приводит к перестройке
кровообращения у ребенка: повышению
давления в большом круге
Легкие плода заполнены жидкостью, которая продуцируется клетками дыхательного эпителия. С момента развития родовой деятельности начинается подготовка к расправлению легких: происходит механическое сдавливание грудной клетки и вытеснение фетальной жидкости. Под воздействием первого вдоха и рефлекторного сокращения дыхательных мышц (в большей степени диафрагмы) в грудной клетке создается отрицательное давление, способствующее засасыванию атмосферного воздуха в дыхательные пути. В механизме расправления легких большое значение имеет сосудистый компонент. Заполнение кровью легочных сосудов приводит к медленному расширению мелких ветвей легочной артерии и заканчивается к 4-5 дням жизни.
Сурфактантная система, выстилающая эпителий бронхов и бронхиол, изменяет в них силу поверхностного натяжения во время вдоха и выдоха. Эта саморегулирующая многокомпонентная система, в которой большое значение имеют дисдилимеры, отличающиеся высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот, играет особую роль в расправлении и остаточной функциональной емкости легких.
В первую неделю жизни у новорожденного частота дыхания колеблется от 30 до 60 в минуту и зависит от функционального состояния органов и систем и особенностей метаболизма.
В первую неделю жизни выявляется физиологический ацидоз и снижение напряжения кислорода в крови, изменяются глюкоза и липиды крови. В качестве источников энергии в этот момент используются высокие концентрации неэстерифицированных жирных кислот. Метаболические процессы в жировой ткани протекают активно.
2.2. Понятие «недоношенность».
Причины и признаки
Для оценки физического развития новорожденных используют статистические показатели основных параметров в зависимости от гестационного возраста или перцентильные оценочные таблицы. Параметры физического развития новорожденных зависят от параметра и возраста его родителей, особенностей питания, условий жизни и порядкового номера беременности у женщины. Имеет значение характеристика пропорциональности телосложения и питания новорожденных.
Доношенный новорожденный - ребенок, родившийся при сроке беременности 37-42 недели. У доношенного новорожденного из-за превалирующего развития мозга голова составляет 1/4 часть тела. Особое значение имеет определение окружности головы при рождении (и в динамике) массы тела, а так же ее формы. К вариантам нормальной формы относят следующие: долихоцефалическая - вытянутая в передне-заднем направлении, брахиоцефалическая - в поперечном, и башенный череп. Кости черепа податливы, могут заходить друг на друга по сагитальному и венечному швам. Особенности отражены в таблице зрелости.
К переношеннм новорожденным относят детей, родившихся после 294 дней или42 недель гестации. Частота рождения таких детей от 8 до 12%. У детей наблюдают клинические признаки трофических нарушений: снижение тургора кожи, истончение подкожно-жирового слоя, десквамация, сухость и шелушение кожи, отсутствие смазки, плотные кости черепа, нередко с закрытыми швами.
К недоношенным относят детей, родившихся до истечения 37 нед беременности и имеющих массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см. Антропометрические показатели вследствие их значительной индивидуальной вариабельности могут быть отнесены к условным критериям недоношенности, так как многие доношенные дети рождаются с массой тела менее 2500 г, в то же время недоношенный ребенок может иметь массу более 2500 г.
Условно выделяют 4 степени недоношенности по массе тела:
I - 2001-2500 г,
II - 1501-2000 г,
III -1001-1500 г,
IV
- менее 1000 г. С 1974 г. ВОЗ предложила
считать жизнеспособными детей,
Наиболее
часто преждевременные роды обусловлены
заболеваниями матери (хроническая
соматическая патология: заболевания
почек, сердечно-сосудистой системы, эндокринные
нарушения; острые инфекционные заболевания;
гинекологическая патология); осложнениями
беременности (особенно поздний токсикоз);
отягощением акушерского
Со
стороны плода причинами
Анатомо-физиологические
Недоношенные дети имеют своеобразное телосложение - относительно большая голова с преобладанием мозгового черепа, иногда - открытые черепные швы, малый и боковой роднички, низкое расположение пупочного кольца; слабое развитие подкожной жировой клетчатки.
Для недоношенных характерно обильное пушковое оволосение (лануго), при значительной степени недоношенности - недоразвитие ногтей. Кости черепа податливы вследствие недостаточной минерализации, ушные раковины мягкие. У мальчиков яички не опущены в мошонку (у крайне незрелых детей мошонка вообще недоразвита); у девочек половая щель зияет вследствие недоразвития половых губ и относительной гипертрофии клитора. На основании внешнего осмотра ребенка можно сделать заключение о степени недоношенности (гестационном возрасте) по совокупности морфологических критериев, для чего разработаны оценочные таблицы этих признаков в баллах. Для нервной системы недоношенных детей характерны слабость и быстрое угасание физиологических рефлексов (у глубоко-недоношенных, включая сосательный и глотательный); замедленная реакция на раздражения; несовершенство терморегуляции; мышечная гипотония. Морфология мозга недоношенного ребенка характеризуется сглаженностью борозд, слабой дифференцировкой серого и белого вещества, неполной миелинизацией нервных волокон и проводящих путей.
Реакции
недоношенных детей на различные
раздражения отличаются генерализованностью,
слабостью активного
Вследствие
незрелости терморегуляционных механизмов
недоношенные дети легко охлаждаются
(сниженная теплопродукция и повышенная
теплоотдача), у них нет адекватного
повышения температуры тела на инфекционный
процесс и они легко
Система
органов дыхания у
Сердечно-сосудистая
система недоношенного ребенка
по сравнению с другими
Заключение
Обобщая все полученные данные можно сделать вывод, что педиатрия и гигиена как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей разного возраста. При этом понимается не только материальная среда, окружающая ребенка, но и коллектив, в котором он находится, а так же методы воспитания и обучения. Гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в ОУ.
Рассмотрели связь гигиены и педиатрии с другими науками и пришли к выводу, что данная дисциплина связана с большим рядом наук, таких как: биология, медицина, педагогика, психология, возрастная физиология, эпидемиология, офтальмология, отоларингология и пр.
Рассмотрели, какую роль играет изучение дисциплины «Основы педиатрии и гигиены» при подготовки бакалавров по физической культуре.
Рассмотрели понятие новорожденность, неонатальный период, недоношенность. Перечислили причины и признаки недоношенности.
Список литературы
1. Коробков А. В., Боловин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание- М.: Высш. школа, 1983.Сергеевой К.М., Сергеевой О.К., Москвичева О.К.,
2. Общая гигиена, под ред. Г.И. Румянцева, М.П. Воронцова, М., 1990.
3. Смирновой Н.Н.. Педиатрия: пособие для врачей и студентов К.М.- СПб: Питер, 2004 - 258с.
4. Чабовская А. П. и др. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб для студентов по спец. 2110 «Педагогика и психология». М.: Просвещение, 1987- 272 с.