Педиатрия как наука про здорового ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:59, доклад

Описание работы

Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка; осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.

Файлы: 1 файл

Педиатрия как наука про здорового ребёнка.docx

— 26.25 Кб (Скачать файл)

Педиатрия как наука про  здорового ребёнка 

Педиатрия – дословно из двух греческих слов (paidos - ребенок и iatreia – лечение) Включает в себя вопросы: анатомии, физиологии, гигиены детей, вскармливания и все болезни детского возраста с их профилактикой.

Поликлиническая педиатрия

1. Структура и организация  работы педиатрического отделения

Педиатрическое отделение  – оказывает лечебно-профилактическую помощь детям в поликлинике, и  на дому. Данная система создает  оптимальные возможности для  непрерывного наблюдения за детьми одними и теми же врачом и медсестрой, дает возможность точно оценить развитие и состояние здоровья ребенка  в динамике с учетом условий, в  которых он живет и воспитывается.

Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и  смертности детей всех возрастов; проводить  мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического  развития ребенка; осуществлять специфическую  и неспецифическую профилактику.

Задачи участкового врача-педиатра:

1) обеспечение контактов  и преемственности в работе  с врачами женской консультации  для наблюдения за беременными  женщинами, особенно из группы  риска;

2) посещение новорожденных  в первые 3 дня после выписки из родильного дома;

3) прием здоровых детей  в поликлинике, оценка их физического  и психического развития, назначение  рационального питания, рекомендаций  по специфической и неспецифической  профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;

4) организация на дому  и в поликлинике профилактического  наблюдения за детьми;

5) составление плана прививочной  работы и контроль за его выполнением, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей;

6) организация обследования  и оздоровления детей перед  поступлением их в детские  дошкольные учреждения и школу;

7) посещение по вызовам  родителей детей на дому в  случае их болезни, оказание  лекарственной и физиотерапевтической  помощи, ЛФК, при необходимости  активное наблюдение больного  дома до его выздоровления,  госпитализации или разрешения  ему посещения поликлиники;

8) направление детей на  лечение в стационар, в случае  необходимости принятие всех  мер для экстренной госпитализации  больного;

9) информирование руководства  поликлиники о случаях, когда  по каким-то причинам тяжелобольной  ребенок остается негоспитализированным;

10) своевременное и в  установленном порядке информирование  о выявлении инфекционного заболевания  или подозрении на него, комплексная  профилактика инфекционных заболеваний;

11) отбор и соответствующий  учет детей, нуждающихся по  состоянию здоровья в санаторном  и курортном лечении.

Врач и медицинская  сестра, работающие на педиатрическом участке, ведут плановую санитарно-просветительную  работу с родителями ребенка, пропагандируют здоровый образ жизни, объясняют  вред алкоголизма, курения в семьях.

В поликлинике организуется работа необходимых специалистов: отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога, кардиоревматолога, стоматолога.

2. Структура детской городской  поликлиники

В детской городской поликлинике  должны быть предусмотрены: фильтр с  отдельным входом, изолятор с боксом, регистратура, гардероб, кабинеты (педиат-ров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения.

На специальном стенде должна находиться оперативная информация о случаях инфекционных заболеваний  и карантинных сроках в детских  дошкольных учреждениях и школах, что позволяет быстрее осуществлять противоэпидемические мероприятия.

Задача регистратуры –  обеспечить взаимосогласованную деятельность всех подразделений.

В выходные и праздничные  дни в поликлинике работают дежурные врачи, которые ведут амбулаторный прием и обеспечивают вызовы на дом.

Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении  регистратуры или в порядке само-записи вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или заведующему поликлиникой.

Родители должны знать, что  врача следует вызывать на дом  в случае острого инфекционного  заболевания или подозрения на него, при тяжелом состоянии больного, при первичном заболевании, по активу на выписанного из больницы ребенка, при наличии контакта с инфекционным больным.

 

Кабинет здорового ребенка  – структурное подразделение  детской поликлиники – играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей  раннего возраста.

Главной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим  знаниям и практическим навыкам  по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего  и дошкольного возраста.

Из наглядных пособий  необходимы стенды, содержащие информацию о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни.

В кабинете здорового ребенка  участковые педиатры ведут прием  здоровых детей первого года жизни. Здесь целесообразно организовывать групповые приемы детей одного возраста или имеющих одинаковые отклонения в состоянии здоровья.

Когда врач принимает второго  ребенка, сестра кабинета обучает мать первого осмотренного малыша приемам  массажа и гимнастики, выдает ей памятки, а участковая сестра готовит  к приему следующего пациента.

После приема последнего из приглашенных на групповой осмотр детей  врач проводит с матерями беседу о  воспитании детей этого возраста или с данным видом отклонений в состоянии здоровья.

В кабинете проводится работа по профилактике рахита.

3. Структура детской городской  поликлиники. Кабинет доврачебной  помощи и педиатрический кабинет

Педиатрический кабинет  размещают в изолированном от шума помещении с достаточным  освещением, хорошей вентиляцией  и равномерной температурой воздуха. Кабинет оборудуют столом для  врача, стульями, пеленальным столиком для осмотра детей раннего возраста и кушеткой для осмотра старших детей, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, ростомером, детскими весами. В нем должны быть небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, сантиметровая лента, игрушки.

 

В настоящее время задачей  врача-педиатра является проведение профилактических бесед среди малообеспеченных и  социально неблагополучных семей  о гигиенических нормах и правилах ухода, а также воспитании детей  разных возрастных групп.

Наиболее актуальные темы санитарной пропаганды для участкового  врача-педиатра в зависимости от возраста ребенка:

1) правила ухода, рационального  вскармливания, проведения комплекса  мероприятий по закаливанию, профилактика  рахита – для родителей, имеющих  детей грудного возраста;

2) соблюдение режима дня,  методы закаливающих мероприятий,  профилактика острых респираторных  заболеваний, специфическая профилактика  детских инфекций – для родителей  детей младшего и старшего  ясельного возраста;

3) привитие навыков личной  гигиены, методы закаливания и  гигиеническая гимнастика, профилактика  острых детских инфекций, аллергических  и инфекционно-аллергических заболеваний,  детского травматизма – для  родителей, имеющих детей дошкольного  возраста;

4) профилактика нарушений  осанки, близорукости, ревматизма и  других инфекционно-аллергических  заболеваний, неврозов, вопросы полового  воспитания – для родителей,  имеющих детей школьного возраста, педагогов и самих школьников.

В санитарно-просветительной  работе по гигиеническому воспитанию широко практикуется организация школ молодых матерей, школ отцовства, общественных университетов для родителей  при дошкольных учреждениях.

Особое внимание в вопросах гигиенической дисциплины должно уделяться  детям, которые уже перенесли  серьезные заболевания и находятся  в стадии ремиссии.

Соблюдение диеты, ограничение  физических нагрузок, проведение лечебной физкультуры и умеренных закаливающих процедур предупреждают рецидивы. В  этих случаях нельзя пренебрегать беседами с самим ребенком, объясняя ему необходимость этих временных мер, предупреждая непредвиденные психологические срывы.

Кабинет доврачебной помощи является самостоятельным структурным  подразделением и подчиняется старшей  медицинской сестре поликлиники.

В него обращаются дети и  их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемиологической обстановке по местожительству, отъезде в детские  санатории и летние оздоровительные учреждения.

В кабинете доврачебной помощи проводятся также антропометрические измерения, определение температуры  тела и артериального давления у  детей перед осмотром педиатра.

4. Антенатальная охрана  плода

После взятия беременной на учет в женской консультации сведения передаются по телефону в детскую  поликлинику и фиксируются в  специальном журнале.

 

Первый дородовой патронаж к беременной женщине осуществляет участковая медицинская сестра детской  поликлиники. Цель патронажа – собрать  анамнез и провести инструктаж будущей матери.

Пи сборе анамнеза необходимо обратить внимание на 3 группы факторов пренатального риска:

1) социально-биологические;

2) акушерско-гинекологические (включая осложнения беременности и состояние плода);

3) экстрагенитальные заболевания матери.

 

Для оценки степени риска  используют шкалу значимости пренатальных факторов риска.

К группе высокого риска относятся  беременные женщины с суммарной  оценкой пренатальных факторов риска 10 баллов и выше, среднего риска – 5–9 баллов, низкого – до 4 баллов. С течением времени группа низкого риска, как правило, к родам уменьшается, а среднего и высокого – увеличивается. Необходимо также обратить внимание на наследственность, морально-психологический климат в семье, выяснить, желанна или случайна данная беременность.

Инструктаж касается вопросов здорового образа жизни и возможности  снижения выявленных факторов риска. Медицинская  сестра приглашает будущих родителей  в «Школу молодой матери», которая  действует в отделении здорового ребенка.

Полученные сведения и  данные рекомендации тщательно регистрируются в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Первый дородовой  патронаж». Участковый врач знакомится с результатами патронажа, при необходимости  посещает беременную женщину на дому.

Второй дородовой патронаж проводится на 31-38-й неделе беременности участковой медицинской сестрой. Основные его цели – проверка выполнения данных ранее рекомендаций, повторная  оценка факторов риска и подготовка к послеродовому периоду.

При сборе анамнеза медицинская  сестра повторно оценивает факторы  пренатального риска, уточняет сведения о наследственности и морально-психологическом климате в семье, готовности к воспитанию ребенка.

Инструктаж включает такие вопросы, как:

1) грудное вскармливание  (преимущества перед искусственным вскармливанием);

2)организация зоны для обслуживания ребенка;

3) приобретение приданого для новорожденного;

4) приобретение аптечки  для матери и ребенка, в которой  должны быть: стерильная вата  и бинты, детская присыпка и  крем, калия перманганат, 5 %-ный раствор йода, фурацилин в таблетках, вазелиновое масло, 1 %-ный водный раствор бриллиантового зеленого, резиновая грелка, детская клизма № 3, газоотводная трубка, термометр для измерения температуры тела и водяной термометр, пипетки;

5) информация о телефонах  поликлиники и педиатрической неотложной помощи;

6) беседы с будущей мамой  и другими членами семьи, подготавливающие  к рождению ребенка.

5. Неонатальный период. Первый патронаж к новорожденному

После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных  записывают Ф. И. О. матери, адрес и  дату рождения ребенка. В течение  первых трех дней после выписки из родильного дома участковый врач и  мецинская сестра выполняют первый патронаж новорожденного. Дети с факторами риска, врожденными аномалиями и заболеваниями, недоношенные или переношенные, а также первый ребенок в семье должны быть осмотрены в первый день после выписки из родильного дома.

Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических  сведений. В обменной карте содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), группа здоровья и группа риска.

Информация о работе Педиатрия как наука про здорового ребёнка