Правовое обоснование и значение различных видов медицинских экспертиз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:17, реферат

Описание работы

Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом.
Для верного понимания моральных аспектов этого вида медицинского вмешательства необходимо осознавать, что беременность – это, с одной стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женщиной (ее организмом), а с другой, - это процесс биологического формирования нового человека. Поэтому, даже допуская практику аборта по принципу "меньшего зла", следует иметь в виду, что он представляет собой серьезную травму (моральную и физическую) для женщины, а также является злом, прерывающим уже начавшуюся жизнь нового человека. В связи с этим неверно, как это иногда делается, считать его обычным средством "планирования семьи" наравне с контрацептивами.

Файлы: 1 файл

Райманова Р..docx

— 33.33 Кб (Скачать файл)

ГАОУ СПО СМК

 (Государственное автономное общеобразовательное учреждение

среднего профессионального  образования

Салаватский медицинский колледж)

 

 

Реферат

Тема: « Правовое обоснование  и значение различных видов медицинских  экспертиз»

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр.401С

Райманова Р.

Проверила: Файзуллина Р.Р.

 

 

 

 

 

 

г. Салават 2012 год.

Содержание

  1. Введение

 

  1. Введение.

Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные  проблемы связаны с искусственно вызванным абортом.

Для верного понимания  моральных аспектов этого вида медицинского вмешательства необходимо осознавать, что беременность – это, с одной  стороны, нормальный физиологический  процесс, происходящий с женщиной (ее организмом), а с другой, - это процесс  биологического формирования нового человека. Поэтому, даже допуская практику аборта по принципу "меньшего зла", следует  иметь в виду, что он представляет собой серьезную травму (моральную  и физическую) для женщины, а также  является злом, прерывающим уже начавшуюся жизнь нового человека. В связи  с этим неверно, как это иногда делается, считать его обычным  средством "планирования семьи" наравне  с контрацептивами.

Испокон веков искусственное  прерывание беременности было вне закона. Все религиозные концессии запрещали верующим участвовать в этой процедуре. 20 век легализовал аборты и возвел их когорту методик планирования семьи. Появление во второй половине 20 века, альтернативных средств, регуляции рождаемости, изменение культурных традиций мирового сообщества заострило вопрос о нравственной оценке процедуры искусственного прерывания беременности.

Искусственное прерывание беременности распространено в наши дни более, чем когда-либо в предыдущей истории. Ежедневно в мире совершается около 100 млн. половых актов, в 910000 случаев происходит зачатие, в 10% этих случаев беременность заканчивается искусственным абортом. Как отмечала в 1996 г. Комиссия по народонаселению и развитию ООН, "во многих странах – как развитых, так и развивающихся – искусственному прерыванию беременности общественность уделяет повышенное внимание". При этом озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов – материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые – проблемы его допустимости на разных сроках беременности и законодательной регламентации.

Аборт относится к числу  старейших проблем медицинской  этики, а также философии, юриспруденции  и теологии. Клятва Гиппократа запрещает  врачу прерывание беременности ("Я… не вручу никакой женщине абортивного  пессария"). В то же время Аристотель считал аборт допустимым. В позиции  Аристотеля обращают на себя внимание два момента: необходимость абортов  обосновывается у него демографическими целями (регулированием рождаемости); одновременно он считал аборт дозволенным, пока в зародыше не сформировалась "чувствительность" и "двигательная активность".

В Древнем Риме, в особенности  в его поздний период, аборт  не считался чем-то позорным и широко практиковался. Позднее, когда Римская  империя стала нуждаться в  солдатах для захвата чужих земель и увеличении числа рабов, женщина  и лица, способствующие производству аборта, строго наказывались.

В то время для производства аборта стали применять препараты  спорыньи. К сожалению, не у всех она вызывает выкидыш, зато побочные явления появляются у всех. Известные  нам народные названия болезней "Антонов огонь", "Злая корча" - это все явления передозировки спорыньей.

В эпоху упадка империи  состоятельные граждане предпочитали не иметь ни семьи, ни детей. Поначалу в римском праве зародыш трактовался  как часть тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион (nasciturus – "имеющий родиться") был наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление прав родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав.

Окончательное осознание  ценности эмбриона самого по себя связано  с возникновением христианства. Уже  в эпоху раннего христианства аборт отождествляется с убийством  человека. Христианская концепция утверждала, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким грехом. Поэтому в средние века аборт  квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. Под влиянием церкви в XVI веке почти  во всех европейских странах (Англии, Германии, Франции) производство аборта каралось смертной казнью, которая  впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением. При чем это касалось не только врача, но и пациентки.

Преимущественный интерес  представляет эволюция отношение врачей и общества к проблеме аборта в  течение двух последних столетий. Так, основоположник отечественного акушерства Н. М. Максимович-Амбодик еще в 1784 г. предвосхищая концепцию медицинских показаний искусственному прерыванию беременности, выступая за то, чтобы в критических ситуациях на первое место ставить спасение матери, а не плода. В европейской медицине поворотным пунктом в окончательном формировании данной концепции стала дискуссия в Парижской медицинской академии в 1852 г. : статистика материнских смертностей после кесарева сечения стала главным аргументом в этическом оправдании искусственного прерывания беременности в таких случаях.

В профессиональной медицинской  среде моральные оценки искусственного аборта отнюдь не совпадали целиком  с юридической квалификацией. Среди  отечественных врачей во второй половине XIX – начале XX в. имелись альтернативные подходы к этой проблеме. Особый интерес представляет собой дискуссия  об аборте и решения, принятые на XII съезде Пироговского общества в 1913 г. Выступая на съезде, доктор Л. Личкус говорил: "Преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств – симптом болезни современного человечества". Соглашаясь в целом с моральным осуждением аборта, другие врачи подчеркивали на Съезде также и такие аспекты данной проблемы: насколько совместим искусственный аборт с целями врачебной профессии; допустима ли коммерциализация такого рода медицинской практики и т.д.Все русские врачи четко разграничивали "аборт по просьбе" и "аборт по медицинским показаниям".

Пироговский съезд, признав аморальность искусственного выкидыша, тем ни менее пришел к выводу, что государству необходимо отказаться от принципа уголовного наказания плодоизгнания. В резолюции Съезда , в частности, сказано:

"1. Уголовное преследование  матери за искусственный выкидыш  никогда не должно иметь места. 2. Также должны быть освобождены  от уголовной ответственности  и врачи, производящие искусственный  выкидыш по просьбе или настоянию.  Исключение из этого положения  должны составлять врачи, сделавшие  искусственный выкидыш из корыстных  целей своей профессией и подлежащие  суду врачебных советов".

Первым государством, легализовавшим "аборт по просьбе" была Советская Россия. Один из создателей советской системы здравоохранения – З. П. Соловьев – назвал "историческим документом" совместное постановление Наркомздрава и Наркомюста от 18 ноября 1920 г., в котором в частности говорилось "Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность""

Эта была мера, направленная в первую очередь против криминальных абортов. Однако уже в 1924г. органы здравоохранения  создают "абортные комиссии", которые выдавали разрешение на бесплатный аборт, применяя при этом классовый подход и соблюдая такую очередность: безработные-одиночки; работницы-одиночки, имеющие одного ребенка; многодетные; занятые на производстве; многодетные жены рабочих; все остальные застрахованные; прочие гражданки. Для многих женщин, не получивших "разрешение на аборт", он стал платным. В 1926 г. были введены и другие ограничения.

До 1930 г. в СССР еще публиковалась  статистика об абортах, которая свидетельствовала  о постоянном росте их числа. В  обществе все больше распространялся  взгляд на аборты как зло с демографической  точки зрения. Говоря об этом, нельзя не упомянуть о значительной убыли  населения России в связи с  гражданской войной, массовым голодом, коллективизацией, репрессиями. В 1936 г . ЦИК и СНК приняли Постановление, запрещающее аборты. В повороте государственной политики в отношении абортов на 180 градусов наряду с демографическим фактором важную роль сыграл также фактор идеологический. Дело в том, что со временем эффективность работы “абортных комиссий” стали оценивать по числу выдаваемых ими “отказов”. Факт разрешения на аборт как бы противоречил утверждениям официальной пропаганды о постоянном росте благосостояния трудящихся. Этим же можно объяснить и засекречивание в начале 30-х годов статистики об абортах. А в 1939 г. сбор статистических данных об искусственных абортах был полностью прекращен.

Рост числа криминальных абортов в послевоенные годы заставил советское государство опять  изменить политику в отношении абортов  – в 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ “Об отмене запрещения абортов”. Этим юридическим актом  были легализованы “аборты по просьбе”, которые имели право производить  только лица со специальным медицинским образованием, только при сроке беременности до 12 недель и только в больничных условиях. При несоблюдении хотя бы одного из этих условий аборт считался криминальным, за что установилось наказание – до 8 лет исправительных работ. К сожалению, в последующие десятилетия альтернативные аборту способы и методы контроля над рождаемостью не получили в нашей стране широкого развития. До конца 60-х годов число искусственных абортов росло в СССР особенно быстро, а в 70-80 гг. кривая роста становится не такой крутой. Открытая в эпоху гласности официальная статистика об абортах засвидетельствовала, что в СССР был самый высокий в мире показатель числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста – около 120. По данным зарубежных экспертов, с учетом нерегистрируемых абортов этот показатель был примерно в полтора раза выше. Только с середины 80-х годов показатель частоты абортов стал, наконец, снижаться, и в 1996 г. он равнялся 89. Рамки легальности аборта были радикально расширены в 1987 г. когда Минздравом СССР был издан приказ N 1342 о прерывании беременности по социальным показаниям. Этот документ разрешал по желанию женщины прервать беременность при большом сроке, если документально подтверждались такие обстоятельства, как развод во время беременности, многодетность (более 5 детей) и т. д. Т.о. на протяжении последних десятилетий законодательство об аборте становилось все более либеральным. Реальные же усилия органов здравоохранения, врачей, общественности, направленные на ограничение этой медицинской практики были гораздо скромнее. В годы, когда не только в развитых странах, но и развивающихся - создавались современные системы планирования семьи, одна из инструкций союзного Минздрава (1975 г) лишь призывала врачей-гинекологов убеждать женщин, уже принявших решение об аборте, не делать этого и сохранить беременность. Только в последнее десятилетие в нашей стране делаются первые шаги по созданию современной системы планирования семьи. Одновременно возникли общественные движения против абортов – ассоциации "Жизнь", "Право на жизнь", "Pro life", "Vita" и др

Морально-этические аспекты  проблемы искусственного аборта.

В последние десятилетия  аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых  проблем теории морали. Специалисты так формулируют ее содержание: "Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет, эмбрионы не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни?".

Аргументация, которая обосновывает право женщины на свободный ответственный  выбор в отношении того, вынашивать ли ей зачатый плод или абортировать его, наиболее полно изложена в документах и публикациях МФПС – международной  федерации планирования семьи. Вопрос об аборте – это часть вопроса  о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных правах человека. Репродуктивное здоровье отражает очень  важный аспект здоровья вообще и предполагает: а) способность производить потомство, б) свободное принятие решений в  этой сфере, в) доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь. Репродуктивный выбор – проявление моральной  автономии личности в вопросах сексуальности  и деторождения. В первую очередь  речь идет о сознательном и ответственном  отношении личности к этим вопросам. Репродуктивные права призваны создать  социальные предпосылки для обеспечения  репродуктивного здоровья. Они нашли  отражение во многих международных  документах по правам человека и национальных законодательствах.

Важнейшее из репродуктивных прав – охраняемое государством право  иметь и сохранять репродуктивное здоровье. Это право становится реальным лишь при доступности для женщин и мужчин всех современных средств планирования семьи, одним из которых (хотя и наименее подходящим) в определенных ситуациях может считаться и искусственный аборт. К сожалению, в современном обществе аборты неизбежны.

Подлинным социальным злом являются последствия аборта для  женщины. Ежегодно в мире от них гибнет около 70 тыс. женщин.

Репродуктивные права в определенном смысле являются основополагающими, в особенности – для женщин. Как говорила одна из первых активисток движения за право женщины на аборт А. Дэвис: "Какие бы права женщинам не предоставляли – голосовать на выборах, получать образование и т. д. – все это ничего не стоит, если у нас нет права распоряжаться собственным телом и контролировать то, что с нами происходит, если нашу судьбу могут изменить те, от кого мы можем забеременеть в силу случайности, обмана или применения силы". Эксперты МФПС отмечают: " Для всех европейских стран путь их развития должен проходить не через ограничение репродуктивного выбора, а, напротив, его расширение". Таким образом, идеологи МФПС говорят о "двойной стратегии". В современном обществе женщина должна иметь доступ к сексуальному просвещению, у нее должен быть выбор средств регулирования фертильности. Но при наличии этих возможностей ей должен быть доступен безопасный и легальный аборт.

Противники абортов делают главный акцент на том, что эмбрион, плод имеет такое же право на жизнь, как и вообще всякий человек. Искусственный  аборт – это всегда произвольное лишение жизни человеческого существа, то есть, убийство, а потому – как можно говорить о "праве на убийство"?

Информация о работе Правовое обоснование и значение различных видов медицинских экспертиз