Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 18:47, реферат
Профилактика табакокурения среди подростков должна начинаться, когда стереотипы поведения и мышления ещё не сформировались. Когда ещё нет стойкой табачной зависимости. Только в случае такого подхода, можно надеяться на какой-то положительный результат.
В нашей стране практически не проводится профилактика табакокурения среди подростков, скорее наоборот имеются все условия и возможности, чтобы начать курить. Идёт пропаганда не здорового образа жизни, а стиля жизни, где главный девиз «бери от жизни всё». И такой стиль жизни широко пропагандируется посредством рекламы, кинематографа, телевидения.
Профилактика табакокурения среди подростков должна начинаться, когда стереотипы поведения и мышления ещё не сформировались. Когда ещё нет стойкой табачной зависимости. Только в случае такого подхода, можно надеяться на какой-то положительный результат.
В нашей стране практически не проводится профилактика табакокурения среди подростков, скорее наоборот имеются все условия и возможности, чтобы начать курить. Идёт пропаганда не здорового образа жизни, а стиля жизни, где главный девиз «бери от жизни всё». И такой стиль жизни широко пропагандируется посредством рекламы, кинематографа, телевидения. На фоне этого слабые попытки внедрить в общественное сознание ведение здорового образа жизни, кажутся примитивными.
Профилактика табакокурения среди подростков – это не только профилактика никотиновой зависимости, но и профилактика сохранения здоровья всей нации, это реальная возможность увеличить продолжительность жизни, предотвратить развитие распространённых заболеваний сердечно-сосудистой системы, хронических бронхо-лёгочных заболеваний, рака лёгких и других болезней.
Чтобы профилактика табакокурения среди подростков была полной, она должна проводиться в двух направлениях:
Первичная профилактика табакокурения. Меры первичной профилактики направлены на предотвращение начала курения. Первичная профилактика табакокурения среди подростков должна осуществляться на уровне семьи и школы. В семье закладываются основы ведения здорового образа жизни, родители формируют у детей правильное (негативное) отношение к вредным привычкам. Школа также выполняет данные функции. На уровне школы должны проводиться не только просветительные мероприятия, рассказывающие о вреде курения, но и наглядные демонстрации последствий курения.
Вторичная профилактика табакокурения. Данное направление профилактики способствует прекращению курения у тех подростков, которые уже курят.
Чтобы меры вторичной профилактики оказались действенными нужно выявить индивидуальные особенности курения каждого конкретного подростка. Только после этого дальнейшая профилактическая работа будет эффективной.
К методам вторичной профилактики можно отнести индивидуальную консультацию психолога и обучение подростков методам релаксации. На индивидуальной консультации психолог должен помочь подростку сформировать твёрдую мотивацию к отказу от курения. Знание методов релаксации поможет подростку руководить своим эмоциональным состоянием, научит расслабляться в различных стрессовых ситуациях. Это будет способствовать более лёгкому отвыканию от привычки – снимать эмоциональное напряжение курением.
Также к методам вторичной профилактики относятся групповые тренинги-дискуссии, на которых подростки закрепляют полученную от психологов информацию (вести здоровый образ жизни, методы защиты от давления сверстников).
kurszdorovia.ru›…kurenie/profi
Профилактическая работа включает в себя три
компонента:
Образовательный компонент – дать представление о
действии химических веществ, входящих в состав табачного дыма, изменяющих состояние сознания, о болезнях и последствиях, к которым
приводит зависимость от табака.
Психологический компонент – коррекция определенных
психологических особенностей личности, способствующих возникновению
зависимости от табакокурения, создание благоприятного климата в
коллективе, формирование адекватной самооценки, навыков принятия
решений.
Социальный компонент – помощь в социальной адаптации
ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения,
сопротивления давлению со стороны окружающих, навыкам здорового
образа жизни.
При составлении плана внутриклассных и общешкольных
профилактических мероприятий, направленных на формирование у детей и
подростков стремления к здоровому образу жизни, профилактику вредных
привычек, следует учитывать, что, к сожалению, не всегда проводимая
большая по объему работа бывает достаточно эффективной. В связи с этим
хотелось бы немного сказать об основах восприятия информации.
Информация воспринимается человеком через все органы чувств. В том
числе, по данным психологов, через слух – 11%, через зрение – 83%. Кроме
того, информацию нужно не только воспринять, но запомнить и усвоить.
Действует простое правило: чем больше органов чувств мы задействуем, тем
большее количество информации запомним. В среднем у нас в памяти
остается из того, что мы:
прочитали – 10%
услышали и увидели – 50%
услышали – 20%
увидели – 30%
сами сказали – 70%
сами сделали – 90%.
Любая информация затрагивает личный опыт человека, вызывает
определенные, связанные с этим опытом чувства и получает
соответствующее толкование. Этот процесс определяет реакцию слушателя.
Следовательно, при проведении мероприятий,
направленных на профилактику табакокурения и
пропаганду здорового образа жизни, необходимо:
1.Учитывать особенности восприятия, чередовать применяемые
формы, методы и средства информационно-образовательной работы.
2. Обеспечить максимальную визуализацию информации (показ
видеофильма, наглядный раздаточный материал).
3. Побуждать учащихся к самостоятельному поиску, а не давать им
готовые знания. Ведущий отказывается от роли своеобразного фильтра,
пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Диалог с
подростками должен быть открытым.
4. Обращать учащихся к
социальному опыту –
людей. При этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом,
совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить
общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Наиболее
действенными являются те профилактические мероприятия, где дети
являются не пассивными слушателями, а активными участниками процесса
коммуникации, обмена информацией. Профилактика должна быть
позитивной.
5. Поручать подготовленным
сверстникам проведение
Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному
поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и
привлекательный имидж, компетентность и доступность – все это
увеличивает положительный эффект профилактической работы.
Примером мероприятий по профилактике табакокурения может
служить игра «Вы рискуете своими легкими».
Порядок проведения и правила игры
«Вы рискуете своими легкими»
Игра состоит из трех этапов (геймов).
Участники делятся на команды.
1 гейм.
Номера вопросов выбираются капитанами по очереди. Среди вопросов
есть так называемый «счастливый вопрос», который оценивается в 3 очка
(остальные в 1 очко). На обсуждение дается 15-30 секунд, затем звучит
сигнал. После этого один из участников дает ответ.
Каждой команде задается по 6 вопросов. Если команда не отвечает или
ответ неверный, то ответ могут дать болельщики своей команды, затем
болельщики команды-соперницы. Болельщики за верный ответ получают
жетон, который в конце игры будет отмечен специальным призом.
2 гейм.
Вопросы задаются каждому участнику по отдельности. Начинает
команда, у которой меньше баллов.
3 гейм. Вопросы капитанам. В перерывах между геймами или в конце игры
проводится подведение итогов, возможны музыкальные номера, созвучные
теме мероприятия. В конце игры награждается команда-победитель и
наиболее активные болельщики.
Примерные вопросы и ответы к игре:
Вопрос Ответ
1. При курении человек вдыхает
тот же ядовитый газ, что
содержится в выхлопных газах
автомобильного двигателя. Как
называется этот газ?
1. Угарный газ. Это ядовитый
газ, который, соединяясь с
красными кровяными тельцами,
уменьшает количество
кислорода, переносимого
кровью.
2. Какой орган наряду с легкими
больше всего страдает от
последствий курения?
2. Сердце. Курение является
одной из основных причин
заболеваний сердца.
3. Верно или нет, что
физические упражнения сводят
на нет пагубное воздействие
курения?
3. Неверно. Спорт не
нейтрализует вреда,
причиненного организму
курением.
4. Какова главная причина
бытовых пожаров,
сопровождающихся гибелью
людей, – электроприборы,
воспламеняющиеся химические
препараты или сигареты?
4. Сигареты
5. Если человек выкуривает
пачку сигарет в день на
протяжении года, сколько смолы
оседает в его легких?
5. Около одного литра
6. Верно ли утверждение, что
табакокурение вызывает сильное
привыкание?
6. Верно. Курение порождает как
физическую, так и психическую
зависимость. Это одна из
причин, почему так трудно
бросить курить.
7. Назовите хотя бы одну из 7. Увеличивается риск рождения причин, почему курение опасно
для беременных женщин?
детей с недостаточным весом,
самопроизвольных выкидышей,
гибели плода и т.д.
8. Что обозначает понятие
«пассивное курение»?
8. «Пассивное», или
«вынужденное курение»,
состоит в том, что некурящие
вдыхают дым от сигарет
окружающих их курильщиков.
Особенно опасно это для
больных, страдающих астмой,
заболеваниями сердца и органов
дыхания, а также для
беременных женщин и детей.
9. Назовите занятия, которые
несовместимы с курением.
9. Плавание, подвижные игры,
занятия спортом.
10. Назовите причины, почему
подростки предпочитают не
курить?
10. Неприятный запах изо рта,
некурящие друзья, некурящие
родители.
11. Сколько сигарет нужно
выкурить, чтобы нарушить
нормальный баланс воздуха и
крови в легких?
11. Одной сигареты достаточно,
чтобы увеличить сердцебиение,
повысить артериальное
давление, нарушить газообмен в
легких.
12. Как курение влияет на
внешность человека?
12. Словесный портрет
курильщика:
-возможны повреждения
слизистой оболочки рта, языка;
-появляется запах изо рта;
-преждевременное образование
морщин на лице;
-пожелтевшие зубы.
Обычно в лекциях и просветительских беседах красочно описывают
последствия, связанные с табакокурением. Подробно перечисляются
изменения, происходящие в сердце, легких курящего. Однако такая
информация обычно не производит впечатления на подростков, они не
воспринимают и тем более не усваивают ее. Это объясняется тем, что дети
еще не имеют осознанной перспективы на будущее, они живут настоящим.
Поэтому какие-либо неприятности со здоровьем, которые наступят потом, через несколько лет, их не пугают. Следует учитывать, что для подростка
даже 2–3 года – очень далекая перспектива, а 5-8 лет – это целая жизнь.
Естественно, исходя из своего жизненного опыта, дети могут видеть, что
отрицательные воздействия табака на здоровье проявляются не сразу, а
спустя довольно-таки продолжительное время, а нередко и вообще не
проявляются. Тот факт, что большинство окружающих взрослых курит без
каких-либо видимых отрицательных последствий для здоровья, вызывает у
детей сомнение в истинности антитабачной пропаганды. Коварство табака
состоит в том, что положительные субъективные эффекты его воздействия
значительно опережают наступление отрицательных объективных
последствий. Серьезные отклонения в состоянии здоровья, связанные с
табакокурением, возникают уже после формирования табачной зависимости.
Надо учитывать также то, что понять, что значит болезни сердца,
легких, мозга и т.д., обычные здоровые дети просто не в состоянии.
Адекватно воспринять такую информацию смогут только те, кто серьезно
болен и на личном опыте прочувствовал это. Вообще забота о здоровье
возникает у человека только с возрастом. В молодости же своего здоровья
просто не замечают (как не замечают воздух, пока он есть), полагая, что так
будет вечно. Поэтому правильно оценить и учесть информацию о вреде
табака для здоровья может только зрелая личность. Только в том случае,
когда человек ориентирован на достижение важных жизненных целей,
условием осуществления которых является его нормальное физиологическое
и психологическое состояние, он будет избегать вредных воздействий на
организм. Но, к сожалению, у большинства подростков (да и молодежи) не
сформированы высокие идеалы, устремления и ценности, ради которых они
готовы отказаться от сиюминутных радостей. Если юноша или девушка
считают, что их жизнь скучна, однообразна, неинтересна и что впереди не
ждет ничего хорошего, а будет все то же самое, то у них закономерно
возникает вопрос: «А для чего мне идеальное здоровье? Зачем? Чтобы жить
сто лет? Не лучше ли прожить меньше, но зато в свое удовольствие?» В этом
случае, естественно, все доводы о вреде табака пропускаются мимо ушей,
поскольку задача сохранения здоровья лишена конкретного смысла. Только
на конкретном примере выбранной подростком деятельности ему можно
доказать, почему табакокурение несовместимо с ее достижением.
Влияние друзей.
Подростки знают о вреде курения, однако в ситуациях, когда закурить
предлагают друзья, - соглашаются. Некурящий нуждается в сильной