Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 08:17, контрольная работа
Цель данной работы - рассмотреть Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Объект исследования - общественные отношения в сфере оказания психиатрической помощи.
Предмет исследования - Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Введение……………………………………………………………..……………3
1 Психиатрической помощи и гарантии…………………….……………..….4
1.1 Общая характеристика Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"……………………………....….. 4
1.2 Психиатрическое освидетельствование и экспертиза по
Закону "О психиатрической помощи………………………...................……..5
2 Трансплантация органов и тканей…………………….....................…...…11
2.1 Трансплантация с точки зрения закона....................................................11
Список использованных литературы............................................................15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Психиатрической помощи и гарантии…………………….……………..….4
1.1 Общая характеристика Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"……………………………....….. 4
1.2 Психиатрическое освидетельствование и экспертиза по
Закону "О психиатрической
помощи………………………...............
2.1 Трансплантация с точки зрения закона........................
Список использованных литературы....................
Введение
Судебная психиатрия является
разделом психиатрии - медицинской
науки, которая изучает клинические
проявления, диагностику, лечение и
прогноз психических
Судебная психиатрия остается,
прежде всего, клинической дисциплиной,
и основное значение для заключения
о правовом состоянии обследуемого
лица имеет диагностика наличия
или отсутствия у него психических
расстройств, их квалификация применительно
к конкретному правовому
Важным аспектом регулирования в сфере судебной психиатрии является правовая регламентация, которая осуществляется на основании Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Данный закон раскрывает общие принципы психиатрической помощи, проведения судебной экспертизы и т.д.
Цель данной работы - рассмотреть Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Объект исследования - общественные отношения в сфере оказания психиатрической помощи.
Предмет исследования - Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Общая характеристика Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
Современный период становления и развития нормативно-правовой базы оказания психиатрической помощи берет начало с момента принятия 2 июля 1992 г. Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". В нем были воспроизведены и получили дальнейшее развитие основные принципы организации и оказания психиатрической помощи, закрепленные в первом в истории нашей страны законодательном акте такого содержания - Положении об условиях и порядке оказания психиатрической помощи, которое было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 г.
Основной смысл Закона состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь максимально гуманной и демократичной, по возможности сблизить ее в правовом отношении с другими видами медицинской помощи. Вместе с тем Закон исходит из того, что специфический характер психических расстройств делает необходимым и оправданным в некоторых случаях применение мер психиатрической помощи независимо от желания пациента.
Закон направлен на решение
четырех основных задач:
1) защиту прав и законных интересов граждан
при оказании психиатрической помощи
от необоснованного вмешательства в их
жизнь;
2) защиту лиц, страдающих психическими
расстройствами, от необоснованной дискриминации
в обществе;
3) защиту общества от возможных опасных
действий лиц, страдающих психическими
расстройствами;
4) защиту врачей, медицинского персонала
и иных специалистов, участвующих в оказании
психиатрической помощи.
Закон согласован с Принципами защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, и улучшения психиатрической помощи, которые были приняты Генеральной ассамблеей ООН 17 декабря 1991 г. При этом международно-правовые принципы защиты психически больных лиц конкретизированы и развиты в соответствии с особенностями правовой системы РФ. В юридической литературе отмечается, что с принятием Закона появилась законодательная база, устанавливающая единый порядок деятельности психиатрических учреждений.
Вместе с тем базовый характер Закона о психиатрической помощи в сфере регулируемых им отношений обусловлен тем, что его нормы и принципы охватывают все направления психиатрической помощи, в том числе добровольной, недобровольной и принудительной.
Характеризуя сферу действия Закона о психиатрической помощи, следует подчеркнуть, что он распространяется на граждан РФ при оказании им психиатрической помощи и на всех субъектов, оказывающих такую помощь на территории РФ, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые получают психиатрическую помощь в нашей стране.
Психиатрическое
освидетельствование и
Закону "О психиатрической помощи
Психиатрическое освидетельствование
проводится для определения: страдает
ли обследуемый психическим
Психиатрическое освидетельствование,
а также профилактические осмотры
проводятся по просьбе или с согласия
обследуемого. Психиатрическое
В случае возражения одного
из родителей либо при отсутствии
родителей или иного законного
представителя
Врач, проводящий психиатрическое
освидетельствование, обязан представиться
обследуемому и его законному
представителю как психиатр, за исключением
случаев, предусмотренных пунктом "а"
части четвертой настоящей
Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Психиатрическое освидетельствование
лица может быть проведено без
его согласия или без согласия
его законного представителя, если
обследуемый находится под
Данные психиатрического
освидетельствования и
Комментарий к статье 23
1. В соответствии с ч. 1 психиатрическим освидетельствованием является каждый осмотр пациента врачом-психиатром, поскольку при этом всякий раз решается вопрос о наличии или отсутствии психического расстройства, его характере, нуждаемости в том или ином виде психиатрической помощи.
В широком смысле сюда можно отнести и профилактические осмотры, хотя они обычно проводятся с несколько иной целью, в частности для определения противопоказаний к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности или деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
2. При отсутствии особых обстоятельств, специально оговоренных в ч. 4, и освидетельствование, и профилактический осмотр проводятся по просьбе или с согласия самого обследуемого или его законного представителя, т.е. инициатива освидетельствования исходит от самого пациента (законного представителя) либо он (или законный представитель) не возражает против освидетельствования, осуществляемого по инициативе третьего лица.
3. Если лицо намерено получить или подтвердить право выполнять отдельные виды профессиональной деятельности или деятельности, связанной с источником повышенной опасности (см. комментарий к ст. 6), для чего требуется заключение психиатра о годности, но оно или его законный представитель возражают против освидетельствования, они могут отказаться от своего намерения и таким образом избежать осмотра психиатра.
4. Психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего лица в возрасте до15 лет или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, несмотря на их возражения, не считается недобровольным, если осуществлено по просьбе или с согласия его законного представителя. Для несовершеннолетнего таковыми являются его родители, усыновители или опекун, для лица, признанного недееспособным, - опекун. Если между родителями несовершеннолетнего нет согласия по этому вопросу и один из них активно возражает против освидетельствования (нейтральную позицию одного из родителей или его временное отсутствие не следует расценивать как возражение), а также при отсутствии родителей заинтересованные лица (педагоги, врачи общемедицинской сети и т.п.) могут обратиться в орган опеки, который вправе принять решение о необходимости психиатрического освидетельствования. Решение органа опеки может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 47 (см. комментарий).
Лица, признанные в установленном порядке недееспособными в силу тяжести имеющегося в таких случаях психического расстройства, подлежат диспансерному наблюдению независимо от их желания и желания законного представителя (см. комментарий к ст. 27), поэтому их периодические осмотры (освидетельствования) осуществляются в соответствии с ч. 5 настоящей статьи и ч. 3 ст. 26.
5. Необходимость представления обследуемому в качестве врача-психиатра является одним из элементарных требований медицинской этики, и оно должно безусловно соблюдаться во всех случаях добровольного освидетельствования (по просьбе или с согласия). Это требование вполне выполнимо и при ряде выраженных психических расстройств, когда освидетельствование проводится без согласия обследуемого, но его ориентировка в окружающем сохранена и сознание не нарушено. При этом сохраняются связные воспоминания о происходящем, и введение обследуемого в заблуждение воспринимается впоследствии как преднамеренный обман, попрание его достоинства и прав. Однако в случаях тяжелых и выраженных расстройств (острое психотическое состояние, глубокое слабоумие и др.) представление обследуемому врача-психиатра, казалось бы, теряет смысл, так как не может быть осознано обследуемым. Кроме того, в некоторых случаях, безусловно требующих оказания психиатрической помощи в недобровольном порядке (например, при острых бредовых состояниях), оно может усугубить ситуацию и вызвать сопротивление больного. В качестве объективного критерия, опираясь на который следует решать вопрос о допустимости не представляться пациенту, настоящий Закон устанавливает тяжелое психическое расстройство, обусловливающее непосредственную опасность лица для себя или для окружающих (п. "а" ч. 4 настоящей статьи). Из этого не следует, однако, что во всех таких случаях психиатр обязательно не должен представляться обследуемому. В ч. 3 настоящей статьи речь идет лишь о допустимости не представляться (не обязан) и, следовательно, о возможности решить этот вопрос на свое усмотрение. Этим правом прежде всего необходимо пользоваться тогда, когда сообщение обследуемому о том, что с ним беседует психиатр, может в результате тяжелого психического расстройства отрицательно отразиться на его состоянии, затруднить дальнейший контакт с ним и вызвать его агрессию. Если же ожидаемая отрицательная реакция на освидетельствование психиатра не связана с тяжелым психическим расстройством, а может возникнуть у психически здорового или лица с пограничным психическим расстройством, это не может быть основанием для освидетельствования без представления в качестве психиатра.
6. Критерии для освидетельствования лица без его согласия и без согласия его законного представителя в общем такие же, как и для применения других видов психиатрической помощи в недобровольном порядке (недобровольная госпитализация). Эти критерии подробно освещены в комментарии к ст. 29. Существенная разница состоит в том, что в данном случае речь не идет о состоянии, которое установлено (диагностировано) самим принимающим решение психиатром, что делало бы его ответственным за правильность квалификации этого состояния. В соответствии с ч. 4решение об освидетельствовании принимается на основании предположения о наличии тяжелого психического расстройства, соответствующего п. п. "а", "б" или "в". Такое предположение должно базироваться на информации о том, что больной совершает соответствующие действия. При всей тщательности отбора информации трудно гарантировать, во-первых, ее полную достоверность, а во-вторых, возможность достаточно определенной интерпретации в плане соответствия одному из названных пунктов. Следовательно, предположение будет носить вероятностный характер. Допущение недобровольного освидетельствования на основании лишь предположения о наличии психического расстройства с определенными качествами связано с необходимостью не допустить тех последствий неоказания психиатрической помощи, которые могут наступить в случаях, предусмотренных п. п. "а", "б" и "в". Эти последствия более опасны для общества, чем освидетельствование того или иного лица без достаточных оснований, которое не приводит к существенному ущемлению прав личности. Поэтому показания для недобровольного освидетельствования следует трактовать более широко, чем, скажем, для недобровольной госпитализации, имея в виду неизбежность определенного минимального числа ошибочных решений (которые могут быть исправлены при первом контакте) даже при самом добросовестном подходе к оценке поступающей информации.
Согласно части 1 статьи 24
Согласно части 2 статьи 24
7. Лица, за которыми установлено диспансерное наблюдение (см. комментарии к ст. ст. 26, 27), могут быть освидетельствованы без их согласия и согласия их законных представителей по заранее намеченному плану, в случае неявки к врачу в назначенный срок или по вызову. О таком порядке их ставят в известность, когда им объявляется решение об установлении диспансерного наблюдения и разъясняется содержание последнего. Лица, которые обращались в лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, и у которых было диагностировано психическое расстройство, но диспансерное наблюдение за ними не устанавливалось, могут быть освидетельствованы психиатром в обычном порядке, предусмотренном ч. ч. 2 и 4 настоящей статьи (см. выше). Данные же, содержащиеся в заведенной на них медицинской документации, могут быть использованы при рассмотрении вопроса о необходимости психиатрического освидетельствования без их согласия.