Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:32, курсовая работа
В самом начале курса спортивной психологии, читаемой в Стоунбриджском Университете, утверждается, что понимание связи между телом и психикой в спорте является ключевым для подготовки успешных спортсменов. И именно взаимосвязь тела и психики с его приложением к спорту и является основной темой изучения спортивной психологии. Спортивная психофизиология пытается раскрыть связи между психикой и мозгом и предложить свои методы воздействия как на физиологические, так и психические процессы. Таким образом, получается, что без знания спортивной психофизиологии невозможно грамотное курирование спортсменов, невозможно стать эффективным спортивным психологом.
Термин психофизиология объединяет в себе два, казалось бы, совсем разных мира: мир физиологии, телесно-материальный, и мир душевный, психический. Психофизиология – это раздел психологии, изучающий биологические составляющие психической деятельности. Прикладная область спортивной психофизиологии еще мало дифференцирована. Ее основная задача – применить основные знания и методы, накопленные и разработанные в рамках психофизиологии для потребностей спорта.
В самом начале курса спортивной психологии, читаемой в Стоунбриджском Университете, утверждается, что понимание связи между телом и психикой в спорте является ключевым для подготовки успешных спортсменов. И именно взаимосвязь тела и психики с его приложением к спорту и является основной темой изучения спортивной психологии. Спортивная психофизиология пытается раскрыть связи между психикой и мозгом и предложить свои методы воздействия как на физиологические, так и психические процессы. Таким образом, получается, что без знания спортивной психофизиологии невозможно грамотное курирование спортсменов, невозможно стать эффективным спортивным психологом.
Более того, в истории были случаи, когда именно психофизиологические исследования мозга приводили к изменению правил в спорте. Так при исследовании 14 боксеров1, было обнаружено, что среди них 6 человек имеют отклонения по ЭЭГ, которые могут быть следствием повреждения мозга. Через несколько лет это послужило основанием для введения новых положений в свод правил о боксе. Похожие исследования были проведены и для футболистов234. В них утверждается потенциальная опасность микросотрясений мозга, возникающих при отбивании мяча головой. Эти исследования подчеркивают важную общественную значимость психофизиологических исследований в спорте.
Перспективными направлениями спортивной психофизиологии являются психофизиологическая диагностика индивидуальных особенностей спортсменов и их функционального состояния, а также разработка и применение методов управления своим состоянием посредством влияния на свои физиологические процессы.
Процесс воспитания спортсменов высокого класса ведется на уровне предельных физический и психических нагрузок. Это предопределяет углубление научных представлений о физиологических механизмах совершенствования функциональных резервов человеческого организма в процессе адаптации к возрастающим нагрузкам. Принципиально важно, что у спортсменов высшей квалификации оптимальная адаптация наблюдается при использовании нагрузок, ориентированных на максимальное развитие генетически-обусловленных индивидуальных задатков.
Под работоспособностью обычно понимается способность человека выполнять какую-либо деятельность в течение продолжительного времени без снижения качества работы. От того, как долго может человек сохранять высокий уровень работоспособности, зависят его возможности в любой деятельности.
При длительном
выполнении деятельности работоспособность
снижается в результате утомления.
Скорость наступления утомления
у людей неодинакова. Однако индивидуальные
различия работоспособности нельзя
сводить только к скорости наступления
утомления. Работоспособность —
явление сложное, многофакторное. Она
зависит и от силы мотивов, побуждающих
человека к деятельности, и от условий
труда и состояния здоровья, и
от настроения и эмоционального состояния
человека в период его работы. Существенным
фактором, влияющим на уровень и
динамику работоспособности, являются
специфические особенности
Основатель дифференциальной психофизиологии Б.М. Теплов6 исходил из того, что природные, врожденные свойства нервной системы накладывают отпечаток на весь психический облик человека. При этом он предостерегал от упрощенного понимания связи свойств нервной системы с индивидуальными особенностями поведения, считая, что проявление свойств бывает в огромной степени опосредовано влияниями условий жизни, воспитания и т.п. Он указывал, что выяснение реального значения свойств нервной системы для тех или иных психических свойств человека является сложной научной задачей, требующей специального методического подхода и постановки точных экспериментов.
Согласно
представлениям И.П. Павлова, сила нервной
системы характеризуется
В дальнейшем
усилия были направлены на разработку
других методик, выявляющих особенности
непроизвольных компонентов произвольных
двигательных реакций (по предварительной
инструкции), некоторые характеристики
безусловных реакций, особенности
функционирования зрительного анализатора,
а также ряд показателей
Новые методики открывали и новые возможности для изучения психологических проявлений силы нервной системы. Б.М. Теплов7 указывал, что с порогом запредельного торможения, как основным показателем силы нервной системы, коррелирует следующая группа показателей:
1. Сопротивляемость
к тормозящему действию
2. Некоторые
особенности концентрации или
иррадиации процесса
3. Величина
абсолютных порогов зрения и
слуха. Чем больше сила
4. Характер
проявления закона силы. Закон
силы состоит в том, что
Приведем пример, экспериментально иллюстрирующий проявление закона силы у лиц с разным типом НС. В эксперименте предъявлялись крестики различных типов: маленький серый крестик, характеризующий сигнал малой интенсивности, и красные крестики различных размеров. Самый большой крестик занимал почти все поле экрана. Крестки предъявлялись в случайном порядке и через случайный интервал времени. Обследуемый должен был нажимать на кнопку мыши как можно быстрее при предъявлении любого стимула. На рисунке 1 представлено два типичных примера графика времени реакции для представителей сильной и слабой нервных систем. Так, на левом графике видно постепенное уменьшение скорости реакции при возрастании интенсивности стимула. Это характерно для представителей сильной НС. На правом наблюдается уменьшение скорости реакции лишь до определенного уровня интенсивности.
Б.М. Теплов8 считал, что вопрос о связи силы нервной системы и чувствительности принципиально важен, так как он касается более широкого вопроса – можно ли считать слабый тип нервной системы «плохим» или неполноценным. Проведенные им исследования показывают, что у слабой нервной системы есть и положительные (высокая чувствительность), и отрицательные (малая выносливость) стороны. То же относится и к сильной нервной системе.
В.Д. Небылицын9 писал, что такие положительные свойства слабой нервной системы, как высокая чувствительность, позволяет дать хотя бы частичный ответ о биологической целесообразности существования такого типа нервной системы и механизмах его приспособления.
Учениками и последователям Б.М. Теплова были найдены новые показатели сильной нервной системы. Поиски новых показателей шли в основном по пути выявления тех устойчивых характеристик ЭЭГ, индивидуальные различия в которых так или иначе связаны с различиями по силе нервной системы.
Стали применяться показатели реакции электрической активности мозга на мелькающий свет. Указанная реакция (реакция навязывания) возникает при действии прерывистых световых стимулов и состоит в следовании биоэлектрических колебаний мозга за частотой ритмических световых раздражений. В.Д. Небылицыным показатели этой реакции изучались в плане проявления связи слабости нервной системы с большей чувствительностью. Применяя мелькающие раздражители разной интенсивности, он показал, что реакция навязывания лучше выражена у лиц со слабой нервной системой, при этом разница между слабой и сильной нервной системой в степени выраженности эффекта навязывания тем больше, чем меньше интенсивность раздражителей. На основании этих данных В.Д. Небылицын приходит к выводу, что лучшему проявлению эффекта навязывания способствует именно большая чувствительность, характерная для слабой нервной системы.
Наиболее
широкое распространение к
Пример
реакции навязывания ритма
Также была
предложена методика определения силы
нервной системы, основанная на учете
индивидуальных различий в степени
вариативности некоторых