Психофизеологическая диагностика в спортивном отборе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

В самом начале курса спортивной психологии, читаемой в Стоунбриджском Университете, утверждается, что понимание связи между телом и психикой в спорте является ключевым для подготовки успешных спортсменов. И именно взаимосвязь тела и психики с его приложением к спорту и является основной темой изучения спортивной психологии. Спортивная психофизиология пытается раскрыть связи между психикой и мозгом и предложить свои методы воздействия как на физиологические, так и психические процессы. Таким образом, получается, что без знания спортивной психофизиологии невозможно грамотное курирование спортсменов, невозможно стать эффективным спортивным психологом.

Файлы: 1 файл

курсов.по физиологии.docx

— 860.25 Кб (Скачать файл)

Также проводились  исследования связи активности нервных  центров с уровнем бодрствования  и эффективностью поведения, где  было также показано, что эффективность  выполнения деятельности растет вместе с ростом уровня активации нервных  центров, но до определенного уровня. И при чрезмерной активации нервных  центров происходит снижение эффективности  выполнения деятельности.

Оценка  эмоциональной напряженности является важной составляющей диагностического процесса в спорте высших достижений. Так, для штангистов очень важно  быть максимально эмоционально возбужденными  при подходе к штанге, а для  стрелков – наоборот. Поэтому необходимо уметь определять оптимальный уровень  эмоциональной напряженности. Классиком  советской спортивной психологии Л.Д. Гиссеным была предложена схема взаимосвязи эмоциональной напряженности с координацией и энергией (выносливостью, быстротой). Оказалось, что с нарастанием напряженности увеличиваются и эти два параметра, но до определенного предела: вначале максимума достигает координация, потом энергия, и лишь потом сама эмоциональная напряженность начитает снижаться. Таким образом, в тех видах спорта, где необходимо действовать с максимальными энергетическими затратами (скоростно-силовые возможности) нужно значительно эмоционально возбудиться (например, спринтерский бег), а если необходима тонкая координация движений, то лишь незначительной эмоциональной напряженности будет достаточно (бег с препятствиями). Другой советский спортивный психолог – Ю.Я. Киселев, для расчета эмоциональной напряженности использовал формулу определения силы эмоции, предложенную известным физиологом П.В. Симоновым в рамках его потребностно–информационной теории эмоций.35 В ней постулируется, что эмоция является отражением в мозге человека и животных какой–либо актуальной потребности (качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э = f[П, (Ин–Ис)], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин–Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени. Таким образом, получается, что сила эмоции зависит от двух процессов: силы потребности и оцениваемой вероятности ее реализации. Перефразируя ее для спорта, получаем, что эмоциональная напряженность будет тем больше, чем больше потребность в победе (значимость соревнований) и чем меньше шансы на победу. Поэтому и управлять эмоциональной напряженностью можно, влияя на эти факторы.

Условием  успешного выполнения любой деятельности является оптимальное (для данных условий) функциональное состояние нервной  системы работающего. В процессе выполнения деятельности функциональное состояние, конечно, испытывает колебания  в известных пределах. Однако если отклонения функционального уровня становятся настолько значительными, что выходят за пределы той  зоны, которая для данных условий  оптимальна, такие отклонения могут  стать причиной ошибок в деятельности. Способность как можно дольше поддерживать оптимальный уровень  функционального состояния нервной  системы без значительных отклонений от него является, таким образом, существенным фактором надежности работы человека. Такую способность сохранять  уровень функционального состояния  в пределах оптимальной зоны в  условиях, способствующих его отклонению, по-видимому, будет правомерно обозначить термином «устойчивость функционального  состояния».

Понятие устойчивости в применении к функциональным состояниям человека в последнее  время привлекает внимание многих исследователей. Есть целый ряд экспериментальных  исследований эмоциональной устойчивости, понимаемой как свойство личности, от которого зависит сохранение работоспособности  человека в условиях большого эмоционального напряжения. Ф.Д. Горбовым36 введено понятие помехоустойчивости как способности успешно выполнять ту или иную деятельность в условиях действия раздражителей, близких по своему характеру к сигналам, входящим в структуру выполняемой деятельности.

Во многих видах спорта большую роль играет уровень психоэмоционального напряжения, которое может в своих крайних значениях достигать как чрезмерного возбуждения (гипермобилизации), так и доходить до стадии развития тормозных процессов (охранительного торможения). В спортивной практике такие состояния определяют как разновидности предстартового состояния – предстартовую лихорадку или предстартовую апатию. Ряд исследователей отмечают, что слежение за развитием психоэмоционального напряжения позволяет предсказывать возможное ухудшение работоспособности человека. Для оценки эмоциональной напряженности спортсмена часто используют как субъективные методы оценки, так и объективные критерии. Многие из них, являясь довольно простыми, тем не менее доказали свою прогностическую ценность в ходе работы практических спортивных психологов. Остановимся на некоторых из них, описанных в книге Ю.Л. Киселева37.

Измерение точности восприятия и воспроизведения  микроинтервалов времени, или реакция на время. Данный тест заключается в следующем: спортсмену дается секундомер и сначала предлагается отмерить 7 секунд и при этом считать про себя, проверяя темп своего счета. После чего, уже не смотря на секундомер, он должен отмерить интервал времени, равный 7 секундам. Так повторяется несколько раз. Об умеренной эмоциональной напряженности свидетельствует укорочение отмеривания на 0,5-1,4 с по сравнению с результатами, полученными в покое. Более сильное ускорение говорит о чрезмерном уровне напряженности. Замедление же отчета более чем на 1,4-2 с предполагает эмоциональный спад, нежелание действовать и апатию.

Измерение оптимального, максимального  и дозированного усилия – ручная динамометрия. Данная методика направлена на выявление силовой установки. Здесь также проводится 3 серии, где необходимо прикладывать двигательные усилия с заданной силой. Соответственно, даются задания сжимать динамометр с оптимальным усилием (т.е. как удобно), с максимальным и с дозированным (например, дается задание сжать динамометр с усилием в 30 кг). В норме показатель оптимального усилия соответствует 70-75% от максимального. Сближение показателей оптимального и максимального усилий свидетельствует об эмоциональном напряжении. Если оптимальное усилие меньше 50% - можно говорить о спаде эмоциональной напряженности. Большие показатели в дозированной динамометрии свидетельствуют об эмоциональной напряженности.

Измерение вегетативной активации  организма – биоэлектропотенциометрия (БЭП). Показатели биоэлектропотенциометрии отражают уровень вегетативной активации, т.е. физиологической составляющей преддеятельностного состояния. Значения БЭП указывают на преобладание трофотропного или эрготропного тонуса вегетативной нервной системы, наличие психоэмоционального комфорта, дискомфорта, стресса. Увеличенные по сравнению с фоном показатели свидетельствуют об эмоциональном напряжении.

Используют  для этой цели и величину критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), отражающей функциональную подвижность зрительного анализатора. Процедура оценки выглядит таким образом: испытуемому предъявляются ряды световых вспышек с возрастающей и убывающей частотой мельканий. В случае ряда с возрастающей частотой каждый раз, когда испытуемый считает, что неспособен более различать отдельные вспышки, ему необходимо нажать на кнопку пульта. В случае нисходящего ряда испытуемому необходимо нажимать на кнопку каждый раз, когда он нажинает различать отдельные вспышки, а не постоянное свечение. Величина показателя КЧСМ зависит от лабильности (функциональной подвижности) нервных процессов, которая, в свою очередь, чувствительна к изменению психического состояния человека. Увеличение показателя расценивается как повышение способности зрительного анализатора воспринимать световые импульсы с более высокой частотой, что косвенно свидетельствует о положительных изменениях в состоянии ЦНС в целом, повышении ее активности. Снижение КЧСМ свидетельствует о дезактивации ЦНС или утомлении.

Можно привести пример одного исследования38, в котором изучалось влияние использования психорегуляции на повышение эффективности тренировочной деятельности начинающих шахматистов. Главный акцент ставился на диагностике психофизического состояния спортсменов во время тренировки, которая осуществлялась с помощью таких методов, как КГР, КЧСМ, простая моторная реакция, субъективное ощущение времени (отмеривание 10 секундных отрезков времени) и др. Результаты исследования показали, что при определенном уровне психофизического возбуждения, которое определялось главным образом по КГР и КЧСМ, юные шахматисты показывают высокую эффективность тренировочной работы. При этом был установлен психофизический коридор значений данных показателей, в границах которого спортсмены показывали максимальную эффективность своей деятельности. Таким образом, данное исследование демонстрирует, что управление функциональным состоянием спортсмена, может быть важным резервом для оптимизации тренировочного процесса и повышения спортивных результатов.

Понятия «психическое напряжение» и «функциональное  состояние» обычно используются для  объяснения одного и того же феномена – способности человека эффективно и надежно выполнить поставленную перед ним задачу. Психическое  напряжение изначально понималось зарубежными  авторами как субъективное переживание  психической нагрузки. Истоки исследований функциональных состояний человека отечественными учеными лежат в объективном анализе интегрированного комплекса физиологических, психологических и поведенческих показателей, обусловливающих выполнение им деятельности39. С этих позиций функциональное состояние человека рассматривается в отечественных исследованиях как координированный целью деятельности, качественно своеобразный комплексный ответ функциональных систем организма разных уровней (ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) на внешние и внутренние воздействия.

Важнейшая задача исследований функциональных состояний - это определение тех пороговых  значений, за которыми следует ухудшение  деятельности человека. Для контроля и оценки функционального состояния используются как объективные, так и субъективные показатели. К первым можно отнести измерение различных физиологических показателей: электрокардиограмма (ЭКГ), артериальное давление, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), вызванные потенциалы, кожно-гальваническая реакция (КГР) и активность глаз, дыхание, потоотделение, плетизмограмма, уровень кортизола в крови, видеоконтроль поведения, регистрация частоты коммуникаций и результатов деятельности (скорость и темп выполнения, число и характер ошибок). К субъективным показателям функционального состояния относятся различные самоотчеты и опросники шкал психического напряжения, которые заполняются испытуемым.

Среди методов  психофизиологического контроля важное место занимает оценка вариабельности сердечного ритма. Еще в 1967 году В.В. Парин и Р.М. Баевский сформулировали концепцию, согласно которой анализ физиологических механизмов регуляции сердечного ритма дает возможность получить информацию о функциональном состоянии всего организма. В своем обзоре исследований, в которых различные физиологические показатели использовались для оценки текущей психической рабочей нагрузки, П.А.Хенкок40 с коллегами определил показатели сердечного ритма как наиболее практичные для решения этой задачи.

Проанализировав теоретические и практические аспекты  использования анализа показателей  ВСР, Р.М. Баевский и Г.Г. Иванов41 сделали вывод, что вариабельность сердечного ритма хорошо отражает степень напряжения регуляторных систем (активации гипоталамо-гипофизарно-адреналовой и симпато-адреномедуллярной систем) в ответ на любое стрессорное воздействие. Информация о степени напряженности функционирования регуляторных систем организма – отражает уровень его адаптации к данным условиям жизнедеятельности. Сердечный ритм и различные показатели кровообращения являются хорошими индикаторами адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма.

Существует  множество видов деятельностей, связанных с постоянным воздействием различных стрессорных факторов и спорт один из них. В спортивной практике является очень важным вести постоянный контроль функционального состояния атлетов. При повышении квалификации спортсменов наблюдается также определенная специфика совершенствования нейрогуморальной регуляции вегетативного обеспечения двигательных функций. При этом постоянный мониторинг функционального состояния спортсмена помогает прослеживать динамику напряженности регуляторных систем организма и вовремя идентифицировать такие состояния, как переутомление или перетренировка, которые являются результатом разлада вегетативного баланса. Расстройства нейрогуморального оптимума значительно опережают по времени метаболические и структурные нарушения в исполнительных органах. При уже имеющемся ухудшении регуляции, организм в состоянии еще в течение 1-2 недель поддерживать высокую специальную работоспособность на фоне нарастающего напряжения регуляторных систем. После чего наступает срыв адаптации в виде глубокой перетренировки42.

Помимо  метода кардиоинтервалографии, введенного Р.М. Баевским, существует целый ряд методов изучения физиологического обеспечения психических процессов по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы. Изменения функциональной активности структур мозга требуют адекватного метаболического обеспечения и прежде всего усиленного снабжения кислородом, что достигается интенсификацией кровоснабжения. Это определяет использование различных показателей деятельности сердечно-сосудистой системы. Признаками, отражающими напряженную работу сердца и усиление выброса крови, являются изменение минутного объема крови (количество крови, проталкиваемой через сердце за 1 мин) и частота сердечных сокращений (ЧСС). ЧСС, которая может быть зафиксирована как простым наблюдением за пульсом, так и при регистрации электрокардиограммы, наиболее часто используется как показатель функционального состояния ЦНС. Широко используется введенный Р.М. Баевским расчетный показатель — индекс напряжения (ИН), учитывающий как ЧСС, так и ее стабильность. ИН прямо пропорционален ЧСС и обратно пропорционален вариации интервалов между двумя сокращениями сердца. Его увеличение свидетельствует о напряжении функционирования сердечно-сосудистой системы.

Методика  ЭЭГ имеет существенное преимущество при определении динамики функционального  состояния, так как дает возможность  получать показатели в течение всей работы без отрыва испытуемого от основной деятельности.

Общепризнано, что переход от более быстрых к более медленным колебаниям отражает снижение функционального уровня, т. е. переход от более деятельного состояния к менее деятельному, заторможенному. Учащение фоновой ритмики — один из признаков сдвига функционального состояния в сторону возбуждения. Однако попытки применения методики ЭЭГ для нахождения объективных показателей функционального состояния в реальной трудовой деятельности пока еще не дают достаточно однородных результатов.

Информация о работе Психофизеологическая диагностика в спортивном отборе