Распространение шизофрении среди населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Общая цель и гипотеза исследования потребовали решение следующих задач:
• Изучить теоретические аспекты понятия шизофрения;
• Выделить основные формы шизофрении;
• Рассмотреть основные нарушения психической сферы у данных больных

Файлы: 1 файл

Курсовая проек. метод. в шизоф.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

При анализе полученных результатов сразу обращает на себя внимание высокий процент больных шизофренией, предложивших в качестве первого способа решения свечу, сумевших сразу вычислить свойство терять вес при горении. Этот способ предложили 8 испытуемых. Значительно реже больные шизофренией обращались к отсутствующим предметам (испаряющимся). Только 2 больным шизофренией не удалось использовать свечу в нужном качестве. Вероятно, имеет место прямая а лица зависимость между более успешными.

Способы решения задачи с использованием свечи в качестве средства решения задачи больными шизофренией и большим количеством больных, самостоятельно решивших задачу. Эта зависимость говорит в пользу того, что часто общий принцип, отношение и т.д. устанавливается испытуемым через его конкретное воплощение. Об этом свидетельствует неоднократные высказывания испытуемых: «Увидел свечу и сразу решил…» Установление причинно-следственных отношений способствует выявлению в предметах все новых свойств, но актуализация этих свойств в свою очередь служит дальнейшему анализу задачи и установлению все более глубоких причинно-следственных отношений. Данные о более успешном решении (по сравнению со здоровыми) больными шизофренией задачи, относящиеся к кругу творческих, проблемных, могут служить основанием для постановки вопроса об определенном качестве мышления этих больных, характеризующемся повышенной способностью к выявлению скрытых свойств и отношений (что является одной из существенных характеристик мышления).

Для проверки этого допущения в исследование была включена задача типа головоломки, провоцирующие условия которой толкали на «ложный» путь, препятствуя выявлению необходимых для решения свойств и отношений. В эксперементально-психологических исследованиях, связанных с решением головоломок, специально подчеркивается, что основная трудность решения этой категории мыслительных задач связана с тем, что в формулировке их условий специально акцентированы несущественные для их решения обстоятельства, толкающие на ложный путь. Если основная трудность решения задачи Секея была связана с преодолением фиксированное на «сильных» свойствах предметов, обусловленной их практическим употреблением, то успешность решения головоломки связана с преодолением непосредственного впечатления, навязанного провоцирующими условиями задачи. В их исследовании была использована следующая задача: двенадцать спичек образуют фигуру, имеющую вид креста, площадь которой равна пяти спичечным квадратам. Из того же количества спичек надо построить такую фигуру, которая заключала бы площадь, равную четырем спичечным квадратам.

Формулировка задачи и очертания исходной фигуры толкают решающего на ложный путь – пытаться построить фигуру, состоящую из четырех видимых квадратов (вместо пяти), т.е. сократить на один спичечный квадрат. Этот путь не может быть привести к успеху. Для решения необходимо отказаться от попыток представить площадь в виде четырех квадратов и перейти к построению других фигур, площадь которых может быть вычислена по формуле (треугольника, параллелограмма и т.д.). Описанная задача была предложена двадцати двум здоровым испытуемым и двадцати двум больным шизофренией.

Результаты. Для двенадцати больных шизофренией, как и для двенадцати здоровых испытуемых, был характерен длительный анализ несущественных для решения задачи, навязанных условиями головоломки свойств предметов. Это затруднило выявление необходимых для решения задачи свойств и отношений. Задача была решена этими испытуемыми лишь с помощью экспериментатора. Итак, преодоление провоцирующих условий головоломки оказалось для больных шизофренией не менее трудным, чем для здоровых испытуемых. Десять больных шизофренией и десять здоровых решили задачу самостоятельно. Проведенное исследование показало, то на основных этапах анализа задачи в процессе преодоления провоцирующих условий и поисков основного принципа решения существенных различий между обеими группами испытуемых не обнаружилось. Таким образом, исследование не выявило у больных шизофренией более выраженной о сравнению с здоровыми способности к вычленению скрытых свойств и отношений в условиях, когда актуализация тех или иных признаков предметов в первую очередь определяется анализом условий задачи. Наблюдаемая у больных шизофренией тенденция к актуализации практически малозначимых признаков предметов не является выражением более общей способности их мышления к выявлению скрытых свойств и отношений.

Приведенные результаты исследования мышления больных шизофренией достаточно убедительно свидетельствуют о сохранности его операционного аспекта. Об этом говорят отсутствие различий между больными и здоровыми при решении формально-логических задач и даже некоторое преимущество больных перед здоровыми при решении задач, требующих «нетривиального» подхода. Факты, свидетельствующие о снижении уровня избирательности, обусловленной ограниченностью регулирующего влияния факторов социального опыта на мыслительную деятельность, перемещают рассмотрение проблемы патологии мышления при шизофрении из плоскости анализа его как процесса в плоскость изучения его как деятельности. Этот аспект включает в первую очередь личностно-мотивационные его характеристики. Роль нарушения мотивационного аспекта в патологии мышления при шизофрении особенно подчеркивала Б.В. Зейгарник. Именно с изменением мотивации, обусловленной болезнью, она связывала факты искажения процесса обобщения и разноплановости мышления, наблюдаемые у больных шизофренией, при отсутствии снижения его уровня. Продолжая эту линию. Аши исследования углубляют анализ этой проблемы. Они позволяют объяснить природу таких проявлений нарушений мышления, как «разноплановость», суть которой, по определению Б.В. Зейгарник, заключается в потере предметной однозначности, и «полисемантизм». Предметная однозначность есть не что иное, как закрепление в сознании человека за тем или иным предметом существенного с точки зрения социальной практики свойства или функции. Ослабление детерминации познавательной деятельности социальными факторами означает, в частности, и ослабление предметной однозначности, что облегчает рассмотрение предмета в разных аспектах такая особенность усиливается склонностью больных к формальному анализу. При этом формальный подход к рассмотрению свойств предметов и явлений как рядоположных не ограничивается вследствие снижения регуляции рамками социально значимых оценок.

Очевидно, что влияние прошлого опыта на избирательность познавательных процессов может быть как полезным облегчающим деятельность, так и вредным, тормозящим актуализацию тех сведений, которые необходимы для решения определенных задач. Так как большую часть прошлого опыта человека составляет социальный опыт, такая зависимость познания и поведения от прошлого опыта дает большой приспособительный выигрыш, обусловливая высокую адекватность требованиям социальной среды.

Целесообразность такой избирательной организации деятельности мозга заключается в том, что этим обеспечиваются экономичность, оптимальность поиска нужной информации в огромном количестве многократно повторяющихся жизненных ситуаций, которые апеллируют, прежде всего, именно к «обычным», «стандартным», практически значимым предметам, их свойствам и отношениям.

Больные шизофренией, деятельность которых, вследствие снижения социальной направленности и уровня социальной регуляции характеризуется ухудшением избирательности, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровье, при необходимости обнаружить «латентные» знания или открыть в предмете новое свойство. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве повседневных ситуаций снижение избирательности значительно снижает эффективность деятельности больных. Снижение избирательности составляет фундамент «оригинального» и необычного мышления», столь часто отмечаемого у больных шизофренией. говоря об этом, нельзя забывать о существеннейшем факторе, способствующем безграничному развитию такого причудливого своеобразия. Речь идет о недостаточной мотивации быть понятым. Мышление для других требует специальной произвольной регуляции и организации деятельности, использования более общепринятых способов, более стандартных связей и адекватного словесного выражения. Это, безусловно, не означает, что здоровые люди совсем не способны к актуализации оригинальных, необычных свойств предметов. При создании определенной дополнительной мотивации путем специальной формулировки задачи, побуждающей выявлять в предметах наиболее оригинальные признаки, стандартность ответов здоровых значительно снижалась.

 

 

 

 

Глава 2. Проективные методы исследования нарушения мышления больных шизофренией.

 

Подбор и обоснование выбора методик исследования.

 

 

В качестве методик исследования я использовала проективный метод «Пиктограмм» и «Сравнение понятий». Эти методики в экспериментальной психологии зарекомендовали себя достаточно прочно еще с конца девятнадцатого века. Данные методики применяются для исследования мышления больных. Процессов анализа. Синтеза и обобщения. С помощью этих методик мы сможем исследовать у больных шизофренией нарушения понятийного мышления, которые проявляются актуализацией латентных свойств предметов, а также нарушений в речи и в мышление в виде патологического полисемкнтизма.

 

Выборка. В исследовании участвовали основная (больные шизофренией) в возрасте от 20 до 50 лет.

 

Таблица №1. Данные испытуемых основной группы.

№ п/п

ФИО

Возраст

1

Зарифулин Э.

50

2

Сороченский С.А

45

3

Ропот Е.

55

4

Кузин С.И

61

5

Гурин С.П.

58


 

 

Проведение патопсихологического исследования.

Цель: выявить нарушение понятийного мышления с помощью проективных методик «Пиктограмма», «Сравнение понятий».

 

 

Протоколы обследования

 

  1. Испытуемый: пол – м.

Возраст – 50 лет

Заболевание – шизофрения.

 

 

 

 

Методика «Сравнение понятий»

 

Понятия

Общее

Различия

Голод и Жажда

затрудняется

затрудняется

Глаз и Ухо

слышать и видеть

нет

Оса и Ось

нет

оса ужалит, а ось сломается

Серебро и Золото

зарабатывать, надо деньги

не пробой, светом излучения.

Карандаш и Ботинок

карандаш изнашивается, и ботинок изнашивается.

маленький и большой

Река и Птица

есть, наверное.

птица летает, а река течет.

Снег и Дождь

есть – что-то влияет.

конечно


 

У больного наблюдается неумение выделить признаки сходства. При сравнение понятий (карандаш и ботинок) наблюдается актуализация второстепенных свойств предметов. Также у больного наблюдалась синтагматическая реакция на слова стимулы, что свидетельствует об искажение процессов обобщения. При комментарии экспериментатора, о том, что означало полый шабаш у тебя на голове, по его дальнейшим разъяснениям. Это свидетельствует о патологическом полисемантизме.

 

 

Методика «Пиктограммы».

 

Словосочетание

Что нарисовано

Как это поможет вспомнить слово

Прав. ответ

Веселый праздник

Сцену, колонка

Это было на дискотеке в пятницу

-

Тяжелая работа

Ведро, носилки

«Конечно поможет, очень легко поможет»

-

Вкусный ужин

Женщина

Вчера, Татьяна Ивановна, мне в палату приносила

-

Болезнь

Бутылка, стакан, огурец

«Это легко, пузырь и закуска»

-

Печаль

Кладбище

Грусть, скучаю по матери, мать умерла, 18 лет уже нет, а я выпрыгнул в окно»

-

Счастье

Деньги-долар

«Счастье – деньги, вот и все счастье, деньги воровал у матери, и героином кололся, и машина у меня была»

-

Любовь

Сердце, губы

Любовь к женщине

+

Разлука

Рукопожатие

Прощанье, рукопожатие

-

Обман

Шприц

Своровал таблетки

-

Победа

Финиш

Финиш

-

Подвиг

Выпрыгнул с окна

«Выпрыгнул в окно со 2 этажа»

-

Вражда

Психиатрическая больница

«Тут я воюю со всеми»

-

Справедливость

Флаг

Российский флаг мне напоминает о справедливости

-

Сомнение

Аглофабрика, дорога, завод

«Я работал на аглофабрике, а пошел в шоферы, сомневался и пошел, зря я это сделал»

-

Дружбы

Рукопожатие

Санитар друг, не знаю как, рукопожатие.

+

Информация о работе Распространение шизофрении среди населения