Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:05, реферат
Расстройства личности – патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада и представляющие совокупность постоянных, чаще врожденных, свойств индивидуума, отчетливо проявляющихся в эмоциональной и волевой сферах, а также в сфере влечений и в широком диапазоне социальных ситуаций и межличностного взаимодействия уже в детском или пубертатном возрасте и сохраняющихся на протяжении всей жизни.
Характерологические изменения, относящиеся к расстройствам личности, определяют структуру личности в целиком. Они могут усиливаться или становиться менее явными (чаще всего в зрелом возрасте).
Введение……………………………………………………………………………………………….2стр
Типы личностей и вероятностные расстройства личности………………….3стр
Патопсихологическая дифференциация личностной патологии……….11стр
Выявление и изучение личностных состояний……………………………………14стр
Заключение………………………………………………………………………………………19стр
Список используемой литературы……………………………………………………20стр
Тип L – «лидер». Как и самоуверенные люди (тип Q), «вожаки» изо всех сил стремятся к рулю, чувствуя, что они рождены командовать. В отличие от типа Q, здесь сила личности не столько в самоуверенности, которой тоже предостаточно, сколько в напористости и мощи, в общей жизненной силе, в физическом чувстве своего превосходства над другими, в своего рода наступательности личности. Не случайно данный тип личности в норме даже имеет второе наименование – «агрессивный». Его представители ощущают себя вожаками в стае, берут на себя ответственность и власть, строго подчиняя себе остальных. При акцентуациях и заострениях подобных свойств проявляются жестокость, безжалостность, стремление к безраздельному господству, унижение и оскорбление других, т.е. явно агрессивные отклонения со вспышками гнева, которые в совокупности могут достичь степени эмоционально-неустойчивого расстройства личности, импульсивный вариант.
Тип М – «альтруист». Люди, относящиеся к данному типу, жертвуют собою ради других и в этом находят свое счастье в жизни. В отличие от «преданного» типа, у них нет стремления к слиянию с другими и зависимости от других. Для альтруиста важно иметь саму возможность быть полезным и выразить эту свою готовность. В то же самое время они достаточно самостоятельны, полагаются только на себя, терпеливы, неприхотливы и это помогает им приносить неблагодарность окружающих. Психологи, вслед за З.Фрейдом, отмечают, что носители данных свойств личности не осознают, что они преднамеренно занимаются самоунижением. Именно это последнее качество наиболее сильно проявляется при акцентуациях и заострениях по альтруистическому типу, что кардинально отличает их от нарциссических личностей. Альтруистическая личность принижает себя и тем самым лишается возможности получать радости, наслаждения и удовольствия от жизни, часто не в состоянии выполнить задачи, отвечающие сугубо личным целям. При еще большей выраженности личностных отклонений больные приносят значительные жертвы тем, кто в них не нуждается, конфликтуя из-за разочарования в людях, терзаются чувством своей беспомощности (самоуничижительное расстройство личности).
Тип N – «серьезный». Это очень сильный тип в адаптивном плане, так как многие его представители выживают сами и помогают выжить другим. Они реалисты, не страдают без основательным оптимизмом или романтизмом, требовательны к себе и к другим, исключительно ответственны. Серьезные люди не стремятся популярными, они знают и делают свое дело, уверенны в нем, но при этом готовятся и к худшему. Во взаимоотношениях проявляют глубокие устойчивые чувства. При акцентуациях и заострениях данное свойство гипертрофируется, вследствие чего трансформируется в боль за все, в страдания по поводу всего и в чувства собственной вины за все. Этим проявляются акцентуации и заострения личности по депрессивному типу. В более выраженных случаях у больных преобладают подавленное настроение и пессимистическое мировоззрение «депрессивное расстройство личности».
Патопсихологическая дифференциация личностной патологии.
В патопсихологии еще не сформулированы принципы дифференцированного подхода к личностным нарушениям различного вида. В связи с этим Б.В.Зейгарник (1999 г) отмечает, что на своевременном этапе патопсихологических исследований не представляется возможным предложить какую - нибудь жесткую классификацию личностных нарушений. Она выделяет три вида личностной патологии: нарушения опосредованности и иерархии мотивов, нарушения смыслообразования, нарушения подконтрольности поведения.
В современной литературе по клинической психологии речь идет предпочтительно лишь об одном виде личностной патологии – о патохарактерологических состояниях.
И.А.Кудрявцев (1982 г.) обозначил среди них, в частности, психопатический симптомокомплекс личностных расстройств, включив в него шесть следующих компонентов:
- патохарактерологические расстройства (патологический характер),
- эмоционально-волевые расстройства,
- нарушение структуры иерархии мотивов,
- недостаточная эффективность мышления в виде «относительного аффективного слабоумия»,
- нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт.
Близким
к понятию «
В учебнике по клинической психологии Н.Д. Лакосиной и соавторов (2003) в главе о психологии личности также даются описания акцентуаций и психопатий и в дальнейшем используются такие понятия, как «патохарактерологические расстройства, патохарактерологические изменения, патохарактерологичесие развития личности».
Практический клинический опыт указывает на то, что личностные нарушения патопсихологически происходят и проявляются в следующих трех направлениях, каждое из которых может доминировать, сочетаясь с другими в разной степени их выраженности.
Расстройства личности, происходящие преимущественно в сфере ее ресурсов (интеллекта, памяти, знаний, навыков, опыта, способностей и т.п.). Они проявляются недостаточной продуктивностью в познавательной деятельности и утратой тех или иных умственных навыков, мыслительными затруднениями, общим когнитивным снижением. Слабеет также способность к планированию и организации своего поведения, предвидения его последствий, слабеет критическое к себе отношение и контроль над своими потребностями, влечениями, побуждениями, эмоциями. Данный вид расстройств является следствием интеллектуального снижения, не достигающего степени деменции, но требующего в первую очередь применения нейтрофических и ноотропных средств лечения, а также когнитивной коррекции и когнитивных тренировок. Снижение личностный ресурсов происходит в результате всевозможных органических поражений головного мозга.
Расстройства личности, происходящие преимущественно в сфере характера, включают в себя нарушения со стороны социализации личности и ее биологических основ (темперамента, инстинктов, типа высшей нервной деятельности – в зависимости от межполушарных соотношений), а также со стороны эмоций и настроения.
Расстройства личности, развивающиеся преимущественно в сфере ее ожидания и жизненных смыслов. Данный тип личностной патологии проявляется глубокой трансформацией в личностных ценностях, смыслах и установках, в интересах и привязанностях, в содержании и направленности личности, в ее принципах и убеждениях, в самооценках и в отношениях к другим, в значимых поступках и в образе жизни в целом. При этом появляются новые взгляды, позиции, ценности, которые становятся ее экзистенциальной сущностью, определяя патологическое содержание личности, патологичность ее культуральной сферы. Подобного рода нарушения в психиатрии известны как «патологическое развитие личности» или «хроническое изменение личности», когда перед клиницистом предстает не та личность, которая была раньше, а совсем иная – не столько по форме, сколько по существу, по содержанию, по смыслу. Происхождение этого вида личностной патологии обусловлено застреванием личности на фиксированных инертных переживаниях. Для его лечения требуются средства антипсихотического действия, личностно-реконструктивная психотерапия, а также рекультурализация в процессе реабилитации.
Выявление и изучение личностных состояний
По нашим данным, в клинической практике наибольшие трудности вызывает выявление и оценка личностных состояний.
Н.Д. Левитов (1964) отмечает, что психические состояния – это целостная характеристика психической деятельности, показывающая в данный период времени своеобразие протекания психических процессов в их тесной связи с особенностями личности. В большинстве случаев состояния – это сложный синдром, познать который в целостном виде можно лишь путем непосредственного наблюдения, беседы, расспроса (интервьюирования) клиента (пациента), получения информации от родных и близких клиента (пациента). Тесты и опросники при этом позволяют получить лишь дополнительные данные и углубить понимание отдельных аспектов состояния личности (например, настроения).
Личностные состояния
Психологические личностные состояния могут быть следующих видов: тонические (бодрствования, покоя, утомленности, истощения); тензионные (напряжения, расслабленности, фрустрации стресса); активационные (состояния подъема, вдохновения, упадка, скуки, активности, пассивности, работы, отдыха); эмоциональные душевные (волнение, безразличие, радость, грусть, счастье, страдание и т. п.), гуманитарные (симпатия, антипатия, эмпатия, любовь, ненависть и т. д), аффективные (гнев, ярость, агрессия, страх, тоска, эйфория, экстаз); потребностно – мотивационные (голод, жажда, заинтересованность, состояния желания, влечения); ориентировочные (удивления, любопытства, озадаченности, тревожности, страха, ужаса, паники); волевые (состояния решительности, сосредоточенности, мобилизованности, целеустремленности, уверенности, собранности); духовные (состояния верований, долга, чести, совести, благородства, переживания смысла жизни, патриотизма, морально – нравственные состояния, романтического настроения и т. п.).
Патопсихологические личностные состояния представляют собою клинические синдромы в рамках различной психической патологии:
Заключение
При исследовании расстройств личности важно отграничивать их от патохарактерологических нарушений. Личность и характер неотъемлемы друг от друга, но характер является лишь структурно – функциональным компонентом личности. То же самое относиться к интеллекту, памяти, знаниям, способностям, опыту, навыкам и другим ресурсам личности, без которых личность не в состоянии адаптироваться, но которые тоже не являются собственно личностью.
Оценку расстройств личности следует проводить одновременно в трех аспектах (сферах);
Список использованной литературы: