Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 10:19, реферат
Как наука, гигиена формировалась вместе с Большой Медициной, прошла все тернии становления, сумела на определенном этапе обрести вполне очерченную самостоятельность. Сегодня это удивительно стройная и последовательная наука, давшая жизнь целому ряду других профилактических наук, которые вместе сформировали отдельное направление в медицине - профилактическое.
Огромную роль в совершенствовании госсанэпидслужбы СССР и РСФСР сыграли выдающиеся ее организаторы: главный государственный санитарный врач СССР академик П.Н. Бургасов и главный государственный санитарный врач РСФСР К.И. Акулов. Первый проработал в указанной должности около 22 лет (1965-1986), второй - 25 лет (1965-1990).
Важной вехой развития санэпидслужбы следует считать принятие 29 сентября 1963 г. постановления Совета министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР». В нем были определены структура, функции государственной санитарно-эпидемиологической службы, создана основа ее развития на будущее. Спустя 10 лет, в мае 1973 г., было принято аналогичное постановление, в котором уточнялись, конкретизировались и в некоторой степени расширялись функции и полномочия государственной санитарной службы. Можно констатировать, что к этому времени санэпидслужба страны набрала силы и была готова совершенствоваться согласно возникающим новым задачам. Поэтому будет правильным назвать имена тех, кто не только создал в послевоенный период условия для восстановления санэпидслужбы, но и в течение многих лет совершенствовал ее.
Санитарно-эпидемиологической службой СССР в послевоенный период руководили следующие ученые и организаторы санитарного дела: Т.Е. Болдырев (1947-1955), В.М. Жданов (1955-1960), М.Я. Никитин (1960-1961), Т.А. Николаева (1961-1964), П.Н. Бургасов (1965-1986), Г.Н. Хлябич (1986-1987), А.И. Кондрусев (1987-1991).
Санитарную службу России возглавляли: В.А. Рязанов (1946-1952), В.И. Вашков (1952-1954), В.Н. Фалин (1954-1955), Т.А. Николаева (1955-1959), А.Ф. Серенко (1959-1962), Н.Ф. Измеров (1962-1964), К.И. Акулов (1965-1990), Е.Н. Беляев (1990-1996), с 1996 г. - Г.Г. Онищенко.
Исторической вехой в становлении службы в так называемое перестроечное время стал принятый в апреле 1991 г. закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Этим актом впервые закреплено государственное регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанным законом постулировалось, что органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы составляют единую систему, возглавляемую Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзора РФ) с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим. Кроме Госкомсанэпиднадзора РФ в систему вошли центры Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) республик, автономных округов, краев, областей, городов, районов, на водном и воздушном транспорте, научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, а также учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов профилактического профиля, другие санитарно-профилактические учреждения.
Соответственно данной иерархической структуре организаций и учреждений руководство органами и учреждениями службы выстраивается следующим образом: главный государственный санитарный врач РФ, главный государственный санитарный врач субъекта РФ и т.д. Принципиальная схема госсанэпидслужбы РФ того времени представлена на рис 1.4.
Последующие стремительные преобразования в экономической, социальной и иных сферах потребовали изменений ряда концептуальных положений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
В 1990-е гг. произошло стремительное изменение законодательной базы РФ: приняты Конституция Российской Федерации (1993), «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), федеральные законы «Об охране окружающей среды (1996), «О радиационной безопасности (1996), «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» (1998) и др.
Кроме того, изменилась к худшему санитарно-эпидемиологическая обстановка в России по ряду инфекционных заболеваний (гепа- титы, ВИЧ-инфекция, туберкулез, сифилис и т.д.). Стала в высшей степени актуальной проблема безопасности продуктов питания. В этом же ряду идут проблемы загрязнения атмосферного воздуха, воды, профессиональная заболеваемость.
Для приведения действующего законодательства в соответствие с реально сложившейся обстановкой в стране, создания соответствующей нормативной базы и т.д. был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ 52 от 30 марта 1999 г.).
Согласно этому закону Госкомсанэпиднадзор РФ был преобразован в Департамент Госсанэпиднадзора РФ, а вся госсанэпидслужба вновь была возвращена в состав Минздрава России. Главный государственный санитарный врач России становится при этом одним из первых заместителей министра здравоохранения России.
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации
Рис. 1.4. Структура государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (1991-1999 гг.)
Структурно вновь образованный Департамент Госсанэпиднадзора МЗ РФ принципиально не отличался от упраздненного Госкомсанэпиднадзора РФ, изменения коснулись в основном его правового статуса и статуса Главного государственного санитарного врача, о чем уже было сказано выше. Что касается практического функционирования всей профилактической системы страны, оно было определено соответствующим постановлением Правительства РФ от 24 июня 2000 г. 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарноэпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».
Следует особо отметить, что Закон от 1999 г. 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввел и определил социально-гигиенический мониторинг (СГМ) как «государственную систему наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализ, оценку и прогноз, а также определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания».
Этот принципиальный момент был закреплен соответствующим постановлением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге». В соответствии с данным постановлением и постановлением 554 задача проведения социально-гигиенического мониторинга возлагалась на органы и учреждения госсанэпидслужбы Российской Федерации.
В рамках представленной выше структуры и в соответствии с названными основополагающими для госсанэпидслужбы РФ документами она функционировала до конца ХХ в. Начиная с 2000 г. в течение нескольких лет в стране прорабатывалась так называемая административная реформа, главное предназначение которой заключалось в повышении эффективности деятельности всех государственных структур за счет реализации новых управленческих принципов, рационализации структуры руководящих и исполнительных организаций, в том числе министерств и ведомств и т.д. Ее итоги окончательно были реализованы в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с Указом Министерство здравоохранения Российской Федерации было упразднено и вместо него образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), которому были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздненных
Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Этим же Указом образовывалась Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ). Ей были переданы функции по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздненного Минздрава России (т.е. функции Департамента Госсанэпиднадзора МЗ РФ), в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. 322 утверждается Положение о вновь созданной службе. Возглавил службу руководитель службы, который одновременно является главным государственным врачом Российской Федерации.
Сразу же началась реорганизация службы, так как предстояло на базе учреждений госсанэпидслужбы РФ, ЦГСЭН сформировать новые учреждения: территориальные управления (ТУ) Роспотребнадзора (90) и федеральные государственные учреждения здравоохранения - «Центры гигиены и эпидемиологии» (ФГУЗ «ЦГ и Э»). Распоряжением Правительства РФ от 13 января 2005 г. 23-р Роспотребнадзору РФ было поручено создать 90 ФГУЗ «ЦГ и Э» путем реорганизации в форме слияния 2218 федеральных государственных учреждений (ФГУ) ЦГСЭН. В состав службы было включено 83 территориальных управления бывшей Госторгинспекции (постановление Правительства РФ от 16.12.2004 803).
В результате окончательной реорганизации в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет следующий облик (рис. 1.5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» определяется новый порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в стране и вносятся необходимые изменения в цитируемое ранее постановление 2000 г. 554.
В результате перечисленных преобразований вместо системы государственной санитарно-эпидемиологической службы образована единая федеральная централизованная система государственного санитарно-эпидемиологического надзора. На смену системе ФГУ
ЦГСЭН пришли образованные учреждения разного предназначения: ТУ Роспотребнадзора, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и ФГУЗ «ЦГ и Э», обеспечивающие деятельность названных управлений.
Завершая описание организационно-штатных преобразований Службы, отметим, что произошла третья за более чем 85-летнюю историю Службы ее реорганизация. С момента последних преобразований прошло слишком мало времени, чтобы говорить об их результативности. Насколько она целесообразна, покажет время. Но опыт двух предыдущих разделений свидетельствует не в пользу такого шага.
Рис. 1.5. Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ)
Сегодня основные усилия службы концентрируются вокруг проблемы государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, совершенствование законотворческой деятельности и т.д. В процессе любого труда, профессиональной деятельности человек расходует свою рабочую силу. Задача гигиены современной - чтобы эти ресурсы растрачивались не зря и как можно медленнее. В этом смысле уместно вспомнить замечательное выражение известного ученого и историка гигиенической науки А.Е. Белицкой.
Каторая по поводу необходимости и сохранения здоровья работающего человека в эпоху научно-технической революции выразилась оригинальным образом: «...от техники безопасности - к безопасной технике». Но это одна сторона жизни человека, назовем ее деятельностной. Есть еще и личностная компонента жизни, которая тоже во многом определяет его здоровье.
Вот в этих координатах человек находится от момента рождения до завершения жизненного цикла. В продолжительности и успешности этого цикла главенствующую роль играет ЗОЖ. Ему сегодня уделяется огромное внимание. Современные устремления службы во многом ориентированы именно на этот феномен. Поэтому, интерпретируя в некотором смысле слова А.Е. Белицкой, сегодня в отношении ЗОЖ можно сказать: «.от пропаганды здорового образа жизни - к его соблюдению».
Заключая исторический очерк о развитии гигиены, подчеркнем, что как наука, она формировалась вместе с Большой Медициной, прошла все тернии становления, сумела на определенном этапе обрести вполне очерченную самостоятельность. Сегодня это удивительно стройная и последовательная наука, давшая жизнь целому ряду других профилактических наук, которые вместе сформировали отдельное направление в медицине - профилактическое.
Список использованных источников
Габович А.Д. Гигиена / А.Д. Габович – Киев, 1984. – 320с.
Минх А.А. Общая гигиена / А.А. Минх – М., Медицина, 1984. – 480с.
Покровский В.П. Гигиена / В.П. Покровский – М., 1979. – 460с.
Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козеева Т.А. Общая гигиена. – М., 1985. – 432с.