Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:39, доклад
Выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину в России произошло в XIX в. Прежде детей лечили лишь на дому и самые общие вопросы тактики выхаживания детей излагали акушеры или терапевты. В России наиболее известными являются публикации С. Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775), «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящего в неприличной пищи, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни» (1786); А. И. Данилевского «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» (1814).
Выделение
педиатрии в самостоятельную
медицинскую дисциплину в России
произошло в XIX в. Прежде детей лечили
лишь на дому и самые общие вопросы
тактики выхаживания детей
Система организации медицинской помощи
детям. Исторически так сложилось, что
первые ростки организации медицинской
помощи детям связаны с призрением подкинутых
детей и относятся к XVIII в. В 1706 г. новгородский
митрополит Иов организовал «Дом для незаконнорожденных
и всяких подкидных младенцев», а в 1764
и 1771 гг, по инициативе крупного государственного
деятеля того времени Ивана Ивановича
Бецкого (1704 — 1795) открыты крупные воспитательные
дома для «несчастно рожденных» детей
(подкинутых и сирот) в Москве и Петербурге.
Воспитательные дома при открытии состояли
из ряда помещений для детей, маленького
лазарета и родильного госпиталя. Позднее
в их структуре появились оспенные дома,
больницы для детей и служащих (1799). В конце
XVIII в., помимо Московского и Петербургского,
было еще 25 воспитательных домов в разных
городах России. Хотя воспитательные дома
и характеризовались огромной заболеваемостью
и смертностью (выживало не более 20 — 25%,
а с 1764 по 1797 г. лишь 11% поступивших детей),
попытки совершенствовать их работу и
снизить высокую смертность можно считать
первыми усилиями осмыслить принципы
организации помощи детям. Многие основоположники
начал русской педиатрии получали свой
первый врачебный педиатрической опыт
в воспитательных домах (Н. М. Максимович-Амбодик,
С. Ф. Хотовицкий, К. A. Раухфус и др.).
Первая в мире детская больница была открыта в Париже (1802). Первые детские койки (палата на 6 кроватей) в России были учреждены в Санкт-Петербурге в открытой 8 февраля 1806 г. 30-коечной терапевтической клинике первого ректора Медико-хирургической академии (МХА) Иоганна Питера (Ивана Петровича) Франка, но через 3 года по решению следующего руководителя МХА Я. В. Виллие (писал: «солдаты не беременеют и не родят») детские койки были ликвидированы. Первая детская больница в России была открыта в 1834 г. в Петербурге — Николаевская больница позднее детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница учреждена в Москве в 1842 г. на Малой Бронной улице (в настоящее время она находится на Садово-Кудринской и также носит имя Н. Ф. Филатова). В том же году 10-коечная детская клиника для детей до 3 лет была открыта в составе женской и акушерской клиники МХА. Третья детская больница в России была создана в Петербурге в 1844 г. (Елизаветинская больница для малолетник детей, в дальнейшем — детская больница имени Л. Пастера). Все перечисленные больницы размещались в приспособленных помещениях и в дальнейшем неоднократно перемещались или закрывались.
Первой детской больницей в России, построенной по специальной программе, составленной К. А. Раухфусом, была больница принца П. Г. Ольденбургского, открытая в Петербурге 30 сентября 1869 г. К. А. Раухфус был с момента открытия до 1908 г. ае главным врачом и в настоящее время больница носит его имя (детская больница М 19 имени К. А. Раухфуса). По его же проекту построена детская больница св. Владимира в Москве, открытая 15 июля 1876 г. (ныне Владимирская детская больница). Во второй половине XIX века это были лучшие детские больницы Европы. К началу ХХ века в России было 25 детских больниц на 2646 коек. Из общего коечного фонда 77% было сосредоточено в Петербурге и Москве.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.09.1999 г. «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения к учреждениям, обеспечивающим медицинское обслуживание детей и женщин, относят:
Лечебно-профилактические учреждения.
1.1. Больницы:
— детская (городская, областная, краевая, республиканская, окружная);
— специализированные больницы (детская инфекционная, детская
восстановительного лечения, детская психиатрическая, детская
туберкулезная).
1.2.
Амбулаторно-поликлинические
1.2.1.Поликлиники
(детская городская, детская
1.2.2. Центры (медико-генетический, детские диагностические, восстановительного лечения детей).
1.3. Учреждения охраны материнства и детства.
— дом ребенка;
—
дом ребенка
— женская консультация;
— молочная кухня;
— перинатальный центр;
— центр планирования семьи и репродукции.
В 1998 г. число детских коек в больницах составило 170 981 (59,4 на
10 000 детского населения).
Амбулаторно-поликлиническая
помощь детям. Поликлиническую помощь
детям до революции оказывали
в амбулаториях при больницах
и клиниках. В течение первого
года работы Николаевской больницы через
«залу оказания помощи приносимым детям»
прошло 922 ребенка (в 1904 г.— 46 650 посещений
в год). С 1836 г. амбулаторный прием
больных детей вели и в Военно-Медицинской
Академии (тогда МХА). В 1902 г. в Петербурге
начали открывать городские лечебницы
для приходящих больных, где принимали
(в том числе и больных детей)
думские врачи. В 1901 г. Русское общество
охранения народного здравия
в Петербурге открыло первое в
России учреждение «Капля молока», которое
по существу представляло примитивную
молочную кухню, где, кроме выдачи простых
молочных смесей, давали врачебные
советы матерям, проводили’санитарно-
Педиатрия как раздел медицинской науки, система педиатрического образования. Возникновение педиатрии в России как самостоятельной медицинской специальности тесно связано с историей старейшего высшего медицинского образовательного учреждения — МХА (ныне Российская Военно-Медицинская Академия), основанной в Петербурге в декабре 1798 г. по указу императора Павла 1 и медицинского факультета Московского университета (ныне Медицинская академия имени И. М. Сеченова и Российский государственный медицинский университет).
Петербургская школа педиатров
Предтечей отечественной педиатрии (также как и основоположником отечественного акушерства) следует считать профессора Повивального института Максимовича-Амбодика Нестора Максимовича (1744 — 1812), который в 1784 — 1786 гг. опубликовал обширную книгу «Искусство повивания, или наука о бабичем деле…». Пятая часть этого труда, «…содержащая краткое объяснение всего того, что воспитывающим детей ведать и делать
должно — касательно их природных свойств, воспитания, попечения от самого рождения до отроческого возраста; описание болезней, младенцам приключающихся; примечания и наставления о врачевании оных и надежные средства, к облегчению и предохранению детей от немочей способствующие», объемом 140 страниц, содержала три раздела;
1)
о новорожденных младенцах, их
качествах, природных
2) о причинах, препятствующих выражению и воспитанию младенцев;
3)
о болезнях младенческих
В мыслях Н. М. Максимовича-Амбодика, изложенных в этом труде, можно найти многие характерные черты отечественной медицины и педиатрии в частности. Это:
Профилактическая направленность. Это видно уже из заглавия пятой части, но приведем и некоторые цитаты — «Впускать воздух в детскую горницу полезно по меньшей мере дважды в день, чаще надо выносить детей на свежий воздух, особенно в хорошую погоду. Прогулки детей на свежем воздухе предохраняют детей от многих болезней». И далее: «Неумеренная теплота, духота ослабляют весь телесный состав. Надлежит заблаговременно приучать детей к холоду и ко всем воздушным переменам. Холодный воздух укрепляет тело», то есть речь идет, как бы мы сейчас сказали, о закаливании. Вероятно, труды Нестора Максимовича были одним из корней, на котором выросла мысль Н. И. Пирогова: «Будущее принадлежит медицине профилактической».
Медицинское образование народа и этика. Н. М. Максимович-Амбодик пишет о важности знания женщиной особенностей питания, поведения, одежды во время беременности — «беременная жена, как скоро почувствует, что она в своей утробе зачала, сугубо обязывается всячески соблюдать добропорядочную жизнь и благоповедение во всем ее состоянию приличное; ибо она должна пещися не токмо о предохранении собственного здравия, но еще иметь попечение и о соблюдении носимого ею утробногоплода».
Нестор Максимович категорически возражал против физического наказания детей и указывал, что «телесное наказание вселяет в детей подлость, робость, неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои, без сомнения, обращаются во вред здоровью». Он считал, что «Полезно приучать детей к сношению боли… Внедрять в них ласковость, жалость, человеколюбие, вкоренять в их нежное сердце все, что есть доброго и похвального, не допускать детей мучить и убивать неповинную тварь, птичек, бабочек, портить вещи, поступать худо с презрением с рабами».
Безопасное (нетравматичное) акушерство. Н. М. Максимович-Амбодик, являясь отцом русского акушерства, в то же время писал: «Поистине счастливы жены, кои с пособием природы рожают детей благополучно сами, не имея нужды в помощи чужой». Он страстно боролся против предрассудков, суеверий, невежеств в акушерстве, понимая, какой большой вред с далеко идущими последствиями может причинить неумелое акушерское пособие.
Естественное вскармливание. «Материнское молоко — полезнейшее, надежнейшее, ничем не заменимое питание» — писал Н. М. Максимович-Амбодик, считая, что прикорм в виде кашки из сухарей или крупы следует давать лишь после пяти месяцев и вводить всякую новую пищу осторожно, постепенно, избегая резких перемен. К сожалению, в середине прошлого века педиатры отошли от этих рекомендаций, но лишь в 80 — 90-х годах к ним вернулись.
Рациональная фармакотерапия. Два века тому назад Н. М. Максимович-Амбодик пришел к заключению: «Чем проще, чем короче будут врачебные предписания, чем менее много сложны будут аптекарские составы и чем больше с природою согласно будет врачевание болезней, тем больше успехов от врачебной науки и вящей пользы ожидать можно… Ко врачеванию младенческих болезней едва требуются лекарства. По крайней мере, следует выбирать из них самые легчайшие, да и то только при необходимой нужде». К этим словам нечего добавить, и в них заложены основы клинической фармакологии.
Любовь к больному — как необходимое условие врачебной профессии.
Гражданственность. А. Ф. Тур (1967) писал о Н. М. Максимовиче-Амбодике: «Нельзя не отметить, что этот оригинально мысливший русский ученый и практический врач, горячо любивший свою родину и свой народ, выдерживал нелегкую борьбу с иностранцами, стремившимися захватить русскую науку в свои руки и насаждавшими спекулятивные принципы во врачебной практике». Он практически создал русскую анатомическую, клиническую и ботаническую терминологию, одним из первых начал преподавать, читать лекции на русском языке и эпиграфом к вышеназванному основному труду своей жизни поставил следующую мысль: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, прилежном соблюдении новорожденных детей, чем продажей и населением необработанной земли неизвестными чужеземными пришельцами». Разве в настоящее время эта мысль не актуальна в России?