Роль медицинской сестры в профилактике врождённых аномалий и уродств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить роль медицинской сестры в профилактике врожденных аномалий и уродств.
Задачи курсовой работы:
Исследовать литературу по данной теме.
Изучить структуру и классификацию врождённых пороков развития плода.
Разобраться в причинах врождённых аномалий.
Обозначить составляющие антенатальной охраны плода.
Выявить роль медицинской сестры в профилактике врождённых аномалий.

Файлы: 1 файл

Evdokimova.docx

— 72.80 Кб (Скачать файл)

 

 

СКОПИНСКИЙ ФИЛИАЛ ОГБПОУ

«РЯЗАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике врождённых аномалий и уродств»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 6301

Евдокимова Ольга

Куратор: преподаватель

Гарамова Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скопин, 2015г.

Содержание

 

    Приложения 
                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Пороки развития представляют собой стойкие морфологические изменения органа или организма в целом, выходящие за пределы вариаций нормы и возникающие внутриутробно в результате нарушения развития зародыша либо плода, иногда — после рождения ребенка.

Многочисленными исследованиями последних лет доказано, что большинство пороков развития и хромосомных нарушений возникают от воздействия нескольких факторов (генетических и средовых факторов), эти причины составляют от 20 до 30 %. Примерно 6 % врожденных пороков развития возникают в результате хромосомных нарушений. Примерно 7 % всех пороков возникают в результате генных изменений. Оставшиеся 7 % занимают воздействия средовых (тератогенных) факторов. К этим факторам относятся физические (механические, радиационные, термические и другие воздействия), химические (лекарственные препараты, химические вещества, используемые в быту и промышленности и другие) и биологические (вирусы, микоплазмы, протозойные и   многие другие внутриутробные инфекции.

Эффект этого вредного воздействия зависит от нескольких условий. Во-первых, от времени воздействия тератогена (при воздействии до наступления клеточной дифференцировки зародыш, как правило, погибает, при воздействии в период развития органов, возникают различные пороки развитии, их тип зависит от чувствительности конкретного органа в момент воздействия вредного фактора). Во-вторых, эффект зависит от дозы и взаимодействия с другими факторами (чем выше дозы, тем тяжелее поражение, также усиливается при действии других факторов, например, тератогенное действие атиконвульсантов усиливается в комбинации с другими препаратами).   И в-третьих, эффект зависит от материнских факторов (риск возникновения тератогенной аномалии зависит от индивидуальной чувствительности материнского организма к тератогенному агенту).

Для того чтобы предотвратить это вредное воздействие и его последствия медицинскими работниками проводится антенатальная (дородовая) охрана плода - комплекс диагностических, лечебных и профилактических мероприятий, проводимых с целью обеспечения нормального внутриутробного развития организма от зачатия до рождения.

Актуальность данной работы заключается в том, что антенатальная охрана плода направлена на исключение отрицательно влияющих на формирование и развитие зародыша и плода, предупреждение врожденной патологии, что значительно влияет на снижение перинатальной смертности.

 

Цель данной работы: определить роль медицинской сестры в профилактике врожденных аномалий и уродств.

Задачи курсовой работы:

  1. Исследовать литературу по данной теме.
  2. Изучить структуру и классификацию врождённых пороков развития плода.
  3. Разобраться в причинах врождённых аномалий.
  4. Обозначить составляющие антенатальной охраны плода.
  5. Выявить роль медицинской сестры в профилактике врождённых аномалий.
  6. Составить памятку для беременных по ведению правильного режима дня.

 

 

 

 

 

1 Теоретическая часть

 

1.1 Этапы внутриутробного развития ребенка

 

Развитие представляет собой непрерывный процесс, однако каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех, фазы — возрастные периоды. Каждому периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых следует решать вопросы организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по специфической и неспецифической профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний.

Один из основных периодов жизни - период внутриутробного развития. В среднем он продолжается 280 дней или 40 недель, что соответствует 10 лунным месяцам за которые и происходит формирование нового организма. Роды ранее 38 недель называют преждевременными, а новорожденного - недоношенным. Роды после 42 недель называют запоздавшими, а новорожденного - переношенным.

Условно беременность делится на три триместра:

1-3 мес. -1-й триместр;

4-6 мес. - 2-й триместр;

7-9 мес. - 3-й триместр.

Классификация антенатального периода по состоянию и степени развития ребенка:

1-15-й день - зародышевый  период;

16-75-й день - эмбриональный  период;

76-181-й день - ранний фетальный (плодный)период;

182-280-й день - поздний фетальный (плодный) период

Первый период, начальный — когда яйцеклетка встречается со сперматозоидом, образуется зигота, клетки которой начинают делиться. И это крошечное творение начинает двигаться в матку, для имплантации в ее стенку. Он наступает до начала задержки менструации у женщины, когда та еще не имеет никаких доказательств своей беременности. А потому, многие дамы ведут не всегда здоровый образ жизни: могут принимать алкоголь, курить, пить лекарственные препараты, не разрешенные в период беременности, делать рентген и т. д. Конечно, такое происходит в первую очередь с женщинами, свою беременность не планирующими. Но не все так страшно. Дело в том, что на таком раннем сроке никакие повреждающие факторы не приведут к внутриутробной патологии. Если вред будет слишком велик, то беременность просто не наступит, оплодотворенная яйцеклетка погибнет. Намного опаснее тератогенные воздействия после начала задержки менструации. То есть на сроке более 4 акушерских недель беременности.

 Второй период —  эмбриональный. Он длится до 12 недель  беременности. В этот период ребенка  называют эмбрионом. Отличительная  особенность второго периода  в том, что именно в эти три  месяца происходит формирование  всех органов и систем организма. На 1й неделе эмбрионального развития  происходит деление клеток, на 2й  неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3—4й неделе  образуются сегменты тела, а с 5—8й недели они приобретают  присущие человеку формы строения  тела. К 8й неделе масса плода  составляет 1 г, а длина — 2,5 см. Второй  период, можно сказать, решающий  во внутриутробном развитии ребенка. Если что-то пойдет не так, скорее  всего, произойдет выкидыш. Своего  малыша, а по-научному эмбриона, можно  увидеть на экране монитора  при ультразвуковом обследовании, когда тот имеет размер всего  лишь 2 миллиметра. В 4,5 недели беременности  начинает биться крошечное сердечко, удары фиксируются на УЗИ. И  это главное свидетельство того, что беременность и ребенок  развиваются нормально. Примерно  в 7 недель у эмбриона появляются  тактильные ощущения. А в 9 недель  и вкусовые ощущения.

После 12 недель начинается фетальный (плодный) период развития. Малыш стремительно растет, набирает вес, совершенствуется его организм. Его врачи уже называют плодом. И именно на этом сроке проводится первое значимое ультразвуковое исследование. Это так называемый первый скрининг. Он позволяет с наибольшей достоверностью определить степень риска рождения ребенка с генетическими и иными отклонениями. Если у врача есть подозрения на внутриутробные пороки развития или хромосомные отклонения, женщине может быть рекомендовано проведение инвазивной диагностики — кордоцентез или амниоцентеза. Впрочем, данный вопрос обычно решается после второго скрининга в 16 недель и контрольного УЗИ в 20 недель. Если есть серьезные отклонения, врачи могут посоветовать прервать беременность. Рассмотрим внутриутробное развитие ребёнка по неделям.

Примерно в 13 недель у ребенка дифференцируются половые органы. Таким образом на УЗИ, при условии его проведения на хорошем аппарате и опытным врачом, уже можно определить пол ребенка. Правда, пока не слишком точно.

В 14 недель ребенок начинает слышать, правда воспринимает он звуки как вибрацию. И это важный этап его развития. Он запоминает тембр голоса матери, музыку и другие окружающие звуки. Все это ясно прослеживается после рождения внимательными родителями. Именно поэтому специалисты про перинатальному развитию рекомендуют будущей маме читать сказки вслух, слушать классическую музыку, чтобы еще до рождения приучать ребенка к прекрасному, прививать ему хороший вкус. В 28 недель ребенок уже четко различает звуки, улавливает интонацию.

В 25 недель ребенок начинает видеть, и изредка даже приоткрывает глазки. НА УЗИ явно видно, что ребенок реагирует на световые раздражители, прикрывает руками глаза. И по этой причине, и по причине неблагоприятного воздействия ультрафиолетовых лучей будущей маме не рекомендуется подолгу бывать на открытом солнце. Пляжный отдых лучше отложить.

28 недель — очередной  переломный период в жизни  ребенка. Если он родится, то у  него есть большие шансы выжить, благодаря возможностям современной  медицины, высококлассному оборудованию.

Все остальное время в утробе матери у ребенка продолжает совершенствоваться нервная и дыхательная система, появляются волосики на голове, подкожный жир. Стремительно нарастает вес. Приблизительно к 37-38 неделе ребенок уже готов к жизни вне материнской утробы.[1]

  1. 2 Врождённые пороки развития плода

 

1.2.1 Врождённые аномалии и их классификация

 

Пороки развития представляют собой стойкие морфологические изменения органа или организма в целом, выходящие за пределы вариаций нормы и возникающие внутриутробно в результате нарушения развития зародыша либо плода, иногда — после рождения ребенка вследствие нарушения дальнейшего формирования органов. Эти изменения вызывают нарушения соответствующих функций. Синонимами термина «пороки развития» являются «врожденные пороки», «аномалии развития», «дисплазии». Однако под аномалиями развития и дисплазиями понимают только такие пороки, при которых анатомические изменения не приводят к существенному нарушению функций, например деформации ушных раковин, не обезображивающие лица больного и существенно не отражающиеся на восприятии звуков. Грубые пороки развития, при которых обезображивается внешний облик ребенка, нередко называют уродствами. Однако термин «уродство» — понятие скорее социальное, чем медицинское.  
Выделяют несколько групп пороков. В зависимости от времени воздействия вредных факторов и объекта поражения выделяют следующие формы пороков развития.  
1. Гаметопатии — патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения и приводящие к спонтанному прерыванию беременности, врожденным порокам развития, наследственным заболеваниям. Это наследственно обусловленные врожденные пороки, в основе которых лежат спорадические мутации в половых клетках родителей или унаследованные мутации у более отдаленных предков.  
2. Бластопатии — это повреждения зиготы в первые 2 недели после оплодотворения (до момента завершения дифференциации зародышевых листков и начала маточно-плацентарного кровообращения), вызывающие гибель зародыша, внематочную беременность, пороки развития с нарушением формирования оси зародыша (симметричные, асимметричные и неполностью разделившиеся близнецы, циклопия, аплазия почек и др.).  
3. Эмбриопатии — поражения зародыша от момента прикрепления его к стенке матки (15-й день после оплодотворения) до сформирования плаценты (75-й день внутриутробной жизни), проявляющиеся пороками развития отдельных органов и систем, прерыванием беременности. Поскольку в эмбриональный период происходит формирование основных морфологических структур органов, то естественно, что большинство врожденных пороков образуется именно в этот период. Наличие критических периодов, т. е. стадий интенсивной дифференцировки органов, когда они наиболее легко повреждаются, определяет существование временной специфичности для различных органов. Наиболее опасными сроками формирования пороков развития являются:

    • для мозга — от 30го до 150го дня беременности;
    • для сердца — 30й, для конечностей — 45—70й дни;
    • для мужских половых путей — 110—160й дни;
    • для женских половых путей — 130—170й дни внутриутробного развития.

Локализация дефекта также зависит от интенсивности повреждающего воздействия.  
4. Фетопатии — общее название болезней плода, возникающих под воздействием неблагоприятных факторов с 11-й недели внутриутробной жизни до начала родов. Важнейшая роль в формировании фетопатии принадлежит состоянию плацентарного комплекса. Признаками фетопатии становятся: задержка внутриутробного развития; врожденные пороки в результате обратного развития зародышевых структур (кишечный свищ, открытые артериальный проток или овальное окно) или эмбриональных щелей (расщелины губы, неба, позвоночника, уретры); сохранение первоначального расположения органов (крипторхизм); гипоплазии и дисплазии отдельных органов и тканей (дисплазия почек, микроцефалия, гидроцефалия и др.); избыточное разрастание соединительной и других тканей при инфекциях (катаракта и др.); врожденные болезни (гемолитическая болезнь новорожденных, гепатиты, циррозы, пневмонии, миокардиты, энцефалиты и др.). Фетопатии нередко приводят к преждевременным родам, асфиксии при рождении, метаболическим и другим нарушениям адаптации новорожденных к внеутробной жизни и являются наиболее частыми причинами неонатальных болезней и смертности.  
К врожденным порокам относятся следующие нарушения развития.  
1. Агенезия — полное врожденное отсутствие органа.  
2. Аплазия — врожденное отсутствие органа или выраженное его недоразвитие. Отсутствие некоторых частей органа называется термином, включающим в себя греч. слово olygos («малый») и название пораженного органа. Например, олигодактилия — отсутствие одного или нескольких пальцев.  
3. Гипоплазия — недоразвитие органа, проявляющееся дефицитом относительной массы или размеров органа.  
4. Гипотрофия — уменьшенная масса тела новорожденного или плода.  
5. Гиперплазия (гипертрофия) — повышенная относительная масса (или размеры) органа за счет увеличения количества (гиперплазия) или объема (гипертрофия) клеток.  
6. Макросомия (гигантизм) — увеличенные длина и масса тела. Термины «макросомия» и «микросомия» нередко применяются для обозначения соответствующих изменений отдельных органов.  
7. Гетеротопия (дистопия) — наличие клеток или тканей одного органа в другом или в тех зонах того же органа, где их не должно быть в норме.  
8. Гетероплазия — расстройство разграничения некоторых видов ткани. Гетероплазии следует дифференцировать от метаплазий — вторичного изменения разграничения тканей, которое связывают с хроническим воспалением.  
9. Эктопия — расположение органа в необычном месте. Возможно увеличение числа органов или их частей, например удвоение матки, двойная дуга аорты. Удвоение и увеличение в числе того или иного органа или части его.  
10. Атрезия — полное отсутствие канала или естественного отверстия.  
11. Стеноз — сужение канала или отверстия.  
12. Неразделение (слияние) органов двух симметрично или асимметрично развитых однояйцевых близнецов. Название пороков, определяющих неразделение конечностей или их частей, начинается с греч. приставки syn («вместе») — синдактилия, симподия (соответственно — неразделение пальцев и нижних конечностей).  
13. Персистирование — сохранение эмбриональных структур, в норме исчезающих к определенному периоду развития (например, наличие овального окна в межпредсердной перегородке у ребенка, достигшего возраста 1 года).  
14. Дисхрония — нарушение темпов (ускорение или замедление) развития. Процесс может касаться клеток, тканей, органов или всего организма.  
15. Врожденный стеноз — сужение канала или отверстия.  
16. Дизрафия (арафия) — незаращение эмбриональных щелей (например, хейлогнатопалатосхиз — расщелина верхней губы, верхней челюсти и неба, краниорахисхиз — несмыкание костей черепа и позвоночника, обычно сопровождающееся развитием черепно-мозговых и спинномозговых грыж). 
Врожденные пороки могут проявляться и другими изменениями органов. Например, нарушением лобуляции (увеличение или уменьшение долей легкого или печени), образованием врожденных водянок (гидроцефалия, гидронефроз), инверсией — обратным (зеркальным) расположением органов.[2,3]

Информация о работе Роль медицинской сестры в профилактике врождённых аномалий и уродств