Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:36, реферат
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В личности как целостной системе одни звенья, структурные элементы могут доминировать, в то время как другие - тормозиться в зависимости от требований действительности, задач, которые решает человек в конкретной ситуации, и т. п.
Введение…………………………………………………………3
Что такое умственная отсталость?..............................................4
Важное средство развития детей с умственной отсталостью..5
Особенности работы детей с умственной отсталостью……...10
Основные методы работы……………………………………...12
Заключение……………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………..17
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Что такое умственная отсталость?...................
Важное средство развития детей с умственной отсталостью..5
Особенности работы детей с умственной отсталостью……...10
Основные методы работы……………………………………...12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Сегодня в связи с изменениями
в различных сферах жизни актуализировались
вопросы, связанные с подготовкой
подрастающего поколения к
В личности как целостной
системе одни звенья, структурные
элементы могут доминировать, в то
время как другие - тормозиться
в зависимости от требований действительности,
задач, которые решает человек в
конкретной ситуации, и т. п. Личность
человека есть результат сложного действия
и взаимодействия многочисленных факторов.
Поэтому и структуру личности
надо рассматривать не в общем, а
в генезисе и развитии применительно
к конкретно сложившимся
Все вышесказанное в полной мере относится к личности нормально развивающегося ребенка. Но все это, за одним исключением, в той же мере относится и к личности умственно отсталого ребенка. И это исключение, как ни парадоксально, заключается в том, что биологический дефект развития (нарушение высших отделов коры головного мозга, эмоционально-волевой сферы и т. д.) делает детей, объединенных одним диагнозом «олигофрения в степени дебильности», не менее индивидуальными, более того, в силу особенностей дефекта (времени поражения, тяжести, локализации в коре головного мозга и других факторов) формирует личность умственно отсталого более неповторимой, чем нормально развивающегося сверстника.
Что такое умственная отсталость?
Умственная отсталость –
это не болезнь, а состояние, т.к.
она не имеет начала, кульминации
и конца. Люди, имеющие УО, обучаемы,
дееспособны, легко адаптируемы
в обществе, а имеющие легкую степень
отсталости даже военнообязаны. Все
неудачи этих людей в обществе
связаны именно с изначальной
позицией неприятия по отношению
к ним.
Итак, умственная отсталость – это группа
отклонений, для которой характерно органическое
поражение головного мозга, приводящее
к недоразвитию психических процессов
и познавательной деятельности.
Причинами умственной отсталости могут быть:
1. Инфекционные заболевания матери во время беременности, тяжелый токсикоз или резус-конфликт.
2. Отравления медикаментами, либо алкоголизм/наркомания во время беременности.
3. Экологическая ситуация (повышенный радиоактивный фон и т.п.)
4. Родовые травмы (например, есть риск при асфиксии).
5. Нейроинфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит), травмы головы в первые три года жизни.
Умственная отсталость характерна, прежде всего, недоразвитием всех психических процессов – восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и мышления. При этом, мышление, как самый сложный психический процесс, страдает больше всего. Отсюда и вытекают все необычные качества и странности поведения этих людей.
Они могут сравнивать предметы по несущественным признакам или не могут найти общих признаков при сравнении, поскольку у них нарушена способность анализировать и обобщать.
Они не понимают шуток и аллегорических высказываний, поскольку у них нарушена способность к абстрактному мышлению (оперированию образами, т.е. абстрактными понятиями). Все вещи окружающего мира они воспринимают конкретно и непосредственно.
По этой же причине им легко заниматься практической деятельностью, т.к. она имеет наглядный характер и часто однообразна, а умственно отсталые люди в силу своих особенностей обладают толерантностью к однообразным действиям. Кстати, их очень легко научить чему-либо, потому что они будут действовать строго в той последовательности, в которой их научили. Зато малейшая ошибка в показе действий или неточность в словесном описании вызовет трудности, поскольку таким людям трудно переносить знания из одной ситуации в другую, а также вследствие тугоподвижности процессов памяти.
Важное средство развития детей с умственной отсталостью
Важным средством
Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники работы с бисером участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом (в виде развития мелкой моторики – забывая о том, что способности детей находятся на кончиках их пальцев.
Умственно отсталые школьники
располагают значительными
Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.
Коррекционно-развивающее
влияние трудовой деятельности на личность
ребенка может осуществляться при
соблюдении следующих психолого-
• неукоснительное и
• учет особенностей различных групп умственно отсталых, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие; даже приблизительное деление учащихся на подгруппы в соответствии с их познавательными и творческими возможностями может служить ряду практических целей;
• активизация интеллектуальной
деятельности учащихся в процессе их
над рукодельным изделием; в ходе
такой активизации учитель
• побуждение учащихся к словесному обозначению выполняемых ими действий и их результата;
• словесное обозначение (учителем) демонстрируемого образца и процесса создания (в дидактических целях) бисеро-изделия;
• формирование интереса к ручному труду и повышение мотивации трудовой деятельности;
• организация пропедевтического периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет, пространственные отношения).
Принципиально важное значение
в осуществлении
• активно влияют на сенсорные
процессы, познавательную деятельность,
эмоционально-волевую и
• соответствуют ближайшим возможностям умственно отсталых детей (этим возможностям должны соответствовать структура объекта рукоделия, количество создаваемых предметов; во время тематического бисероплетения детям надо предлагать создавать достаточно конкретные предметы);
• активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;
• позволяют формировать и закреплять умения и навыки (владение разнообразии способов работы с бисером, регулирование движений в соответствии с задачами создания, правильная передача пространственных свойств предметов);
• предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;
• способствуют всестороннему развитию;
• имеют практическое и общественное значение;
• доставляют радость и чувство удовлетворения;
• могут быть выполнены (как правило) в течение одного урока.
Основополагающая задача ручной деятельности (бисероплетения) состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков. Отличительной чертой бисероплетения является то что ребенок через сензитивное восприятие (чувственное восприятие предмета рукоделия) начинает общаться с окружающим миром, получает социальный опыт адаптации в коллективе ребят- единомышленников.
Коррекционно-развивающий
эффект систематических занятий
по бисероплетению может быть достигнут
в том случае, если учитываются
особенности трудовой деятельности
умственно отсталых школьников, применяются
специальные педагогические методы
и средства, обеспечивающие максимальное
использование имеющихся у
Следует обеспечить оптимальное соотношение (распределение часов) между различными видами работы с бисером. На первоначальном этапе целесообразно уделять наибольшее внимание плетению. По способу выполнения можно разделить на такие группы:
— низание в одну нить, или одной иглой;
— низание в две нити, или двумя иглами;
— низание изделий на проволочной основе;
— плетение;
— изготовление объемных изделий;
— вышивание бисером и стеклярусом
Этот вид работы с бисером дается умственно отсталым детям с наименьшим трудом. Кроме того, от него легче переходить к изготовлению объемных изделий и вышиванию бисером и стеклярусом.
Самые большие трудности учащиеся испытывают при вышивании. Вышивание — очень сложный для младших школьников вид рукоделия. Это связано прежде всего с размерами самого бисера, а также с маленькой толщиной бисерных игл. Кроме того, сложна и сама технология вышивания.
Задачи.
Образовательные: Ознакомление детей с народным декоративным искусством казанских татар (вышивка «плетением», аппликацией). Формировать представления о вышивки бисером, учитывая традиции татарского народа, их использование в бытовых обрядах.
Раскрыть специфику узорного украшения различных изделий: украшений, одежды, головных уборов. Обогатить знания детей об использовании растительных мотивов и рисунков в традиционных народных изделиях.
Развивать познавательные способности учащихся в процессе работы с учебными материалами, литературой, образцами и технологическими картами.
Познакомить с их наименованиями, техникой орнаментирования и цветовых сочетаний.
Познакомить с основными приемами плетения; научить плести основу изделия и пользоваться технологической картой; расширить словарный запас и кругозор посредством тематических бесед; познакомить со схемой изготовления изделий; научить читать условные знаки (схемы) и работать по нем самостоятельно, познакомить с наименованиями, характером цветовых сочетаний украшений, расположения элементов орнамента (цветка, листьев, стебля).
Коррекционно-развивающие: Учить разработать последовательность изготовления изделий по мере постепенного усложнения методов и приемов их изготовления.
Развивать аналитические способности, логическое мышление, память, внимание, коммуникативные способности, художественный вкус, пространственное воображение; развивать глазомер, мелкую маторику рук, сенсоматорику.
На практических занятиях формировать навыки и умения по изготовлению изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения и художественно – содержательного анализа изделий.
Воспитательные: Осуществлять работу по интернациональному воспитанию, способствовать развитию гордости и уважения к своему народу, к его многовековой истории и национальной культуре.
Умение работать в коллективе,
воспитывать аккуратность, усидчивость,
терпение, внимание, целенаправленность,
критичность, трудоемкость, эстетический
вкус, волевые качества, развивать
художественную культуру в процессе,
творческого труда при
Особенности работы детей
Работая с умственно отсталыми детьми нужно учитывать: главными являются преобладание чувственного (сенсорного) восприятия мира и стремление познавать мир в игре.
В этом возрасте формируются
представления о труде и его
необходимости, воспитывается культура
труда и формируется
Информация о работе Ручной труд детей с умственной отсталостью