Ручной труд детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:36, реферат

Описание работы

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В личности как целостной системе одни звенья, структурные элементы могут доминировать, в то время как другие - тормозиться в зависимости от требований действительности, задач, которые решает человек в конкретной ситуации, и т. п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3
Что такое умственная отсталость?..............................................4
Важное средство развития детей с умственной отсталостью..5
Особенности работы детей с умственной отсталостью……...10
Основные методы работы……………………………………...12
Заключение……………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

изо готовое (Автосохраненный).docx

— 35.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………3

Что такое умственная отсталость?..............................................4

Важное средство развития детей с умственной отсталостью..5

Особенности работы детей  с умственной отсталостью……...10

Основные методы работы……………………………………...12

Заключение……………………………………………………...16

Список литературы……………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня в связи с изменениями  в различных сферах жизни актуализировались  вопросы, связанные с подготовкой  подрастающего поколения к самостоятельной  жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание  прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в  выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно  важными.

В личности как целостной  системе одни звенья, структурные  элементы могут доминировать, в то время как другие - тормозиться  в зависимости от требований действительности, задач, которые решает человек в  конкретной ситуации, и т. п. Личность человека есть результат сложного действия и взаимодействия многочисленных факторов. Поэтому и структуру личности надо рассматривать не в общем, а  в генезисе и развитии применительно  к конкретно сложившимся условиям жизни и воспитания.

Все вышесказанное в полной мере относится к личности нормально  развивающегося ребенка. Но все это, за одним исключением, в той же мере относится и к личности умственно  отсталого ребенка. И это исключение, как ни парадоксально, заключается  в том, что биологический дефект развития (нарушение высших отделов  коры головного мозга, эмоционально-волевой  сферы и т. д.) делает детей, объединенных одним диагнозом «олигофрения в  степени дебильности», не менее индивидуальными, более того, в силу особенностей дефекта (времени поражения, тяжести, локализации в коре головного  мозга и других факторов) формирует  личность умственно отсталого более  неповторимой, чем нормально развивающегося сверстника.

 

 

 

 

Что такое умственная отсталость?

 

Умственная отсталость –  это не болезнь, а состояние, т.к. она не имеет начала, кульминации  и конца. Люди, имеющие УО, обучаемы, дееспособны, легко адаптируемы  в обществе, а имеющие легкую степень  отсталости даже военнообязаны. Все  неудачи этих людей в обществе связаны именно с изначальной  позицией неприятия по отношению  к ним.  
Итак, умственная отсталость – это группа отклонений, для которой характерно органическое поражение головного мозга, приводящее к недоразвитию психических процессов и познавательной деятельности. 

Причинами умственной отсталости могут быть: 

1. Инфекционные заболевания  матери во время беременности, тяжелый токсикоз или резус-конфликт. 

2. Отравления медикаментами,  либо алкоголизм/наркомания во  время беременности. 

3. Экологическая ситуация (повышенный радиоактивный фон  и т.п.) 

4. Родовые травмы (например, есть риск при асфиксии). 

5. Нейроинфекционные заболевания  ребенка (менингит, энцефалит), травмы  головы в первые три года  жизни. 

Умственная отсталость характерна, прежде всего, недоразвитием всех психических  процессов – восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и мышления. При этом, мышление, как самый  сложный психический процесс, страдает больше всего. Отсюда и вытекают все  необычные качества и странности поведения этих людей. 

Они могут сравнивать предметы по несущественным признакам или  не могут найти общих признаков  при сравнении, поскольку у них нарушена способность анализировать и обобщать. 

Они не понимают шуток и  аллегорических высказываний, поскольку  у них нарушена способность к  абстрактному мышлению (оперированию образами, т.е. абстрактными понятиями). Все вещи окружающего мира они воспринимают конкретно и непосредственно. 

По этой же причине им легко заниматься практической деятельностью, т.к. она имеет наглядный характер и часто однообразна, а умственно  отсталые люди в силу своих особенностей обладают толерантностью к однообразным действиям. Кстати, их очень легко  научить чему-либо, потому что они  будут действовать строго в той  последовательности, в которой их научили. Зато малейшая ошибка в показе действий или неточность в словесном  описании вызовет трудности, поскольку  таким людям трудно переносить знания из одной ситуации в другую, а  также вследствие тугоподвижности  процессов памяти. 

 

Важное средство развития детей с умственной отсталостью

 

Важным средством всестороннего  развития учащихся и весьма эффективным  способом коррекции отклонений в  развитии является ручной труд с умственно отсталыми детьми.

Трудовая деятельность находится  в тесном взаимодействии с общим  развитием ребенка, поскольку в  процессе техники работы с бисером  участвует не та или иная отдельная  функция, а их комплекс в целом (в  виде развития мелкой моторики – забывая  о том, что способности детей  находятся на кончиках их пальцев.

Умственно отсталые школьники  располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью  соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кружка.

Под влиянием правильно осуществляемого  обучения ручной  деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.

Коррекционно-развивающее  влияние трудовой деятельности на личность ребенка может осуществляться при  соблюдении следующих психолого-дидактических  положений:

• неукоснительное и систематическое  соблюдение принципа коррекционной  направленности обучения на всех этапах работы над схемой;

• учет особенностей различных  групп умственно отсталых, позволяющий  организовать дифференцированное педагогическое воздействие; даже приблизительное  деление учащихся на подгруппы в  соответствии с их познавательными  и творческими возможностями  может служить ряду практических целей;

• активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их над рукодельным изделием; в ходе такой активизации учитель побуждает  детей к предварительному осмыслению структуры выполнения, определению  последовательности построения схемы  рисунка, сопоставлению рисунка  с образцом, осуществлению контроля за выполняемыми ручными действиями и т.п.;

• побуждение учащихся к  словесному обозначению выполняемых  ими действий и их результата;

• словесное обозначение (учителем) демонстрируемого образца  и процесса создания (в дидактических  целях) бисеро-изделия;

• формирование интереса к  ручному труду и повышение  мотивации трудовой деятельности;

• организация пропедевтического  периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет, пространственные отношения).

Принципиально важное значение в осуществлении целенаправленного  учебно-воспитательного процесса имеет  содержание обучения. Эффективность  коррекционной работы на занятиях ручного  труда возрастает, если выполняемые  детьми задания:

• активно влияют на сенсорные  процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;

• соответствуют ближайшим  возможностям умственно отсталых детей (этим возможностям должны соответствовать  структура объекта рукоделия, количество создаваемых предметов; во время  тематического бисероплетения детям  надо предлагать создавать достаточно конкретные предметы);

• активизируют и стимулируют  интеллектуальную и практическую деятельность;

• позволяют формировать  и закреплять умения и навыки (владение разнообразии способов работы с бисером, регулирование движений в соответствии с задачами создания, правильная передача пространственных свойств предметов);

• предусматривают закрепление  знакомых действий на разном по содержанию материале;

• способствуют всестороннему  развитию;

• имеют практическое и  общественное значение;

• доставляют радость и  чувство удовлетворения;

• могут быть выполнены (как  правило) в течение одного урока.

Основополагающая задача ручной деятельности (бисероплетения) состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков. Отличительной чертой бисероплетения является то что ребенок через сензитивное восприятие (чувственное восприятие предмета рукоделия) начинает общаться с окружающим миром, получает социальный опыт адаптации в коллективе ребят- единомышленников.

Коррекционно-развивающий  эффект систематических занятий  по бисероплетению может быть достигнут  в том случае, если учитываются  особенности трудовой деятельности умственно отсталых школьников, применяются  специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон, правильно определяется содержание обучения в соответствии с перспективой на «зону ближайшего развития».

Следует обеспечить оптимальное  соотношение (распределение часов) между различными видами работы с  бисером. На первоначальном этапе целесообразно  уделять наибольшее внимание плетению. По способу выполнения можно разделить  на такие группы:

— низание в одну нить, или одной иглой;

— низание в две нити, или двумя иглами;

— низание изделий на проволочной основе;

— плетение;

— изготовление объемных изделий;

— вышивание бисером и  стеклярусом 

Этот вид работы с бисером  дается умственно отсталым детям  с наименьшим трудом. Кроме того, от него легче переходить к изготовлению объемных изделий и вышиванию  бисером и стеклярусом.

Самые большие трудности  учащиеся испытывают при вышивании. Вышивание — очень сложный  для младших школьников вид рукоделия. Это связано прежде всего с  размерами самого бисера, а также  с маленькой толщиной бисерных игл. Кроме того, сложна и сама технология вышивания.

Задачи.

Образовательные: Ознакомление  детей с народным декоративным искусством казанских татар    (вышивка «плетением», аппликацией). Формировать представления о вышивки бисером, учитывая традиции татарского народа, их использование в бытовых обрядах.

Раскрыть специфику узорного украшения различных изделий: украшений, одежды, головных уборов. Обогатить  знания детей об использовании растительных мотивов и рисунков в традиционных народных изделиях.

Развивать познавательные способности  учащихся в процессе работы с учебными материалами, литературой, образцами  и технологическими картами.

Познакомить с их наименованиями, техникой орнаментирования и цветовых сочетаний.

Познакомить с основными приемами плетения; научить плести основу изделия и пользоваться технологической картой; расширить словарный запас и кругозор посредством  тематических бесед; познакомить  со схемой изготовления изделий; научить читать условные знаки (схемы) и работать по нем самостоятельно, познакомить с наименованиями, характером цветовых  сочетаний украшений, расположения элементов орнамента (цветка, листьев, стебля).

Коррекционно-развивающие: Учить разработать последовательность  изготовления изделий по мере постепенного  усложнения методов и приемов их изготовления.

Развивать аналитические  способности, логическое мышление, память, внимание, коммуникативные способности, художественный вкус, пространственное воображение; развивать глазомер, мелкую маторику рук, сенсоматорику.

На практических занятиях  формировать  навыки и умения по изготовлению изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения и художественно – содержательного анализа изделий.

Воспитательные: Осуществлять  работу по интернациональному воспитанию, способствовать развитию гордости и уважения к своему народу, к его многовековой истории и национальной культуре. 

Умение работать в коллективе, воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание, целенаправленность, критичность, трудоемкость, эстетический вкус, волевые качества, развивать  художественную культуру в процессе, творческого труда при изготовлении полезных вещей.

 

Особенности работы детей

 

Работая с умственно отсталыми  детьми нужно учитывать: главными являются преобладание чувственного (сенсорного) восприятия мира и стремление познавать мир в игре.

В этом возрасте формируются  представления о труде и его  необходимости, воспитывается культура труда и формируется рациональное планирование работы.

Информация о работе Ручной труд детей с умственной отсталостью