Ручной труд детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:36, реферат

Описание работы

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В личности как целостной системе одни звенья, структурные элементы могут доминировать, в то время как другие - тормозиться в зависимости от требований действительности, задач, которые решает человек в конкретной ситуации, и т. п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3
Что такое умственная отсталость?..............................................4
Важное средство развития детей с умственной отсталостью..5
Особенности работы детей с умственной отсталостью……...10
Основные методы работы……………………………………...12
Заключение……………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

изо готовое (Автосохраненный).docx

— 35.70 Кб (Скачать файл)

Следует обратить внимание детей на организацию рабочего места  и разумное использование материалов. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда и охране здоровья (в данном случае охране зрения), воспитанию коллективизма. В трудовой процесс вводятся элементы занимательности и игры. Применительно к работе с бисером — это изготовление изделий для кукол или в подарок, изготовление простых игрушек из бисера. Учитывая непосредственное восприятие мира детьми, необходимо объяснять новый учебный материал предельно конкретно, наглядно.

Образцы, особенно увеличенные, показывать в разных положениях, при  этом подчеркивать их особенности (форма, величина, цвет или цветовые сочетания, предмет в целом и соотношение  его частей). Поэтому чем сложнее изучаемый технологический прием, тем более занимательным и хорошо известным должно быть изделие. Например, параллельное низание как один из видов низания в две нити можно изучать при изготовлении бабочек или игрушки-пирамидки.

Дети этого возраста стремятся  подражать наглядному показу действий. Каждый технологический прием можно  разделить на конкретные действия, и каждое из этих действий неоднократно показывать на ряде уроков.

Следует поддерживать в детях  стремление к независимости и  самостоятельности. По мере овладения  детьми каким-либо трудовым приемом  следует разрешать им самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать  цветовые сочетания и даже вариант  изделия. Например, при изучении изготовления цепочки «в крестик» на раздаточных  таблицах-схемах представлено, с учетом различных цветовых сочетаний, более 10 вариантов.

Учащиеся сами выбирают понравившийся  им вариант и самостоятельно подбирают  необходимый материал для работы (бисер разного цвета, бисер и  стеклярус и т. п.).

Стремление к самостоятельности  и независимости в этом возрасте тесно связано с появлением способности  выполнять сложные системы действий. Это значит, что в интересном для  них труде дети способны выполнять  действия достаточной сложности. При  этом у них зарождается элемент  творчества. Это следует всячески поддерживать и помогать проявлять  детям свои скрытые творческие возможности.

У детей этого возраста еще слабо развито пространственное воображение.

Педагог должен учитывать  эту особенность и на каждом уроке  обращать внимание учащихся на передачу образа изделия в схеме условными  значками: кружочки — бусины и бисерины, прямоугольники — стеклярус, линия  — нитка, леска, проволока, стрелка  — направление движения нитки (лески, проволоки) от бусинки к бусинке  или внутри бусинки.

Видимо, именно особенность  пространственных представлений влияет на то, что по таблицам и схемам малого формата дети порой усваивают  объяснение лучше, чем по изображению  на доске. Очевидно, процесс соотнесения  формата схемы и материала  в этом случае значительно легче.

Из-за слабо развитой мускулатуры  пальцев и рук, отсутствия достаточной  координации движений у некоторых  детей знание не переходит в умение длительное время. Педагог сталкивается с тем, что ребенок понимает, «что»  и «как» надо сделать, но не может. Такие дети резко отстают от других сверстников именно на уроках труда. Здесь нужны совместные действия учителя и воспитателя как  по развитию мелкой моторики, так и  по формированию и воспитанию чувства  уверенности в себе.

Воспитание чувства коллективизма  и взаимопомощи на уроках труда при  работе с бисером может идти через  помощь соседу в выборе материала  по цвету, обмен или деление материала  для работы, показ способа действия. Кстати, часто дети лучше понимают объяснения или просто показ действий сверстниками.

 

Основные методы работы

 

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов и выражений, принятых в бисероплетении.

Наглядный – показ образца  изделия, анализ образца. Составление  плана работы по изготовлению изделия;

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Должны знать:

  1. Что такое бисероплетение,
  2. Термины: плетение, вышивание бисером  названия материалов (бисер, бусины, стеклярус,    пайетки,  блестки).
  3. Крепежные материалы (нитки – синтетические, №50 капроновые армированные, тонкая леска, для объемных работ – тонкие медные проволоки,
  4. Правила пользования иглой и ножницами, правила техники безопасности при работе и иглой и ножницами.

Должны уметь:

  1. пользоваться иглами, проволокой и леской, ножницами. Пользоваться основными способами выполнения: (низания в одну нить, низание в две нити, низание изделий на проволочной основе, плетение, изготовление объемных изделий, вышивание бисером и стеклярусом);
  2. пользоваться  технологической картой;
  3. делать украшения (цепочки, броши, браслеты), украшения для помещений, объемные изделия; анализировать образец, анализировать свою работу;
  4. составлять композиции из готовых поделок.

Должны овладеть навыками:

  1. бисероплетения;
  2. низания бисера;
  3. изготовления объемных изделий из бисера и стекляруса;
  4. вышивание бисером и стеклярусом.

Необходимо подчеркнуть  ведущую роль воспитателя в осуществлении  коррекционно-воспитательной работы на занятиях по бисероплетению. Педагог  управляет процессами внутренней и  внешней деятельности школьников.

Занятия приобретают действенный  характер, если воспитатель ясно представляет себе особые задачи специальной школы, хорошо знает методику и специфику  работы с умственно отсталыми  детьми.

Все этапы занятия тесно  взаимосвязаны, и успешное освоение текущего материала необходимо для  обучения на последующих этапах

Воспитатель вправе сократить  или увеличить количество учебного , времени для прохождения той  или иной темы, исходя из конкретных условий, связанных с особенностями  усвоения школьниками учебного материала. Он может варьировать требования к оценке усвоенного ими объема знаний, умений и навыков, устанавливая необходимый  и достаточный объем учебного материала в соответствии с индивидуальными  возможностями учащихся.

На каждом этапе занятия  учитель должен видеть индивидуальные возможности ученика при восприятии и осмыслении им того или иного  учебного материала. Только анализируя динамику изменений на протяжении занятия, происходящих у школьника, учитель  своевременно выявит слабые его стороны  и в нужный момент поможет ему  справиться с заданием.

Наблюдая за выполнением  тех или иных учебных заданий, учитель оценивает не только то, как ученик работает, но и отмечает его реакцию на оценку результатов  своего труда. В учебной деятельности хорошо проявляются положительные  и отрицательные личностные особенности  каждого ученика. Учитель опирается  на сохранные стороны личности школьника.

У детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется  в аффективных и неадекватных реакциях на оценку результатов своей  учебной деятельности. Школьники  с низкими возможностями обучаемости  не всегда могут принять завышенные, по их мнению, требования учителя, правильно  оценить свои способности. Они обидчивы, в состоянии аффекта агрессивны, у них возможны проявления негативизма  и в конце концов эти ученики  могут совсем отказаться от работы. Учителю следует учитывать психологические  особенности своих воспитанников, трудности, переживаемые ими, и предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя усилия, затраченные учеником на выполнение работы.

Поощряя такое сохранное  качество ребенка, как старательность и желание трудиться на доступном  для него уровне требований, можно  постепенно добиться усвоения необходимых  знаний и умений. Старательному ученику, испытывающему трудности в обучении, целесообразно похвалить «ты  старался, но сегодня не все получилось В следующии раз обьязательно получится.»  и дополнять словами «Молодец!», «Старательный!»

Правильная оценка возможностей работы с бисером дает надежный ключ к его использованию в качестве продуктивного средства педагогического  изучения детей. Наблюдая за ручной деятельностью  ребенка, можно получить о нем  такие ценные сведения, которые трудно обнаружить в других условиях. Данные наблюдений существенно дополняют  характеристику ребенка. Кроме того, они помогают правильно организовать индивидуальную работу.

Усвоенные во время занятии  знания, умения и навыки могут быть эффективно использованы также и  на занятиях по другим предметам. Работа с бисером полезна для выроботки  у детей уверенности в себе, внимания, для развития мелкой моторики. Иначе говоря, бисероплетение может  выступать в качестве метода обучения. На разных уроках детям целесообразно  предлагать разнообразные техники  выполнения.

Необходимо в максимальной степени использовать бисерное рукоделие  для развития познавательных интересов. Важно, чтобы занятия по работе с  бисером служили одним из существенных элементов коррекционно-развиваюшего обучения.

Соблюдение всех этих требований позволит более рационально использовать трудовую деятельность в соответствии с особыми задачами специальных  учреждений.

 

 

 

Заключение

Ручной труд, являясь органичной частью продуктивной деятельности ребенка, содержит широкие возможности для  развития мышления, особенно в целях  обеспечения перевода внешних действий ребенка к умственным действиям  во внутреннем плане. Это в свою очередь  создает необходимые предпосылки  к развитию представлений, имеющих  модельную структуру.

В ходе обучения нами было показано, что при специальной организации  занятий, целенаправленном отборе содержания, использовании оригинальных методических подходов удается в значительной степени сформировать у умственно  отсталого ребенка такие умственные качества как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль. Естественно, что их уровень соответствует  возрастным и индивидуальным возможностям ребенка и соотносится с его  психическим развитием в целом.

Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность  предложенной модели обучения ручному  труду. В структуре внешне задаваемой деятельности особое внимание должно уделяться ее организации. Важное значение имеет при этом ориентировочная  фаза, ее длительность, развернутость, предполагающая выход ребенка на самостоятельный анализ и планирование предстоящих действий. Содержание обучения должно опираться на мотивационные  потребности ребенка в труде, обязательно включать его личную заинтересованность в результатах; эмоциональное удовольствие от общения  со взрослыми и сверстниками; удовлетворение от созданных собственными руками продуктов  деятельности.

 

Список литературы:

 

1. Вайзман Н.П. Психомоторика  умственно отсталых детей.-М.:Аграф,1997.

2. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред. ДульневаГ.М. «Просвещение». М, 1965

3. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. -М.:Просвещение,1995.-

4. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. -М.:Просвещение,1991.

5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. зав./Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Академия, 1998.- 144с.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Уч.пос.для студентов пед.ин-ов.-М.:Просвещение, 1991.

7. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.

 


Информация о работе Ручной труд детей с умственной отсталостью