Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:36, реферат
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В личности как целостной системе одни звенья, структурные элементы могут доминировать, в то время как другие - тормозиться в зависимости от требований действительности, задач, которые решает человек в конкретной ситуации, и т. п.
Введение…………………………………………………………3
Что такое умственная отсталость?..............................................4
Важное средство развития детей с умственной отсталостью..5
Особенности работы детей с умственной отсталостью……...10
Основные методы работы……………………………………...12
Заключение……………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………..17
Следует обратить внимание детей на организацию рабочего места и разумное использование материалов. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда и охране здоровья (в данном случае охране зрения), воспитанию коллективизма. В трудовой процесс вводятся элементы занимательности и игры. Применительно к работе с бисером — это изготовление изделий для кукол или в подарок, изготовление простых игрушек из бисера. Учитывая непосредственное восприятие мира детьми, необходимо объяснять новый учебный материал предельно конкретно, наглядно.
Образцы, особенно увеличенные, показывать в разных положениях, при этом подчеркивать их особенности (форма, величина, цвет или цветовые сочетания, предмет в целом и соотношение его частей). Поэтому чем сложнее изучаемый технологический прием, тем более занимательным и хорошо известным должно быть изделие. Например, параллельное низание как один из видов низания в две нити можно изучать при изготовлении бабочек или игрушки-пирамидки.
Дети этого возраста стремятся подражать наглядному показу действий. Каждый технологический прием можно разделить на конкретные действия, и каждое из этих действий неоднократно показывать на ряде уроков.
Следует поддерживать в детях стремление к независимости и самостоятельности. По мере овладения детьми каким-либо трудовым приемом следует разрешать им самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать цветовые сочетания и даже вариант изделия. Например, при изучении изготовления цепочки «в крестик» на раздаточных таблицах-схемах представлено, с учетом различных цветовых сочетаний, более 10 вариантов.
Учащиеся сами выбирают понравившийся им вариант и самостоятельно подбирают необходимый материал для работы (бисер разного цвета, бисер и стеклярус и т. п.).
Стремление к
У детей этого возраста
еще слабо развито
Педагог должен учитывать эту особенность и на каждом уроке обращать внимание учащихся на передачу образа изделия в схеме условными значками: кружочки — бусины и бисерины, прямоугольники — стеклярус, линия — нитка, леска, проволока, стрелка — направление движения нитки (лески, проволоки) от бусинки к бусинке или внутри бусинки.
Видимо, именно особенность пространственных представлений влияет на то, что по таблицам и схемам малого формата дети порой усваивают объяснение лучше, чем по изображению на доске. Очевидно, процесс соотнесения формата схемы и материала в этом случае значительно легче.
Из-за слабо развитой мускулатуры пальцев и рук, отсутствия достаточной координации движений у некоторых детей знание не переходит в умение длительное время. Педагог сталкивается с тем, что ребенок понимает, «что» и «как» надо сделать, но не может. Такие дети резко отстают от других сверстников именно на уроках труда. Здесь нужны совместные действия учителя и воспитателя как по развитию мелкой моторики, так и по формированию и воспитанию чувства уверенности в себе.
Воспитание чувства
Основные методы работы
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов и выражений, принятых в бисероплетении.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия;
Практической
Должны знать:
Должны уметь:
Должны овладеть навыками:
Необходимо подчеркнуть ведущую роль воспитателя в осуществлении коррекционно-воспитательной работы на занятиях по бисероплетению. Педагог управляет процессами внутренней и внешней деятельности школьников.
Занятия приобретают действенный характер, если воспитатель ясно представляет себе особые задачи специальной школы, хорошо знает методику и специфику работы с умственно отсталыми детьми.
Все этапы занятия тесно взаимосвязаны, и успешное освоение текущего материала необходимо для обучения на последующих этапах
Воспитатель вправе сократить или увеличить количество учебного , времени для прохождения той или иной темы, исходя из конкретных условий, связанных с особенностями усвоения школьниками учебного материала. Он может варьировать требования к оценке усвоенного ими объема знаний, умений и навыков, устанавливая необходимый и достаточный объем учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.
На каждом этапе занятия
учитель должен видеть индивидуальные
возможности ученика при
Наблюдая за выполнением тех или иных учебных заданий, учитель оценивает не только то, как ученик работает, но и отмечает его реакцию на оценку результатов своего труда. В учебной деятельности хорошо проявляются положительные и отрицательные личностные особенности каждого ученика. Учитель опирается на сохранные стороны личности школьника.
У детей с нарушением интеллекта
наблюдается недоразвитие самооценки
и самоконтроля, что проявляется
в аффективных и неадекватных
реакциях на оценку результатов своей
учебной деятельности. Школьники
с низкими возможностями
Поощряя такое сохранное
качество ребенка, как старательность
и желание трудиться на доступном
для него уровне требований, можно
постепенно добиться усвоения необходимых
знаний и умений. Старательному ученику,
испытывающему трудности в
Правильная оценка возможностей работы с бисером дает надежный ключ к его использованию в качестве продуктивного средства педагогического изучения детей. Наблюдая за ручной деятельностью ребенка, можно получить о нем такие ценные сведения, которые трудно обнаружить в других условиях. Данные наблюдений существенно дополняют характеристику ребенка. Кроме того, они помогают правильно организовать индивидуальную работу.
Усвоенные во время занятии
знания, умения и навыки могут быть
эффективно использованы также и
на занятиях по другим предметам. Работа
с бисером полезна для
Необходимо в максимальной
степени использовать бисерное рукоделие
для развития познавательных интересов.
Важно, чтобы занятия по работе с
бисером служили одним из существенных
элементов коррекционно-
Соблюдение всех этих требований позволит более рационально использовать трудовую деятельность в соответствии с особыми задачами специальных учреждений.
Заключение
Ручной труд, являясь органичной
частью продуктивной деятельности ребенка,
содержит широкие возможности для
развития мышления, особенно в целях
обеспечения перевода внешних действий
ребенка к умственным действиям
во внутреннем плане. Это в свою очередь
создает необходимые
В ходе обучения нами было показано,
что при специальной
Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность предложенной модели обучения ручному труду. В структуре внешне задаваемой деятельности особое внимание должно уделяться ее организации. Важное значение имеет при этом ориентировочная фаза, ее длительность, развернутость, предполагающая выход ребенка на самостоятельный анализ и планирование предстоящих действий. Содержание обучения должно опираться на мотивационные потребности ребенка в труде, обязательно включать его личную заинтересованность в результатах; эмоциональное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками; удовлетворение от созданных собственными руками продуктов деятельности.
Список литературы:
1. Вайзман Н.П. Психомоторика
умственно отсталых детей.-М.:
2. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред. ДульневаГ.М. «Просвещение». М, 1965
3. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. -М.:Просвещение,1995.-
4. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. -М.:Просвещение,1991.
5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. зав./Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Академия, 1998.- 144с.
6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Уч.пос.для студентов пед.ин-ов.-М.:Просвещение, 1991.
7. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.
Информация о работе Ручной труд детей с умственной отсталостью