Основы и методики
планирования и принятия решений.
Преимущества овладения искусства
самоменеджмента состоят в следующем:
выполнение работы с меньшими затратами
времени, лучшая организация труда;
меньше спешки и стрессов;
больше удовлетворения от работы; активная
мотивация труда; рост квалификации;
снижение загруженности работой; сокращение
ошибок при выполнении своих функций;
достижение профессиональных и жизненных
целей кратчайшим путем.
Существует несколько методик
планирования времени и принятия решений.
Рассмотрим некоторые из них.
Метод «Альпы» включает в себя пять
стадий:
- Составление заданий дня.
- Оценка длительности акций.
- Резервирование времени «про запас» (60:40).
- Принятие решений по приоритетным, сокращениям и перепоручению (делегирование).
- Последующий контроль – перенос несделанного.
Ведение дневника времени, который
представляет собой одновременно
календарь–памятку, личный дневник, записную
книжку, инструмент планирования, справочник,
абонементную книжку,
картотеку идей и инструмент контроля.
Применение принципа
Парето (соотношение 80 : 20) состоит
в том, что если все рабочие функции
рассматривать с точки зрения их эффективности,
то окажется, что 80 % конечных результатов
достигается за 20 % затраченного времени,
тогда как остальные 20 % итога «поглощают»
80 % рабочего времени.
Установление
приоритетов с помощью анализа
АБВ включает
в себя три закономерности:
- Важнейшие задачи (категория А) составляет примерно 15 % количества всех задач и дел, которыми занят руководитель. Собственная значимость этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет, однако, примерно 65 %;
- На важные задачи (категория Б) приходится в среднем общего числа и также 20 % значимости задач и для руководителя;
- Менее важные и несущественные задачи (категория В) составляет, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную долю – около 15 % в общей «стоимости» всех дел, которые нужно выполнить.
Нужно учесть, что установление приоритетов
– важное правило эффективной
технической работы. Нужно уяснить, что
не все можно сделать и не все нужно сделать.
Всегда надо начинать с самых важных
дел.
Анализ
по принципу Эйзенхауэра.
Согласно
этому правилу устанавливаются по
таким критериям, как срочность и важность
дела.
В зависимости от степени срочности
и важности задачи различаются четыре
возможности их оценки и (в итоге)
выполнением:
- срочные/важные дела. За них нужно приниматься немедленно и самому их выполнять.
- Срочные/менее важные дела.
- Менее срочные/ важные задачи. Их не надо выполнять срочно. Но нужно проконтролировать, чтобы они не перешли в разряд срочных дел.
- Менее срочные/менее важные задачи.
Рассмотренные аспекты самоменеджмента
по своему характеру носят рационалистический
подход или так называемый западный,
развивающий способности и силу
ума.
Самоменеджмент как
основа эффективного управления собой
и другими.
Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование
эффективных методов работы в повседневной
практике, с оптимальным использованием
своих ресурсов для достижения своих же
целей.
Самоменеджмент позволяет
эффективно пройти все этапы успешного
пути к цели, а именно:
- решить, чего вы хотите достичь
- создать собственное видение успеха
- использовать метод «больших скачков»
- верить, что успех придет
- сосредоточиться на целях, ведущих к успеху
- не падать духом при неудачах
Классики эффективного
менеджмента Майк Вудкок и Дэйв Фрэнсис выделяют следующие ключевые навыки эффективного менеджера:
- способность управлять собой: способность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; способность справляться со стрессами.
- разумные личные ценности, ясные или адекватные современной реальности
- четкие личные цели: ясность в вопросах личной и деловой жизни; реалистичные жизненные цели
- упор на постоянный личностный рост: настроенность и восприимчивость к новым ситуациям и возможностям
- навык решать проблемы: наличие эффективных стратегий принятия решений и способности решать современные проблемы
- творческий подход и способность к инновациям: изобретательность, способность генерировать количество идей, достаточное для решения проблем, умение использовать новые идеи
- высокая способность влиять на окружающих: обеспечить их поддержку и участие, влиять на их решения
- знание современных управленческих подходов
- способность руководить умение обучать и развивать подчиненных
- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Перечисленные ключевые навыки эффективного самоменеджмента
позволяют легко определить потенциальные ограничения, которые могут мешать вам управлять
своей жизнью:
- неумение управлять собой. Каждый человек, стремящийся к успеху, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом так, чтобы постоянно поддерживать свою производительность и хорошее состояние. Это предполагает и способность к напряженной работе, и способность «разряжаться», способность тратить энергию и способность ее накапливать.
- размытые личные ценности. От менеджера ежедневно требуется принятие массы различных решений. Если личные ценности недостаточно определены, человеку не хватает твердых оснований для суждений и следующих за ними действий. Современная жизнь очень динамична и требует растущей готовности к нововведениям. Менеджеры, которым не ясны их собственные личные принципы и ценности, рискуют всегда отставать.
- смутные личные цели. Менеджмент — это, во многом, совершение выбора. Если цели не определены или нереальны, менеджер недооценивает реальные альтернативы и упускает из виду важные возможности, тратя время и силы на незначительные вопросы. Таким образом невозможно достигнуть успеха и нельзя оценить успех других.
- остановленное саморазвитие. Профессиональный и карьерный рост требует постоянного «роста над собой». Успешные люди динамичны, регулярно учатся и с интересом встречают новые ситуации. В отличие от них, менеджер, склонный избегать проблемных ситуаций, позволяет скрытым способностям так и остаться в тени, теряет природную отзывчивость и превращает деловую жизнь в рутину тем больше, чем чаще в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск.
- недостаток творческого подхода. Управленец вы или специалист, наемный служащий или свободный художник, для успеха вам нужен творческий подход, способность делать что-то особенно хорошо и нестандартно, высокая изобретательность, как и саморазвитие, требует готовности бороться с препятствиями и неудачами, проявляя изобретательность и обучаясь.
- Неумение влиять на людей. Эта способность находится на грани самоменеджмента и управления другими, но поскольку никакая успешная социальная деятельность не возможна без взаимодействия с другими людьми (здесь имеются в виду люди, не подчиненные вам прямо, а каким-то образом связанные с вашей деятельностью и жизнью), то мы здесь скажем об этом несколько слов. Для любой деятельности в рамках личной или деловой жизни вам необходимо уметь получать поддержку и находить взаимопонимание с другими людьми. Взаимодействие требует настойчивости, гибкости, умения выражать себя и слушать других. Если этого нет, менеджер начинает обвинять других в том, что они к нему не прислушиваются, конфликтовать с людьми, от которых зависит успех его проектов — и успех покидает его. Так что умение влиять на других людей - тоже часть самоменеджмента.
На уровне ежедневной практики
способность к самоменеджменту представляет
собой умение менеджера обеспечить и поддерживать:
- здоровое тело, что зависит, в том числе от отсутствия вредных привычек
- энергичность и жизнестойкость
- спокойный и сбалансированный подход к жизни и работе
- способность справля<span