Санитарно-просветительная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 00:27, реферат

Описание работы

Санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.
Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний.

Файлы: 1 файл

Рефрат 1.docx

— 27.32 Кб (Скачать файл)

Рефрат

Тема: «санитарно-просветительная  работа»

Введение

Санитарное просвещение  — раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью  его привлечения к активному  участию в охране здоровья.

Санитарное просвещение  — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического  учреждения, профессиональная обязанность  каждого медицинского работника. Это  естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в  предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и  восстановления трудоспособности и  на предупреждение обострении заболеваний.

Санитарное просвещение как научная отрасль опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. В практике санитарного просвещения используются все доступные каналы информации: устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные университеты, «школы» здоровья и т.п.

Санитарно-просветительская работа среди населения осуществляется по программам, разработанным Роспотребнадзором  РФ и территориальными ЦГСЭН.

Контроль за эффективностью санитарного просвещения осуществляется территориальными ЦГСЭН в соответствии с действующими инструктивно-методическими  документами.

1. История развития  организаций санитарного просвещения

В том или ином объёме санитарное просвещение проводится во всех развитых странах. Как часть государственной системы здравоохранениясанитарное просвещение сформировалось впервые в СССР в 1920-е гг.; оно играло важную роль в решении очередных медико-санитарных задач (борьба с эпидемиями, охрана материнства и младенчества, борьба с так называемыми социальными болезнями, оздоровление условий труда и быта в городе и на селе, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма в 20-30-е гг.; подготовка населения по вопросам санитарной обороны, пропаганда донорства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945; ликвидация санитарных последствий войны, и т.д.). Санитарное просвещение в СССР - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического и санитарно-эпидемиологического учреждения и каждого медицинского работника. Республиканские, краевые, областные и городские дома санитарного просвещения осуществляли организационно-методические функции и вместе с соответствующими кабинетами в санитарно-эпидемиологических станциях составляли специальную службу. Кроме органов здравоохранения, распространением медицинских и гигиенических знаний занимались культурно-просветительские учреждения Советов депутатов трудящихся и профессиональных союзов, обществ «Знание», Красного Креста и Красного Полумесяца, органы просвещения и другие организации. Для координации их работы по санитарному просвещению были созданы межведомственный Всесоюзный (ВССП) и республиканские советы. Научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность возглавлял Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (основан в 1928 в Москве).

За рубежом научно-исследовательские  институты санитарного просвещения были открыты в Праге и Братиславе (ЧССР), Белграде (СФРЮ), на базе гигиенического музея в Дрездене (ГДР). Как научно-исследовательские учреждения или крупные дома санитарного просвещенияфункционировали также национальные и региональные центры в ряде социалистических (СРР, ВНР, МНР) и капиталистических (Франция, Великобритания, ФРГ, США) стран. С 1949 в системе Всемирной организации здравоохранения существует секция «Санитарное просвещение», которая работает в контакте с ЮНЕСКО и Международным союзом санитарного просвещения (МССП; основан в 1951; ВССП вошёл в его состав в 1957). С 1951 МССП проводит международные конференции; с 1964 практикуются симпозиумы специалистов по санитарному просвещению социалистических стран Европы (1964 - Будапешт; 1967 - Росток; 1970 - Москва; 1974 - Прага). С 1958 МССП издаёт в Женеве международный журнал по санитарному просвещению.

С 1 января 1989г. служба санитарного  просвещения реорганизована в службу формирования здорового образа жизни, а дома санитарного просвещения - в центры здоровья. Целью деятельности службы формирования здорового образа жизни является повышение уровня санитарной культуры населения, проведение оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и  активного долголетия.

2. Организация  санитарно-просветительской работы

В настоящее время положения  о лечебно-профилактических учреждениях  всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают  работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее, анализ практического  осуществления санитарно-просветительной  работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются  методические ошибки, основными причинами  которых являются:

- недооценка врачами действенности  этого раздела профилактической  работы, в силу чего они не  уделяют этой работе должного  внимания;

- отсутствие знаний об  организации и методических подходах  к этой работе, что приводит  к нарушению основного принципа  санитарного просвещения (дифференцированности  и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения  преобладают чтение лекций и  выпуск санитарно-просветительных  бюллетеней.

Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная  работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое  воспитание различных контингентов населения и органически связанных  с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная  работа проводится в соответствии с  местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной  работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического  учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних  медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического  учреждения, так и на обслуживаемой  территории.

Главный врач лечебно-профилактического  учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного  просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед  с больными и их родственниками в  процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной  работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.

2.1 Санитарное  просвещение в работе амбулаторно-поликлинических  учреждений

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной  работы в амбулаторно-поликлинических  учреждениях:

- санитарное просвещение  по привлечению населения на  медицинские профилактические работы;

- санитарное просвещение  диспансеризуемых контингентов  в условиях динамического наблюдения  за ними.

Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит  от отношения к ним населения  и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры  применяют аккордное санитарно-просветительное  воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:

-агитационно-информационным  санитарно-просветительным воздействием;

- наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми  по месту жительства населения  и непосредственно в самой  поликлинике;

- разъяснением и убеждением  с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические  памятки);

- чтением лекций, разъясняющих  существо диспансерного метода  обслуживания населения;

- демонстрацией тематических  санитарно-просветительных кинофильмов.

Цель данной работы —  выработать у населения обслуживаемой  территории адекватное отношение к  профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Дальнейшая санитарно-просветительная  работа с населением проводится дифференцированно  среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания  и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической  информации для них предусматривает  пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает  гигиеническое воспитание групп  людей, имеющих повышенный риск возникновения  заболеваний. Среди преморбидных состояний  наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному  весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических  норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим.

Санитарное просвещение  лиц, находящихся под угрозой  болезни, включает вопросы первичной  профилактики заболевания, возможность  развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения.

Методика санитарно-просветительной  работы с указанными контингентами  включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся  неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой  беседы-дискуссии (группы подбирают  из лиц, имеющих одни и те же нарушения  или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых  занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта.

Санитарное просвещение  больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного  гигиенического поведения, способствующего  скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в  большой степени зависят успех  лечения и ускорение выздоровления.

Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по 2 направлениям: санитарное просвещение  больных с острыми и хроническими заболеваниями [2 C.128].

Многие хронические заболевания  являются следствием недостаточно вылеченных острых, поэтому адекватное гигиеническое  поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Программа  гигиенической информации должна включать обязательный минимум сведений по лечению  и рациональному режиму жизни  в период болезни и реконвалесценции.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние  оказывают члены их семьи. Санитарно-просветительная  работа с родственниками больных  и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный  психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с этим контингентом предусматривает  индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с  рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес  больного.

Санитарное просвещение  людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:

- индивидуальную беседу, в процессе которой больной  получает необходимые гигиенические  рекомендации;

- групповую беседу с  участием врачей-специалистов, во  время которой больной получает  дополнительную медико-гигиеническую  информацию, дающую возможность  лучше понять советы врача,  осознать необходимость следовать  им. Групповую беседу лучше проводить  в виде дискуссии, в процессе  которой повышается познавательная  активность реципиентов. Это способствует  закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;

- выдачу «Книжки диспансеризуемого», которая является основным элементом  заочного обучения и где отмечают  сроки явки на очередной профилактический  прием. Больной получает ее  вместе с соответствующей заболеванию  памяткой-вкладышем.

«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению  в его сознании полученных гигиенических  рекомендаций, врачу - контролировать их выполнение пациентом.

В условиях диспансеризации  эта форма санитарно-просветительной  работы применяется также при  гигиеническом воспитании лиц, имеющих  повышенный риск возникновения заболеваний [2 C.130-133].

2.2 Санитарное  просвещение в стационаре

Цель санитарно-просветительной  работы в больнице — повысить эффективность  лечебных и профилактических мероприятий  привитием больному необходимых  гигиенических навыков.

Санитарное просвещение  в стационаре дает информацию:

- о правильном гигиеническом  поведении во время пребывания  в больнице, особенно после выписки  для предупреждения прогрессирования  заболевания, т. е. служит целям  вторичной профилактики заболеваний.  При этом важно учитывать потребность  больного получить максимум информации  о своем заболевании и состоянии;

Информация о работе Санитарно-просветительная работа