Семантическая афозия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Семантическая афазия – речевое нарушение, характеризующееся дефицитом в импрессивной составляющей речевой деятельности, т. е. в понимании обращенной к больному речи. При этом нарушено понимание либо речевых конструкций, описывающих реальные пространственные отношения (нарисуйте треугольник "справа", "слева", "над", "под" от крестика), либо логико-грамматических структур, требующих оценки пространственных соотношений между объектами.

Файлы: 1 файл

Контр.раб.Семантическая афозия.docx

— 36.80 Кб (Скачать файл)

Целая   серия   упражнений   проводится   с   целью   дальнейшего   осознания   связи  предлогов с определенными пространственными отношениями предметов.

Больные   подписывают   соответствующие   предлоги   по   данными   схемами   и наоборот,  по данным  предлогам  создают  нужные  схемы   —  выражение  в  устной  и письменной фразе заданных  пространственных  схем.  Очень  полезны  упражнения  с  сюжетными картинками, на которых изображены предметы в пространстве. Положение их отмечается стрелками,    которые    обозначаются    соответствующими   предлогами,    и    наоборот, вписанные в картинки предлоги больные обозначают соответствующими стрелками.

Все  приобретенные  таким  образом  знания  переводятся  на  уровень  абстракции  от конкретных предметов. С этой целью выполняются упражнения с отвлеченными понятиями («поставить крест под кругом», «треугольник в квадрате» и т. д.).

Принципы восстановления, изложенные выше, сохраняются и при восстановлении понимания  всех  других  логико-грамматических  конструкций:  обучение  идет  от  восстановления  пространственных  взаимоотношений  предметов  с  постепенным  переводом действия на речевой уровень.

Как  первая,  так  и  вторая  стадии  обучения  обеспечивают  создание  основы  для восстановления  понимания  тех  логико-грамматических  конструкций,  связь  которых  с восприятием  пространственных  отношений  не  бросается  в  глаза,  но  тем не  менее  имеет место.  Поэтому  восстановление  понимания  таких  речевых  структур,  как атрибутивный родительный  падеж,  сравнительные  конструкции  и  др.,  начинается  сразу  на  речевом уровне,   но   лишь   после   и   на   основе   восстановления  процесса   анализа   реальных пространственных   отношений.   Задачей   здесь   является   восстановление   осознанного анализа  отношений  и  связей  между  словами  внутри  фразы.  Только  такое  осознанное отношение к грамматической структуре высказывания может создать условия для понимания речи.

Обнаружить и уточнить связи и отношения слов во фразе  можно путем правильной постановки соответствующих вопросов к каждому  слову внутри фразы.

С  этой  целью  больного  обучают  сначала  выполнению  серии операций,  которые постепенно  приводят  его  к  пониманию  взаимоотношений  слов.  Больного  учат  разбору предложения  по  частям  предложения,  опираясь  на  их  смысловую  роль  в  нем,  и  только потом  связывают  смысловую  роль  слова  в  предложении  с  его  грамматической  формой.

Сначала выделяется главное  слово в предложении, являющееся объектом, о котором идет  речь,   затем   выделяется   слово,   обозначающее   действие   предмета,   затем   —   слова, определяющие  главный  предмет  со  стороны  его  качеств,  и  т.  д.  Эти  разборы  помогают больному понять смысловые связи слова внутри предложения.

После  этого  поочередно  опускаются  отдельные  слова  предложения,  без  которых мысль,  выраженная  в  нем,  остается  незаконченной  и  даже  непонятной.  Эта  незаконченность информации вызывает необходимость постановки нужного вопроса. Например, больному   устно   сообщается:   «...интересную   лекцию   прочитал   сегодня!»   Больной невольно   спрашивает:   «Кто?»   Тогда   его   внимание   фиксируется   на   этом   вопросе, предложение записывается, и записывается этот возникший вопрос над соответствующим словом и т. д.

После этого проводится серия  упражнений,  в которых объединяется смысловой и грамматический (по частям предложения), разбор предложения, проводятся и упражнения,       в       которых       от       больных       требуется       составить       предложение,  соответствующее  заданным  связям  между  словами!

 Так,  с  помощью  описанной  методики  восстанавливается  понимание  и  других сложных логико-грамматических конструкций речи.

Восстановительное   обучение,   направленное   на  внутрисистемную   перестройку нарушений речи путем перевода ее с одного уровня реализации на другой, более высокий, осознанный и произвольный, является продуктивным при данной форме афазии [3, с. 260-263].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нейропсихология   является еще очень молодой наукой, делающей лишь первые свои шаги, поэтому естественно, что целый ряд проблем здесь все еще недостаточно разработан.

Бурное   развитие   реабилитации,   как   в   практическом,   так   и   в   теоретическом аспектах,   которое   отмечается   в  настоящее   время,   потребовало   от   нейропсихологов рассмотрения вопросов восстановления высших психологических функций (ВПФ) и восстановительного обучения под другим углом  зрения,  включив  их  в  проблему  реабилитации  больных.  В  восстановительной работе    с    этим    контингентом    больных    практически   всегда    осуществлялась    и осуществляется  именно  реабилитация  больных.  Однако  этот  аспект  восстановительного обучения  еще  не  получил  достаточной  теоретической  разработки  и  освещения  в  литературе.

Ближайшей   задачей   развития   проблем   НПР   является   дальнейшее   изучение теоретических   и   методических   аспектов   различных   форм   организации   обучения   и реабилитации  больных,  и  прежде  всего  таких,  в  которых  бы  могли  быть  реализованы социальный   фактор   в   формировании   и   структуре   ВПФ,   деятельностный   подход   в реабилитационной практике. Вот почему так важны групповые занятия — они реализуют социальный  фактор  ВПФ  и  общение,  создают  малую  социальную  группу,  механизмы которой  не  только  благоприятствуют  восстановлению  речи  и  коммуникативных  способностей   больных,   но   и   способствуют   реабилитации   больного,   преодолению   разных «фобий»,  раскрепощению  личности,  снятию  негативных  установок  и  т.  д.  Но  все  это можно  получить  только  при  правильном  научно  обоснованном  подходе  к  созданию группы и методов занятий. Групповые занятия решают свои задачи, а индивидуальные — свои, и тем не менее необходима их тесная взаимосвязь. Система «индивидуальный урок групповые занятия»  является  наиболее  эффективной.  В этом  направлении многое  уже

сделано и описано в  ряде публикаций.

Важнейшим  звеном  в  нейропсихологической  практике  является  установление контакта с  больным, что является результатом  сплава научных познаний нейропсихолога (педагога,  врача,  логопеда)  и его умений  вступать  в контакт с больными  людьми, искусства общения. Однако в этой неформализуемой (или трудно формализуемой) части обучения  имеется  и  ряд  методов,  которые  показали  свою  эффективность.  Интонация, жесты, форма общения с больным, содержание бесед — все это должно быть выверено и индивидуализировано  для  каждого  больного,  так  как  эта  часть  взаимодействия  является средством реализации гуманного отношения к больному, его  недугу, желанию и умению ему помочь [3, с. 314].

Таким    образом,    главным    путем    восстановления    психических    функций    и реабилитации  больного,  включения  его  в  жизнь,  в  трудовую  деятельность  является  рационально    построенная    система    восстановительного    обучения,    применение    не эмпирических,   а   научно   обоснованных   методов   и   форм   обучения.   Важна   связь восстановительного обучения со всей системой реабилитации больного, цель которой  — восстановление  личностного  и  социального  его  статуса,  однако  надо  помнить,  что  в клинике мозговых поражений, где нарушаются конкретные психические процессы, такие, как речь, письмо, чтение, счет и др., первоочередная задача заключается в восстановлении нарушенных  психических  функций.  Только  тогда  появится  возможность  решать  более общие задачи реабилитации, когда у больного восстановится способность к речи, письму, счету и др. Эти умения и лягут в основу дальнейшей реабилитации больного.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Корсакова Н.К, Московичюте Л.И.Клиническая нейропсихология.

М., МГУ, 1988.

    1. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Классический университетский учебник»).
    2. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая  реабилитация  больных.  Речь  и  интеллектуальная деятельность: Учеб. пособие.  — 2-е изд., испр. и доп.  — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 424 с. — (Серия «Библиотека психолога»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………………..3
  2. Семантическая афазия………………………………………………………..5
  3. Методы восстановления понимания речи при семантической афазии……..8
  4. Заключение…………………………………………………………………….13
  5. Список литературы…………………………………………………………..15

 


Информация о работе Семантическая афозия