Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:52, контрольная работа
Семантическая афазия – речевое нарушение, характеризующееся дефицитом в импрессивной составляющей речевой деятельности, т. е. в понимании обращенной к больному речи. При этом нарушено понимание либо речевых конструкций, описывающих реальные пространственные отношения (нарисуйте треугольник "справа", "слева", "над", "под" от крестика), либо логико-грамматических структур, требующих оценки пространственных соотношений между объектами.
Целая серия упражнений
проводится с целью
дальнейшего осознания связи
предлогов с определенными
Больные подписывают соответствующие предлоги по данными схемами и наоборот, по данным предлогам создают нужные схемы — выражение в устной и письменной фразе заданных пространственных схем. Очень полезны упражнения с сюжетными картинками, на которых изображены предметы в пространстве. Положение их отмечается стрелками, которые обозначаются соответствующими предлогами, и наоборот, вписанные в картинки предлоги больные обозначают соответствующими стрелками.
Все приобретенные таким образом знания переводятся на уровень абстракции от конкретных предметов. С этой целью выполняются упражнения с отвлеченными понятиями («поставить крест под кругом», «треугольник в квадрате» и т. д.).
Принципы восстановления, изложенные выше, сохраняются и при восстановлении понимания всех других логико-грамматических конструкций: обучение идет от восстановления пространственных взаимоотношений предметов с постепенным переводом действия на речевой уровень.
Как первая, так и вторая стадии обучения обеспечивают создание основы для восстановления понимания тех логико-грамматических конструкций, связь которых с восприятием пространственных отношений не бросается в глаза, но тем не менее имеет место. Поэтому восстановление понимания таких речевых структур, как атрибутивный родительный падеж, сравнительные конструкции и др., начинается сразу на речевом уровне, но лишь после и на основе восстановления процесса анализа реальных пространственных отношений. Задачей здесь является восстановление осознанного анализа отношений и связей между словами внутри фразы. Только такое осознанное отношение к грамматической структуре высказывания может создать условия для понимания речи.
Обнаружить и уточнить связи и отношения слов во фразе можно путем правильной постановки соответствующих вопросов к каждому слову внутри фразы.
С этой целью больного обучают сначала выполнению серии операций, которые постепенно приводят его к пониманию взаимоотношений слов. Больного учат разбору предложения по частям предложения, опираясь на их смысловую роль в нем, и только потом связывают смысловую роль слова в предложении с его грамматической формой.
Сначала выделяется главное слово в предложении, являющееся объектом, о котором идет речь, затем выделяется слово, обозначающее действие предмета, затем — слова, определяющие главный предмет со стороны его качеств, и т. д. Эти разборы помогают больному понять смысловые связи слова внутри предложения.
После этого поочередно опускаются отдельные слова предложения, без которых мысль, выраженная в нем, остается незаконченной и даже непонятной. Эта незаконченность информации вызывает необходимость постановки нужного вопроса. Например, больному устно сообщается: «...интересную лекцию прочитал сегодня!» Больной невольно спрашивает: «Кто?» Тогда его внимание фиксируется на этом вопросе, предложение записывается, и записывается этот возникший вопрос над соответствующим словом и т. д.
После этого проводится серия упражнений, в которых объединяется смысловой и грамматический (по частям предложения), разбор предложения, проводятся и упражнения, в которых от больных требуется составить предложение, соответствующее заданным связям между словами!
Так, с помощью описанной методики восстанавливается понимание и других сложных логико-грамматических конструкций речи.
Восстановительное обучение, направленное на внутрисистемную перестройку нарушений речи путем перевода ее с одного уровня реализации на другой, более высокий, осознанный и произвольный, является продуктивным при данной форме афазии [3, с. 260-263].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нейропсихология является еще очень молодой наукой, делающей лишь первые свои шаги, поэтому естественно, что целый ряд проблем здесь все еще недостаточно разработан.
Бурное развитие реабилитации, как в практическом, так и в теоретическом аспектах, которое отмечается в настоящее время, потребовало от нейропсихологов рассмотрения вопросов восстановления высших психологических функций (ВПФ) и восстановительного обучения под другим углом зрения, включив их в проблему реабилитации больных. В восстановительной работе с этим контингентом больных практически всегда осуществлялась и осуществляется именно реабилитация больных. Однако этот аспект восстановительного обучения еще не получил достаточной теоретической разработки и освещения в литературе.
Ближайшей задачей развития проблем НПР является дальнейшее изучение теоретических и методических аспектов различных форм организации обучения и реабилитации больных, и прежде всего таких, в которых бы могли быть реализованы социальный фактор в формировании и структуре ВПФ, деятельностный подход в реабилитационной практике. Вот почему так важны групповые занятия — они реализуют социальный фактор ВПФ и общение, создают малую социальную группу, механизмы которой не только благоприятствуют восстановлению речи и коммуникативных способностей больных, но и способствуют реабилитации больного, преодолению разных «фобий», раскрепощению личности, снятию негативных установок и т. д. Но все это можно получить только при правильном научно обоснованном подходе к созданию группы и методов занятий. Групповые занятия решают свои задачи, а индивидуальные — свои, и тем не менее необходима их тесная взаимосвязь. Система «индивидуальный урок групповые занятия» является наиболее эффективной. В этом направлении многое уже
сделано и описано в ряде публикаций.
Важнейшим звеном в нейропсихологической практике является установление контакта с больным, что является результатом сплава научных познаний нейропсихолога (педагога, врача, логопеда) и его умений вступать в контакт с больными людьми, искусства общения. Однако в этой неформализуемой (или трудно формализуемой) части обучения имеется и ряд методов, которые показали свою эффективность. Интонация, жесты, форма общения с больным, содержание бесед — все это должно быть выверено и индивидуализировано для каждого больного, так как эта часть взаимодействия является средством реализации гуманного отношения к больному, его недугу, желанию и умению ему помочь [3, с. 314].
Таким образом, главным путем восстановления психических функций и реабилитации больного, включения его в жизнь, в трудовую деятельность является рационально построенная система восстановительного обучения, применение не эмпирических, а научно обоснованных методов и форм обучения. Важна связь восстановительного обучения со всей системой реабилитации больного, цель которой — восстановление личностного и социального его статуса, однако надо помнить, что в клинике мозговых поражений, где нарушаются конкретные психические процессы, такие, как речь, письмо, чтение, счет и др., первоочередная задача заключается в восстановлении нарушенных психических функций. Только тогда появится возможность решать более общие задачи реабилитации, когда у больного восстановится способность к речи, письму, счету и др. Эти умения и лягут в основу дальнейшей реабилитации больного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М., МГУ, 1988.
СОДЕРЖАНИЕ