Сестринская помощь при сахарном диабете у детей I типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия частота сахарного диабета неуклонно увеличивается, число больных в развитых странах составляет до 5% от общей популяции, в действительности распространенность СД выше, так как не учитываются его латентные формы (еще 5% от общей популяции). Дети и подростки до 16 лет составляют 5-10% всех больных диабетом. СД проявляется в любом возрасте (существует даже врожденный диабет), но наиболее часто в периоды интенсивного роста (4-6 лет, 8-12 лет, пубертатный период). Дети грудного возраста поражаются в 0,5% случаев. СД чаще выявляется в возрасте от 4 до 10 лет, в осенне-зимний период.

Содержание работы

Введение………............................................................................................... 3
Глава I .Клинические особенности сахарного диабета
1.1 Риск развития сахарного диабета. ………………………………………5
1.2.Клинические проявления сахарного диабета …………………………..7
1.3 Признаки заболевания и первичные проявления.……………………..11
1.4 Осложнения сахарного диабета ………………………………………..13
Глава II.Сестринская помощь при сахарном диабете
2.1Сестринская помощь при гипергликемической и гипогликемической коме…………………………………………………………………………....19
2.2 Роль м/с в организации школ «Школа сахарного диабета» …………..20
2.3Организация лечебного питания при сахарном диабете………………24
Заключение …………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Министерство здравоохранения и социального развития РФ.docx

— 57.73 Кб (Скачать файл)

3)К третьей группе обучения  относятся дети школьного возраста. Занятия для этих пациентов включают темы:

    • помощь и регулирование перехода к образу жизни школьника, развитие самоуважения (чувства собственного достоинства) и отношений со сверстниками;
    • обучение навыкам проведения инъекций и мониторингу гликемии;
    • распознавание и понимание симптомов гипогликемии;
    • улучшение понимания самостоятельного «ведения»» заболевания;
    • адаптация сахарного диабета к школьному обучению, приему пищи в школе, физической активности и занятиям спортом;
    • включение мониторинга уровня глюкозы в крови и инъекций в школьный режим;
    • советы родителям по постепенному развитию независимости ребенка с передачей соответствующей ответственности.

У детей школьного возраста существует неудовлетворенность в связи с тем, что врачи разговаривают с родителями, а не с ними. Образовательные программы, сфокусированные на возрасте пациента, эффективны у детей и их семей.

В третью, школьную, группу можно включить и больных детей подросткового возраста. Подростковый период – переходная фаза развития между детством и взрослой жизнью и имеет ряд биологических и психологических особенностей, которые обуславливают некоторые проблемы в ведении сахарного диабета у таких больных. Ухудшение контроля за течением сахарного диабета в этой возрастной группе часто связано с нерегулярным питанием, недостаточной физической активностью, нечеткими выполнениями назначений врача, эндокринными изменениями, связанными с пубертатным периодом и другими факторами. Особенности направлений работы в «Школе сахарного диабета» для подростков включают в себя:

  • развитие доверительных отношений между подростком, группой обучающихся и «бригадой» специалистов;
  • помощь подростку в определении приоритетов и постановке небольших достигаемых целей, особенно если есть противоречия между социальными потребностями подростка и ограничениями, связанными с наличием сахарного диабета;
  • обеспечение понимания физиологических изменений пубертатного периода, их влияния на дозы инсулина, решение возникающих проблем с контроля массы тела, регулирование диеты;
  • объяснение важности скрининга ранних симптомов осложнений сахарного диабета и улучшения метаболического контроля;
  • доверительные беседы в подростком о процессе полового созревания, укрепление в нем чувства уверенности в себе, но при этом сохранения доверия и поддержки со стороны родителей;
  • помощь подростку и родителям в формировании отношений с новым уровнем вовлечения родителей в задачи лечения сахарного диабета.

 

 

 

 

 

 

 

Сестринская помощь при сахарном диабете

План действий

Обоснование

1.Информировать пациента  и его родственников о том, что «сахарный диабет-это не  болезнь, а образ жизни»

    • Обеспечивается право пациента на информацию
    • Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода

2.Организовать питание  ребенка с ограничением легкоусвояемых  углеводов (мед, варенье, сахар, кондитерские  изделия, виноград, инжир, бананы и  тому подобное)

  • Легкоусвояемые углеводы дают «залповое» увеличение глюкозы в крови

3.Организовать прием пищи 6 раз в сутки(3 основных приема  и 3 «перекуса»)

  • Достигаются стабильные показатели глюкозы в крови

4.Обучить пациента или  его родственников правилам и  технике введения инсулина ,следить за регулярным приемом противодиабетических препаратов и инсулина

  • Профилактика развития кетоацидотической(гипергликемической )комы

5.Строго следить за  приемом пищи после введения  препаратов инсулина

  • Профилактика развития инсулиновой (гипогликемической) комы

6.Дозировать физические и эмоциональную нагрузку больного ребенка.

  • Профилактика развития коматозных состояний

7.Строго следить за  гигиеной кожи и слизистых  оболочек

  • Гнойничковые кожные заболевания являются косвенными признаками сахарного диабета

8.Оберегать ребенка от  присоединения сопутствующих инфекций, простудных заболеваний 

  • При сахарном диабете снижен иммунитет- ЧБД (часто болеющие дети)

 

 

2.3 Организация лечебного питания при сахарном диабете

 

 

 

Лечение должно быть комплексным и включать диетотерапию, инсулинотерапию, дозированную физическую нагрузку.

Диетотерапия. Обязательна при всех клинических формах сахарного диабете. Основные ее принципы: индивидуальный подбор суточной калорийности: сбалансированная и физиологическая по содержанию белков, углеводов, минералов, жиров, витаминов диета(стол №9);дробное шестиразовое питание с равномерным распределением калорий и углеводов(завтрак-25%,второй завтрак-10%,обед-25%,полдник-10%,ужин-25%,второй ужин-15% суточной калорийности).Из пищевого рациона исключают легкоусвоямые углеводы. Рекомендуется их замена на углеводы,содержащие большое количество клетчатки(она замедляет всасывание глюкозы).Сахар заменяют сорбитом или ксилитом. Умеренное ограничение жиров животного происхождения.

Медикаментозное лечение.Основным в лечение сахарного диабета является применение препаратов инсулина.Доза зависит от тяжести заболевания и потери глюкозы с мочой в течение суток. На  каждые 5 грамм глюкозы, выведенной с мочой, назначают 1 ЕД нсулина.Препарат вводят подкожно, внутримышечно и внутривенно. Различают инсулины короткого действия(пик действия через 2-4 часа с момента введения, длительность фармакологического действия 6-8 часов)-акрапид, инсулрап,хумулин Р,хоморап; средней продолжительности действия(пик через 5-10 часов,действие 12-18часов)-Б-инсулин,ленте,лонг,инсулонг,монотардНМ,хомофан;длительного действия(пик через 10-18 часов, действие20-30 часов)-ультралонг, ультраленте, ультратард НМ. При стабильном течении заболевания используют комбинации препаратов инсулина короткого и пролонгированного действия.

Кроме этого назначают сульфаниламидные препараты(I и II генерации)-диабинез,букарбан(оранил),диабетон,и также используют бигуаниды-фенформин,дибитон,адебит,силубин,глюкофаг,диформин,метаформин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

  В настоящее время сахарный диабет относится к числу ведущих медико-социальных проблем. Это связано, прежде всего, с его большой распространенностью, сохраняющейся тенденцией к дальнейшему увеличению числа больных и тем ущербом, который наносит сахарный диабет, развившийся в детском возрасте, обществу. Анализ обширного клинического материала, изучение динамики обращаемости убеждают нас в том, что помимо роста заболеваемости, происходит изменение возрастной структуры, «омоложение» сахарного диабета. Если несколько лет назад сахарный диабет у детей первых лет жизни был казуистикой, в настоящее время он не является редкостью. Традиционно принято считать, что у детей преобладают инсулинзависимые формы заболевания. Распространенность инсулиннезависимого диабета в детской популяции пока неясна и требует изучения.

Важнейшим достижением диабетологии за последние тридцать лет стало повышение роли медсестер и организация их специализации по диабетологии; такие медсестры обеспечивают высококачественный уход за больными сахарным диабетом; организуют взаимодействие больниц, врачей общей практики и амбулаторно наблюдаемых больных; проводят большое количество исследований и обучение больных. Прогресс клинической медицины во второй половине XX века позволил значительно лучше понять причины развития сахарного диабета и его осложнений, а также существенно облегчить страдания больных, чего еще четверть века назад невозможно было даже вообразить.

 

Список литературы

 

 

1. Л.В.Арзамасцева, М.И.Мартынова – Социально-демографическая характеристика семей детей, больных сахарным диабетом. – Педиатрия, 2012.

2. В.Г.Баранов, А.С.Стройкова – Сахарная диабет у детей. – М ., Медицина,2011

3. Диспансерное наблюдение детей в поликлинике (под ред. К.Ф.Ширяевой). – Л., Медицина, 2011

4.М.А.Жуковский Детская эндокринология.-М.,Медицина,2012

5. Ю.А.Князев – Эпидемиология сахарного диабета у детей. – Педиатрия, 2012

6. В.Л.Лисс – Сахарный диабет. В кн.: Детские болезни (под ред. А. Ф. Шабалова).- СПб, СОТИС, 2013.

7. В.А.Михельсон, И.Г.Алмазова, Е.В.Неудахин – Коматозные состояния у детей. – Л., Медицина, 2011

8. Методические указания по циклу эндокринологии детского возраста (для студентов у курса ЛПМИ). – Л., 2012

9.У.Мак-Моррей.-обмен веществ у  человека.-М,Мир 2006 г

10. М.Скордок, А.Ш.Стройкова Сахарный диабет. В кн.: Детские болезни (под ред. А.Ф.Тура и др.) – М., Медицина, 2011.

 

 

Рецензия

на курсовую работу

                                                                             Студентки

                                        Нестеровой Н.С

                                          (Ф.И.О)

304 группы Сетринское дело специальность

                                                     по дисциплине:

                                                     Сестринская помощь при нарушение

                                                      здоровья пациента педиатрического профиля

                                                           тема:

                                                                   Сестринская помощь при сахарном 

                                                                               диабете у детей 1 типа

 

 

 

1.Соответствие  курсовой работы  заявленной теме,

заданию:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Актуальность и степень  разработанности темы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Оценка качества выполнения  курсовой работы (уровень теоретического обоснавания,использование аналитических материалов,самостоятельность выводов автора и т.д):________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Оценка оформления курсовой  работы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Отличительные положительные  стороны курсовой работы (творческий подход,полнота охвата первоисточников,аргументированность обощений и рекомендаций,научный стиль изложения и т.д):__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.Недостатки и замечания:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7.Оценка курсовой работы:_________________________________________________

 

Руководитель_________________/_______________________

                                  (подпись)                          (уч.степень,уч.звание,Ф.И.О)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сестринская помощь при сахарном диабете у детей I типа