Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Физиологии".

Файлы: 1 файл

норфиз экзамен.doc

— 857.00 Кб (Скачать файл)

Термин «цветовая слепота» не совсем четко отражает проблемы расстройства цветового зрения, ведь люди, обладающие этой аномалией, видят все не в черно-белом цвете, а просто не различают некоторые цвета или их оттенки. Поэтому наиболее приемлемым назвать это «нарушением цветового зрения». В связи с этим существует несколько видов этого нарушения. Наиболее часто встречающимся видом нарушения цветового зрения является «дейтераномалия», расстройство восприятия зеленого цвета. При дейтераномалии зелёный цвет смешивается со светло-оранжевым, светло-розовым. Люди с дейтераномальным зрением могут даже не знать о своей аномалии. При еще одной разновидности нарушения цветового зрения, называемой «протаномалией» (слабость восприятия красного цвета) красный цвет смешивается со светло-зелёным, светло-коричневым. Цветовая слепота в сине-фиолетовой области спектра называется «тританомалия»; она встречается крайне редко и практического значения не имеет. При тританомалии все цвета спектра представляются оттенками красного или зелёного. Люди, различающие только два цвета из трех основных, обладают двухцветным зрением, что значительно более серьезнее, чем аномалия трихромазии, о которой рассказывалось выше. Двухцветное зрение бывает трех видов:

Дейтеранопия – слепота на зеленый  цвет (длинные волны) 
Протанопия – слепота на красный цвет (средние волны)  
Тританопия – цветовая слепота на синий цвет (короткие волны).  
Монохромазия – еще одна разновидность нарушения цветового восприятия.

Монохроматы видят все в черном и белом цветах и оттенках серого. Различают два вида монохромазии: монохромазия палочки (клетка сетчатки глаза) и монохромазия колбочки сетчатки. Первый вид цветовой слепоты также называют ахроматопсией. При этом виде нарушения люди страдают плохим зрением и высокой чувствительностью к свету. У некоторых может развиться нистагм (непроизвольные ритмические двухфазные движения глазных яблок).

74. Методы исследования  зрительного анализатора (острота  и поля зрения, определение цветного  зрения, зрачковые рефлексы, опыт  Мариотта).

Под остротой зрения понимается способность  глаза различать две близко лежащие друг к другу точки или линии. Если смотреть на две черные полоски на белом фоне на значительном расстоянии, то глаз ясно видит между ними промежуток. Но при постоянном сближении наступает момент, когда глаз не различает просвет и полоски сливаются в одну. Условно считается, что острота зрения равна 1,0 диоптрии (D), если минимальный угол между двумя точками, при котором они видны раздельно, равен 1 минуте. Для определения остроты зрения применяются таблицы со специальными черными знаками на белом фоне: буквы алфавита, цифры, знаки Ландольта (кольца с разрывами). Расстояние при определении остроты зрения составляет 5 м, таблицы содержат 12 рядов-знаков и позволяют определить остроту от 0,1 до 1,0-1,5-2,0 D. Для определения остроты зрения у детей применяют тесты в виде картинок. Определение остроты зрения можно проводить с помощью транспарантных аппаратов, особенностью которых является то, что осветитель находится внутри, а знаки наносятся на полупрозрачную матовую пластинку. В настоящее время разработаны новые таблицы для исследования остроты зрения, состоящие из чередующихся темных и светлых полос.

Исследование поля зрения (нормального  и патологического) состоит в  изучении зрительных функций глаза  в той или иной точке поля зрения и играет роль в диагностике различных патологических процессов в зрительном анализаторе.

Применяются два метода исследования поля зрения:

— кинетический, когда тест-объект перемещается вдоль исследуемого меридиана с постоянной скоростью от периферии поля к его центру до начала восприятия;

— статический, когда последовательно высвечиваются объекты, расположенные в различных точках меридиана поверхности прибора. Более точное определение границ поля зрения осуществляется с помощью специальных приборов.

Применяются приборы:

— кампиметры для исследования поля зрения на плоскости;

— периметры; представляют собой дугу, в центре которой фиксируется голова исследуемого, тест-объект движется по дуге. Периметры выпускают: проекционные (на дуге получают световое пятно), настольные (по дуге передвигаются металлические кружки разного цвета, с регистрирующим устройством), и полусферические настольные с регистрирующим устройством, портативные. В настоящее время отечественной промышленностью разработан автоматизированный статический периметр «Периком», предназначенный для исследования центрального и периферического зрения с выводом данных на компьютер.

При определении зрачковых рефлексов  обращается внимание на равномерность  зрачков. Различная величина зрачков  называется анизокорией. Проверяется реакция зрачков на свет (прямая и содружественная). При исследовании прямой реакции глаз больного закрывают ладонью. Сняв ладонь (через несколько секунд) наблюдают за зрачком (в норме он должен сужаться). Для содружественной реакции характерно расширение зрачка одного глаза, если закрыт другой. При патологии реакции зрачков на свет могут быть вялыми или отсутствовать совсем. Частым симптомом при поражениях мозжечка, III, IV, VI пар черепно-мозговых нервов является появление нистагма (дрожание глазных яблок). Для этого больного просят отвести глаза вправо и влево, фиксируя взором палец исследующего или авторучку. При наличии нистагма отведенные глаза "плывут" обратно, опять отталкиваются в сторону и т. д. При исследовании нервной системы обращают внимание на симметричность лица (равномерность носо-губных складок и углов рта в покое и при оскале зубов; отклонение - девиация языка при его высовывании и др.). Изменения свидетельствуют о заинтересованности XII и VII пары черепно-мозговых нервов и могут давать ценную информацию при черепно-мозговой травме (так называемая мелкоочаговая симптоматика).

В 1668 году знаменитый французский  физик Мариотт впервые обнаружил  в поле зрения каждого глаза человека невидимый участок. В наличии  слепого пятна может убедиться каждый. Для этого необходимо на лист чистой бумаги нанести два круглых пятна, расположив их на расстоянии 4 сантиметра друг от друга. Диаметры их не должны превышать: для левого глаза 3 миллиметра, для правого — 8. Если теперь закрыть левый глаз и, медленно приближая лист, смотреть на левый кружок, то наступит момент, когда правое пятно исчезнет. Несмотря на то, что наличие слепого пятна в поле зрения выключает из него значительные участки (например, если с расстояния 10 метров рассматривать одним глазом фасад здания, то часть его в поперечнике более метра выпадет из поля зрения), люди только в XVII веке узнали о такой особенности своих глаз. Она объясняется наличием на сетчатке глаза небольшого участка, невосприимчивого к свету. Этим участком является то место сетчатой оболочки, где зрительный нерв входит внутрь глаза, где нет светочувствительных элементов.

Медикаментозное расширение зрачка происходит под воздействием препаратов, относящихся к группе мидриатиков (адреналин, фенилэфрин, атропин и др.). Наиболее стойко расширяет зрачок 1 % раствор сульфата атропина. После однократного закапывания в здоровом глазу мидриаз может сохраняться до 1 нед. Мидриатики кратковременного действия (тропикамид, мидриацил) расширяют зрачок на 1—2 ч. Сужение зрачка происходит при закапывании миотиков (пилокарпин, карбахол, ацетилхолин и др.). У разных людей выраженность реакции на миотики и мидриатики неодинакова и зависит от соотношения тонуса симпатической и парасимпатической нервной системы, а также состояния мышечного аппарата радужки.

75. Функции наружного, среднего и внутреннего уха.

Периферический отдел слухового  анализатора выполняет две основные функции:

- звукопроведение, т.е. доставку  звуковой энергии к рецепторному  аппарату улитки;

- звуковосприятие - трансформация физической энергии звуковых колебаний в нервное возбуждение. Соответственно этим функциям различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. 

Основной частью среднего уха является барабанная полость — небольшое пространство объемом около 1см³, находящееся в височной кости. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко — они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их.

Из трех отделов органа слуха и равновесия наиболее сложным является внутреннее ухо, которое из-за своей замысловатой формы называется лабиринтом. Костный лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов.

76. Слуховой анализатор, его звенья.

Слуховой  анализатор - совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, преобразовывать  ее в нервные импульсы, последующую ее передачу и обработку в центральной нервной системе. В слуховом анализаторе: 
-периферический  отдел образуют слуховые рецепторы,  находящиеся в кортиевом органе  внутреннего уха; 
-проводниковый  отдел - слуховой нерв; 
-центральный  отдел - слуховая зона височной доли коры больших полушарий.

77. Механизм восприятия  звука, теории восприятия звуков.

Теория Гельмгольца нашла себе много сторонников и поныне считается классической. Исходя из строения периферического слухового аппарата, Гельмгольц предложил свою резонансную теорию слуха, согласно которой отдельные части основной мембраны - «струны» колеблются при действии звуков определенной частоты. Чувствительные клетки кортиева органа воспринимают эти колебания и передают по нерву слуховым центрам. При наличии сложных звуков одновременно происходит колебание нескольких участков. Таким образом, согласно резонансной теории слуха Гельмгольца, восприятие звуков разных частот происходит в разных участках улитки, а именно, по аналогии с музыкальными инструментами, звуки высокой частоты вызывают колебания коротких волокон у основания улитки, а низкие звуки приводят в колебательные движения длинные волокна у верхушки улитки.  Гельмгольц полагал, что центра слуха достигают уже дифференцированные раздражения, а корковые центры синтезируют полученные импульсы в слуховое ощущение.  Безусловным является одно положение: наличие пространственного размещения рецепции разных тонов в улитке.   Бекеши теория слуха (гидростатическая теория слуха, теория бегущей волны), объясняющая первичный анализ звуков в улитке сдвигом столба пери- и эндолимфы и деформацией основной мембраны при колебаниях основания стремени, распространяющихся по направлению к верхушке улитки в виде бегущей волны.

Физиологический механизм восприятия звука основан на двух процессах, происходящих в улитке: 1) разделение звуков различной частоты по месту их наибольшего воздействия на основную мембрану улитки и 2) преобразование рецепторными клетками механических колебаний в нервное возбуждение. Звуковые колебания, поступающие во внутреннее ухо через овальное окно, передаются перилимфе, а колебания этой жидкости приводят к смещениям основной мембраны. От высоты звука зависит высота столба колеблющейся жидкости и, соответственно, место наибольшего смещения основной мембраны. Таким образом, при различных по высоте звуках возбуждаются разные волосковые клетки и разные нервные волокна. Увеличение силы звука приводит к увеличению числа возбужденных волосковых клеток и нервных волокон, что позволяет различать интенсивность звуковых колебаний. Преобразование колебаний в процесс возбуждения осуществляется специальными рецепторами — волосковыми клетками. Волоски этих клеток погружены в покровную мембрану. Механические колебания при действии звука приводят к смещению покровной мембраны относительно рецепторных клеток и изгибанию волосков. В рецепторных клетках механическое смещение волосков вызывает процесс возбуждений.

78. Методы исследования  слухового анализатора (аудиометрия,  исследование костной проводимости  и воздушной проводимости звука).

Аудиометрия — определение слуховой чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Исследование проводит врач сурдолог. Точное исследование проводят с помощью аудиометра, но иногда может проводиться проверка с применением камертонов. Аудиометрия позволяет исследовать как костную так и воздушную проводимость. Результатом тестов является аудиограмма, по которой отоларинголог может диагностировать потерю слуха и различные болезни уха. Регулярное исследование позволяет выявить начало потери слуха.

Тональная аудиометрия. Исследование — позволяющее оценить порог слышимости (в децибелах) типовых частот. Тестирование проводится на типовых частотах в диапазоне (125—8000 Гц). Для полной проверки слуха, во всём диапазоне частот — применяется тестирование в расширенном частотном диапазоне (125—20 000 Гц). Типовые частоты (125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 750, 800, 1000, 1250, 1500, 1600, 2000, 2500, 3000, 3150, 4000, 5000, 6000, 6300, 8000, 9000, 10 000, 11 200, 12 500, 14 000, 16 000, 18 000, 20 000 Гц).

Речевая аудиометрия. Проводится для выявления качества распознавания человеческой речи на различных уровнях звука (в децибелах). 

Воздушная проводимость. Метод — позволяющий оценить качество работы всего слухового тракта. Уровень звука регулируется в децибелах и имеет максимальное значение на уровне 120 дБ.

Костная проводимость. Метод — позволяющий оценить качество работы внутреннего уха. Уровень звука регулируется в децибелах и имеет максимальное значение на уровне 80 дБ.

79. Вестибулярный анализатор, его отделы при ускорениях и в состоянии невесомости.

80. Роль вестибулярного  анализатора в оценке положения  тела в пространстве и при  его перемещении.

Совокупность структур, ответственных за восприятие и анализ информации о положении тела в пространстве. В. а. состоит из рецепторов, проводящих путей (чувствительных, или афферентных, и двигательных, или эфферентных), промежуточных центров и коркового отдела. Периферический отдел В. а. (так наз. вестибулярный аппарат) находится в перепончатом лабиринте внутреннего уха и представлен преддверием и тремя полукружными каналами, расположенными в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. В мешочках преддверия и ампулах полукружных каналов имеются волосковые сенсорные клетки, образующие концевой аппарат (рецептор) преддверной части преддверно-улиткового нерва. При изменении положения тела или его перемещении в пространстве происходит раздражение вестибулярного аппарата (прямолинейные ускорения сопровождаются раздражением чувствительных нервных клеток преддверия, а вращательные ускорения - клеток полукружных каналов). Импульсы от рецепторов В. а. передаются затем по волокнам преддверной части преддверно-улиткового нерва в кору полушарий головного мозга, где происходит анализ и синтез поступившей информации. В. а. функционально тесно связан с мозжечком, зрительным, слуховым, тактильным и проприоцептивным анализатором, с другими системами мозга. При дефиците сенсорной информации, а также при чрезмерных раздражениях В. а. иногда возникают вестибулосенсорные реакции, сопровождающиеся потерей пространственной ориентации (головокружение, иллюзорные ощущения). При чрезмерных раздражениях, а также при повышении чувствительности вестибулярного аппарата к действию ускорений (линейных и угловых) возможно появление вегетативных реакций, характеризующихся побледнением кожи, потливостью, тошнотой, рвотой, т. е. развитием так наз. симптомокомплекса укачивания, известного под названием морской болезни. Такое состояние называют также болезнью передвижения, к-рую можно предотвратить путем специальной вестибулярной тренировки. Методы оценки функционального состояния В. а. основаны на анализе вестибулярных реакций, вызванных определенными дозированными раздражителями. Для этого существуют специальные вращающиеся кресла, центрифуги и др. Изучение В. а. приобрело особенно важное значение в практике освоения космоса, когда невесомость временно меняет физиол. свойства всех анализаторов, определяющих положение тела в пространстве (см. Авиационная и космическая медицина, Космическая биология, Полеты). При нек-рых заболеваниях уха может наблюдаться расстройство функций внутреннего уха, проявляющееся внезапным, постепенным или периодическим развитием вестибулярных нарушений, шумом в ухе и снижением остроты слуха (см. Лабиринтит, Лабиринтопатия, Меньера болезнь). 

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"