Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 00:08, доклад
В данной работе описывается состояние фармацевтической отрасли на основе анализа статьи журнала Эксперт
Введение 3
Характеристики фармацевтической отрасли. 4
Лекарственный бренд 6
«Фарм - синтез» - один из флагманов отечественной фармацевтической индустрии. 7
Эластичность спроса как «чувствительный орган», отражающий изменение цен на рынке фармацевтических изделий. 11
Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года. 14
Два сценария развития фармацевтической отрасли. 15
Заключение 16
Приложения 18
Оглавление
Введение 3
Характеристики фармацевтической отрасли. 4
Лекарственный бренд 6
«Фарм - синтез» - один из флагманов отечественной фармацевтической индустрии. 7
Эластичность спроса как «чувствительный орган», отражающий изменение цен на рынке фармацевтических изделий. 11
Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года. 14
Два сценария развития фармацевтической отрасли. 15
Заключение 16
Приложения 18
Российская фармацевтическая отрасль сформировалась достаточно давно (в сравнении с иными высокотехнологичными отраслями), однако, она по-прежнему находится в стадии развития, постоянно находясь «в хвосте» иностранных фармпроизводителей.
Необходимо заметить, что в списке пятидесяти крупнейших фармацевтических компаний мира Россия не представлена. А полста наиболее заметных российских производителей дают в совокупности результат - 0,284 процента мирового рынка, или 1,87 миллиарда долларов по объему продаж в абсолютном выражении. Это на уровне одной-единственной компании Kyowa Hakko Kirin, замыкающей список Тор-50 мировой фарминдустрии.
Производители лекарств зарабатывают в год на одном американце 600-800 долларов, столько же в Японии, во Франции - 410, в Чехии - 128. В России потребление медикаментов на душу населения пока не превышает 2,5 тысячи рублей, и приблизительно составляет 80 -90 долларов.
За последние семнадцать лет - с тех пор, как было упразднено Министерство медицинской промышленности СССР и его функции частично передали сначала в министерство здравоохранения, а 1996 году в министерство промышленности - отрасль как нечто целое, управляемое, с возможностью государственной постановки задач перестала существовать.
Тем временем объем мирового фармацевтического рынка достиг 657,7 миллиарда долларов. Крупнейшие компании - их называют для краткости "Большая Фарма" - имеют годовой доход более 3 миллиардов и тратят на новые разработки не менее 500 миллионов в год. Уцелевшая в России фармацевтика производит дешевую однотипную продукцию и, в лучшем случае, импортные дженерики на привозных субстанциях.
Технологическое отставание в фармацевтической отрасли России от развитых стран нарастает. Ожидается, что через 10 лет объем продукции высокотехнологичного комплекса в мире возрастет до 4 трлн. долларов в год. В настоящее время этот показатель составляет более 2,3 трлн. долларов, при этом доля РФ в нем не превышает 0,3%.
Низкая степень участия России в международном научно-техническом обмене во многом обусловлена отсутствием последовательной государственной политики по развитию и использованию интеллектуального потенциала страны, модернизации и повышению конкурентоспособности отраслей обрабатывающей промышленности, продвижению высокотехнологичной продукции на внешние рынки.
В медицине и других отраслях Россия ежегодно теряет из-за слабого внедрения научных и технологических новшеств не менее 3 млрд. долл.
В фармацевтической промышленности,
производственно-
Вместе с тем, фармацевтическая промышленность, как одна из самых высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности, может стать одним из локомотивов инновационного развития России.
И несмотря на то, что номенклатура отечественных производителей уступает западным игрокам рынка, я всё равно полагаю, что отечественная фармацевтическая продукция всё-таки является конкурентоспособной. Тому свидетельствует успешное развитие таких отечественных фармкомпаний как «Фарм – Синтез», «Вертекс», «Микроген», «Фармстандарт» и т.д. Но, увы, в России таких компаний единицы, в то время как в развитых странах их сотни.
Тем самым можно задаться вопросом: если семнадцать лет российскую фармацевтику лечили не тем лекарством, то можно ли придумать список необходимых мер, который и являлся бы тем лекарством, которое помогло бы отечественной фармацевтической промышленности выйти из кризиса, в котором она находится сейчас? Какие меры может предпринять государство для поддержки отечественных фармацевтических компании и промышленности в целом?
В настоящее время вклад фармацевтической отрасли России в ВВП страны весьма мал и составляет всего лишь 0,2% (по состоянию на 2010 год). Для сравнения, доля фармацевтической промышленности в ВВП США составляла более 5,5% в 2009 году.
Учитывая масштабы стран, численность населения, а также спрос со стороны соседних стран (СНГ), можно увидеть, что потенциал отечественного фармацевтического сектора экономики велик. Объем производства отечественной фармацевтической отрасли в 2008 году составил 360 млрд. руб., в 2009 году – 430 млрд. руб., таким образом, темпы роста достигли 19,4% за год (430 млрд. руб. / 360 млрд. руб.=1,194 => 19,4%).
Фармацевтическая отрасль России представлена двумя основными направлениями деятельности, формирующих ее компаний, а именно – медицинская техника и лекарственные средства. При этом доля лекарственных средств в общем объеме фармацевтического производства растет.
Так в 2009 году на долю лекарственных средств приходилось 79,93%, а уже в 2010 году – 85,64%. Подобное перераспределение долей сопровождается ростом всей отрасли. Количество игроков в отрасли велико, на долю 10 крупнейших предприятий приходится только 58,29% всего объема производства.
Однако положительные темпы роста отрасли и высокая степень конкуренции не являются единственными признаками, характеризующими отечественную фармацевтическую отрасль.
В настоящее время множество отечественных производителей фармацевтической продукции и в особенности лекарственных средств, занимаются выпуском так называемых «дженериков» (от англ. generic – непатентованное средство), т.е. «копий» препаратов, утративших патентную защиту за рубежом. По своей сути, «дженерики» являются копиями уже устаревших препаратов, что приводит к торможению темпов развития отечественных биотехнологий.
Эта ситуация усугубляется чрезвычайно низкой долей затрат отечественных фармацевтических компаний на НИОКР1. По статистике Министерства экономического развития РФ, отечественные компании тратят на НИОКР примерно 1-2% годовой выручки2. К примеру, в США или Западной Европе фармацевтические компании тратят на НИОКР
10-15%, годовой выручки, что
О кризисе отечественной фармацевтической промышленности не говорил только ленивый. Однако проблема в том, что из 525 лицензированных отечественных фармпредприятий жизнеспособны не более половины. Остальные неминуемо закроются, особенно в том случае, если будет принято решение о переходе на стандарты GMP3 - надлежащей практики производства. Выжить в условиях практически свободной конкуренции с иностранными грандами фармпромышленности смогут лишь те, кто освоил определенную нишу производства или владеет раскрученными брендами.
Одной из основных стратегий успеха для российских компаний аналитики называют выстраивание сильного бренда. Россия - страна брендированных дженериков4: они составляют порядка 52 процентов от общего объема рынка. За примером далеко ходить не надо. Можно взять пенталгин, один из успешных препаратов «Фармстандарта», единственного из российских производителей, вошедшего по итогам 2009 года в десятку лидеров нашего фармацевтического рынка по объему продаж: это прежде всего грамотно выстроенный бренд. Отечественные компании, которые захотят надолго остаться на рынке, должны будут брендировать свой портфель.
Ясно, что российской компании, которая хочет пробиться на рынке, нет никакого смысла выпускать ацетилсалициловую кислоту и продавать ее за полтора рубля. Совсем не обязательно переключаться и на инновационные препараты. По моему мнению, многим отечественным производителям их сегодня просто не потянуть. А вот брендированные дженерики - хороший выход. Одним из способов выдержать конкуренцию для российских компаний может стать и их укрупнение. Вхождение российских фармпроизводителей в иностранные концерны аналитики тоже рассматривают как хороший шанс. Например, «Нижфарм» вошел в немецкую компанию Stada. Преимущества такого слияния налицо. «Нижфарм» будет производить лекарства для Западной Европы. Это идеальная ситуация: производство препарата налажено у нас, а рынки сбыта находятся в Европе. Самостоятельно пробиться туда они, конечно, не смогли бы. Впрочем, тон на нашем фармрынке по-прежнему задают иностранные компании. Их доля в объеме продаж составила 78 процентов в 2008 году и будет расти в дальнейшем. Темпы роста в российской фармацевтической промышленности сейчас несколько ниже темпов роста импорта: цифры составляют соответственно 16 и 19 процентов в год. Это значит, что зависимость рынка от импортной продукции будет увеличиваться и в 2010 году.
Компания «Фарм – Синтез» - одна из немногих
отечественных фармацевтических компаний,
которая посредством рациональных действий
своего управленческого и рабочего персонала
смогла не только занять твёрдую позицию
на отечественном рынке медицинских препаратов,
но и также составить достойную конкуренцию
товарам зарубежного производства.
В чём же секрет этой компании в условиях
общего кризиса фармацевтической отрасли?
Предприниматель Михаил Назаренко, который является основателем «Фарм-Синтеза» обладая конъюнктурным чутьем, в середине 1990-х обратился к фармацевтическому рынку. Бизнесу, первоначальным этапом для которого является создание идеи. В то время отечественные производители здесь почти отсутствовали: советские научные лаборатории разваливались, производства простаивали. Рынок захватывали западные фармконцерны со своими оригинальными патентованными препаратами и брендированными дженериками. В таких условиях предприниматель понимал: чтобы конкурировать с ними, надо развивать собственные инновации. И тогда он решился начать производство лекарств для лечения онкологических заболеваний. Это ниша была выбрана не случайно: онкология — наиболее социально значимая область медицины, куда государство постоянно направляет средства.
С начала 1990-х онкологические заболевания (рис №1) вошли в тройку основных причин преждевременной смертности в России, наряду с сердечно-сосудистыми патологиями и травмами.
С самого начала была принята концепция полного производственного цикла, и в «Фарм-Синтезе» решили запустить собственное производство базового сырья — субстанций.
В «Фарм-Синтезе» были разработаны собственные методики изготовления субстанций, а заказы на их воспроизводство размещены в научной лаборатории одного из московских вузов. На основе полученной субстанции был синтезирован конечный продукт — бусерелин, дженерик западного оригинального препарата, который предназначался для лечения злокачественных и доброкачественных новообразований женской и мужской репродуктивной сферы (миомы, рака молочной железы, простаты) за счет влияния на гормональный статус организма.
На сегодняшний день ЗАО "Фарм-Синтез" - ведущая отечественная фармацевтическая компания, осуществляющая полный цикл производства от синтеза активных молекул (субстанций) до выпуска современных готовых лекарственных форм.
Компания уделяет большое внимание разработке и производству оригинальных инновационных лекарственных и диагностических препаратов, используя последние научные разработки в фармацевтике и выделяя на это большие инвестиции. Целью компании является снижение зависимости российских пациентов от импортных лекарственных средств путем создания новых высокоэффективных и безопасных препаратов, доступных по цене.
Фармацевтическая компания «Фарм-Синтез» добилась лидирующего положения в области синтеза инновационных субстанций и современных готовых лекарственных средств.
Освоены передовые технологии по производству депонированных форм, препаратов с контролируемым высвобождением, таргетной доставкой радиофармацевтических средств, промышленному выделению стереоизомеров и многие другие. Компания гордится разработанными высокоэффективными препаратами для онкологии, неврологии, трансплантологии, фтизиатрии, акушерства и гинекологии.
Высокопрофессиональные учёные, химики, технологи, врачи, менеджеры - основа динамического развития компании. Ежегодно удваивается объём производства, растёт число выпускаемых препаратов. Фирма работает в кооперации с ведущими научно-исследовательскими и лечебно-диагностическими центрами России, что позволяет создавать современные эффективные лекарственные средства соответствующие мировым стандартам и востребованные практическим здравоохранением.
ЗАО "Фарм-Синтез" состоит в Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП). Компания проводит активные исследования разработанных препаратов в клинической практике, расширяя области применения и разрабатывая оптимальные схемы и методы диагностики и лечения. Все препараты компания производит только из собственного сырья (субстанции), позволяя гарантировать высокое качество и безопасность выпускаемой продукции.
Компания «Фарм-Синтез» - часть научного и экономического потенциала России.
Особенности ценообразования на фармацевтическом рынке России
Цена — это не только ключевое понятие рыночной экономики и важнейший инструмент конкурентной борьбы; в случае с лекарственными средствами это еще и социальный фактор, оказывающий влияние на здоровье населения и уровень напряженности в обществе. Последнее особенно актуально для россиян, поскольку основной объем потребляемых лекарственных средств (ЛС) оплачивается за счет личных средств граждан. Именно поэтому рост цен на ЛС привлек внимание всех субъектов российского фармрынка — и простых потребителей, и фармацевтических компаний, и чиновников.
Сейчас вопрос регулирования цен на ЛС вышел на самый высокий уровень; дошло до того, что Президент РФ сделал заявление о необходимости декларирования отпускных цен на медикаменты. Определенные меры по контролю над ценообразованием разрабатывают ФАС и Росздравнадзор; впрочем, касаются они прежде всего регулирования цен на ограниченный перечень препаратов (т.н. список ЖНВЛС). К сожалению, активные действия чиновников, направленные на ограничение роста цен на ЛС, последовали лишь спустя более чем полгода после того, как на рынке было отмечено существенное увеличение стоимости лекарственной корзины. Это же относится к большинству средств массовой информации, социальная позиция которых в последнее время просто буквально выплескивается через край.