Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 00:08, доклад
В данной работе описывается состояние фармацевтической отрасли на основе анализа статьи журнала Эксперт
Введение 3
Характеристики фармацевтической отрасли. 4
Лекарственный бренд 6
«Фарм - синтез» - один из флагманов отечественной фармацевтической индустрии. 7
Эластичность спроса как «чувствительный орган», отражающий изменение цен на рынке фармацевтических изделий. 11
Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года. 14
Два сценария развития фармацевтической отрасли. 15
Заключение 16
Приложения 18
На рисунке 1 представлена помесячная динамика средних цен на лекарственные препараты в России. Всплеск уровня цен пришелся на июнь-июль; при этом показатель средней цены демонстрирует устойчивый рост как по отечественной, так и по иностранной продукции. Эта динамика связана отнюдь не с увеличением спроса на более дорогую продукцию, а с резким увеличением цен на отдельные препараты.
Действия чиновников, направленные на стабилизацию ситуации с ростом цен на ЛС, увы, ограничены сильной зависимостью отрасли от импорта. Любые колебания курсов валют неизбежно сказываются на стоимости ЛС и для конечных потребителей. Более половины всех присутствующих на российском фармрынке Международных непатентованных наименований (МНН) не имеют препаратов-аналогов отечественного производства (рис. 2).
При этом не секрет, что даже отечественные ЛС в основном производятся с использованием импортных субстанций. Естественно, стоимость готовых препаратов находится в зависимости от ценовой политики поставщиков сырья и колебаний курсов валют, в которых производятся расчеты. Решение проблемы импортозависимости на фармрынке в краткосрочной перспективе — задача почти невыполнимая, требующая масштабных инвестиций в инфраструктуру, серьезную научно-исследовательскую работу и т.д. На это, в частности, направлена «Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 г.».
Стремительный рост индекса цен (этот показатель, по сути, характеризует уровень инфляции на ЛС) был отмечен в июле, при том, что курс доллара к рублю в этом месяце достиг минимального за год значения; среднемесячный курс евро к рублю и вовсе продолжал снижаться вплоть до ноября. При этом в 2008 г. основной валютой, в которой проводились расчеты с поставщиками за импортируемые в Россию ЛС, стал евро (более 48% всех расчетов. Интересно, что доля доллара в расчетах с поставщиками сократилась за год на 17,6%; весомую роль в международных расчетах за поставки ЛС стал играть рубль.
Кстати, говоря, в повышении цен, было бы неправильным искать «виноватых» лишь со стороны фармпроизводителей. Уровень оптовых и розничных наценок, а значит, и финансовые интересы участников системы товародвижения играют в формировании окончательной цены очень весомую роль; в среднем оптовая и розничная наценки вкупе составляют около 50—70% к цене производителя. Показательно то, что индекс цен на ЛС в розничном сегменте по итогам 2008 г. превышает аналогичный показатель для оптового звена: растет размер розничной наценки. При этом никаких экономически обоснованных причин, по сути, не существует; в частности, арендные ставки снижаются.
Получается, что потребитель фактически не столько финансирует реальный сектор или развитие инфраструктуры товаропроведения, сколько компенсирует долговые риски отдельных розничных игроков. Повышение цен в рознице выгодно только самой рознице; производитель, напротив, может столкнуться с уменьшением спроса на свою продукцию и ощутить снижение объема продаж.
Эластичность спроса — показатель,
характеризующий изменение в
Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность товара (ЦЭТ), определяет реакцию объема спроса на изменение цены товара. Товар является эластичным, если при изменении цены объем спроса изменяется существенно; товар является неэластичным, если при изменении цены объем спроса изменяется незначительно.
ЦЭТ показывает процентное изменение в величине спроса на каждый процент изменения цены на товар.
где
Цс — старая цена на лекарственные препараты;
Пс — старый спрос (объем спроса или объем
продаж);
Цн — новая цена на лекарственные препараты;
Пн — новый спрос (объем спроса или объем
продаж);
Можно обратить внимание, что для удобства
оценка значений происходит по модулю.
Спрос на фармацевтическую продукцию по моим исследованиям, как правило, является неэластичным и составляет приблизительно от 0,2 до 2,5 (табл. 1).
Таблица 1. Оценка ценовой эластичности
продукции фармацевтического рынка
Таблица 1
Товарная категория |
Ценовая эластичность |
Фармацевтические препараты: | |
Новинки |
0,2-0,7 |
Лекарства — копии |
0,5-1,5 |
Типичные лекарства (дженерики) |
0,7-2,5 |
Безрецептурные препараты |
0,5-1,5 |
Конечно, спрос на ЛС в целом менее эластичен по сравнению с таковым на другие товары массового потребления; однако у значительного числа ЛС существуют аналоги, и коэффициент ценовой эластичности на них имеет разное значение. Поэтому даже одинаковое повышение цен на пару аналогичных продуктов может по-разному сказаться на их продажах. Вышесказанное относится как к рецептурным, так и к безрецептурным ЛС.
Коэффициент ценовой эластичности определяется не только потребительскими свойствами товара (наличие лечебного эффекта), но и такими факторами, как активность продвижения; имидж торговой марки у населения и в профессиональных кругах; соотношение цен на торговую марку и существующие аналоги и др.
Например (таблица 2), активированный уголь со сравнительно низким уровнем цены характеризуется в рознице неэластичным спросом: цена аналогичных товаров-заменителей значительно выше, и пока ценовой разрыв велик, потребитель делает выбор в пользу более дешевого средства.
Другой показательный пример: спрос на такие препараты, как Линекс, Детралекс, Компливит, неэластичен, несмотря на значительное количество товаров-заменителей в аналогичных ценовых нишах. Здесь, по-видимому, играет роль активность производителей в плане продвижения, а также положительный имидж этих торговых марок.
Как показывает практика, даже незначительные изменения цены могут кардинальным образом изменить потребительское поведение, переориентировать спрос на товары-конкуренты. Так, после введения НДС на лекарственные средства, потребитель выбрал отнюдь не отечественную продукцию: увеличился спрос на дешевые зарубежные дженерики.
Именно поэтому любые изменения ценовой политики должны быть многократно взвешены, ибо ошибки ценообразования могут очень дорого стоить конкретной компании в долгосрочной перспективе.
И одним из таких механизмов, одной из целей которого является регулировка цен на рынке фармацевтических препаратов, является «Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 г»
29 апреля 2009 года Экспертный
совет при Федеральной
Основная
цель стратегии - переход на инновационную
модель развития фармацевтической промышленности
Российской Федерации.
Основные
задачи Стратегии:
- увеличение
обеспеченности населения, учреждений
здравоохранения и ВС РФ жизненно необходимыми
и важнейшими лекарствами отечественного
производства, лекарствами для лечения
редких болезней
- повышение конкурентоспособности отечественной
фармацевтической промышленности путем
гармонизации российских стандартов по
разработке и производству лекарств с
международными требованиями
- стимулирование разработки и производства
инновационных лекарств
- защита внутреннего рынка от недобросовестной
конкуренции и выравнивание условий доступа
на рынок для отечественных и зарубежных
производителей
- осуществление технологического перевооружения
российской фармотрасли.
Основные группы мероприятий для реализации программы Стратегии можно увидеть на рисунке № 1.
Всего на 2009-2020 годы
предусматривается: подготовка 3700 научных
сотрудников (химики, биологи, фармакологи),
300 научных руководителей с
По результатам реализации стратегии
планируется увеличение доли продукции
отечественного производства в общем
объеме потребления на внутреннем рынке
до 50% в стоимостном выражении к 2020 году.
Кроме того, предполагается изменение
номенклатуры производства лекарственных
препаратов, произведенных на территории
РФ, в том числе увеличение доли инновационных
препаратов в портфелях локальных производителей
до 75% в стоимостном выражении. Экспорт
фармацевтической продукции по сравнению
с 2008 годом должен увеличиться в 8 раз.
Кроме того, стратегия должна простимулировать
организацию производства фармацевтических
субстанций на территории РФ в размере,
необходимом для обеспечения выпуска
50% готовых лекарственных форм в денежном
выражении.
В рамках Стратегии рассматриваются и моделируются два сценария развития фармацевтической отрасли — инерционный и инновационный.
Инерционный сценарий5 соответствует пассивной стратегии государства по отношению к фармацевтической отрасли. Данный сценарий является прогнозом развития отрасли без учета государственных инвестиций и увеличения государственных закупок продукции отечественных производителей и базируется на предположении об активном развитии международных фармацевтических компаний на рынке РФ.
Инерционный сценарий
приведет уже в 2011—2012 годах к стагнации
российского фармацевтического производства,
вытеснению отечественных компаний с
внутреннего и внешнего рынков, углублению
производственно-
Инновационная сценарий6 позволит инициировать в России разработку и производство высокотехнологичной фармацевтической продукции, повысить уровень отечественной фармацевтики до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Новый импульс к развитию получит российская прикладная наука и инженерия.
Инновационный сценарий развития отрасли возможна при условии, что государство возьмет на себя основную нагрузку по запуску инновационного цикла в отрасли с последующим нарастающим рефинансированием исследований и разработок за счет средств индустрии.
Таким образом, оптимальной стратегией для решения поставленных задач представляется реализация Инновационного сценария развития отрасли:
Фармацевтическая индустрия, являющаяся одним из важнейших элементов системы здравоохранения, стоит на пороге коренных изменений, которые могут в значительной мере определить ее будущее. В наибольшей степени эти изменения должны быть связаны с формированием инновационной составляющей, развитием импортозамещения и ростом производительности труд.
Поддержка со стороны государства, поступление частных инвестиций, соблюдение европейских норм по производству фармацевтических изделий – всё это неполный перечень тех мер, которые должны быть проведены для развития отечественной фармацевтики.
Вписаться
в мировую фарминдустрию
На фоне повышенного внимания к развитию высокотехнологичных отраслей в России и осознания того, что эта отрасль является экономически и социально значимой для страны, отечественные производители могут существенно улучшить свое конкурентное положение как на российском рынке, так и на глобальном. Существующая в отрасли ситуация ведет к началу отраслевой консолидации, и те производители, которые первыми начнут активно действовать смогут «снять все сливки» и выйти победителями из конкурентной борьбы.
Необходимость в привлечении капитала должна привлечь в отрасль новых инвесторов, готовых рискнуть для получения значительного прироста доходности своих инвестиций, ведь если отечественные фармпроизводитлеи смогут реализовать свои стратегические цели, стоимость их бизнеса и его прибыльность могут вырасти в разы.
Большое значение имеет «Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года»
Важнейшим элементом Стратегии должна быть направленность на создание нового поколения инновационных лекарств.
Настоящая Стратегия отражает стратегические цели, принципы и задачи развития фармацевтической промышленности, ситуацию в отрасли, проблемы отрасли, способы и пути решения указанных проблем. Конечной целью всех этих инициатив является создание устойчивой национальной индустрии, способной обеспечить население Российской Федерации доступными, эффективными и безопасными лекарствами в необходимых количествах.