6)
управление федеральной государственной
собственностью, используемой в области
охраны здоровья граждан;
7)
природопользование, охрана окружающей
природной среды, обеспечение
экологической безопасности;
8)
организация государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации,
разработка и утверждение федеральных
санитарных правил, норм и гигиенических
нормативов, обеспечение государственного
санитарно-эпидемиологического надзора;
9)
организация системы санитарной
охраны территории Российской
Федерации;
10)
реализация мер, направленных
на спасение жизни людей и защиту их здоровья
при чрезвычайных ситуациях, информирование
населения об обстановке в зоне чрезвычайной
ситуации и принимаемых мерах;
11)
обеспечение единой технической
политики в области фармацевтической
и медицинской промышленности, утверждение
государственных стандартов Российской
Федерации, технических условий на продукцию
медицинского назначения, организация
надзора за их соблюдением:
12)
сертификация (регистрация, испытание
и разрешение применения) лекарственных
и дезинфекционных средств, иммунобиологических
препаратов и изделий медицинского назначения,
сильнодействующих и ядовитых веществ,
наркотических, психотропных средств,
выдача лицензий на их производство, контроль
за их производством, оборотом и порядком
их использования; сертификация продукции,
работ и услуг; выдача разрешений на применение
новых медицинских технологий;
13)
установление единой федеральной
системы статистического учета
и отчетности в области охраны
здоровья граждан;
14)
разработка единых критериев
и федеральных программ подготовки
медицинских и фармацевтических
работников, определение номенклатуры
специальностей в здравоохранении;
установление основных льгот
медицинским и фармацевтическим
работникам;
15)
установление стандартов качества
медицинской помощи и контроль за их соблюдением;
разработка и утверждение базовой программы
обязательного медицинского страхования
граждан Российской Федерации; установление
страхового тарифа взносов на обязательное
медицинское страхование граждан Российской
Федерации; установление льгот отдельным
группам населения в оказании медико-социальной
помощи и лекарственном обеспечении;
16)
координация деятельности органов
государственной власти и управления,
хозяйствующих субъектов, субъектов
государственной, муниципальной и частной
систем здравоохранения в области охраны
здоровья граждан; охрана семьи, материнства,
отцовства и детства;
17)
установление порядка производства
медицинской экспертизы;
18)
установление порядка лицензирования
медицинской и фармацевтической деятельности;
19)
установление порядка создания
и деятельности комитетов (комиссий)
по вопросам этики в области
охраны здоровья граждан;
20)
координация научных исследований,
финансирование федеральных программ
научных исследований в области
охраны здоровья граждан;
21)
международное сотрудничество Российской
Федерации и заключение международных
договоров Российской Федерации
в области охраны здоровья
граждан.
Отдельные
полномочия в вопросах охраны здоровья
граждан, отнесенные к ведению Российской
Федерации, могут быть переданы республикам
в составе Российской Федерации, автономной
области, автономным округам, краям, областям,
городам Москве и Санкт-Петербургу в порядке,
установленном Федеративным договором
о разграничении предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти и органами власти суверенных республик
в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов в составе
Российской Федерации, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга.
5.
Организация управления в сфере
здравоохранения субъектов РФ
К
ведению автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга в вопросах охраны
здоровья граждан относятся:
1)
принятие правовых актов, контроль
за соблюдением федерального законодательства,
законодательная инициатива в области
охраны здоровья граждан;
2)
защита прав и свобод человека
и гражданина в области охраны
здоровья;
3)
осуществление государственной
политики Российской Федерации
в области охраны здоровья граждан;
реализация федеральных программ по развитию
здравоохранения; разработка и реализация
региональных программ по развитию здравоохранения,
профилактике заболеваний, оказанию медицинской
помощи, медицинскому образованию населения
и другим вопросам в области охраны здоровья
граждан;
4)
формирование органов управления
государственной системы здравоохранения
автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, развитие
сети учреждений государственной
и муниципальной систем здравоохранения,
а также учреждений системы социальной
защиты населения; материально-техническое
обеспечение предприятий, учреждений
и организаций государственной системы
здравоохранения; контроль за соблюдением
стандартов качества медицинской помощи;
5)
определение доли расходов на
здравоохранение при формировании
собственного бюджета, формирование
целевых фондов, предназначенных
для охраны здоровья граждан;
финансирование и обеспечение
развития первичной медико-санитарной
помощи, других видов медицинской и лекарственной
помощи; осуществление мер по медицинскому
страхованию граждан; установление дополнительных
льгот отдельным группам населения в оказании
медико-социальной помощи и лекарственном
обеспечении;
6)
предоставление льгот по налогам,
сборам и иным платежам в бюджет в установленном
порядке для предприятий, учреждений и
организаций, деятельность которых направлена
на охрану здоровья граждан;
7)
координация деятельности органов
государственной власти и управления,
хозяйствующих субъектов, субъектов
государственной, муниципальной и частной
систем здравоохранения в области охраны
здоровья граждан;
8)
защита исконной среды обитания
и традиционного образа жизни
малочисленных этнических общностей;
9)
природопользование, охрана окружающей
природной среды, обеспечение экологической
безопасности;
10)
обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия и условий для
осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
на подведомственной территории;
выявление факторов, неблагоприятно
влияющих на здоровье граждан, информирование
о них населения и проведение мероприятий
по их устранению, осуществление профилактических,
санитарно-гигиенических, противоэпидемических
и природоохранных мер;
11)
охрана семьи, материнства, отцовства
и детства; санитарно-гигиеническое образование
населения;
12)
реализация мер, направленных
на спасение жизни людей и
защиту их здоровья при чрезвычайных
ситуациях, информирование населения
об обстановке в зоне чрезвычайной
ситуации и принимаемых мерах;
13)
лицензирование медицинской и фармацевтической
деятельности, контроль за деятельностью
муниципальных лицензионных комиссий;
14)
организация и координация деятельности
по подготовке кадров в области
охраны здоровья граждан;
15)
регулярное информирование населения,
в том числе через средства массовой информации,
о распространенности социально значимых
заболеваний и заболеваний, представляющих
опасность для окружающих;
16)
международное сотрудничество в
области охраны здоровья граждан;
17)
другие вопросы в области охраны
здоровья граждан, не относящиеся к компетенции
Российской Федерации.
Органы
государственной власти автономной
области, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга
по соглашению с федеральными органами
государственной власти Российской
Федерации могут передавать им осуществление
части своих полномочий в вопросах охраны
здоровья граждан.
6.
Организация управления в сфере
здравоохранения органов местного самоуправления
К
ведению органов местного самоуправления
в вопросах охраны здоровья граждан
относятся:
1)
контроль за соблюдением законодательства
в области охраны здоровья
граждан;
2)
защита прав и свобод человека
и гражданина в области охраны
здоровья;
3)
формирование органов управления
муниципальной системы здравоохранения;
развитие сети учреждений муниципальной
системы здравоохранения, определение
характера и объема их деятельности; создание
условий для развития частной системы
здравоохранения; организация первичной
медико-санитарной, других видов медико-социальной
помощи, обеспечение ее доступности, контроль
за соблюдением стандартов качества медицинской
помощи, обеспечение граждан лекарственными
средствами и изделиями медицинского
назначения на подведомственной территории;
4)
формирование собственного бюджета
в части расходов на здравоохранение;
5)
обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и условий
для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
на подведомственной территории;
выявление факторов, неблагоприятно
влияющих на здоровье граждан, информирование
о них населения и проведение мероприятий
по их устранению, осуществление профилактических,
санитарно-гигиенических, противоэпидемических
и природоохранных мер;
6)
координация и контроль деятельности
предприятий, учреждений и организаций
государственной и муниципальной систем
здравоохранения в пределах своих полномочий,
контроль за качеством оказываемой медико-социальной
помощи в частной системе здравоохранения;
7)
формирование целевых фондов, предназначенных
для охраны здоровья граждан; осуществление
мер по обязательному медицинскому страхованию
граждан;
8)
лицензирование медицинской и
фармацевтической деятельности
на подведомственной территории
по поручению органа государственного
управления соответствующего субъекта
Российской Федерации;
9)
охрана окружающей природной
среды и обеспечение экологической
безопасности; ликвидация последствий
катастроф и стихийных бедствий;
10)
создание и обеспечение деятельности
учреждений для проведения реабилитации
инвалидов и лиц, страдающих психическими
расстройствами, организация их обучения,
профессиональной переподготовки и трудового
устройства, создание специализированных
предприятий, цехов и иных форм организации
производства для этих групп населения,
а также специальных учреждений для неизлечимо
больных пациентов;
11)
регулярное информирование населения,
в том числе через средства
массовой информации, о распространенности
социально значимых заболеваний
и заболеваний, представляющих
опасность для окружающих;
12)
реализация мер по охране семьи,
материнства, отцовства и детства; санитарно-гигиеническое
образование населения.
Заключение
Управление
в сфере здравоохранения диктует
необходимость как количественного,
так и качественного формирования
инфраструктурного комплекса, включающего
в себя не только основу становления
рынка медицинских услуг, но и развитие,
и расширение деятельности предпринимательских
диагностических центров в составе медицинских
учреждений. Основными государственными
интересами в сфере здравоохранения должны
быть направленность на создание более
развитых рынков медицинских услуг на
территории административно-территориальных
образований Российской Федерации и переход
от традиционных рынков услуг здравоохранения
к рынкам, предлагающим разнообразные
виды лечебно-оздоровительных услуг, отличающиеся
лишь набором и формой оказания услуг
на всех этапах лечения. Это обстоятельство,
в свою очередь, предопределяет необходимость
эффективного управления развитием сферы
здравоохранения и усиления контроля
качества медицинских услуг. Актуальность
решения данных задач и проблем особенно
возрастает в условиях необходимости
осуществления прямых государственных
и опосредованных нормативно-правовых
и экономических управляющих воздействий
на деятельность организационно-правовых
структур (объектов) сферы услуг здравоохранения,
которые должны быть направлены не на
жесткую регламентацию и детализацию
форм и видов функционирования взаимодействующих
объектов сферы здравоохранения, нередко
приобретающих изощренные формы в попытках
установить доминирующую роль государства
в контроле и регулировании, например,
налогообложение учреждений здравоохранения,
а на подведение фундаментальной правовой
базы для рационализации взаимодействия
объектов сферы здравоохранения при действенном
контроле за исполнением важнейших решений.