Современные методы реабилитации органов зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:00, доклад

Описание работы

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.
Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.

Содержание работы

1. Введение.
2. Заболевание глазных органов:
• Виды глазных заболеваний;
• Профилактика заболеваний органов зрения.
3. Современные методики реабилитации органов зрения.
4. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная Физ-ра.docx

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Метод диагностики  астигматизма изобрёл французский  офтальмолог Эмиль Жаваль.

  • Сложный дальнозоркий А. — Compound hyperopic astigmatism
  • Сложный миопический (близорукий) А. — Compound myopic astigmatism
  • Смешанный астигматизм — Mixed astigmatism

Конъюнктивит- воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивы), вызванное, чаще всего, аллергической реакцией или инфекцией (вирусной, реже бактериальной).

Различают аденовирусный (фарингоконъюнктивальная  лихорадка), энтеровирусный, герпетический, бактериальный, хламидийный, аллергический, острый и хронический конъюнктивит. У взрослых 85 % случаев конъюнктивита вызваны аденовирусами и лишь 15 % — бактериями; у детей бактериальный и аденовирусный конъюнктивиты встречаются с одинаковой частотой.

Вывих хрусталика- полное (вывих) или частичное (подвывих) смещение хрусталика с места обычного положения.

  • Профилактика заболеваний органов зрения.

Каждого современного человека волнует проблема сохранения зрения. Ведь сегодня практически  любая работа сопровождается нагрузкой  на глаза. Профилактика нарушения зрения или его восстановления насчитывает  десятки и сотни способов. Некоторые  из них требуют постоянной траты  времени, другие слишком дорогостоящи. Но есть и более доступные методы. И на первом месте в их списке, по мнению специалистов, должна стоять витаминная диета.

Безусловно, самым важным витамином для зрения является витамин А. Он участвует в процессе восприятия света, а при его отсутствии глаз теряет способность приспосабливаться к слабому освещению и хуже воспринимает синий и желтый цвета.

Для того чтобы обеспечить свой организм витамином А, нужно включить в свой рацион морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир.

 

Второе  место занимают витамины группы В – тиамин, рибофламин и пиридоксин. Они также поступают в организм в основном с растительной пищей – ими богаты орехи, зерновые, большинство фруктов, печень, почки и рыба различных сортов.

Профилактика  нарушения зрения не может обойтись без витамина С или всем известной «аскорбинке». Именно его дефицитом объясняются большинство случаев старческого снижения зрения. Витамин С содержится в плодах шиповника, цитрусовых, луке, помидорах, шпинате и яблоках.

 

Профилактика  нарушения зрения помимо употребления витаминов предполагает и прием  микроэлементов.

Калий –  контролирует состояние кровеносных  сосудов глаз, обеспечивая снабжение  их кислородом. Это вещество в изобилии присутствует в меде и яблочном уксусе, а также в растительном масле.

Существует  множество различных методик  для профилактики заболеваний, следует  применять их все в комплексе  и не забывать, что наши глаза  подвергаются ежедневно колоссальной нагрузке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные методики реабилитации органов зрения.

В настоящее  время разработано огромное разнообразие различных методик, способных улучшить, а в некоторых случаях практически  восстановить, зрение. Конечно, самым  лучшим методом является профилактика, тогда кризисные ситуации возможно преодолеть. Однако, в наше мы начинаем обращать внимание на проблемы здоровья уже тогда, когда «немедицинскими» способами уже не поможешь, именно  поэтому, медицина в этой отрасли получила широкая развития. Несмотря на это, стоит отметить, что не все методики так действенны, как их представляют медики.

Для восстановления работы органов зрения применяются следующие методики:

1. Чрезкожная электростимуляция – электрический ток воздействуют напрямую на глазное яблоко. Этот метод усиливает кровоток в сосудах мышцы, регулирующей работу хрусталика и сетчатки. Очень показан метод при миопии для предупреждения дистрофии сетчатки.

2. Инфракрасный лазер. Применяется низкоинтенсивный лазер, безопасный для зрения, не нагревающий ткани. Благотворно влияет на клеточные оболочки, улучшая трофику глаз, нормализуя кровообращение в сосудах глаз и снимая воспаление. Лазер попадает в глаз через зрачок на цилиарную мышцу. Повышает остроту зрения, укрепляет мышцу глаза.

3. Цветоимпульсная стимуляция – световые импульсы воздействуют на рецепторы сетчатки и роговицу глаза. Воздействие красными и оранжевыми цветами улучшают зрение, повышают чувствительность цветовых рецепторов. Зеленый цвет уменьшает внутриглазное давление, способствует регенерации биоритма зрительного анализатора, улучшает движение крови и лимфы. Синий цвет расслабляет, улучшает сон.

Способ  реабилитации предметного зрения у  слепых.

Изобретение относится к медицине и может использоваться для реабилитации предметного зрения у слепых и  слабовидящих при условии анатомической  сохранности и прозрачного переднего  отдела зрительного анализатора. Задачей данного изобретения является создание нехирургического немедикаментозного способа реабилитации предметного зрения у слепых, обеспечивающего распознавание предметных образов за счет увеличения энергетики информационного зрительного сигнала пациента до величины, превышающей порог включения центральных отделов коры головного мозга, и активизации ранее блокированных отделов коры головного мозга с целью снижения порога включения центральных отделов коры головного мозга для эффективной переработки информации, поступающей от входа зрительного анализатора. Способ заключается в том, что предварительно определяют анатомическую целостность и прозрачность оптического отдела зрительного анализатора, проводят диагностику прохождения зрительного сигнала у пациента на отдельных участках и всем протяжении зрительного анализатора с целью определения их целостности, а затем осуществляют электростимуляцию зрительного анализатора и энергетические воздействия на соответствующие участки периферического и центрального отделов зрительного анализатора с помощью магнитного поля и электромагнитного излучения различных диапазонов длин волн, обеспечивающие синтезирование коррелированных резервных возможностей анализаторов коры головного мозга, при этом указанные воздействия осуществляют до момента восприятия и распознавания пациентом первого зрительного образа, при этом в качестве электромагнитного излучения используют излучение СВЧ, радио-, видимого и инфракрасного диапазонов, а также излучение жизненно важных фрагментов солнечного спектра. Особенностью способа также является то, что параметры энергетических воздействий варьируют в процессе воздействий, дополнительно осуществляют развитие резервных способностей центрального отдела зрительного анализатора пациента путем развития интеллектуальных функций и организации их взаимодействия и тренинга, а также проводят обучение пациента распознаванию предметных образов по их форме, цвету, виду путем передачи информации об объекте через сочетанные анализаторы коры головного мозга. Дополнительно осуществляют биоэнергетическое воздействие на периферические и центральные отделы зрительного анализатора и отделы коры головного мозга, отвечающие за интеллектуальные способности.

Изобретение относится к медицине и может использоваться для реабилитации предметного зрения у слепых и  слабовидящих при условии анатомической  сохранности и прозрачности переднего  отдела зрительного анализатора.

До настоящего времени не известны методы лечения, которые позволили  бы у людей с отсутствием предметного  зрения добиться его восстановления без хирургически сложных операций. Известные методы улучшения зрения направлены на лечение конкретного заболевания органа зрения путем стимуляции определенного отдела зрительного анализатора и предназначены для лиц, имеющих предметное зрение с остротой зрения не ниже 0,05 0,1. Эти методы стимулирующего воздействия на зрительный анализатор при пониженном и остаточном зрении направлены на его периферический отдел. Цель такого воздействия - активизировать метаболические процессы в сетчатке и периферическом отделе зрительного нерва. Воздействие такого рода активизирует процессы сосудистого баланса и непосредственно клеточного обмена.

Известен положительный эффект стимулирующего воздействия на зрительный анализатор у лиц с частичной  атрофией зрительного нерва методом  электростимуляции. Для этого пациенту под оболочки зрительного нерва  имплантируют электроды, с помощью  которых к нему подводят импульсы напряжения. После нескольких сеансов электростимуляции электроды извлекают. В результате воздействия электростимуляции осуществляется активизация сохранной части нервных волокон .

Данный способ эффективен для лиц  с остротой зрения не менее 0,1. Причем этот метод улучшает зрение за счет стимуляции деятельности отдельных  сохранных волокон нерва и  не дает результатов в случае отсутствия предметного зрения.

Задачей данного изобретения является создание нехирургического и немедикаментного способа реабилитации предметного  зрения у слепых, обеспечивающего  распознавание предметных образов  за счет увеличения энергетики информационного  зрительного сигнала пациента до величины, превышающей порог включения  центральных отделов коры головного  мозга, и активизации ранее блокированных  отделов коры головного мозга  с целью снижения порога включения  центральных отделов коры головного  мозга для эффективной переработки  информации, поступающей от входа зрительного анализатора.

Поставленная задача решается тем, что в способе реабилитации предметного  зрения у слепых предварительно определяют анатомическую целостность оптического  отдела зрительного анализатора, после  чего проводят электростимуляцию зрительного  анализатора, согласно изобретению, дополнительно  проводят диагностику состояния  зрительного сигнала у пациента на отдельных участках и всем протяжении зрительного анализатора, с целью  определения их целостности, и дополнительно  осуществляют комплексные энергетические воздействия на соответствующие  участки периферического и центрального отдела зрительного анализатора с помощью магнитного поля и электромагнитного излучения различных диапазонов длин волн, обеспечивающие синтезирование коррелированных резервных возможностей анализаторов коры головного мозга для реабилитации предметного зрения. В качестве электромагнитного излучения используют излучение СВЧ, радио-, видимого и инфракрасного диапазонов, а также периодическое излучение жизненноважных фрагментов солнечного спектра, причем указанные энергетические воздействия осуществляют до момента восприятия пациентом первого зрительного образа, а их параметры варьируют в процессе воздействий.

Дополнительно осуществляют развитие резервных способностей центрального отдела зрительного анализатора  пациента совместно с развитием  его сенсорных и интеллектуальных функций путем организации их взаимодействия и тренинга, проводят обучение пациента распознаванию предметных образов по их форме, цвету, виду путем  передачи информации об объекте через  сочетание анализатора коры головного  мозга. Кроме того, осуществляют биоэнергетическое  воздействие на периферический и  центральный отделы зрительного  анализатора и отделы коры головного  мозга, отвечающие за интеллектуальные способности.

Заявляемый способ основан на представлении  авторами функционирования зрительной системы как пороговой, в которой  периферические отделы коры головного  мозга должны осуществлять прием, формирование и усиление зрительного информационного  сигнала до величины, превращающей порог кодового включения центральных  отделов коры головного мозга, что  обеспечивает восприятие и распознавание  зрительных образов. В случаях, когда  уровни зрительного информационного  сигнала лежат ниже "порога зрения" или когда он вообще отсутствует, имеют место состояние слабовидения и слепота.

Энергетические воздействия на соответствующие участки периферического  и центрального отделов зрительного  анализатора с помощью электростимуляции, электромагнитного излучения, магнитного поля, лазерного излучения и периодического излучения жизненно важных фрагментов солнечного спектра до момента восприятия и распознания пациентом первого  зрительного образа позволяют реабилитировать  предметное зрение как за счет увеличения энергетики информационного зрительного  сигнала до величины, превращающей порог включения центральных  отделов коры головного мозга, так и за счет активизации ранее блокированных центральных отделов коры головного мозга, приводящей к снижению порога включения центральных отделов коры головного мозга.

Варьирование параметров энергетических воздействий в процессе реабилитации позволяют подобрать индивидуально  для каждого пациента наиболее эффективную  частоту и амплитуду того или  иного энергетического воздействия  в условиях естественного выбора.

Для активизации ранее блокированных  центральных отделов коры головного  мозга проводится также дополнительный комплекс мер.

Развитие резервных способностей центрального отдела зрительного анализатора  пациента совместно с энергетическими  воздействиями позволяет повысить остроту зрения.

Коррелированное развитие различных  сенсорных и интеллектуальных функций  путем организации их взаимодействия и тренинга обеспечивает дальнейшее повышение различительных способностей предметного зрения.

Обучение пациента распознаванию  предметных образов проводят по их форме, цвету, виду, а также через  сочетанные анализаторы коры головного  мозга, что позволяет активизировать и закреплять энергетические посылы всего зрительного аппарата.

Биоэнергетические воздействия на периферический и центральный отделы зрительного анализатора и интеллектуальные способности коры головного мозга  позволяют форсировать обучение предметному зрению и закреплять достигнутый эффект.

Предлагаемый способ реабилитации предметного зрения у слепых основан  на использовании физических, нейрофизиологических и психофизических методов воздействия  на зрительный анализатор и применим только для слепых с анатомической сохранностью и прозрачностью переднего отдела зрительного анализатора.

Данный метод может быть рекомендован для реабилитации зрения у слепых различной природы, у лиц с  пониженной остротой зрения и у слабовидящих со светоощущением.

Способ восстановления предметного  зрения у слепых заключается в  следующем.

Предварительно осуществляют диагностику  состояния прохождения зрительного  сигнала у пациента от входа до выхода традиционными методами с  целью определения анатомической  сохранности и прозрачности переднего  отдела зрительного анализатора, а  также целостности периферического  и центрального отделов зрительного  анализатора на предмет физиологического прохождения зрительного сигнала  через центральные отделы зрительного  анализатора.

Диагностику начинают с исследования зрительных функций: остроты зрения, поля зрения, цветозрения, контрастностной чувствительности и др. Эти исследования проводят по компьютерной программе, разработанной авторами. Гидродинамику исследуют методом тонографии.

Состояние прозрачности тканей глазного яблока исследуют методами биомикроскопии на щелевой лампе, электроофтальмоскопии, эхографии на ультразвуковом приборе. Проходимость светового сигнала по зрительному анализатору до его центральных отделов исследуют электрофизиологическими методами с помощью электроретинографии (ЭРГ), зрительных вызванных потенциалов (ЗВП), энцефалографии и окулографии.

Результаты диагностики на каждом участке зрительного анализатора  фиксируют путем составления  карты прохождения сигнала от входа зрительного анализатора  до его выхода по всем указанным  параметрам.

По результатам диагностики  выявляют дефектные участки зрительного  анализатора и устанавливают  диагноз, в соответствии с которым  разрабатывают персонифицированную  методику медицинской реабилитации, заключающуюся в проведении сеансов  энергетических воздействий на все  звенья периферического и центрального отдела зрительного анализатора: на сетчатку, зрительный нерв, его периферический и центральный отделы и мозговые центры зрительного анализатора.

Информация о работе Современные методы реабилитации органов зрения