Современные методы реабилитации органов зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:00, доклад

Описание работы

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.
Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.

Содержание работы

1. Введение.
2. Заболевание глазных органов:
• Виды глазных заболеваний;
• Профилактика заболеваний органов зрения.
3. Современные методики реабилитации органов зрения.
4. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная Физ-ра.docx

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Для этой цели используют электростимуляцию, воздействия магнитного поля, электромагнитного  и лазерного излучений, а также  периодические воздействия излучением жизненно важных фрагментов солнечного спектра.

Поскольку характеристики состояния  зрительного анализатора у каждого  пациента различны, режимы энергетических воздействий необходимо подбирать  индивидуально. Для этого в процессе воздействия электрическим сигналом периодически изменяют величину его напряжения и период воздействия, при облучении электромагнитным полем или лазерным излучением изменяют частоту и амплитуду напряжения, а при излучении жизненно важных фрагментов солнечного спектра изменяют частоту и длительность световых вспышек, т. е. осуществляют варьирование параметров соответствующего энергетического воздействия для обеспечения оптимальных условий этих воздействий для каждого конкретного пациента.

Электростимуляцию осуществляют с  помощью приборов типа "Фосфен" путем воздействия на глазное  яблоко через кожу посредством электродов.

Для воздействия электромагнитным излучением можно использовать электромагнитный стимулятор типа "АВИМП".

Стимуляцию лазерным излучением осуществляют с помощью приборов типа "Макдэл-00-00-08", "Лазерные очки" и "Спекл", формирующих рассеянное и сфокусированное излучение и снабженных специальным аппаратно-программным комплексом варьирования резонансной частоты света и его интенсивности.

Облучение глаза жизненно важными  фрагментами солнечного спектра  проводится на приборе типа "Биоритм", представляющем собой источник белого света с набором различных  цветовых фильтров. Методика облучения  состоит в том, что на глаза  пациента надеваются очки с плотно прилегающим к лицу шлемом, в которых  происходит засвет глаза вспышками различной частоты и длительности, определяемыми для каждого пациента индивидуально, например, частоту переключения световых вспышек выбирают пропорциональной частоте пульса пациента.

После каждого энергетического  воздействия и интегрально за период воздействия проводят измерение  отклика на это энергетическое воздействие  с помощью методов электрофизиологии, в соответствии с динамикой которого уточняется методика индивидуальной реабилитации.

Количество сеансов тех или  иных энергетических воздействий также  подбирается индивидуально и  с учетом техники безопасности при  работе с каждым видом излучения. Критерием оценки результатов в  процессе реабилитации является восприятие первого зрительного образа у  слепых, расширение поля зрения и повышение  остроты зрения у слабовидящих и  улучшение электрофизиологических показателей.

После каждого энергетического  воздействия ведут тренинговые программы, что повышает эффективность реабилитации в процессе динамического состояния органов зрения как за счет каждого отдельного вида тренинга, так и за счет накопления.

Развитие резервных способностей глаза осуществляется методами тренировок на компьютере с помощью разработанных  авторами программ, а также тренировок зрения с использованием разработанных авторами квазиоптических очков. На компьютере пациент обучается распознаванию предметных образов по их форме, цвету, виду.

Развитие резервных способностей центральных отделов зрительного  анализатора осуществляется путем  тренинга по распознаванию образов  и знаков на компьютере в сочетании с письменным их воспроизведением, коррелирующим со звуковым, цветовым и др. взаимодействием.

Включение дополнительных органов  чувств (анализаторов) осуществляется последовательно в соответствии с адекватными распределениями  резонансных частот, как показано, например, в таблице соответствия звуковых, вкусовых, осязательных и  обонятельных восприятий образов с  частотой энергетического воздействия.

Такого рода комплексное воздействие  с учетом различных органов чувств усиливает входящий сигнал воздействия, что создает условия, близкие  к оптимальным по эффективности его восприятия.

Для дальнейшей стимуляции воздействуют психологическими методами посредством  биоэнергетических посылов в соответствующую чакру .

Обучение пациента через сочетанные анализаторы обеспечивает активизацию  механизмов зрительного восприятия за счет активизации тех отделов мозга, которые были у пациента ранее блокированы, т. е. заторможены, путем создания мотивированного поведения.

Зрительное восприятие организуется за счет следующих моментов: подачей "команд" на то, чтобы пациент  смотрел, и созданием заинтересованности пациента путем демонстрации зрительного  образа, представляющего для него интерес, например, нотных знаков для  музыканта, что дополнительно позволяет  подключить резервные способности  коры головного мозга пациента.

Указанные воздействия проводят до улучшения характеристик пациента, т. е. до тех пор, пока происходит их стабилизация, затем делают перерыв  и через 20-25 недель снова проводят диагностику. Как показывают статистические данные характеристики за этот период несколько снижаются (на 5-7), затем цикл воздействий повторяют, в результате чего характеристики стабилизируются. Проверку целесообразно проводить 1 2 раза в год.

 

В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психологических, социологических, педагогических, профессионально-трудовых мероприятий, поэтапное и взаимосвязанное  применение которых всемерно способствует восстановлению здоровья, трудоспособности, других видов жизнедеятельности  и социальной интеграции незрячих.

В комплексе реабилитационных мер  главную роль играет восстановительное  лечение. Благодаря достижениям  отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной офтальмологии, многим тысячам слепых возвращено зрение.

Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых - развитие мобильности, сенсорного восприятия, овладение навыками ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (дающей возможность из комбинации 6 выпуклых точек создать 63 знака, достаточных для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники (typhlos - слепой) - совокупности приспособлений, приборов и систем, компенсирующих частичную или полную потерю зрения.

Реабилитации значительно способствуют психологическая коррекция инвалида, преодоление психологического комплекса  неполноценности. Для осуществления  элементарной реабилитации созданы  специальные школы, а также организована соответствующая служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых.

Необходимое для социально-трудовой реабилитации профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих осуществляется в специальных техникумах, профессионально-технических училищах, где они приобретают доступные  им профессии, а также непосредственно  на предприятиях обществ слепых.

Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах-интернатах, где они получают общее среднее  образование. Обучение и воспитание в этих школах строятся с учетом своеобразия развития детей при  разных формах нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и  слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным  программам, основанным на принципах  тифлопедагогики. В школах-интернатах осуществляется и трудовая подготовка, имеющая политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо на государственных предприятиях. Многие из них продолжают обучение в высших или средних специальных учебных заведениях и по окончании работают в различных отраслях народного хозяйства.

Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зрительными нарушениями  создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и  равных прав для получения общего и специального образования, разностороннего  развития, активного участия в  современном производстве и общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Социальная реабилитация  инвалидов с нарушениями зрения.

 

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями  зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения  на поручнях, таблицы с выпуклыми  надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед  препятствиями.

Слуховые ориентиры: звуковые маяки  при входах, радиотрансляция.

Зрительные ориентиры: различные  специально освещаемые указатели в  виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное  цветовое обозначение дверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц  с ослабленным зрением (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы  др.) следует оборудовать системой типовых  ориентиров-указателей, выполненных  на основе цветового, акустического  и тактильного контраста с  окружающей поверхностью.

Зрительные ориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию «тепличных» условий и утрате навыков пространственной ориентировки.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

- для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации  – локаторы лазерные, световые  и др.)

- для самообслуживания – тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)

- для информационного обеспечения,  обучения (приборы и приспособления  для чтения, письма по Брайлю, системы «говорящая книга», специальные  компьютерные устройства и др.)

- для трудовой деятельности  – тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением  и слабовидящих необходимы специальные  средства коррекции зрения: увеличивающие  приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения.

Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости  самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические  приспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)

Слабовидящий человек нуждается  при пользовании транспортом  в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему  использовать, дифференцировать, различать  транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска  пограничных – верхней и нижней – ступеней, края платформы и  др.)

Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении  качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в  РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные  формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется  широкая сеть производственных предприятий  и объединений, где созданы специальные  условия организации труда, учитывающие  функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны  льготы для инвалидов с нарушениями  зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации. воляют емц использовать, дифферинцировать, различать транспортные средства и устройства (светр в современном произЗаключение

Основные сферы жизнедеятельности  человека - труд и быт. Здоровый человек  приспосабливается к среде. Для  инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в  том, что их надо приспосабливать  к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они  свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней  помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при  этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид  смог все это преодолеть, нужно  сделать среду его обитания максимально  для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы  он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Информация о работе Современные методы реабилитации органов зрения