Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:39, реферат
Проблема конфликтов и стрессов в современных коллективах находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Все большее значение приобретают прикладные аспекты - теория и практика разрешения конфликтов и снятия стрессовых ситуаций.
Цель исследования: выявить основные факторы, определяющие конфликтность и уровень стресса в работе медицинских сестер.
Проблема конфликтов и стрессов в современных коллективах находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Все большее значение приобретают прикладные аспекты - теория и практика разрешения конфликтов и снятия стрессовых ситуаций [2, 3, 5].
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность [1, 4, 8, 9].
Цель исследования: выявить основные факторы, определяющие конфликтность и уровень стресса в работе медицинских сестер.
Материалы и методы исследования
Проблема разрешения конфликтов
и выхода из стрессовых состояний
проанализирована на примере военного
госпиталя. (Для справки: стационар
госпиталя рассчитан на 600 коек; в
госпитале работают 520 медсестер). В
исследовании принимали участие 30 медицинских
сестер, составивших 2 группы - 15 медсестер
хирургических отделений и 15 медсестер
отделений терапии. Состав каждой группы
подбирали с учетом возрастного
показателя: (по 5 человек - в возрасте
20-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет), а также стажа
работы (по 5 человек - со стажем 1-10 лет,
11-20 лет, более 20 лет). Для исследования
уровня профессионального стресса
мы использовали методику Е.И. Рогова «Оценка
профессионального стресса», которая
предназначена для
Результаты исследования и их обсуждение
Указанная выше методика позволила определить тип, к которому относится та или иная медсестра, а также влияние возраста, стажа и специфики работы на ее конфликтность среди медицинских сестер хирургического и терапевтического отделений. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Общий уровень конфликтности
Уровень |
Группа по профилю | |
хирургическая |
терапевтическая | |
Высокий уровень |
1 |
- |
Средний уровень |
7 |
5 |
Низкий уровень |
7 |
10 |
Итого |
15 |
15 |
Из данных, представленных в табл. 1, видно, что высокий уровень конфликтности выявлен у одного из респондентов, входящих в хирургическую группу, в то же время в терапевтической группе высокого уровня конфликтности не получено. При этом в хирургической группе преобладали показатели среднего уровня конфликтности, а в терапевтической группе - низкого уровня. Из этого можно сделать заключение, что степень конфликтности хирургических медсестер несколько выше, чем терапевтических. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что терапевтические медсестры отличаются большей тактичностью и миролюбивостью, легче уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуаций на работе и дома.
Представляется также интересным влияние возрастного показателя на уровень конфликтности (табл. 2).
Таблица 2
Особенности влияния возраста
на конфликтность
Возраст |
Группы по профилю работы и уровню конфликтности, кол-во человек | |||||
хирургическая |
терапевтическая | |||||
высокий уровень |
средний уровень |
низкий уровень |
высокий уровень |
средний уровень |
низкий уровень | |
20-30 лет |
- |
- |
5 |
- |
4 |
1 |
31-40 лет |
- |
4 |
- |
- |
2 |
3 |
41-50 лет |
1 |
5 |
- |
- |
- |
5 |
Итого |
1 |
9 |
5 |
- |
6 |
9 |
Как видно из данных, представленных в табл. 2, результаты анкетирования медсестер терапевтического профиля свидетельствуют о преобладании низкого уровня конфликтности в возрасте 20-40 лет, в то время как медсестры, работающие в отделении хирургии, имеют низкий уровень конфликтности в возрастной период от 20 до 30 лет, а после 30 лет уровень количества медсестер со средней степенью конфликтности возрастает. У терапевтических медсестер с возрастом уровень конфликтности, наоборот, снижается.
Помимо вышеописанных факторов на уровень конфликтности оказывает влияние и стаж работы (табл. 3). Так, в первые 10 лет работы в ЛПУ для обеих групп опрошенных медсестер характерен низкий уровень конфликтности. Но, уже с 11 года работы наблюдается незначительное повышение до среднего уровня конфликтности, причем у терапевтических сестер этот показатель меняется почти в три раза медленнее, чем у хирургических.
Таблица 3
Влияние стажа работы на уровень конфликтности
Профессиональный стаж |
Группы по профилю работы
и уровню конфликтности, | |||||
реанимационная |
терапевтическая | |||||
высокий уровень |
средний уровень |
низкий уровень |
высокий уровень |
средний уровень |
низкий уровень | |
1-10 лет |
- |
- |
5 |
- |
- |
5 |
11-20 лет |
- |
2 |
3 |
- |
1 |
4 |
21-30 лет |
- |
3 |
2 |
- |
1 |
4 |
Итого |
- |
5 |
10 |
- |
2 |
13 |
При анализе уровня профессионального стресса нами установлено, что у большинства респондентов выявлен средний и высокий уровень стресса, при этом разница соотношений между группами незначительная. Это свидетельствует о том, что для большего количества медсестер стресс является проблемой в жизни. При изучении основных факторов, влияющих на уровень стресса, нами установлено, что на уровень стресса оказывает немаловажное влияние возраст респондентов. Так, определяется преобладание низкого и умеренного уровня профессионального стресса у сестер сравниваемых групп в возрастной период 20-30 лет, но в 31-40 лет картина меняется: у медсестер преобладает средний уровень стресса, а в 41-50 лет показатели уровня стресса у данных групп респондентов сравниваются, и практически все медсестры в этом возрасте испытывают высокий уровень стресса (табл. 4). Помимо возраста на уровень стресса оказывает влияние и стаж работы. Нами установлено, что независимо от специфики работы у обеих групп респондентов преобладают низкий и умеренный уровни профессионального стресса в начале трудовой деятельности. Но после 10 лет работы у медсестер этот уровень возрастает до среднего. Однако если стаж работы респондентов превышает 20 лет, то независимо от специфики работы для всех медицинских сестер характерен высокий уровень профессионального стресса. Эти факты свидетельствуют о необходимости анализа ситуации с целью снижения уровня стресса (табл. 5).
Таблица 4
Влияние возраста на уровень профессионального стресса
Возраст |
Группа по профилю работы и уровню профессионального стресса, кол-во человек | |||||||
хирургическая |
терапевтическая | |||||||
высокий уровень |
средний уровень |
умеренный уровень |
низкий уровень |
высокий уровень |
средний уровень |
умеренный уровень |
низкий уровень | |
20-30 |
- |
4 |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
2 |
31-40 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
- |
||
41-50 |
4 |
1 |
- |
- |
4 |
1 |
- |
- |
Итого |
5 |
7 |
2 |
1 |
6 |
5 |
2 |
2 |
Таблица 5
Влияние стажа работы на
уровень профессионального
Профессиональный стаж |
Группа по профилю работы и уровню профессионального стресса, кол-во человек | |||||||
хирургическая |
терапевтическая | |||||||
высокий уровень |
средний уровень |
умеренный уровень |
низкий уровень |
высокий уровень |
средний уровень |
умеренный уровень |
низкий уровень | |
1-10 лет |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
11-20 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
- |
21-30 |
3 |
2 |
1 |
- |
4 |
1 |
- |
- |
Итого |
5 |
7 |
2 |
1 |
6 |
5 |
2 |
2 |
Один из вопросов анкеты
позволил определить уровень потребности
медсестер в психологе. Так, большинство
респондентов (20 человек) выразили согласие
и желание обращаться к специалисту
за психологической помощью, по 5 опрошенных
дали отрицательный ответ и
Анализ ответов на вопрос о наличии навыков самостоятельного снятия стресса подтвердил предположение автора о необходимости психолога в госпитале. Большинство респондентов (20 человек) отметил неумение самостоятельно и эффективно преодолевать стрессовые состояния. 5 человек ответили, что имеют данные навыки, но далеко не всегда умеют эффективно их использовать, и только 5 медсестер ответили, что умеют самостоятельно и эффективно преодолевать стресс.
Проведя анализ, можно с
уверенностью сказать, что существует
реальная потребность медицинских
сестер в квалифицированной
Выводы
1. По мнению большинства
современных исследователей, проблема
конфликтов и стрессов в
2. Большинство медицинских
сестер военного госпиталя,
3. Большинство медицинских сестер готовы обращаться за психологической помощью к специалистам.
4. Основываясь на полученных
результатах диагностического
Рецензенты:
Петров Н.И., д.филос.н., профессор кафедры философии и политологии Саратовского государственного социального-экономического университета, г. Саратов;
Ярославцев А.С., д.м.н., профессор
кафедры профессиональных гигиен медико-профилактического
факультета ГОУ ВПО «Астраханская
государственная медицинская
Работа поступила в редакцию 09.03.2011.
Пристатейные списки литературы
1. Абрамова С.Г. Психология в управлении и для управления (Руководителям и подчиненным). – М.: Изд-во «Сентябрь», 1998.
2. Белогурова В.А. Требование к личности преподавателя и его педагогическое мастерство // Главная медицинская сестра. – 2006. – № 3.
3. Бордовская Н.О. Социально-психологические конфликты в медицинских учреждениях // Главная медицинская сестра. – 2005. – № 12.
4. Галицкая И.К. Управление конфликтами и стрессами в среде сестринского персонала ЛПУ // Главная медицинская сестра. – 2006. – № 2–3.