Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:14, реферат
Олигофрения представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующую общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.
Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности.
Структура дефекта при олигофрении
Олигофрения представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующую общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.
Структура
дефекта при олигофрении
В старшем дошкольном возрасте они не справляются с заданиями на дифференциацию предметов по существенным признакам, в связи с чем особые затруднения испытывают в заданиях на классификацию, выделение четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа. Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета и особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их часто механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.
Особенно
затруднен при олигофрении
Это
обусловлено как спецификой самого
мышления, так и малой подвижностью,
инертностью психических
Все мыслительные процессы при олигофрении характеризуются выраженной тугоподвижностью. Все виды деятельности и поведения детей однообразны, стереотипны, с преобладанием элементов подражания и копирования. Недоразвитие мыслительной деятельности и инертность мыслительных процессов при олигофрении неблагоприятно сказываются на формировании всех познавательных процессов, и прежде всего восприятия.
Недоразвитие
аналитико-синтетической
Л. С. Выготский писал, что конкретность в области мышления и тугоподвижность в области динамических систем внутренне связаны и представляются единством, а не двойным случайно сочетающимся у слабоумного ребенка признаком. Конкретность мышления и действия слабоумного ребенка означает, таким образом, то, что всякая вещь и всякое событие приобретают свое значение в зависимости от ситуации. Поэтому всякое абстрагирование затруднено. Все связанное с понятием, с воображением, ирреальным оказывается в высшей степени затруднительным для такого ребенка.
При
диагностике олигофрении
При олигофрении отмечается недостаточная сформированность как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Кроме того, при олигофрении значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отмечаются стойкие нарушения звукопроизношения. Это связано как с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, функции самоконтроля, недоразвитием фонематического восприятия и анализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза, так и с инертностью психических процессов.
Такие характеристики аномального развития, как нарушения словесного опосредования и формирования понятий, особенно резко выражены у умственно отсталых детей (В. И. Лубовский, В. Г. Петрова).
Особенностью эмоциональной сферы детей с олигофренией является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе. В своих эмоциональных переживаниях, так же как и в мыслительной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи с чем они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события. Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий, как и в мышлении характерна тугоподвижность, слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций. Познавательные эмоции этих детей обычно не развиты, часто наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. При олигофрении с трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувства долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков.
Особенности
нарушений эмоционально-
Неспособность
к абстрактному мышлению проявляется
во всех сферах нервно-психической
деятельности. В процессах восприятия
отмечается недостаточность аналитико-
При олигофрении также имеют место недостаточность произвольного целенаправленного внимания, нарушение его распределения в процессе мыслительной деятельности, слабость логической памяти. В запоминаемом материале ребенок не может выделить существенное и установить логические связи в сюжете. Характерным для олигофрении проявлением преимущественного недоразвития наиболее молодых и специфически человеческих функций является тесная взаимосвязь недоразвития познавательной деятельности, и прежде всего абстрактного мышления, и произвольной регуляции всей психической деятельности, функций самоконтроля, высших эмоций, речи, тонкой дифференцированной моторики. Это определяет основную специфику дефекта при олигофрении — тотальность и иерархичность.
Формы олигофрении
Выделяется несколько клинических форм олигофрении, дифференциация которых основывается как на этиологических, так и на клинико-патогенетических принципах. В дефектологии наибольшее распространение имеет классификация М. С. Певзнер, согласно которой выделяется пять основных форм олигофрении: неосложненная; осложненная нарушениями нейродинамики по типу повышенной возбудимости либо тормозимости; осложненная нарушениями различных анализаторных систем (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи); олигофрения с психопато-подобными формами поведения; олигофрения с выраженной лобной недостаточностью:
Среди
клинических классификаций
В последние годы доказана преобладающая частота наследственных форм умственной отсталости и предлагается следующая их классификация: хромосомные, обусловленные изменением числа или структуры хромосом; моногенные, возникающие в связи с изменениями в одном гене; синдромы умственной отсталости с неуточненным типом наследования. Допускается, что среди последних определенную роль в их возникновении могут играть мультифакториальные воздействия, включающие как генетические факторы, так и неблагоприятные влияния окружающей среды.
При анализе причин умственной отсталости, сочетающейся с множественными врожденными пороками развития, важно различать понятия врожденной и наследственной патологии. Следует иметь в виду, что к врожденным порокам относятся не только проявления наследственных заболеваний, но и любые другие аномалии, проявляющиеся при рождении, причиной которых могут быть вредные факторы среды, воздействующие на плод в критические периоды развития его мозга и тех или иных органов и систем организма. К таким факторам относятся гипоксия (кислородное голодание) плода, алкоголизм матери в первые месяцы беременности, вирусные заболевания, особенно краснуха беременных в первом триместре беременности, применение лекарственных препаратов с тератогенными (т. е. вызывающими уродства) свойствами и другие факторы. Под влиянием всех этих и многих других внешних факторов возникают экзогенные формы олигофрении. Однако, как уже отмечалось выше, наиболее частыми формами умственной отсталости являются генетические.
Фенилкетонурия
ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ - тяжелое наследственное заболевание, которое характеризуется главным образом поражением нервной системы.
Этиология и патогенез. В результате мутации гена, контролирующего синтез фенилаланингидроксилазы, развивается метаболический блок на этапе превращения фенилаланина в тирозин, вследствие чего основным путем преобразования фенилаланина становится дезаминирование и синтез токсических производных - фенилпировиноградной, фенил-молочной и фенилуксусной кислот. В крови и тканях значительно увеличивается содержание фвнилаланина (до 0,2 г/л и более при норме 0,01-0,02 г/л). Существенную роль в патогенезе болезни играет недостаточный синтез тирозина, который является предшественником катехоламинов и меланина. Заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу.
Фенилкетонурия
(ФКУ) - тяжелое наследственное заболевание,
наступающее вследствие врожденного дефекта
фермента, отвечающего в организме человека
за нормальный обмен фенилаланина (одной
из незаменимых аминокислот, входящих
в состав белка).
При заболевании нарушаются обменные
процессы, особенно важные для развивающегося
мозга ребенка. В крови и других жидкостях
организма накапливается в большом количестве
фенилаланин и повышено образуются такие
вещества как фенилпировиноградная, фенилмолочная
и фенилуксусная кислоты, которые выделяются
в повышенных количествах с мочой. Следствием
нарушенного обмена в мозге является тяжелое
психическое недоразвитие. Если не предпринято
своевременное лечение, то больные на
всю жизнь остаются глубокими инвалидами.
Поступающий в организм фенилаланин идет
на построение белковой цепи или превращается
в тирозин. Отсутствие в печени фермента
фенилаланингидроксидазы препятствует
нормальному превращению фенилаланина
пищи в тирозин. Поэтому фенилаланин используется
лишь при синтезе белка, а избыток накапливается
в клетках печени и попадает в кровоток,
где количество фенилаланина является
токсичным для клеток мозга. Почки не справляются
с его реабсорбцией, в результате чего
он выводится с мочой. Именно наличие этого
фенилкетона в моче дало основание назвать
соответствующее патологическое состояние
фенилкетонурией.
Клиническая фенилкетонурия
При рождении больные фенилкетонурией не отличаются от других новорожденных. Манифестация ФКУ происходит обычно в возрасте 2-6 месяцев.
Клинические проявления
Дети с фенилкетонурией (ФКУ) рождаются
без каких-либо признаков болезни. Однако
уже на втором месяце можно заметить некоторые
физические признаки: посветление волос,
радужек глаз, что особенно заметно у детей,
родившихся с темными волосами. Многие
дети очень быстро и чрезмерно прибавляют
в весе, однако остаются рыхлыми, вялыми.
У большинства из них рано зарастает большой
родничек. Чаще всего явные признаки болезни
обнаруживаются на 4-6 месяце жизни, когда
дети перестают реагировать радостью
на обращение к ним, перестают узнавать
мать, не фиксируют взгляд и не реагируют
на яркие игрушки, не переворачиваются
на живот, не сидят. В течение многих лет
соответствующим диагностическим тестом
служит реакция между фенилпировиноградной
кислотой, которая выделяется с мочой
ребенка, и хлорным железом. При положительной
реакции появляется типичное зеленое
окрашивание. Кроме того, образуются и
выводятся с мочой другие аномальные метаболиты,
такие как фенилмолочная и фенилуксусная
кислоты. Последнее соединение «пахнет
мышами», так что болезнь легко диагностировать
по запаху; именно так она и была впервые
обнаружена.
По
мере прогрессирования болезни могут
наблюдаться эпилептиформные
Первыми проявлениями болезни служат:
- вялость ребенка, отсутствие интереса к окружающему;
- повышенная раздражительность, беспокойство;
- срыгивание, рвота;
-
судорожные эквиваленты:
- судорожный синдром;
- заплесневелый, мышиный, волчий запах мочи и пота.
При отсутствии лечения формируется
задержка статико-моторного и