Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Социальный институт
Кафедра физиологии и безопасности
жизнедеятельности
Контрольная работа
По дисциплине: «Судебная
психиатрия»
Вариант 4
Выполнил
Студент группы Ир - 311 СД ПВД
Чикотилов А.А.
Форма обучения: заочная
№ зач. книжки. 1107734
Проверил
Екатеринбург
РГППУ
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Основные свойства психики
– память. Характеристика и критерии оценки…………………………………………………………………………….4
2. Клиника шизофрении, формы
и течения шизофрении…………………….13
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………….21
Введение
Психические процессы - динамическое
отражение действительности в различных
формах психических явлений. Психический
процесс - это течение психического явления,
имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся
в виде реакции. При этом нужно иметь в
виду, что конец психического процесса
тесно связан с началом нового процесса.
Отсюда непрерывность психической деятельности
в состоянии бодрствования человека. Психические
процессы вызываются как внешними воздействиями,
так и раздражениями нервной системы,
идущими от внутренней среды организма.
Психические процессы обеспечивают формирование
знаний и первичную регуляцию поведения
и деятельности человека. Под психическим
состоянием следует понимать определившийся
в данное время относительно устойчивый
уровень психической деятельности, который
проявляется в повышенной или пониженной
активности личности. Каждый человек ежедневно
испытывает различные психические состояния.
При одном психическом состоянии умственная
или физическая работа протекает легко
и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную
природу: они возникают под влиянием обстановки,
физиологических факторов, хода работы,
времени и словесных воздействий.
Психические свойства личности - это
высшие и устойчивые регуляторы психической
деятельности. Под психическими свойствами
человека следует понимать устойчивые
образования, обеспечивающие определенный
качественно-количественный уровень деятельности
и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется
постепенно и является результатом отражательной
и практической деятельности.
Основные свойства психики – память.
Одно из самых удивительных
свойств человеческого разума - память.
Эта уникальная способность связана с
мышлением, сознанием, восприятием окружающего
мира. Память - это процесс запечатления,
сохранения и воспроизведения следов
прошлого опыта. Она дает возможность
сохранять постоянными тенденции к целесообразному
поведению на длительные интервалы времени
и в какой-то мере прогнозировать поведение
на будущее. В отечественной психологии
сложилось традиционное представление
о развитии памяти, связанное с обращением
к теориям деятельности. Различные виды
памяти: моторная, эмоциональная, образная,
словесно-логическая - иногда рассматривались
как этапы такого развития. Мы остановимся
на характеристике отдельных видов памяти.
Виды памяти:
Существуют разные способы
классификации памяти. Выделяют наследственную
и индивидуальную, которая свойственна
каждому отдельному индивидууму и формируется
на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать
именно эту, прижизненную память.
Деление памяти по времени сохранения
материала:
В данном случае выделяют сенсорную
или мгновенную, кратковременную и долговременную
память, а иногда и промежуточный вариант
- оперативную. Мгновенная память - это
первый этап обработки поступающей извне
информации, она формируется пассивно,
с ее помощью организм на очень короткое
время удерживает довольно точную и полную
картину мира, воспринимаемую органами
чувств. Объем мгновенной памяти существенно
больше, чем кратковременной.
Кратковременная память
- это память, в которой сохранение
материала ограничено, определенным,
как правило, небольшим периодом
времени. Информация о внешнем объекте
попадает из мгновенной памяти в кратковременную.
Кратковременная память характеризуется
очень коротким сохранением после одноразового,
очень непродолжительного восприятия
и немедленным воспроизведением. Многие
особенности поведения человека связаны
с малой емкостью кратковременной памяти.
Роль кратковременной памяти
состоит в обобщении, схематизации полученной
информации, через нее эта информация
поступает в долговременное хранение.
Роль кратковременной памяти этим не ограничивается.
Именно ее свойства выявляются в момент
принятия решений, поскольку здесь происходит
непосредственное сличение информации,
поступающей извне и из долговременной
памяти, и выносится решение о правильности
гипотезы, выдвинутой на основе сведений,
полученных и накопленных при обучении.
Долговременная память
обеспечивает продолжительное сохранение
знаний, умений и навыков и
содержит огромный объем информации,
которая может понадобиться человеку
на протяжении его жизни. Сведения,
хранящиеся в памяти, связаны между собой
невидимыми нитями - ассоциациями, поэтому
быстрее опознается и лучше всего запоминается
информация, содержание которой позволяет
установить наибольшее число различных
ассоциаций и информацией хранящейся
в структуре памяти. Главной особенностью
долговременной памяти все же является
недоступность произвольному считыванию
хранящейся в ней информации. Вместе с
тем имеются случаи, хотя и не частые, когда
у отдельных личностей обнаружены свойства
хранения и использования необычно большого
объема информации. Здесь речь идет о случаях
феноменальной памяти.
Оперативной называют
память, занимающую промежуточное
положение между кратковременной и
долговременной. Она рассчитана на сохранение
материала в течение заранее определенного
времени.
По характеру психической активности различают
двигательную, образную, эйдетическую,
символическую память.
Двигательная (или моторная)
память обнаруживается очень
рано. Это, прежде всего, память на
позу, положение тела. Она лежит
в основе многих профессиональных
навыков, которые постепенно становятся
автоматическими, т.е. осуществляются
без привлечения сознания и
внимания. Достигая полного развития
раньше других форм, двигательная
память у некоторых людей остается
ведущей на всю жизнь, у других,
ведущую роль играют другие
виды памяти.
Эмоциональная память
- это память на чувства. Эмоциональная
память определяет воспроизведение
определенного чувственного состояния
при повторном воздействии той
ситуации, в которой данное эмоциональное
состояние возникло впервые. Сильные,
эмоционально окрашенные впечатления,
человек сохраняет дольше всего.
На ней основывается осторожность,
симпатия и антипатия, а также
первичное чувство узнавания (знакомое
и чужое).
Образная память - это
память на представление, память
на картины природы, звуки, запахи,
вкусы. Этот вид памяти может
быть зрительной, обонятельной, слуховой,
вкусовой и др. Образная память обычно
ярче проявляется у детей и подростков.
У взрослых людей ведущая память, как правило,
не образная, а логическая, хотя есть профессии,
где необходимо иметь хорошую образную
память. Разновидностью образной памяти
считается эйдетическая память, правильное
использование которой лежит в основе
хорошего запоминания.
Символическая память
подразделяется на словесную и логическую.
Словесная память формируется в процессе
прижизненного развития вслед за образной
и достигает наивысшей силы к 10-13 годам.
Отличительной чертой ее является точность
воспроизведения и значительно большая
зависимость от воли. Воспроизвести зрительный
образ не всегда в нашей власти, в то время,
как повторить фразу значительно проще.
Однако при словесном сохранении наблюдается
искажение. Память представляет собой
систему процессов и состояний, где информация
организуется, обобщается и сохраняется
некоторое время.
Классификация памяти по характеру
целей деятельности
Существует и такое деление
памяти на виды, которое прямо связано
с особенностями самой выполняемой деятельности.
Так, в зависимости от целей деятельности
память делят на непроизвольную и произвольную.
В первом случае имеется в виду запоминание
и воспроизведение, которое осуществляется
автоматически, без волевых усилий человека,
без контроля со стороны сознания. При
этом отсутствует специальная цель что-то
запомнить или припомнить, т. е. не ставится
специальная мнемическая задача. Во втором
случае такая задача присутствует, а сам
процесс требует волевого усилия.
Непроизвольное запоминание
не обязательно является более слабым,
чем произвольное. Напротив, часто бывает
так, что непроизвольно запомненный материал
воспроизводится лучше, чем материал,
который специально запоминался. Например,
непроизвольно услышанная фраза или воспринятая
зрительная информация часто запоминается
более надежно, чем если бы мы пытались
запомнить ее специально. Непроизвольно
запоминается материал, который оказывается
в центре внимания, и особенно тогда, когда
с ним связана определенная умственная
работа. Способность постоянно накапливать
информацию являющаяся важнейшей особенностью
психики, носит универсальный характер,
охватывает все сферы и периоды психической
деятельности и во многих случаях реализуется
автоматически, почти бессознательно.
Эффективность произвольной
памяти зависит:
1. От целей запоминания (насколько
прочно, долго человек хочет запомнить).
2. От приемов заучивания. Приемы
заучивания бывают:
а) механическое дословное многократное
повторение — работает
механическая память, тратится
много сил, времени, а результаты низкие.
6) логический пересказ, который
включает логическое осмысление материала,
систематизацию, выделение главных логических
компонентов информации, пересказ своими
словами — работает логическая память
(смысловая) — вид памяти, основанный на
установлении в запоминаемом материале
смысловых связей.
в) образные приемы запоминания
(перевод информации в образы, графики,
схемы, картинки) — работает
образная память. Образная память бывает
разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная,
вкусовая, осязательная, обонятельная,
эмоциональная;
г) мнемотехнические приемы
запоминания (специальные приемы для облегчения
запоминания).
Память есть у всех живых существ.
Появились данные о способности к запоминанию
даже у растений. В самом широком смысле
память можно определить как механизм
фиксации ни формации, приобретенной и
используемой живым организмом.
Человеческая память — это
прежде всего накопление, закрепление,
сохранение и последующее воспроизведение
человеком своего опыта, т.е. всего, что
с ним произошло. Память — это способ существования
психики во времени, удержание прошлого,
т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому
память — необходимое условие единства
человеческой психики, нашей психологической
идентичности.
Классификация памяти по продолжительности
сохранения материала
Большинство психологов признает
существование нескольких уровней памяти,
различающихся по тому, как долго на каждом
из них может сохраняться информация.
Первому уровню соответствует сенсорный
тип памяти. Ее системы удерживают довольно
точные и полные данные о том, как воспринимается
мир нашими органами чувств на уровне
рецепторов. Длительность сохранения
данных 0,1— 0,5 сек. Если полученная информация
привлечет внимание высших отделов мозга,
она будет храниться еще около 20 сек (без
повторения или повторного воспроизведения
сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует).
Это второй уровень — кратковременная
память.
Кратковременная память все
же поддается сознательной регуляции,
может контролироваться человеком. А «непосредственные
отпечатки» сенсорной информации повторить
нельзя, они сохраняются лишь десятые
доли секунды и продлить их психика возможности
не имеет. Любая информация вначале попадает
в кратковременную память, которая обеспечивает
запоминание однократно предъявленной
информации на короткое время, после чего
информация может забыться полностью
либо перейти в долговременную память,
но при условии 1—2-кратного повторения.
Кратковременная память (КП) ограничена
по объему, при однократном предъявлении
в КП помещается в среднем 7±2. Это магическая
формула памяти человека, т. е. в среднем
с одного раза человек может запомнить
от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок,
кусков информации. Главное добиться,
чтобы эти «куски» были более информационно
насыщены за счет группировки, объединения
цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».
Долговременная
память обеспечивает длительное сохранение
информации. Она бывает двух типов:
1) Долговременная
память с сознательным доступом (т. е.
человек может по своей воле извлечь, вспомнить
нужную информацию);
2) Долговременная
память закрытая (человек в естественных
условиях не имеет к ней доступа, лишь
при гипнозе, при раздражении участков
мозга может получить к ней доступ и актуализировать
во всех деталях образы, переживания, картины
всей жизни).
Оперативная память
— вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения
определенной деятельности, обслуживающий
эту деятельность благодаря сохранению
информации, поступающей как из КП, так
и из ДП, необходимой для выполнения текущей
деятельности.
Промежуточная память обеспечивает
сохранение информации в течение нескольких
часов, накапливает информацию в течение
дня, а время ночного сна отводится организмом
для очищения промежуточной памяти и категоризации
информации, накопленной за прошедший
день, перевода ее в долговременную память.
По окончании сна промежуточная память
снова готова к приему новой информации.
У человека, который спит менее трех часов
в сутки, промежуточная память не успевает
очищаться, в результате нарушается выполнение
мыслительных, вычислительных операций,
снижается внимание, кратковременная
память, появляются ошибки в речи, в
действиях.