Уборка и обработка инвентаря в лечебном учереждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 19:01, реферат

Описание работы

Качество медицинского обслуживания населения во многом зависит от уровня санитарного благоустройства сети лечебно-профилактических организаций (далее - ЛПО).Особо строгие гигиенические требования необходимо предъявлять к больничным зданиям, предназначаемым для длительного пребывания больных людей, организм которых чрезвычайно чувствителен к неблагоприятным воздействиям.Ученые-гигиенисты давно ведут споры по поводу выделения так называемую, больничную (госпитальную) гигиену, в самостоятельную науку

Содержание работы

1.Введение.
2. Требования к земельному участку, территории и размещению ОЗ.
3.Требования к архитектурно-планировочным и конструктивным решениям зданий, сооружений и помещений ОЗ.
4.Требования к внутренней отделке помещений ОЗ.
5. Требования к мебели, оборудованию, режиму уборок и бельевому режиму.
6.Требования к условиям труда работников ОЗ.
7.Виды уборки операционной .
8. Дезинфекция различных объектов в психиатрическом отделении.
9.Литература.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 31.46 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Введение.

2. Требования к земельному участку, территории и размещению ОЗ.

3.Требования к архитектурно-планировочным и конструктивным решениям зданий, сооружений и помещений ОЗ.

4.Требования к внутренней отделке помещений ОЗ.

5. Требования к мебели, оборудованию, режиму уборок и бельевому режиму.

6.Требования к условиям труда работников ОЗ.

7.Виды уборки операционной .

8. Дезинфекция различных объектов в психиатрическом отделении.

9.Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Качество медицинского обслуживания населения во многом зависит от уровня санитарного благоустройства сети лечебно-профилактических организаций (далее - ЛПО).Особо строгие гигиенические требования необходимо предъявлять к больничным зданиям, предназначаемым для длительного пребывания больных людей, организм которых чрезвычайно чувствителен к неблагоприятным воздействиям.Ученые-гигиенисты давно ведут споры по поводу выделения так называемую, больничную (госпитальную) гигиену, в самостоятельную науку. Одной из главных причин такого выделения является тот факт, что больничная гигиена имеет дело с людьми, чье здоровье нарушено, они более чувствительны к факторам внешней среды, их психологическое состояние изменено, они отлучены от трудовой деятельности, семьи, обычного распорядка жизни. Кроме того, спецификой физического и психического состояния больного и организации лечебного дела обусловлены гигиенические требования к климатическим факторам, освещению, шуму, излучению, водоснабжению, питанию, уборке помещений, удалению твердых и жидких отбросов, архитектурно-планировочным решениям помещений, личной гигиене больных и др. Наконец, наличие в больничных стационарах особых помещений (палаты, операционные, диагностические и лечебные кабинеты), где выполняются работы таких видов, которые не проводятся в других сферах деятельности человека, а также сама специфика труда медицинских работников, обусловливают необходимость разработки для них специальных гигиенических рекомендаций, правил и норм.Знания и умения, приобретенные при изучении данной науки, позволят врачу достигнуть основной цели больничной гигиены - распространить накопленный опыт медицинских наук, особенно гигиены, микробиологии и эпидемиологии, в учреждениях здравоохранения и своими методами и формами способствовать оздоровлению пациентов. Больничная гигиена должна также содействовать сохранению здоровья людей, оберегая их от вредных влияний больничной и окружающей среды, и, особенно, препятствовать возникновению внутрибольничных инфекций (далее - ВБИ) у больных и обслуживающего медицинского персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к земельному участку, территории и размещению ОЗ.

Строительство больниц может осуществляться по типовым или индивидуальным проектам. Специалисты считают, что в настоящее время в проекты строительства больничных зданий должны быть заложены возможности их реконструирования, поскольку конструкции зданий, рассчитанные на длительное существование, относительно быстро устаревают морально.При оценке генерального плана больницы, прежде всего, необходимо установить систему его застройки.

В настоящее время существует три системы строительства больниц:

1. Централизованная, при  которой все подразделения и  службы больницы располагаются  в одном здании.

2. Децентрализованная, при  которой каждое подразделение  больницы расположено в отдельном одно- двухэтажном здании.

3. Смешанная, при которой  основные отделения и подразделения  больницы располагаются в главном  корпусе, а подразделения и отделения, имеющие некоторую специфику, способную  повлиять на лечебно-охранительный  режим в других отделениях, располагаются  в отдельных корпусах. Обычно  это хозяйственные постройки, морг, инфекционный корпус. В отдельные  корпуса также рекомендуется  выносить детское отделение (если  оно имеется) и акушерско-гинекологическое  отделение с роддомом, поскольку  эти отделения имеют особую  специфику. При современных больницах  работают поликлиники, которые тоже  рекомендуется размещать в отдельном  корпусе, связанном с главным  корпусом одно - или двухэтажным переходом.Вполне естественно, что все больницы, построенные до середины XIX в., относятся к централизованной системе, т. к. в те времена больных не разделяли по характеру заболевания и размещали всех в одном больничном помещении, что и было отмечено в описании Н. И. Пирогова. Однако и Н. И. Пирогов и другие видные деятели медицины понимали, что в таких больницах не могут быть созданы хорошие условия для пребывания больных, скученность разных больных способствует распространению внутрибольничных инфекций. Поэтому с конца XIX в. больницы стали строить по децентрализованной системе, что сыграло существенную роль в снижении количества внутрибольничных инфекций, а также значительно улучшило условия пребывания больных. Размещение больных в одно - и двухэтажных "павильонах'' с учетом характера заболевания ("внутренние", "наружные", "прилипчивые", "поносные" и т. д.) в палатах по 20-40 человек положительно сказалось на качестве лечения.Следует отметить, что в таких больницах (децентрализованных, или павильонных) улучшились условия инсоляции, аэрации палат, а также облегчилась возможность выхода больных на улицу для пользования природными факторами.Каждая из систем строительства больниц имеет свои преимущества и недостатки. В свое время децентрализованные больницы сыграли положительную роль в ограничении распространения внутрибольничных инфекций и создании более благоприятных условий пребывания в них больных. Однако с течением времени в связи с развитием общей и санитарной культуры населения, санитарной техники коммунального обслуживания и т. д. высокая степень разобщения больных потеряла свою актуальность. Создание лифтового обслуживания резко увеличило транспортные возможности больных и персонала, в связи с чем увеличение этажности больничных зданий не создало дополнительных неудобств в обслуживании больных. Поэтому в настоящее время снова перешли к строительству больниц по централизованной и смешанной системам. Большую роль при этом также сыграл дефицит земельной площади, который возникает в последнее время в городах с высокой плотностью населения.Одной из прогрессивных разновидностей централизованной системы строительства больниц является блочная, при которой строят несколько многоэтажных корпусов, соединенных между собой теплыми надземными или подземными переходами.Наиболее излюбленной формой строительства больничных зданий в настоящее время является Т-образная или У-образная.Большое значение имеет размещение больниц в населенном пункте. Раньше больницы старались строить в пригородной зоне или на окраине населенного пункта, в настоящее время общесоматические больницы считают целесообразным размещать наиболее приближенно к обслуживаемому населению, поскольку в современных больницах предусмотрено наличие подразделений для оказания экстренной медицинской помощи. Как правило, в них расположены родильные дома, поликлиники и т. д. Кроме того, в таких больницах удобно посещать больных, что также имеет немаловажное значение. Однако больницы, не имеющие в своем составе подразделений, оказывающих скорую помощь, и поликлиник, считается целесообразным размещать на окраине населенных мест или даже за городом. В частности, это инфекционные больницы, а также психоневрологические и противотуберкулезные лечебницы.Чтобы оценить место расположения больничного участка, следует ознакомиться с пояснительной запиской к проекту, ситуационным планом прилегающей к больнице территории, нормативами и другими справочными материалами.При рассмотрении ситуационного плана прилегающей к больнице территории, следует учесть, что для обеспечения хороших условий лечения и восстановления здоровья больных, для создания лечебно-охранительного режима, необходимо выбирать участки под строительство, полностью отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям не только в отношении природных условий и размеров, но и в отношении использования окружающей территории и перспектив развития населенного пункта, т.е. с учетом комплексного плана его строительства.При выборе земельного участка под строительство больницы отдается предпочтение свободным от загрязнения, хорошо инсолируемым, сухим, возвышенным территориям со спокойным рельефом. Наиболее благоприятными являются пологие склоны, обращенные в южную сторону, что обеспечивает естественный сток атмосферных вод и лучшие условия инсоляции.Грунт участка должен быть незагрязненным, воздухо- и водопроницаемым. Участки, служившие в прошлом местом свалки или выработок, а также подвергающиеся оползням, для строительства неприемлемы.Наиболее рациональной формой больничного участка считается прямоугольник с соотношением сторон 1:2 или 2:3. Размеры участка зависят от количества коек в строящейся больнице и системы больничной застройки. Чем мощнее больница, тем меньшая площадь земельного участка приходится на 1 койку. При одинаковой коечной вместимости больниц, площадь земельного участка на 1 койку для больницы, застроенной по децентрализованной системе, будет больше, чем для больницы со смешанной или централизованной застройкой.Следует отметить, что между больничным участком и объектами возможного неблагоприятного воздействия предусматриваются санитарно-защитные зоны, ширина которых зависит от класса опасности объекта и колеблется в пределах от 50 до 1000 м, при этом содержание токсичных и вредных веществ в почве и атмосферном воздухе на территории больницы не должно превышать гигиенические нормы. Кроме того, сам больничный участок должен находиться на определенном расстоянии от окружающих его жилых и общественных зданий. Так, например, специализированные больницы (комплексы) мощностью свыше 1000 коек с пребыванием больных в течение длительного времени, а также стационары с особым режимом работы (психиатрические, инфекционные, в т.ч. туберкулезные, онкологические, кожно-венерологические и др.) располагают в пригородной зоне или в зеленых массивах, на расстоянии не менее 500 м от территории жилой застройки.

Требования к архитектурно-планировочным и конструктивным решениям зданий, сооружений и помещений ОЗ.

Весьма важное значение имеют все элементы гигиенического благоустройства больницы, так как результаты лечения «...зависят не только от искусства врачей и от действия прописываемых врачами лекарств, но в значительной степени от организации питания больных, от гигиеничности их помещений и от гигиеничности всего больничного режима».Вполне понятно, что наибольшую роль в создании необходимых для больных комфортных условий имеет устройство и оборудование палат.Основной структурной единицей (ячейкой) стационара является палатная секция, представляющая собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Размер палатной секции зависит от ее профиля и колеблется от 15 до 30 коек. Наиболее распространены секции на 25 и 30 коек. Такое количество коек считается наиболее целесообразным для обеспечения благоприятных условий при организации лечебного процесса. Отделение может состоять из одной или двух палатных секций. Палатная секция не должна быть проходной. В таком случае имеется возможность создать тихую, спокойную обстановку, оптимальные графики движения больных и персонала, что способствует повышению качества ухода за больными и облегчает труд медицинского персонала. Большое значение имеет коечность палат. Вместимость палат в организациях здравоохранения должна быть не более чем на четыре койки, а для пациентов отделений реанимации, инфекционных больниц, для пациентов с ожогами хирургических отделений и ожоговых отделений и для пациентов в возрасте до 5 лет вместимость палат должна быть не более чем на две койки. В некоторых случаях в действующих нормативных актах предусмотрены и однокоечные палаты. Таким образом, секция может состоять из комплекса 4, 3, 2 и однокоечных палат. Окна палат рекомендуется ориентировать на юго-восточную или южную сторону.Койки в палатах следует размещать параллельно светонесущей стене, что обеспечивает более удобное обслуживание больных.Палатная секция состоит из четырех групп помещений различного назначения: основные, предназначенные для пребывания больных (палаты, комнаты дневного пребывания больных, коридоры); лечебно - диагностические (операционный блок, перевязочные, процедурные, лаборатории, помещения для медперсонала); хозяйственно-вспомогательные (буфетная, столовая, бельевые, помещения для хранения медикаментов и прочие); блок санитарно-технических помещений (ванная, туалеты, помещения для хранения санитарно-технического инвентаря и прочие).Таким образом, устройство палатной секции позволяет организовать весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий, создать наиболее благоприятные условия для длительного пребывания больных. На базе двух палатных секций создаются палатные отделения, вместимость которых не должна превышать 60 коек. В этом случае предусматривается 2 процедурные.Планировка больниц различного профиля имеет некоторые особенности. Наибольшие отличия от общесоматических имеют больницы инфекционные. Основной особенностью инфекционных больниц или отделений является устройство в них боксов и полубоксов, наличие которых в значительной степени снижает возможность распространения внутрибольничных инфекций, а также резко повышает возможности использования коечного фонда.Бокс представляет из себя автономную палату с санузлом, которая имеет внутренний вход (в коридор) для персонала и наружный вход (с улицы) для больных. При входе в бокс с улицы больной проходит через тамбур, а при входе из коридора устраивают шлюз, в котором персонал подвергается шлюзованию (моет руки, меняет спецодежду и т. д.). Таким образом, достигается максимальная изоляция больных, находящихся в боксе, от контакта с другими больными в отделении.Особенностью структуры помещений родильного дома (отделения) является обеспечение изоляции здоровых беременных, рожениц, родильниц и новорожденных от больных, изоляцию заболевших.

Особого внимания требует планировка коридоров. Коридоры могут быть трех типов:

1) с двухсторонней застройкой (центральные);

2) с односторонней застройкой (боковые);

3) с частичной двухсторонней  застройкой.

С гигиенической точки зрения, коридоры с двухсторонней застройкой являются самыми плохими, так как в них весьма слабые возможности для создания достаточной естественной освещенности, а также достаточного проветривания. Как правило, в них довольно темно и душно. Очень хорошие гигиенические условия в боковых коридорах, в которых одна сторона сплошь состоит из окон. Однако они весьма неудобны в организационном плане. Все помещения вытягиваются в один ряд, в результате чего значительно удлиняются графики движения как больных, так и персонала. Наиболее приемлемыми оказались коридоры с частичной двухсторонней застройкой, при которой во второй половине застройки устраивают так называемый световой разрыв, который часто служит в качестве помещения для дневного пребывания больных. При устройстве такого коридора следует однако соблюдать соотношение между застроенной частью и световым разрывом. Последний должен составлять не менее 40% от общей длины коридора.

 

Требования к внутренней отделке помещений ОЗ.

здравоохранение труд работник дезинфекционный

Большие изменения происходят в настоящее время в отношении оборудования, формирования интерьера больничных помещений, создания психологической обстановки в них. В прежние времена к внутреннему оборудованию и содержанию больничных помещений предъявлялись весьма строгие требования с точки зрения распространения инфекций. Обстановка и мебель в палатах и других помещениях была довольно простой, все должно было быть окрашено белой масляной краской, чтобы удобно было производить влажную уборку помещений. Считалось недопустимым использовать в больницах мягкую мебель, ковры и другие предметы интерьера, способствовавшие, как тогда считалось, увеличению количества пыли и общему загрязнению больничных помещений. В настоящее время в этом отношении все изменилось, поскольку появились дополнительные технические возможности для уборки помещений, улучшились знания в области санитарной микробиологии, повысилась санитарная культура больных и персонала.

Внутренняя отделка помещений должна выполняться в соответствии с функциональным назначением помещений организаций здравоохранения. Стены и полы помещений должны быть ровными, гладкими и без щелей, из влагонепроницаемых материалов, устойчивых к моющим средствам и средствам дезинфекции.

Требования к мебели, оборудованию, режиму уборок и бельевому режиму.

Все помещения ОЗ, а также мебель, оборудование должны содержаться в чистоте. В помещениях ОЗ проводятся текущие и генеральные уборки. Ежедневные текущие уборки проводят влажным способом не реже трех раз в день, в том числе один раз с применением химических средств дезинфекции в режимных кабинетах с последующим обеззараживанием воздушной среды и проветриванием, а в палатах для пациентов терапевтического профиля не реже двух раз в день с применением моющих средств. Для генеральных уборок устанавливается следующая периодичность: в режимных кабинетах не реже одного раза в семь дней, в других помещениях не реже одного раза в месяц.

Уборочный инвентарь в ОЗ должен быть:

1. современным по устройству и техническим параметрам;

2. иметь четкую маркировку  «пол», «выше пола» с указанием назначения помещения;

3. использоваться строго по назначению;

4. подвергаться обеззараживанию  и сушке после использования;

5. храниться упорядоченно  в шкафах в специально выделенных  помещениях организации здравоохранения.

В ОЗ для режимных кабинетов и туалетов предусматривается выделение отдельного инвентаря, используемого для уборки только в этих помещениях.

Под бельевым режимом понимается: сбор, хранение, транспортирование, дезобработка, стирка, сушка, глажение, ремонт, утилизация текстильных изделий в медицинских учреждениях.

К ассортименту текстильных изделий в ЛПУ относятся: постельное белье (простыни, полотенца, наволочки, подкладные пеленки, пододеяльники), одеяла (байковые), полотенца, подкладные пеленки родильного дома, пеленки новорожденных, нательное белье (рубашки, пижамы, халаты), спецодежда обслуживающего персонала (халаты, колпаки, медицинские костюмы), столовое и кухонное белье, хлопчатобумажные мешки, текстильные средства уборки.

При работе с бельём в ОЗ потоки грязного и чистого белья не должны перекрещиваться.

Бельевым режимом отделения предусматривается смена белья больным не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное выделениями больного белье подлежит смене незамедлительно.

В лечебно-диагностических кабинетах белье используется строго индивидуально для каждого пациента.

Требования к условиям труда работников ОЗ.

Медицинский персонал должен быть образцом для больных и в соблюдении правил личной гигиены: иметь аккуратный, собранный и культурный внешний вид, коротко подстриженные ногти, чистый, выглаженный спецодежду, что соответствует по размерам и форме фигуре медицинского работника. Волосы должны полностью закрываться шапочкой или косынкой. Сменная обувь персонала должна быть из нетканого материала, доступного для дезинфекции. Стирка спецодежды работниками ОЗ в домашних условиях запрещается.

В процессе выполняемой работы медработники должны использовать защитные перчатки:

  • при медицинском осмотре слизистых оболочек пациента;
  • при медицинском осмотре поврежденной кожи пациента;
  • при выполнении медицинских вмешательств на поврежденной коже, поврежденных слизистых оболочках пациента;
  • при выполнении медицинских вмешательств с повреждением кожи, слизистых оболочек пациента;
  • при медицинском осмотре пациента, госпитализируемого лица с симптомами инфекционного заболевания;
  • при выполнении работ, связанных с риском контакта кожи рук работников ОЗ с биоматериалом;
  • при работе в микробиологических и клинико-диагностических лабораториях ОЗ;
  • при осуществлении ухода за пациентом (гигиена полости рта, мытье, стрижка и бритье волос, замена грязного белья);
  • при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических и физических факторов на кожу рук.

Информация о работе Уборка и обработка инвентаря в лечебном учереждении