Учебная деятельность и организм ученика. Анализ коррелятивной зависимости учебной деятельности и здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Нам всем присуще желание быть сильным и здоровым, а вот сохранить как можно дольше подвижность, бодрость и энергию, а может и достичь долголетия, удается не каждому. Исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого. По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50—52% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения

Содержание работы

1. Введение
2. Что такое учебная деятельность.
3. Критерии учебной деятельности.
4. Работоспособность на уроке и здоровье учащихся в классе.
5. Предупреждение школьных болезней
6. Двигательная активность школьников
7. Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат по педмед.docx

— 33.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Учебная  деятельность и организм ученика. Анализ коррелятивной зависимости учебной  деятельности и здоровья. Работаспособность на уроке и здоровье учащихся класса »

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Что такое учебная деятельность.
  3. Критерии учебной деятельности.
  4. Работоспособность на уроке и здоровье учащихся в классе. 
  5. Предупреждение школьных болезней
  6. Двигательная активность школьников
  7. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

Здоровье один из важнейших компонентов  человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий  успешного социального и экономического развития. Нам всем присуще желание  быть сильным и здоровым, а вот  сохранить как можно дольше подвижность, бодрость и энергию, а может и  достичь долголетия, удается не каждому. Исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого. По данным известных  отечественных ученых Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов, образ жизни формирует  здоровье и занимает примерно 50—52% удельного веса всех факторов, обуславливающих  здоровье населения. К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся: влияние внешней среды  — 18-20%; генетика, наследственность — 20-21%; здравоохранение — 7-12%. Надо отметить, что образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания. Определенно, образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека и, в то же время, условия жизни оказывают свое влияние. Академик Лисицын Ю.П. в понятие «образ жизни» включает и такой важный фактор как медицинскую активность. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Данные статистики показывают, что заболевания детей в новых образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях) в 2,5 раза выше, чем в традиционных. Среди причин пагубно влияющих на здоровье детей, обучающихся в профильных классах, на первое место выдвигаются: перегруженность школьными занятиями, как в школе, так и дома; низкая двигательная активность; несоблюдение правил гигиены умственного труда (А.М. Олещенко, В.В. Колбанов.).

 

2.Учебная деятельность

Что такое учебная деятельность? Какое место занимают в учебной  деятельности учащиеся и педагог? Что  является исходным материалом и продуктом  учебной деятельности? Какова ее структура? Какие деятельностные способности и при каких условиях будут развиваться у учащихся в учебной деятельности? Вот те вопросы, ответы на которые мы дадим с позиций системно-деятельностного подхода.

Что такое учебная деятельность? Для ответа на этот вопрос совершим небольшой экскурс в историю. В контексте исторического развития процесс обучения возник в связи  с необходимостью воспроизводства, повторения некоторой деятельности.

 Так, еще на заре развития  цивилизации человеку необходимо  было воспроизвести способ изготовления  каменного топора, приготовления  пищи. Даже в таком простом  варианте воспро­изводство, необходимое для выживания и развития человека, предполагает наличие в механизме деятельности элементов, которые позволяют, во-первых, эту деятельность вновь повторять с составом тех же участников, а во-вторых, транслировать при смене ее участников. Таким образом, появляются две сферы - сфера производства и сфера культуры.

 В сфере культуры собираются  лучшие образцы сферы производства  Первичная педагогическая функция  - передача людям, занятым в  сфере производства, культурных  образцов для подражания.

 Однако при передаче культурных  образцов другим людям те не  всегда способны это воспринять. И тогда в процессе воспроизводства,  несмотря на трансляцию деятельности, возникает разрыв. «Именно как  следствие преодоления этого  разрыва исторически сложилась  и развилась сфера обучения»  Возникли фигуры учителя - носителя  культурных норм, и ученика - того, кому эти нормы надо передать.

 Успешность передачи культурных  образцов зависела, с одной стороны,  от способностей ученика, а  с другой - от того, какие учебные  средства использовал учитель.  Поэтому в процессе взаимодействия  между учителем и учеником  и появились два типа деятельности:

 деятельность учения, или учебная  деятельность, - это деятельность  ученика, суть которой заключается  в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных  ценностей общества;

 деятельность обучения - это  деятельность учителя, предназначением  которой является совершенствование  учебных средств, необходимых  для снятия затруднений ученика.

Развертывание обучения и воспитания как особой отдельной сферы массовой деятельности приводит к последовательному  появлению специалистов, снимающих  затруднения в различных процессах. Так, осуществляемая вначале учителем практика по поиску, выделению и  закреплению лучших вариантов своих  действий создает условия для  деятельности принципиально иного  типа: сравнения и анализа действий различных учителей, выбор лучших образцов с целью снятия затруднений  в деятельности учителей. Таким образом, появляется фигура методиста, задачей  которого является снятие затруднений  у учителя.

 

 Необходимость передавать деятельность  обучения непрерывно расширяющемуся  кругу лиц приводит к тому, что такая деятельность начинает  практиковаться все чаще и  чаще и, наконец, оформляется  в особую специальность преподавателей, готовящих учителей или обеспечивающих  повышение их квалификации и  переподготовку.

 Аналогично возникают фигуры  педагогов-теоретиков, задачей которых  является снятие затруднений  методистов в формулировке целей  образования, построении программ  обучения и создании соответствующих  им средств обучения. И наконец,  задача управленцев - снятие затруднений  во взаимодействии всех звеньев  и обеспечение рефлексивного  сопровождения этого взаимодействия.

 «Деятельность всех этих  специалистов образует единую  сферу, в которой все составляющие  связаны и зависят друг от  друга».

 Более детальный анализ функций учебной деятельности с социологической и психологической точек зрения позволяет дать следующий ответ на поставленный вопрос.

 Учебная деятельность - это деятельность  ученика, связанная, с одной  стороны, с освоением культурных  ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой - с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Таким образом, уметь учиться - это  значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную  деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать  друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности.

Значит, помимо предметных уроков, на которых дети должны быть системно включены в учебную деятельность, для формирования умения учиться  нужны специальные метапредметные уроки -уроки общеметодологической направленности.

3.Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока.

*Обстановка и гигиенические  условия в классе: температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

*Количество видов учебной  деятельности : виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

*Количество видов преподавания. Чередование видов преподавания: виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.

*Наличие и место методов,  способствующих активизации познавательной  деятельности :

Метод свободного выбора (свободная  беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

*Место и длительность  применения ТСО : Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

*Поза учащегося, чередование  позы : правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

*Наличие, место, содержание  и продолжительность на уроке  моментов оздоровления:

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

*Наличие мотивации деятельности  учащихся на уроке: 

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес  к изучаемому материалу.

*Психологический климат на уроке: взаимоотношения на уроке

*Эмоциональные разрядки  на уроке : шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

*Момент наступления  утомления и снижения учебной  активности: определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.

4.Работоспособность на  уроке и здоровье учащихся  в классе.

Организовывать образовательный  процесс с учётом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать  у него интерес к познанию себя и законов мироздания. От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровье - сберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.На уроках и во внеурочной работе учитель решает 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом своё внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий. В начале урока оценить и в дальнейшем удерживать своё внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещённость, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или соседних помещенний, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не требуется приборов — вполне хватит органолептических возможностей учителя. Но пренебрежение этими требованиями приведёт к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье. Главный объект внимания учителя — его ученики. Если реализация традиционной технологии проведения урока фиксирует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, то для учителя, придерживающегося принципов здоровье сберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.

Первичная экспресс-оценка эмоционально-психологической атмосферы в классе проводится по следующим показателям:

возбуждены (перевозбуждены), например после урока физкультуры; утомлены, выглядит уставшим; взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены; сосредоточены, деловиты, настроены на урок; насторожены, напряжены, враждебны (обычно — установка на конкретного учителя); драчливы, расторможены, расслаблены. И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающую модальность состояния класса необходимо. Для этого опытному учителю бывает достаточно взглянуть на несколько школьников — своеобразных индикаторов всего класса.

Объектом особо пристального наблюдения учителя на всём протяжении урока  являются дети групп риска по здоровью, обусловленного повышенной невротичностью и физической ослабленностью подростков, например, после перенесённого заболевания. Именно к ним должны быть адресованы индивидуальные педагогические технологии, первый шаг в

реализации которых — прицельная психолого-педагогическая диагностика таких учащихся на каждом уроке.

Одна из самых сложных диагностических  задач не только для учителя, но и  для врачей, психологов — выделить в актуальном состоянии то, что  обусловлено индивидуальными особенностями  личности, и то, что является ситуативными проявлениями сегодняшнего дня, часа, минуты. Так, у старшеклассников большую  роль играет гормональные влияния (включая  «критические» дни у девушек). У учителя нет возможности  анализировать каждый случай, но учитывать  многообразие приличных факторов необходимо всегда.

Решать коррекционные задачи учителю  так же приходится в широком диапазоне  действий, от почти автоматических — набросить во время перемены на батареи влажное полотенце  при повышенной сухости воздуха, скорректировать неправильную позу ученика — до технологических  — изменить темпо - ритм проведения урока, во время провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание, организовать микро - групповую форму работу класса и т. д. Как всегда, результат в немалой степени зависит от формы выполнения задачи.

При отслеживании психофизиологических состояний учеников группы риска  важны первые признаки утомления, состояния  во время ответа и после него, реакция на оценку и т. д. Слишком  эмоциональные или неадекватные реакции учащихся должны быть зафиксированы  памяти учитель (а после урока  — в специальном дневнике наблюдений), чтобы на следующих уроках аналогичных  ситуаций обратить на этих учеников более  пристальное внимание. Фиксации таких наблюдений в дневнике позволит лучше оценить динамику происходящих изменений, не упустить важные детали, более аргументировано обсуждать психолого-педагогическую тактику в отношении конкретных учащихся при проведении медико-психолого-педагогического консилиума.

Информация о работе Учебная деятельность и организм ученика. Анализ коррелятивной зависимости учебной деятельности и здоровья