Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:55, реферат
Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Нам всем присуще желание быть сильным и здоровым, а вот сохранить как можно дольше подвижность, бодрость и энергию, а может и достичь долголетия, удается не каждому. Исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого. По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50—52% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения
1. Введение
2. Что такое учебная деятельность.
3. Критерии учебной деятельности.
4. Работоспособность на уроке и здоровье учащихся в классе.
5. Предупреждение школьных болезней
6. Двигательная активность школьников
7. Заключение
Реферат на тему:
«Учебная
деятельность и организм ученика. Анализ
коррелятивной зависимости
Содержание
1.ВВЕДЕНИЕ
Здоровье один из важнейших компонентов
человеческого счастья, одно из неотъемлемых
прав человеческой личности, одно из условий
успешного социального и
2.Учебная деятельность
Что такое учебная деятельность? Какое место занимают в учебной деятельности учащиеся и педагог? Что является исходным материалом и продуктом учебной деятельности? Какова ее структура? Какие деятельностные способности и при каких условиях будут развиваться у учащихся в учебной деятельности? Вот те вопросы, ответы на которые мы дадим с позиций системно-деятельностного подхода.
Что такое учебная деятельность?
Для ответа на этот вопрос совершим
небольшой экскурс в историю.
В контексте исторического
Так, еще на заре развития
цивилизации человеку
В сфере культуры собираются
лучшие образцы сферы
Однако при передаче
Успешность передачи
деятельность учения, или учебная
деятельность, - это деятельность
ученика, суть которой
деятельность обучения - это
деятельность учителя,
Развертывание обучения и воспитания
как особой отдельной сферы массовой
деятельности приводит к последовательному
появлению специалистов, снимающих
затруднения в различных
Необходимость передавать
Аналогично возникают фигуры
педагогов-теоретиков, задачей которых
является снятие затруднений
методистов в формулировке
«Деятельность всех этих
специалистов образует единую
сферу, в которой все
Более детальный анализ функций учебной деятельности с социологической и психологической точек зрения позволяет дать следующий ответ на поставленный вопрос.
Учебная деятельность - это деятельность
ученика, связанная, с одной
стороны, с освоением
Таким образом, уметь учиться - это
значит уметь выполнять и
Значит, помимо предметных уроков, на
которых дети должны быть системно
включены в учебную деятельность,
для формирования умения учиться
нужны специальные
3.Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока.
*Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.
*Количество видов учебной деятельности : виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.
*Количество видов
*Наличие и место методов,
способствующих активизации
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
*Место и длительность применения ТСО : Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
*Поза учащегося, чередование позы : правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
*Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления:
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
*Наличие мотивации
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
*Психологический климат на уроке: взаимоотношения на уроке
*Эмоциональные разрядки на уроке : шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.
*Момент наступления утомления и снижения учебной активности: определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.
4.Работоспособность на уроке и здоровье учащихся в классе.
Организовывать
Первичная экспресс-оценка эмоционально-психологической атмосферы в классе проводится по следующим показателям:
возбуждены (перевозбуждены), например после урока физкультуры; утомлены, выглядит уставшим; взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены; сосредоточены, деловиты, настроены на урок; насторожены, напряжены, враждебны (обычно — установка на конкретного учителя); драчливы, расторможены, расслаблены. И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающую модальность состояния класса необходимо. Для этого опытному учителю бывает достаточно взглянуть на несколько школьников — своеобразных индикаторов всего класса.
Объектом особо пристального наблюдения учителя на всём протяжении урока являются дети групп риска по здоровью, обусловленного повышенной невротичностью и физической ослабленностью подростков, например, после перенесённого заболевания. Именно к ним должны быть адресованы индивидуальные педагогические технологии, первый шаг в
реализации которых — прицельная психолого-педагогическая диагностика таких учащихся на каждом уроке.
Одна из самых сложных диагностических
задач не только для учителя, но и
для врачей, психологов — выделить
в актуальном состоянии то, что
обусловлено индивидуальными
Решать коррекционные задачи учителю так же приходится в широком диапазоне действий, от почти автоматических — набросить во время перемены на батареи влажное полотенце при повышенной сухости воздуха, скорректировать неправильную позу ученика — до технологических — изменить темпо - ритм проведения урока, во время провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание, организовать микро - групповую форму работу класса и т. д. Как всегда, результат в немалой степени зависит от формы выполнения задачи.
При отслеживании психофизиологических
состояний учеников группы риска
важны первые признаки утомления, состояния
во время ответа и после него,
реакция на оценку и т. д. Слишком
эмоциональные или неадекватные
реакции учащихся должны быть зафиксированы
памяти учитель (а после урока
— в специальном дневнике наблюдений),
чтобы на следующих уроках аналогичных
ситуаций обратить на этих учеников более
пристальное внимание. Фиксации таких
наблюдений в дневнике позволит лучше
оценить динамику происходящих изменений,
не упустить важные детали, более аргументировано
обсуждать психолого-педагогическую тактику
в отношении конкретных учащихся при проведении
медико-психолого-