Учебная деятельность и организм ученика. Анализ коррелятивной зависимости учебной деятельности и здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Нам всем присуще желание быть сильным и здоровым, а вот сохранить как можно дольше подвижность, бодрость и энергию, а может и достичь долголетия, удается не каждому. Исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого. По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50—52% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения

Содержание работы

1. Введение
2. Что такое учебная деятельность.
3. Критерии учебной деятельности.
4. Работоспособность на уроке и здоровье учащихся в классе.
5. Предупреждение школьных болезней
6. Двигательная активность школьников
7. Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат по педмед.docx

— 33.57 Кб (Скачать файл)

Перед учителем, который начинает свою работу в русле здоровье - сберегающей  педагогики, стоят следующие задачи.

Включение в цели урока элементов  оздоровительной направленности, как  в организации, так и в содержании.

Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических  условий обучения : чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий.

Обеспечение интереса к предмету и  уроку, их привлекательности (сочетание  новизны и привычного, интриги  урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).

 Обеспечение настройки учеников  на урок, их психологического  погружения в пространство школы  на позитивной волне.

 Обеспечение фактора фиксации  внимания на фазе устойчивой  работоспособности.

Обеспечение оптимального соотношения  между физическим и информационным объёмом урока без информационной перегрузке учащихся.

 Обеспечение на уроке оптимального  темпо - ритма, правильного соотношения  между темпом и информационной  плотностью, с обязательным учётом  физического состояния и настроя  учащихся.

Проведение на каждом уроке физкультминуток  и пауз общего и специального воздействия.

 Соблюдение гигиенических требований  к посадке учащихся и систематический  контроль за осанкой на уроке.

Соблюдение норм объёма домашних заданий, предусмотренных программой.

Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых  психолого-педагогических приёмов  и методов. Приоритет методов  самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.

Максимальное возможное использование  активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы). Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество.

Использование всего многообразия приёмов мотивации деятельности ученика — как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить  одноклассников), так и внутренней (стремление узнать больше, радость  то достигнутого, стремление поделиться знаниями).

Формирование и выдерживания оптимального стиля взаимоотношения с учениками  на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и  психологической безопасности.

Обеспечение дифференцированного  подхода к учащимся с особым вниманием  к детям группы риска и больным.

Контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровья.

Перечень этих задач (не исчерпывающий  всего их многообразия) может быть использован администрацией школы, управлением образования в качестве критериев оценки здоровье - сберегающей  составляющей в работе учителя. С  целью самооценки учитель может  провести рефлексию этих аспектов своей  деятельности.

Необходимыми условиями решения  этих задач являются:

прохождение повышения квалификации по вопросам здоровья, здоровье - сберегающих  образовательных технологий (курсы, семинары);

проведение ревизии приёмов  и методов своей работы на предмет  их соответствия принципам здоровье - сберегающей педагогики (объективно сделать это самостоятельно —  задача почти невыполнимая, поэтому  необходима поддержка и помощь грамотных в таких вопросах коллег);

подключение к работе школы (районы, города) по реализации принципов здоровье - сберегающей педагогики, привлечение внимания учителя к собственному здоровью, проведение необходимой коррекции своего

образа жизни, чтобы слова и  призывы, обращённые к школьникам, соответствовали  действительности.

 

5. Предупреждение школьных болезней

Термин школьные болезни за последние  годы прочно вошел в педагогический обиход. В эту группу относиться, в первую очередь, сколиоз и близорукость, нервно-психические расстройства, обусловленные  воздействием дистрессов, астено-невротические состояния, нарушения обмена веществ и заболевания пищеварительной системы, обусловленные неправильным питанием, гиподинамией и др.

Начальные проявления этих нарушений  здоровья становятся заметны уже  в первых классах, а в последующем  возрастают год от года.

Планами мероприятий по профилактике близорукости предусматривается:

рассадка детей в классе с  учётом состояния их зрения;

рациональная организация режима учебных занятий, направленная на уменьшение зрительной нагрузки, чередование устной и письменной работы, отдых глаз в ходе работы;

Оборудование учебных помещений  плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения;

поведение на каждом уроке специальных  упражнений гимнастике зрения;

питание с достаточным количеством  минеральных солей и витаминов (главным образом А, Р и С);

правильное использование технических  средств обучения в школе: расстояние при просмотре телевизионных  передач в пределах 3-5 м, длительность просмотра передач — 15-20 мин, подсветка, использование специальных школьных компьютеров, соответствующих гигиеническим нормам;

инструктаж родителей школьников по правилам гигиены зрения;

Планами мероприятий по профилактике нарушений осанки предусматривается:

ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы;

активное формирование правильной осанки за счёт укрепления мышечного  корсета средствами лечебной физической культуры (ЛФК);

обеспечение соответствия мебели в  школе и дома и росту и пропорциями  тела учащихся;

контроль учителя за правильной позой школьника на уроках; обмен  учащихся местами в младших классах  не менее 2 раза в год;

правильное расположение рабочего места всего помещения, где идут занятия или  приготовление уроков, и достаточное их освещение;

 

 

6. Двигательная активность школьников

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учетного дня) и периодической, которая может  быть разнообразной. Двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура зависит  от возрастной группы детей. Это связано  с тем, что у младших школьников больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше доля тех ее видов, которые относятся  к трудовой деятельности. Некоторые  виды двигательной активности взаимозаменяемы. Например, занятия в спортивных секциях  и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузки. Два урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки.

 При поступлении детей в  школу одним из факторов, препятствующих  нормальному протеканию адаптации  к новым условиям, является

снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статический  компонент: 80—85% дневного времени они  находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость  статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам. Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребенку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.

 Двигательная активность детей  должна быть организована так,  чтобы предотвращать гиподинамию  и в то же время не приводить  к их переутомлению. Восполнение  двигательной активности учащихся  в школе происходит, в основном, на уроках физкультуры. При  различных формах их проведения, в зависимости от темы и  специфики, учащийся по-разному  реализует суточную потребность в физической нагрузке. На уроках волейбола, баскетбола, других подвижных игр, плавания — около 27% ; при занятиях легкой атлетикой — около 40% ; на уроках лыжной подготовки — 57% . Хотя на уроках гимнастики реализуется лишь около 10% двигательной активности, это не снижает значимости таких уроков, поскольку именно на них обеспечивается преимущественное формирование жизненно важных двигательных координации.Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику предмета. Термином физкультминутка принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых, в основном, для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин). Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

 

7. Заключение

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды учебной  деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных  пособий, решение задач, работа с  учебником, практическая работа, творческие задания и др. В норме на одном  уроке должно чередоваться 4-7 видов  учебной деятельности. Разнообразие видов учебной деятельности способствует развитию мыслительных операций и одновременно отдыху учащихся. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент формирования здорового сознания. Нарушение этих условий отражается на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитании культуры здоровья (создаются противоречия между словами учителя и реальностью).


Информация о работе Учебная деятельность и организм ученика. Анализ коррелятивной зависимости учебной деятельности и здоровья