Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:55, реферат
Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Нам всем присуще желание быть сильным и здоровым, а вот сохранить как можно дольше подвижность, бодрость и энергию, а может и достичь долголетия, удается не каждому. Исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого. По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50—52% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения
1. Введение
2. Что такое учебная деятельность.
3. Критерии учебной деятельности.
4. Работоспособность на уроке и здоровье учащихся в классе.
5. Предупреждение школьных болезней
6. Двигательная активность школьников
7. Заключение
Перед учителем, который начинает свою работу в русле здоровье - сберегающей педагогики, стоят следующие задачи.
Включение в цели урока элементов
оздоровительной
Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения : чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий.
Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).
Обеспечение настройки
Обеспечение фактора фиксации внимания на фазе устойчивой работоспособности.
Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмом урока без информационной перегрузке учащихся.
Обеспечение на уроке
Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.
Соблюдение гигиенических
Соблюдение норм объёма домашних заданий, предусмотренных программой.
Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого-педагогических приёмов и методов. Приоритет методов самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.
Максимальное возможное
Использование всего многообразия приёмов мотивации деятельности ученика — как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление узнать больше, радость то достигнутого, стремление поделиться знаниями).
Формирование и выдерживания оптимального
стиля взаимоотношения с
Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.
Контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровья.
Перечень этих задач (не исчерпывающий
всего их многообразия) может быть
использован администрацией школы,
управлением образования в
Необходимыми условиями
прохождение повышения квалификации по вопросам здоровья, здоровье - сберегающих образовательных технологий (курсы, семинары);
проведение ревизии приёмов и методов своей работы на предмет их соответствия принципам здоровье - сберегающей педагогики (объективно сделать это самостоятельно — задача почти невыполнимая, поэтому необходима поддержка и помощь грамотных в таких вопросах коллег);
подключение к работе школы (районы, города) по реализации принципов здоровье - сберегающей педагогики, привлечение внимания учителя к собственному здоровью, проведение необходимой коррекции своего
образа жизни, чтобы слова и призывы, обращённые к школьникам, соответствовали действительности.
5. Предупреждение школьных болезней
Термин школьные болезни за последние
годы прочно вошел в педагогический
обиход. В эту группу относиться,
в первую очередь, сколиоз и близорукость,
нервно-психические
Начальные проявления этих нарушений здоровья становятся заметны уже в первых классах, а в последующем возрастают год от года.
Планами мероприятий по профилактике близорукости предусматривается:
рассадка детей в классе с учётом состояния их зрения;
рациональная организация
Оборудование учебных
поведение на каждом уроке специальных упражнений гимнастике зрения;
питание с достаточным количеством минеральных солей и витаминов (главным образом А, Р и С);
правильное использование
инструктаж родителей
Планами мероприятий по профилактике нарушений осанки предусматривается:
ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы;
активное формирование правильной осанки за счёт укрепления мышечного корсета средствами лечебной физической культуры (ЛФК);
обеспечение соответствия мебели в школе и дома и росту и пропорциями тела учащихся;
контроль учителя за правильной позой школьника на уроках; обмен учащихся местами в младших классах не менее 2 раза в год;
правильное расположение рабочего места всего помещения, где идут занятия или приготовление уроков, и достаточное их освещение;
6. Двигательная активность школьников
Двигательная активность учащихся
складывается из ежедневной (утренняя
гимнастика, ходьба, подвижные перемены
и паузы в режиме учетного дня)
и периодической, которая может
быть разнообразной. Двигательная активность
школьника должна занимать не менее
1/5 суточного бюджета времени (за
вычетом времени сна и дневного
отдыха), а ее структура зависит
от возрастной группы детей. Это связано
с тем, что у младших школьников
больше доля неорганизованной двигательной
активности, но значительно меньше
доля тех ее видов, которые относятся
к трудовой деятельности. Некоторые
виды двигательной активности взаимозаменяемы.
Например, занятия в спортивных секциях
и в некоторых кружках
При поступлении детей в
школу одним из факторов, препятствующих
нормальному протеканию
снижение двигательной активности
почти наполовину. В деятельности
учащихся преобладает статический
компонент: 80—85% дневного времени они
находятся в сидячем положении.
Даже младшие школьники проводят
в подвижных играх, беге, ходьбе не
более 20% времени суток, хотя именно
для них характерна плохая переносимость
статических нагрузок: их организм
более адаптирован к
Двигательная активность
7. Заключение
Во избежание усталости