Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Расхожее выражение «все болезни от нервов» уже, пожалуй, никого не удивляет, так как основано не просто на догадках, а на серьезных медицинских исследованиях. И сегодня для нас не секрет, что эмоциональное состояние человека напрямую влияет на его здоровье. При этом важно понимать, что стрессовое состояние организма может быть вызвано как сильными отрицательными, так и положительными эмоциями. Поэтому человека, которому рекомендовано избегать волнений и потрясений, следует оберегать не только от огорчений, но и от бурных радостных реакций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Понятие психического состояния……………………………………………..4
2.Негативные состояния…………………………………………………………6
3.Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье человека………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

№ 640-12-13 ВАЛЕОЛОГИЯ.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.Понятие психического  состояния……………………………………………..4

2.Негативные состояния…………………………………………………………6

3.Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье человека………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Расхожее выражение  «все болезни от нервов» уже, пожалуй, никого не удивляет, так как основано не просто на догадках, а на серьезных  медицинских исследованиях. И сегодня для нас не секрет, что эмоциональное состояние человека напрямую влияет на его здоровье. При этом важно понимать, что стрессовое состояние организма может быть вызвано как сильными отрицательными, так и положительными эмоциями. Поэтому человека, которому рекомендовано избегать волнений и потрясений, следует оберегать не только от огорчений, но и от бурных радостных реакций.

Каждый человек в  конкретных условиях жизнедеятельности  отвечает на разнообразные раздражители разной физиологической реакцией. В основном эта индивидуальность зависит от психофизиологических свойств человека. К ним относятся нервно-эмоциональная устойчивость, уравновешенность нервных процессов, умственная и физическая работоспособность и выносливость и т.д.

В процессе воспитания, обучения, специальных тренировок одни психофизиологические свойства могут развиваться и совершенствоваться, другие - достаточно устойчивы и требуют для своего развития значительного времени, а такие, как типологические свойства высшей нервной деятельности (ВНД), сохраняют индивидуальные признаки и особенности на протяжении всей жизни.

Способность успешно  действовать, несмотря на отвлекающие  факторы. От подвижности и лабильности  нервной системы, от уравновешенности нервных процессов зависит такое  важное качество безопасности, как способность к переключению внимания и к быстрому реагированию на опасные сигналы1.

1.Понятие психического  состояния

 

Каждый день человек  встречается с различными жизненными ситуациями, которые имеют определенное влияние на его настроение, поведение, деятельность. Это может быть какая-то стрессовая ситуация (например: недоразумение с любимым человеком, конфликт с преподавателем или родителями, пережитая авария и т.п.), чувство тревоги, состояние аффекта, когда человеку трудно себя контролировать, или состояние депрессии. И каждое состояние в определенной степени формирует поведение человека. Такие состояния называются психическими.

Психическое состояние - совокупность признаков психической  деятельности человека, которые характеризуют его состояние в определенный момент. Различают состояние умственной деятельности, состояние настроения, состояние мобилизации или расслабления воли, состояние поведения и действий человека, например, спокойствие, раздражение, тревога, радость и т.п.

Психические состояния  энергетически мобилизуют и активизируют человека к действиям, соответствующим этим состояниям. Больше всего на поведение человека влияет состояние, действующее на сознание, чувства и волю человека одновременно. Это может быть, например, депрессия.

Любое психическое состояние - это сложный комплекс. Он включает настроение - относительно устойчивое состояние умеренной или слабой интенсивности, которое оказывает на некоторый период определенную эмоциональную окраску психической жизни человека. Значительное влияние на настроение имеет удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью, отношениями с друзьями или родными, состояние здоровья2.

На события различного характера, которые вызывают эмоции, переживания, организм человека реагирует  определенной комплексной реакцией. То, какое психическое состояние будет вызвано, зависит от сложности ситуации и от того, как реагирует человек на нее.

Рассмотрим такие психические  состояния как фрустрация, аффект и депрессия.

Фрустрация - это психическое состояние человека, которое возникает вследствие невозможности удовлетворения потребностей из-за помех (реальных или мнимых).

Фрустрация проявляется  в депрессии, попытках снять напряжение с помощью курения, алкоголя, отказа от активной деятельности. Фрустрация может сопровождаться агрессией, направленной на других людей; агрессией, направленной на себя или агрессией, направленной на предмет достижения.

Человек может предупредить возникновение фрустрации. Основным условием является спокойная и адекватная оценка происходящего, сдерживание эмоций, а иногда и нарочитое равнодушие.

Аффект - сильное, относительно недолгое состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств.

В состоянии аффекта  человек концентрирует внимание на своих чувствах. Его сознание не воспринимает чего-то другого, даже того, что имеет важное жизненное значение. При аффекте наблюдается нарушение координации движений, крик, плач, смех, чрезмерные жестикуляции. Контролировать аффект очень трудно, поэтому важно избегать ситуаций, которые его порождают, использовать различные отвлекающие методы, прогнозировать негативные последствия.

Депрессия - психическое  расстройство, характеризующееся патологическим снижением настроения с негативной, пессимистической оценкой самого себя, своего будущего и часто прошлого, сопровождается искажением мыслительных процессов, двигательным торможением. Она нарушает нормальное "функционирование" организма человека.

Характерными признаками депрессии есть ощущение внутренней пустоты, низкий уровень энергии и ощущение апатии, потеря аппетита, чувство юмора, чувство жалости к самому себе; негативное мнение о себе, о других и о будущем, потеря интереса к жизни, социальные проблемы, стремление к уединению; потеря интереса к собственной внешности, низкая самооценка3.

Существуют еще такие, присущие человеку, психические состояния  как отчаяние, печаль, растерянность, вдохновение, дисциплинированность и  другие. И в зависимости от силы раздражителя, то есть от того, что влияет на человека, организм соответственно реагирует. Очень важно научиться управлять своими действиями, словами. Часто в состоянии эмоционального напряжения мы не контролируем себя. В состоянии депрессии часто возникают мысли о самоубийстве. Но если мы научимся предвидеть возможные последствия ситуации и возможные варианты решения определенных конфликтов, то мы сможем владеть собой. Итак, в любых ситуациях человек остается собой.

2. Негативные состояния

К состояниям, которые  негативно влияют на жизнедеятельность и здоровье человека, чаще всего относят такие, как стресс, нервно-психическое напряжение, утомление.

Стресс - это состояние, возникающее в результате несоответствия "внутренних" возможностей человека требованиям, предъявляемым к нему, которое может привести к снижению эффективности деятельности человека и негативным последствиям для его психического и физического здоровья.

 Под действием стресса  в организме человека вырабатываются  определенные гормоны, которые  изменяют режим работы сердца, повышают давление, частоту пульса, ослабляют защитные силы организма. Если даже в тяжелой стрессовой ситуации человек контролирует свои действия, способность его приспособления к новым условиям снижается, и в результате этого повышается вероятность заболевания.

Выделяют такие виды стрессов:

1. физиологический - вызванный  чрезмерной физической нагрузкой; 

2. психологический - обусловлен  сложными отношениями с окружающими; 

2.1. информационный - порожденный  избыточностью или недостаточностью, бессистемностью жизненно важной  информации;

2.2.управленческий - обусловлен большой ответственностью за принимаемые решения;

2.3. эмоциональный - проявляется  в ситуациях угрозы или опасности.

Г. Селье выделяет следующие  фазы развития стресса:

1. фаза тревоги - для  нее характерны изменения в  организме (бледность или покраснение, холодный пот, дрожь), которые готовят организм к новой ситуации. Если эта фаза затягивается, то создается впечатление, что организм возвращается к своему нормальному состоянию.

2. фаза сопротивления  - организм, чтобы не меняться внешне, использует остатки ресурсов. Они не являются безграничными, и если стресс продолжается, то их количество катастрофически уменьшается.

3. фаза истощения - ведет к нервным срывам или  к смерти.

В зависимости от характера  и специфики возникновения стресса факторы риска его возникновения условно разделяют на две группы: биолого-психологические и социально-производственные4.

К биолого-психологическим  факторам относятся наследственно-конституционные, которые определяются особенностями состояния эндокринно-гуморальной системы. При склонности человека к определенному заболеванию оно возникает при стрессе почти всегда. Поэтому, зная эту склонность, можно предусмотреть средства профилактики и меры защиты в условиях действия стресс-фактора. 

Психологические факторы чаще возникают у лиц, для которых присущи черты характера, способствующие формированию нервного напряжения (конфликтность, нетерпение, непонимание между близкими людьми, разочарование в себе, агрессивность, хроническая тревожность, внутренняя напряженность, интимно-личностные проблемы).

К социально-производственным факторам риска возникновения состояния стресса относятся социальные изменения (развод, смерть близких), жизненные трудности, длительное эмоциональное перенапряжение, постоянное ощущение нехватки времени, хроническое утомление, поспешность, нарушение режима труда и отдыха, потеря личного престижа, длительное ожидание в процессе работы, отсутствие взаимопомощи и взаимопонимания между сотрудниками, хроническая гипокинезия т.п..

К факторам риска также относятся нарушения сна, половые расстройства, нерациональное и несбалансированное питание, систематическое употребление алкоголя, наркотиков, курение табака и т.п..

Нервно-психическое напряжение рассматривается как общая реакция  организма при изменении стереотипа деятельности и наиболее резко проявляется при реальной или воображаемой угрозе жизни или здоровью.

К основным причинам, которые предопределяют развитие нервно-психического напряжения, относят: психологическую неподготовленность к работе (отсутствие волевой установки, слабую тренированность, неуверенность в своих силах), физическую или психическую усталость различного происхождения; неблагоприятные условия жизни5.

Состояние нервно-психического напряжения может проявляться в двух формах сдвигов: по типу нарастания возбуждения или по типу развития тормозных реакций. Опасность такого положения для личности состоит в том, что оно приводит к дезорганизации поведения, торможению ранее наработанных навыков, негативным реакциям на внешние раздражения, трудностям в распределении внимания, сужению объема внимания и памяти, импульсивным действиям (что, естественно, негативно сказывается на выполнении деятельности).

Возникновение нервно-психического напряжения может быть обусловлено следующими факторами:

- выполнением сложной задачи, связанной с высокой ответственностью;

-  действием помех;

- появлением сильных внезапных раздражителей на фоне воздействия вредных факторов жизнедеятельности;

- работой в условиях дефицита времени и информации, необходимых для принятия решения и организации действий.

- освоением новых видов деятельности, недостатком или избытком информации.

От состояния нервно-психического напряжения следует отличать состояние  психоэмоционального напряжения, которое характеризуется адекватным выражением эмоциональных реакций, направленных на мобилизацию функций для успешного выполнения профессиональной деятельности6.

Утомление представляет собой временное  снижение работоспособности под влиянием длительной или интенсивной нагрузки.

Утомление по своей биологической сути является нормальным физиологическим процессом, который сопровождается определенными изменениями функционального состояния и выполняет защитную роль в организме, предохраняя его отдельные физиологические системы и органы от чрезмерного перенапряжения и возможного в связи с этим, поражения и истощения.

Состояние утомления может проявляться через следующие изменения:

- снижение интенсивности выполняемой работы при сохранении начальной ступени напряжения физиологических функций;

-  увеличение степени напряжения физиологических функций при неизменных показателях количества и качества работы;

- некоторое снижение количества и качества работы с одновременным увеличением степени напряжения физиологических функций.

Информация о работе Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье человека