Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:50, реферат
Дыхание—это обмен газами между организмом и атмосферой, который осуществляется автоматически, непроизвольно, благодаря деятельности дыхательного центра, находящегося в головном мозге. Органы дыхания детей отличаются от органов дыхания взрослого человека. Эти особенности строения и функции бронхолегочной системы необходимо учитывать при проведении гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий у ребенка. Самым частым заболеванием в детском возрасте являются болезни дыхательных путей.
Введение
Возрастные особенности строения органов дыхания человека.
Органы дыхания человека
Функции органов дыхания
II. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Основные симптомы заболеваний органов дыхания
Нарушение дыхания у ребенка
Заключение
Литература
Содержание
Введение
II. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Заключение
Литература
Введение
Дыхание—это обмен газами между организмом и атмосферой, который осуществляется автоматически, непроизвольно, благодаря деятельности дыхательного центра, находящегося в головном мозге.
Органы дыхания детей отличаются от органов дыхания взрослого человека. Эти особенности строения и функции бронхолегочной системы необходимо учитывать при проведении гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий у ребенка.
Hoc
Hoc — это «сторожевой
пес» дыхательных путей. Нос
первым принимает на себя
Нос — это центр информации
о состоянии окружающей атмосферы.
Он имеет сложную внутреннюю конфигурацию
и выполняет разнообразные
Особенности носа у детей
Нос у детей имеет ряд особенностей.
• Полость носа относительно
мала. Чем меньше ребенок, тем меньше
полость носа.
• Носовые ходы очень узкие.
• Слизистая оболочка носа рыхлая, хорошо
кровоснабжается сосудами, поэтому любое
раздражение или воспаление приводит
к быстрому возникновению отека и резкому
уменьшению просвета носовых ходов вплоть
до их полной непроходимости.
• Носовая слизь, которую постоянно продуцируют
слизистые железы носа ребенка, достаточно
густая. Слизь часто застаивается в носовых
ходах, подсыхает и приводит к образованию
корочек, которые, перекрывая носовые
ходы, также способствуют нарушению носового
дыхания. При этом ребенок начинает «сопеть»
носом или дышать ртом.
К чему может привести нарушение носового дыхания?
Нарушение дыхания через нос может быть причиной одышки и других дыхательных расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, бросает грудь, остается голодным, а если носовое дыхание отсутствует длительно, ребенок может даже хуже прибавлять в весе.
Выраженное затруднение
носового дыхания приводит к гипоксии
— нарушению снабжения
Отсутствие носового дыхания
может даже привести к повышению
внутричерепного давления и расстройству
функции центральной нервной
системы. При этом ребенок становится
беспокойным, может жаловаться на головную
боль. У некоторых детей отмечается
нарушение сна.
Дети с нарушенным носовым дыханием начинают
дышать ртом, поступающий при этом в дыхательные
пути холодный воздух легко приводит к
простудным заболеваниям, такие дети чаще
болеют.
Придаточные пазухи носа
Придаточные пазухи носа —
это ограниченные воздушные пространства
лицевого черепа, дополнительные резервуары
воздуха. У маленьких детей они
недостаточно сформированы, поэтому
такие заболевания, как гайморит,
синусит, у малышей в возрасте
до 1 года встречаются крайне редко.
Вместе с тем воспалительные заболевания
придаточных пазух нередко
Заподозрить, что у ребенка
воспаление придаточных пазух носа,
бывает достаточно сложно, однако следует
обратить внимание на такие симптомы,
как головная боль, утомляемость, заложенность
носа, ухудшение успеваемости в школе.
Подтвердить диагноз может
Глотка
Глотка у детей относительно
большая и широкая. В ней сосредоточено
большое количество лимфоидной ткани.
Наиболее крупные лимфоидные образования
носят название миндалин.
Миндалины и лимфоидная ткань играют защитную
роль в организме, образуя лимфоидное
кольцо Вальдейера—Пирогова (нёбные,
трубные, глоточная, язычная миндалины).
Глоточное лимфоидное кольцо защищает
организм от бактерий, вирусов и выполняют
другие важные функции.
У маленьких детей миндалины развиты слабо, поэтому такое заболевание, как ангина, у них встречается редко, а вот простудные болезни, наоборот, чрезвычайно часты. Это связано с относительной незащищенностью глотки. Миндалины достигают максимума своего развития к 4—5 годам, и в этом возрасте дети начинают меньше страдать от простуд.
В носоглотку открываются
такие важные образования, как евстахиевы
трубы, соединяющие среднее ухо (барабанную
полость) с глоткой. У детей устья
этих труб короткие, что часто является
причиной воспаления среднего уха, или
отита, при развитии носоглоточной инфекции.
Инфицирование уха происходит в процессе
глотания, чихания или просто от насморка.
Длительное течение отитов связано именно
с воспалением евстахиевых труб. Профилактикой
возникновения воспаления среднего уха
у детей является тщательное лечение любой
инфекции носа и глотки.
Гортань
Гортань — это воронкообразное
образование, следующее за глоткой.
Она прикрывается при глотании надгортанником,
похожим на крышку, препятствующую
попаданию пищи в дыхательные
пути. Слизистая оболочка гортани
также богато снабжена сосудами и
лимфоидной тканью.
Отверстие в гортани, по которому проходит
воздух, называется голосовой щелью. Она
узкая, по бокам щели находятся голосовые
связки — короткие, тонкие, поэтому детские
голоса высокие, звонкие.
Любое раздражение или
воспаление может вызвать отек голосовых
связок и подсвязочного пространства
и привести к нарушению дыхания.
Этим состояниям больше других подвержены
дети младшего возраста. Воспалительный
процесс в гортани носит
Кроме того, если у малыша имеется недоразвитие
надгортанника или нарушение его иннервации,
он может поперхиваться, у него периодически
возникает шумное дыхание, которое носит
название стридогх По мере роста и развития
ребенка эти явления постепенно исчезают.
У некоторых детей дыхание
от самого рождения может быть шумным,
сопровождается храпением и сопением,
но не во сне, как это иногда бывает у взрослых,
а во время бодрствования. В случае беспокойства
и плача эти нехарактерные для ребенка
шумовые явления могут усиливаться. Это
так называемый врожденный стридор дыхательных
путей, причиной его есть врожденная слабость
хрящей носа, гортани и надгортанника.
Ребенок, страдающий стридором, должен
наблюдаться педиатром, консультироваться
ЛОР-врачом и невропатологом.
Бронхи
Нижние дыхательные пути
представлены в основном трахеей
и бронхиальным деревом.
Трахея является самой крупной дыхательной
трубкой организма. У детей она широкая,
короткая, эластичная, легко смещается
и сдавливается любым патологическим
образованием. Трахея укреплена хрящевыми
образованиями — 14—16 хрящевыми полукольцами,
которые служат каркасом этой трубке.
Воспаление слизистой оболочки трахеи носит название трахеит. Это заболевание очень часто встречается у детей. Диагностировать трахеит можно по характерному очень грубому, низкого тембра кашлю. Обычно родители говорят, что ребенок кашляет, «как в трубу» или «как в бочку».
Бронхи — это целая
система воздуховодных
Бронхиальные веточки опутаны кровеносными и лимфатическими сосудами. Каждая предыдущая веточка бронхиального дерева шире последующих, поэтому вся система бронхов напоминает перевернутое кроной вниз дерево.
Бронхи у детей относительно
узкие, эластичные, мягкие, легко смещаемые.
Слизистая оболочка бронхов богата
кровеносными сосудами, относительно
сухая, так как у детей недоразвит
секреторный аппарат бронхов, а
продуцируемый бронхиальными
С возрастом бронхи растут, их просветы становятся шире, продуцируемый бронхиальными железами секрет делается менее вязким, а нарушения дыхания в ходе различных бронхолегочных заболеваний встречаются реже.
Легкие
Легкие — это парный орган, который тесно связан с внешней средой и имеет очень большую поверхность (в сумме площадь поверхности легких у взрослого составляет более 100 квадратных метров). Собственно легкие — это система альвеол — мельчайших мешочков, соединенных между собой. Основной функцией легких является дыхательная. Через легкие ежедневно проходит около 10 тысяч литров воздуха, и там осуществляется сложный биологический процесс поглощения кислорода из вдыхаемого воздуха, который затем будет использоваться всеми органами и тканями организма. Известно, что без кислорода невозможно существование ни одного живого существа. Дыхание является одним из основных признаков жизни.
Кроме того, легкие участвуют во всех видах обмена веществ в организме, в них осуществляется синтез ряда важнейших биологически активных веществ, гормонов. В легких вырабатывается такое биологически активное вещество, как легочный сурфактант. Легочный сурфактант поддерживает и регулирует дыхательные функции легких, препятствует проникновению жидкости в легочные альвеолы, обладает антимикробными свойствами.
Участвуя в газообмене, легкие постоянно удаляют из внутренней среды организма отработанные газы, и прежде всего углекислый газ. Газообмен между воздухом и кровью осуществляется только в альвеолах.
Особенностью легких детей является относительная незрелость альвеол. При дыхании у ребенка используется около третьей части всех альвеол. Альвеолы имеют небольшой объем, они мелкие, содержат мало воздуха. Относительная бедность детских легких кислородом компенсируется высокой частотой дыхания. Известно, что маленькие дети имеют частое поверхностное дыхание .
Новорожденный ребенок дышит
с частотой 40-60 дыхательных движений
в 1 мин (т.е. в 2-3 раза чаще, чем взрослый).
Часто родители новорожденного обращают
внимание на то, что ребенок дышит
неравномерно: дыхание то ускоряется,
то замедляется, то вдруг на некоторое
время оно прекращается совсем и
ребенок будто замирает. Это еще
одна особенность дыхания
Чем меньше ваш малыш, тем чаще он
дышит и тем неравномерное
и поверхностное у него дыхание.
Если перерывы во время дыхания превышают
10-12 с, за малышом надо следить, обратить
на это внимание врача и, если есть
такая необходимость, обследовать
его. Такие продолжительные перерывы
в дыхании могут быть опасными
для его здоровья и жизни.
С возрастом легкие ребенка растут, совершенствуются, увеличивается количество легочных альвеол, уменьшается частота дыхательных движений в минуту (у подростка она достигает 16—18 в минуту). Легкие полностью завершают свое развитие к 20—25 годам. Любой патологический процесс, происходящий в легких, сопровождается нарушением газообмена, то есть одной из жизненно важных функций. Природу заболеваний легких определяет только специалист.
Все перечисленные жизненно важные функции органов дыхания у ребенка могут серьезно нарушаться в ходе большого числа самых разнообразных болезней. Важно, чтобы родители и люди, ухаживающие за детьми, знали основные признаки — симптомы, свидетельствующие о бронхолегочных заболеваниях.
Информация о работе Возрастные особенности строения органов дыхания человека