Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:50, реферат
Дыхание—это обмен газами между организмом и атмосферой, который осуществляется автоматически, непроизвольно, благодаря деятельности дыхательного центра, находящегося в головном мозге. Органы дыхания детей отличаются от органов дыхания взрослого человека. Эти особенности строения и функции бронхолегочной системы необходимо учитывать при проведении гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий у ребенка. Самым частым заболеванием в детском возрасте являются болезни дыхательных путей.
Введение
Возрастные особенности строения органов дыхания человека.
Органы дыхания человека
Функции органов дыхания
II. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Основные симптомы заболеваний органов дыхания
Нарушение дыхания у ребенка
Заключение
Литература
Органы дыхания — это несколько органов, объединенных в единую бронхолегочную систему. Она состоит из двух отделов:
Дыхательные пути делиться
на:
• верхние дыхательные пути
— нос, придаточные пазухи носа, глотка,
евстахиевы трубы и некоторые другие образования;
• нижние дыхательные пути
— гортань, система бронхов от самого
крупного бронха организма — трахеи до
самых мелких их разветвлений, которые
принято называть бронхиолами.
Дыхательные пути:
Собственно легкие имеют вид множества мелких надутых воздухом мешочков (альвеол), соединенных между собой и похожих на гроздья винограда. Основной функцией легких является процесс газообмена, то есть поглощение из атмосферного воздуха кислорода — газа, жизненно необходимого для нормальной, слаженной работы всех систем организма, а также выделение в атмосферу отработанных газов и прежде всего углекислого газа.
Все эти важнейший функции органов дыхания могут серьезно нарушаться при заболеваниях бронхолегочной системы.
Органы дыхания детей отличаются от органов дыхания взрослого человека. Эти особенности строения и функции бронхолегочной системы необходимо учитывать при проведении гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий у ребенка.
У новорожденного дыхательные
пути узкие,подвижность
Остановимся на некоторых возрастных особенностях строения и функции органов дыхания.
1.Основные симптомы заболеваний органов дыхания
Общеизвестно, что чем
раньше выявлено заболевание, тем быстрее
и успешнее оно излечивается. Поэтому
очень важно вовремя
На какие же признаки болезненного состояния ребенка следует обратить особое внимание?
Большинство болезней бронхов
и легких являются следствием инфекционного
процесса, связаны с развитием
воспаления в органах дыхания
и характеризуются появлением таких
симптомов, как интоксикация, кашель,
появление мокроты, возникновение
одышки, а иногда нарушение дыхания.
Каждый из этих признаков, их характер
и степень выраженности имеют
важное значение в постановке верного
диагноза, а следовательно, и в
правильности выбранной тактики
лечения.
Остановимся на характеристике отдельных
симптомов бронхолегочных заболеваний.
Интоксикация
Интоксикация — это комплекс сложных биологических реакций в ответ на поражение инфекцией организма ребенка. Проявления интоксикации могут быть выражены незначительно, и требуется очень внимательное отношение к ребенку, чтобы выявить признаки начинающегося заболевания. При тяжелых заболеваниях симптоматика интоксикации резко выражена и обращает на себя внимание.
Прежде всего, изменение поведения ребенка. Когда малыш, прежде всегда бодрый и энергичный, вдруг становится вялым и апатичным, теряет интерес к играм и любимым игрушкам или может заснуть в неурочное время, — это тревожный признак.
• Изменения настроения
ребенка: при появлении интоксикации
ребенок может стать
• Изменение аппетита. Ребенок либо отказывается
есть даже любимую пищу, либо ест очень
плохо. При этом часто у него возрастает
потребность в питье.
• Достаточно часто дети жалуются на тошноту,
возможна рвота или срыгивание у маленьких
детей. Может появиться неустойчивый стул.
• Характерным признаком интоксикации
является повышение температуры тела.
Повышение температуры свыше 39 градусов
носит название гипертермии и требует
срочной помощи ребенку.
Особенно опасно, если температура держится длительно, не снижается или снижается только на короткое время после приема жаропонижающих лекарств, таких как детский парацетамол, анальгин, аспирин и пр.
Кашель
Кашель — обязательный симптом почти всех заболеваний органов дыхания в детском возрасте. Кашель — это специфический звук, который мы слышим, когда резкий толчок воздуха из легких поступает сквозь сомкнутую голосовую щель.
Кашель возникает вследствие сокращения специальной дыхательной мускулатуры грудной клетки, живота, диафрагмы в ответ на раздражение кашлевых рецепторов, расположенных в горле, трахее, бронхах. Иногда причиной кашля может быть раздражение кашлевого центра в головном мозгу.
Кашель — это защитная реакция организма. Часто он приносит пользу, так как с ним из дыхательных путей удаляются гнойная слизь, образующаяся при воспалении, различные инородные частицы, которые попадают в бронхи из атмосферы в процессе дыхания, и даже крупные микроорганизмы. Однако если кашель длительный, мучительный, приступообразный, нарушает сон и бодрствование ребенка, не приносит облегчения, он не защищает дыхательные пути, а, наоборот, поддерживает воспалительный процесс в бронхах.
Иногда кашель может быть
не связан с заболеванием органов
дыхания, а служит проявлением болезней
других органов: сердечно-сосудистой системы,
центральной нервной системы, пищевода
и др. Кашель может сопутствовать
более чем ста различным
Какие характеристики может иметь кашель?
• Кашель может быть сухим
или влажным в зависимости
от того, откашливается или нет
мокрота. Следует отметить, что маленькие
дети не умеют откашливать мокроту
и, как правило, глотают ее.
• По характеру выраженности кашель может
быть единичным в виде кашлевых толчков
в течение суток или интенсивным на протяжении
всего дня, а может быть приступообразным.
• По времени возникновения кашель может
быть дневным, а может беспокоить ребенка
по ночам.
• По срокам появления кашель может начинаться
и усиливаться постепенно, а может возникнуть
внезапно, на фоне полного здоровья. Именно
внезапно возникающие кашли особенно
опасны, так как часто являются следствием
попадания в дыхательные пути ребенка
инородных тел: кусочков пищи или мелких
предметов. В таких случаях требуется
экстренная помощь.
• По продолжительности кашель может
беспокоить ребенка короткое время, а
может носить длительный, иногда хронический
характер.
При кашле всегда следует обращать внимание на характер мокроты, которую откашливает ребенок.
Мокрота — это особая слизь, продуцируемая железами бронхов в ответ на различные раздражения. Внимательный осмотр мокроты позволяет судить об особенностях поражения дыхательных путей.
Мокрота может быть жидкой или очень густой, вязкой, плохо удаляемой из дыхательных путей. Количество мокроты может быть незначительным и, наоборот, очень обильным, мешающим правильному дыханию ребенка.
Очень важно обратить внимание
на наличие примесей в мокроте. При
очень тяжелых заболеваниях ребенок
может откашливать кусочки
Одышка
Одышка — это особый признак, который возникает при заболеваниях, протекающих с поражением легочной паренхимы или мелких бронхов. Одышка наиболее характерна для такого часто встречающегося в детском возрасте заболевания, как пневмония, и является следствием нарушения газообмена, когда больной орган — легкие — не в состоянии обеспечить организм достаточным количеством кислорода.
Проявляется одышка, как правило, увеличением числа дыхательных движений грудной клетки, то есть ребенок начинает часто дышать. Для того чтобы определить, есть одышка или ее нет, необходимо посчитать число дыханий за 1 минуту и сравнить полученный результат с возрастной нормой числа дыханий ребенка.
Подсчет дыхательных движений
грудной клетки лучше проводить,
когда ребенок спит, так как
при бодрствовании число
Провести подсчет дыханий не сложно, этим должен владеть каждый. Необходимо теплую руку свободно положить на грудь спящего ребенка и посчитать количество дыхательных движений грудной клетки за 60 секунд.
Одышку следует заподозрить, если:
• у ребенка первых месяцев
жизни число дыханий свыше 60 в
минуту;
• у ребенка старше 6 месяцев число дыханий
свыше 50 в минуту;
• у ребенка старше 1 года число дыханий
свыше 40 в минуту;
• у ребенка старше 5 лет число дыханий
свыше 25 в минуту;
• у ребенка 10—14 лет число дыханий свыше
20 в минуту.
Иногда одышка может беспокоить ребенка при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении, плаче, во время кормления, в то время как в спокойном состоянии число дыханий соответствует возрастной норме. Такую одышку также необходимо выявлять и сообщать о ней врачу.
Кроме того, внимательные родители могут отметить клинические признаки дефицита кислорода в организме. В таких случаях одновременно с одышкой появляются синева вокруг рта, синева кончиков пальцев рук, кончика носа, а в тяжелых случаях — синева щек и слизистых оболочек рта. Появление синевы, которая носит название цианоз, всегда признак тяжелого заболевания, требующего экстренных лечебных мероприятий.
Одышка нередко сопровождается нарушением дыхания.
2.Нарушение дыхания у ребенка
Причины возникновения нарушений
прохождения воздуха по дыхательным
путям чрезвычайно
• Это может быть выраженный
воспалительный отек слизистой оболочки
бронхов, суживающий их просвет и
мешающий прохождению воздуха.
• Достаточно часто причиной нарушения
дыхания является скопление в дыхательных
путях большого количества густой мокроты,
мешающей прохождению воздуха.
• Нарушение дыхания возникает при спазме
мускулатуры бронхов, который приводит
к сужению просветов дыхательных путей,
что также нарушает дыхание.
• К дыхательным нарушениям может привести
и сдавление дыхательных путей, и вдыхание
инородных предметов, и многие другие
причины.
Дыхательные нарушения могут возникнуть на фоне какого-либо заболевания органов дыхания, а могут появиться внезапно, на фоне полного здоровья. Они могут быть различной степени выраженности — от едва заметных до тяжелых, могут сопровождаться кашлем, одышкой.
Очень важно определить, какая фаза дыхания нарушена — вдох или выдох.
Если затруднен вдох, можно слышать шумное дыхание на вдохе, при этом отмечается западение на вдохе надключичных областей у ребенка. Иногда такие нарушения сопровождаются осиплостью голоса, лающим кашлем.
Если нарушен выдох, можно определить его удлинение, затруднение, участие мускулатуры грудной клетки в дыхании, ребенок может принимать вынужденное сидячее положение, иногда на расстоянии слышны хрипы, беспокоит частый, мучительный кашель.
Какой бы природы ни было нарушение дыхания у ребенка, это всегда очень серьезная ситуация, требующая срочных лечебных мероприятий. Причем, чем более внезапно возникло нарушение дыхания и чем оно более выражено, тем более неотложной должна быть помощь
Заключение
Из всего вышесказанного и осмыслив роль дыхательной системы в нашей жизни можно сделать вывод о ее важности в нашем существовании.
От процесса дыхания зависят все процессы жизнедеятельности организма. Болезни дыхательной системы очень опасны и требуют серьезного подхода и по возможности полного выздоровления больного. Запускание таких болезней может привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.
Литература
Информация о работе Возрастные особенности строения органов дыхания человека