Врачевание в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:49, реферат

Описание работы

Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях, особенно в медицине. Именно эту тему я и попытаюсь раскрыть в своем реферате, т.к. медицина для меня очень интересна и я хотела бы связать с ней свою дальнейшую жизнь.
Начиная с первых династий (3500-3000 гг. до н.э.) в Древнем Египте существовали «дома жизни», в которых наряду с математикой, астрономией, архитектурой и другими науками изучали «необходимое искусство» — медицину. Цари Персии и Хеттского государства приглашали ко двору египетских врачевателей. Согласно преданию, в Египте учились Пифагор, Гиппократ и Гален — великие врачи и философы античного мира.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Египетские боги – покровители врачебного искусства………………………………………5
Древние египтяне – основоположники бальзамирования…………………........................7
Медицинские папирусы……………………………………………………….............................9
Узкие направления древней египетской медицины…………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………...........................18

Файлы: 1 файл

Врачевание в Древнем Египте.docx

— 286.42 Кб (Скачать файл)

Папирус из Рамсессума V —  чисто медицинский. Начало и конец  утеряны. В оставшейся части приведено  более 20 рецептов, большинство из которых  упоминается в папирусах Эберса и Херста. В основном рецепты касаются болезни, называемой «негибкость членов».

Особенностью этих папирусов  является то, что они написаны иероглифическим  письмом, а не иератическим, как большинство  медицинских папирусов. Названия рецептов написаны в горизонтальную строчку  наверху страницы а сам рецепт размещен в вертикальной колонке  под названием. Используемый шрифт  и форма размещения напоминает надписи  на саркофагах. Без сомнения, это  свидетельствует о древнем происхождении  этих двух медицинских текстов.

В Берлинском папирусе, написанном примерно в 1300 г. до н.э., имеются главы  о ревматизме и о кровеносных  сосудах, приводится способ определения  пола будущего ребенка, дается совет, как определить, сможет ли женщина родить.

В папирусе для установления, родится мальчик или девочка, рекомендуется смочить зерна  ячменя и пшеницы мочой беременной женщины и посмотреть, что прорастет  раньше: если пшеница — будет  девочка, если ячмень — будет мальчик.

В папирусе Херста на 18 с  половиной «страницах» описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются  в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми.

В Лейденском папирусе, написанном примерно в 1250 г. до н.э., приводятся рецепты  и описаны приемы магического  и эмпирического врачевания, аналогичные  тем, которые приводятся в других папирусах.

В Лондонском папирусе основное внимание уделено магическим приемам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печени, в изобилии содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своем составе касторовое масло.

   Огромное познавательное  значение имеет папирус Эберса. Это справочник врачей-практиков,  датированный 1500 г. до н.э. Он  содержит рецепты лечения различных  болезней, диагностические описания, советы, что надо предпринимать  при укусах насекомых и крупных  животных. В папирусе имеется косметический раздел, в нем даются советы по разглаживанию морщин, удалению родинок, изменению цвета кожи, окраске волос и бровей, усилению роста волос и даже исправлению косоглазия. В 877 параграфах папируса, помимо рецептов, излагаются мысли о проблемах жизни, здоровья и смерти. Дается теоретическое обоснование учения о сердце и кровеносных сосудах. Знаменитый хирургический папирус Эдвина Смита поражает своей исключительной научной точностью и ясностью изложения.

 

 

 

 

 

 

 

Узкие направления  древнеегипетской медицины.

Хирургия  в Древнем Египте.

В папирусе Эберса говорилось о лечении некоторых хирургических  заболеваний. При ожогах, например, для перевязки ран предлагались различные лекарства: в их числе  были и рациональные - содержавшие  мед, масло, манну, ячмень, воск и др., и, мягко говоря, экзотические, т.е. экскременты  овцы и кошки, кошачья шерсть, хрящи  каракатицы и др. Кроме того, использовались магические заклинания и молитвы. Разнообразные  сложные лекарства из многих ингредиентов предлагались для лечения язвенных ран и избавления от волдырей.

Наибольший интерес вызывали наставления хирургу по поводу различных  опухолей. К опухолям древнеегипетские врачи относили самые различные  увеличения размеров или форм органов  или тканей, например (по современной  терминологии) грыжи, карбункулы, аневризмы, гематомы, абсцессы, атеромы и т.д. Соответственно разными были и способы  лечения. Так, если врач имел дело с  кистоидной опухолью, он должен был, диагносцировав это заболевание («опухоль движется при ощупывании пальцами из стороны  в сторону»), произвести операцию, а  затем лечить, как обычную рану. Активной тактики предлагалось придерживаться при проведении лечения гнойной  опухоли или гематомы. Например, при гнойной опухоли нужна  была радикальная операция. При других опухолях хирург, наоборот, обязан был  проводить консервативную терапию.

Рекомендуя те или иные оперативные вмешательства, папирус  предостерегал хирурга от слишком  радикальных действий: «тебе следует  сделать операцию, - говорилось в  одном из наставлений, - но будь осторожен  с сосудами». Для подкрепления своих  действий хирургу предлагалось использовать еще одно лечебное средство - заклинание. Впрочем, заклинания больше и чаще рекомендовались  при лечении внутренних болезней, когда врач не мог всетаки существенно  помочь пациенту: хирургические манипуляции  оказывались гораздо более эффективными и потому, вероятно, гораздо реже требовали применения магических заклинаний и жертвоприношений богам.

В те времена, как и теперь, для проведения хирургических операций требовалось иметь довольно солидное «техническое оснащение». Арсенал древнеегипетских хирургов включал много разнообразных  хирургических инструментов. Так, в  распоряжении врачей были ножи (металлические  и кремниевые), ланцеты, пинцеты, бритвы, ножницы и т.д. В ходу были и  металлические пуговчатые палочки - их применяли при различных прижиганиях. Эти и другие инструменты хорошо известны по находкам в древнеегипетских гробницах, по изображениям на стенах храмов.

Историко-медицинские изыскания  дают основания утверждать, что диапазон хирургической активности древнеегипетских врачей был достаточно широким. Наши древнейшие предшественники и коллеги  делали такие сложные операции, как  ампутация конечностей, трепанация черепа (достаточно широкое применение трепанаций в древнеегипетской хирургии подтверждают недавние исследования - W.M. Pahl, 1993), применяли вмешательства на позвоночнике; во время операций производилась перевязка крово- точащих сосудов. Кроме того, рутинными вмешательствами были операции, производившиеся по религиозному закону, - обрезания крайней плоти, а также кастрация рабов для пополнения евнухов в гаремах. Несомненной заслугой древнеегипетской медицины является разработка и практическое применение операций по устранению катаракты. Об этом говорится, в частности, в папирусе Эберса, где прямо пишется «об открытии зрения в зрачках позади глаз».

Совсем недавно (2001) появилось  сообщение об уникальной находке  египетских археологов. В пустыне  под Каиром они обнаружили захоронение  врача-хирурга, который практиковал  более 4000 лет назад, во времена V династии фараонов. В захоронении найдено  около 30 медных хирургических инструментов того времени. На стенах гробницы сохранились  рисунки, рассказывающие о повседневной жизни фараонов. По мнению ученых, находка  позволит узнать много нового о развитии медицины в Древнем Египте.

Достижения древнеегипетских хирургов, как и другие плоды развития медицины того времени, стали в дальнейшем известны во многих странах, прежде всего  в Древней Греции.

 

Стоматология  в Древнем Египте.

Стоматологи пользовались в  Древнем Египте большим почетом. Первое упоминание о дантистах, почитавших бога Птаха, относится к Старому  царству. Самым древним стоматологом историки считали лекаря и писца  Хеси-Ре, жившего примерно 4,5 тыс. лет  назад. О развитии стоматологии в  Древнем Египте много говорит  запись, сделанная Геродотом во время  поездки в страну пирамид. В одном  из своих трудов он назвал поименно более полусотни египетских дантистов.

В отличие от остальных  врачей стоматологи в Древнем  Египте были больше теоретиками, нежели практиками. Возможно, поэтому у  египтян и были такие ужасные  зубы. Древние дантисты внимательно  изучали заболевания зубов и  подробно их описывали. Они старались  предотвратить, а не вылечить болезнь.

Для ухода за зубами древние  египтяне пользовались разными средствами. Для придания свежести дыханию они, например, жевали состав, сделанный  на основе миры и природного антибиотика - меда. Пломбы египетские дантисты делали из смолы, которую смешивали с мелко размолотым малахитом, тоже, как известно, обладающим антисептическими свойствами. Известно, что уже за две тысячи лет до нашей эры египтяне чистили зубы смесью пемзы и уксуса. Такая паста хорошо очищала зубы и освежала полость рта, но быстро стирала эмаль и вызывала кариес.

Египетская зубная паста  состояла из одной драхмы (3,89 г) соли, двух драхм (7,8 г) мяты, 20 гранов (1,2 г) перца  и одной драхмы высушенных цветов ириса. Кстати, современные медики лишь совсем недавно открыли целебные свойства ириса для десен и  вновь начали добавлять его в  зубную пасту. Все это размалывалось  и тщательно перемешивалось. При  соединении со слюной порошок превращался  в зубную пасту. Судя по объемам ингредиентов, ее хватало лишь на одну чистку зубов, так что каждое утро приходилось  делать свежее средство. Хайнц Ньюман, дантист из Вены, сделал пасту по египетскому рецепту и даже рискнул  почистить ею зубы. Результатом он остался вполне доволен. У старинной  пасты довольно приятный вкус. Поначалу, правда, деснам было больно и они  даже слегка кровоточили, что, по мнению стоматологов, кстати, не так уж и  плохо, но, в общем, результат оказался вполне удовлетворительным. Паста отлично  очистила зубы и надолго сохранила  свежесть во рту.

Уже в то время были очень  распространены такие болезни, как  кариес, пиорея и другие. Обследовав мумию этого фараона, ученые установили, что он действительно тяжко страдал  от болезней зубов. Древние дантисты изготовляли превосходные амальгамы  для пломбирования зубов. Это  подтверждается тем, что во многих мумиях пломбы сохранились и по сей день.

 

Гинекология в Древнем Египте.

В сохранившихся документах Древнего Египта отсутствуют слова, которые можно было бы перевести, как гинеколог. Это, по-видимому, объясняется  тем, что гинекология считалась  отраслью хирургии и лечение женских  болезней проводили хирурги.

Как следует из сохранившихся  документов, гинекологические обследования в Древнем Египте осуществлялись довольно обстоятельно. Древним врачевателям были известны приемы лечения многих болезней, в том числе выпадения  матки, воспаления матки, открытия шейки  матки, рака матки (болезни, называемой «пожирание матки»).

Среди симптомов гинекологических заболеваний отмечались истощение, спазмы матки, депрессия, «закусывание»  матки, боль в нижней части живота, боли в области шеи, в ушах и  глазах, судорожное сжатие челюстей, глухота.

В медицинских папирусах  содержатся предписания, касающиеся лечения  бесплодия, возбуждения родовых  схваток, отделения молока. Лечение  предусматривало промывание, сидячие  ванны, окуривание, введение лекарственных  пессариев и т.п.

Заимствуя опыт египтян, древние  греки отнесли симптомы заболевания  матки к специальному разделу  и назвали их истерическими. Слово  истерия происходит от греческого «гистер» — одного из названий матки.

Можно полагать, что знания древнеегипетских врачевателей в области  гинекологии были восприняты греческими врачами и дошли до наших дней в их интерпретации.

В этой связи особый интерес  представляют труды греческого врача  Сорана Эфесского (I—II вв. н.э.), которого считают первым гинекологом и  акушером древности.

 Соран родился в  Эфесе в Малой Азии. Получив  начальное медицинское образование  на своей родине, он прибыл  в Александрию, где и стал  известнейшим врачом. Проведя затем  несколько лет в других городах,  Соран поселился в Риме, где  и продолжил свою медицинскую  практику.

Из многочисленных сохранившихся  до наших дней трудов Сорана на русский  язык переведена только его книга  «Какова природа матки и женских  половых органов», причем этот перевод  был сделан в 1897 г. Доклад по этой книге  на конгрессе гинекологов произвел настоящую сенсацию. Проф. Л.А. Малиновский, выражая мнение присутствующих, заявил: «Доклад подтвердил мысль, забываемую современными авторами, что при изучении медицинских вопросов всегда следует  начинать с изучения старых авторов, у которых можно найти весьма важные и существенные данные». В  своей книге Соран объясняет  различные названия матки (гистера, мэтра и дельфос), подробно останавливается  на ее топографическом положении  в организме, описывает ее отношение  к мочевому пузырю у девочек, рожавших и не рожавших женщин, а также  изменения этих отношений во время  беременности.

В своем труде Соран  указывает, что «матка состоит из нервов, вен, артерий и мяса. Нервы  берут начало от оболочек спинного мозга, две артерии и две вены — от прилегающих по позвоночному столбу полой вены и толстой артерии. Яичники получают по одной вене и  одной артерии. Придатки матки расположены  по одному с каждой стороны и покрыты  собственной оболочкой.

Семенные проходы идут от обоих яичников к матке. Яичники  могут входить в состав паховых  грыж. Матка состоит из двух оболочек: наружная, более богатая нервами, глаже, тверже и белее; внутренняя —  мясистее, мягче, краснее и изобилующая  кровеносными сосудами». Далее Соран  пишет, что «матка не есть орган, без  которого невозможно жить. Если она  выпадает, то может быть даже вырезана».

«Есть у матки еще, кроме  того, какая-то природная симпатия с  грудными железами. Именно: когда при  достижении зрелости матка становится больше, тогда и груди делаются полнее. Когда первая донашивает плод, последняя заготовляет молоко. Когда появляются менструации, останавливается выделение молока, наоборот, пока выделяется молоко, не появляются менструации. Равным образом в пожилом возрасте, когда начинает сморщиваться матка, начинают как-то худеть и грудные железы. Когда заболевает зародыш, уменьшается и рост грудей. На этом основании наблюдаемые у беременных сморщенные и съежившиеся как бы от холода груди предсказывают выкидыш…»

Информация о работе Врачевание в Древнем Египте