Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:28, реферат
Исторически сложилось так, что взаимоотношения между врачами и медсестрами приобрело статус особых отношений. Это особенно верно в рамках стационарных учреждений, когда врач и медсестра становятся доминантной парой, влияющей на характер связи с пациентами. Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность называется этикой. Профессиональная этика представляет собой принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики были сформулированы Гиппократом.
1.Введение
2.Взаимоотношения врач-медицинская сестра
3.Взаимоотношения врач-пациент.
4.Взаимоотношения медицинская сестра-пациент.
5.Типы медицинских сестёр и их характеристики.
6.Заключение.
АО «Медицинский университет Астана».
Кафедра медицинской психологии и коммуникативных навыков.
«Врач-медицинская сестра-пациент. Типы медсестёр и их характеристики».
1.Введение
2.Взаимоотношения врач-
3.Взаимоотношения врач-
4.Взаимоотношения медицинская сестра-пациент.
5.Типы медицинских сестёр и их характеристики.
6.Заключение.
Под «взаимоотношением» подразумевается стиль отношений, который позволяет и гарантирует их сохранение посредством установления модели взаимодействия, в соответствии с которой решаются текущие проблемы, конфликты и задачи. Клиническая практика в значительной степени зависит от хорошего взаимопонимания между пациентом, медицинскими сестрами и врачами. Когда взаимопонимания нет или оно под угрозой, качество медицинской помощи нет или взаимопонимания нет или оно под угрозой, качество медицинской помощи закономерно ухудшается. Исторически сложилось так, что взаимоотношения между врачами и медсестрами приобрело статус особых отношений. Это особенно верно в рамках стационарных учреждений, когда врач и медсестра становятся доминантной парой, влияющей на характер связи с пациентами. Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность называется этикой. Профессиональная этика представляет собой принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики были сформулированы Гиппократом. Та часть, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией. Медицинской деонтологией является учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медика представляет собой практическое применение медико-этических принципов.
медицинский врач больной поведение этический
Взаимоотношения «Врач - медицинская сестра»
Психиатрическая практика в значительной степени зависит от хорошего взаимопонимания между медицинскими сестрами и врачами. Когда взаимопонимания нет или оно под угрозой, качество медицинской помощи ухудшается. Исторически сложилось так, что взаимоотношения между врачами и медсестрами приобрели статус особых отношений. Это особенно верно в рамках стационарных учреждений и при лечении лиц с серьезными психическими расстройствами, когда врач и медсестра становятся доминантной парой, влияющей на другие мультидисциплинарные взаимодействия и, в особенности на характер связи с пациентами.
Сегодня современная психиатрия присутствует во множестве мест в дополнение к острым стационарным отделениям, в частности в районных центрах психического здоровья, домах пациентов и многочисленных отделениях в учреждениях закрытого типа и в интернатах, где заботятся о людях с психическими расстройствами. Эти разнообразные типы среды обитания человека влияют на характер взаимоотношений просто потому, что они формируют разные стили рабочих договоренностей и определяют разные роли для участников.
Как следствие, пара “медицинская сестра–врач” более не является исключительной (уникальной). Почти вся психиатрия функционирует в рамках мультидисциплинарной структуры, и взаимодействия с другими специалистами, такими как психиатрические социальные работники, специалисты в области терапии занятостью, психологи, внешние организации и лица, ответственные за комплексное обслуживание пациентов, влияют на отношения “врач–медсестра”, разбавляя их “особость”.
Изменения на рабочем месте отражены в профессиональных и институциональных (организационных) нормах (например, судебно-медицинские обязанности и рабочие смены) – именно они определяют характер взаимодействия, устанавливая ожидания и требования.
Характер образования медсестер и врачей претерпевает множество изменений, а именно границы между врачами как диагностами и назначающими лечение и медицинскими сестрами как исполнительницами распоряжений и раздатчицами лекарственных препаратов становятся менее четкими и более проницаемыми.
На отношения между врачом и медсестрой отчасти влияет то, что пациенты думают о них. Рэдклифф утверждал, что власть в отношениях опосредуется пациентом: “Если сомневаетесь, спросите пациента, кто контролирует ситуацию. Люди могут любить своих ангелов, но они испытывают благоговейный трепет перед своими врачами”. Это отражает традиционный, популярный взгляд на роль врачей и медицинских сестер. Однако ожидания пациентов относительно того, что делают и чего не делают медицинские сестры и врачи, меняются очень быстро. Рост гласности относительно врачебных и медсестринских ошибок и использование Интернета частично сняли магическую ауру и глянец с этих профессий.
В условиях стационара традиционные взаимоотношения менялись медленно. Институциональные и профессиональные нормы все еще предусматривают принятие решений врачами, полагаются на кодекс поведения медицинских сестер и иерархию управленческой подотчетности. Стационарное учреждение выдвигает на первый план главный аспект отношений врача и медицинской сестры – взаимозависимость. Ни один из них не может работать независимо от другого. Если психиатр является врачом с функциями должностного лица, а пациент находится в стационаре в соответствии с определенным разделом Закона об охране психического здоровья, этот психиатр зависит от медицинских сестер, поскольку они обеспечивают содержание и безопасное лечение пациента во время пребывания в больнице. Медицинские сестры полагаются на полномочия врача и судебно-медицинскую ответственность, которые должны поддерживать их и помогать справляться с ситуацией.
Тем не менее врач в психиатрии все еще сохраняет значительную власть и несет ответственность, которые влияют на взаимозависимость: например, именно он решает, официально или неофициально, какого пациента госпитализировать и какого выписать. Согласно разделу 12 Закона об охране психического здоровья от 1983 года у врачей есть специфические обязанности, которые нельзя разделять с другими профессиональными группами.
Традиционно врачей рассматривают как хранилище клинических знаний и как ответственных за то, чтобы не отставать от последних достижений науки, за передачу этих знаний не только собственным ученикам, но и медицинским сестрам, работающим в их бригаде. С точки зрения общественности, университетское образование в противоположность больничному опыту расценивается как показатель того, что врачи “образованны, тогда как медицинские сестры всего лишь прошли профессиональную подготовку”. Поэтому подразумеваемые знания являются источником разницы во власти, что подкрепляет отношения “врач–медсестра”. Отчасти эта разница сократилась благодаря расширению университетской профессиональной подготовки медицинских сестер. Однако некоторые критики отметили разрыв между теорией и практикой и наличие недостатков в профессиональной подготовке во время обучения, поскольку она не соответствует реальному характеру потребности в обслуживании. Совместное научение (с врачами и другими профессиональными группами) начинает происходить в таких областях, как законодательная деятельность в соответствии с Законом об охране психического здоровья, применение шкал для оценки состояния здоровья населения страны и этические вопросы.
Коммуникация — способ взаимодействия людей для передачи информации. Можно предположить, что одной из задач коммуникации в процессе врач—больной является осуществление не только чисто информационной функции, но еще двух. Одна из них — способ преодоления одиночества, создание мира, в который кроме самого человека (больного) включаются и другие люди, и это есть возможность расширить личную, персональную Вселенную. Коммуникация — это, прежде всего, взаимодействие, само присутствие рядом другого человека уже предопределяет передачу информации и невольно функционирование человека построено так, чтобы облегчить или затруднить другому человеку прием этой информации. Например, так называемое «каменное» амимичное, маскообразное лицо, когда человек как бы закрывается забралом, чтобы другие люди, те, с которыми он общается, получили как можно меньше информации. Однако и в этом случае они получают информацию — о том, что человек не хочет передавать им информацию, что он закрыт. То есть, полностью исключить передачу информации при взаимодействии с людьми невозможно никакими способами. Следующая задача коммуникации, помимо передачи информации и способа избежать одиночества, это осуществление призыва к помощи. Стержень взаимодействия врач—больной как психологического коммуникативного феномена и есть реализация попытки больных призыва к помощи.
В каждой паре пациент-врач складываются особые и неповторимые отношения, тем не менее, условно можно выделить четыре основные типа взаимодействий.
«Врач-родитель»
Зачастую врач по отношению к пациенту ведёт себя как взрослый родитель по отношению к неразумному ребёнку. Врач говорит пациенту, что делать, и тот безропотно слушается. Многим людям, страдающим от головной боли, бывает очень приятно полностью переложить ответственность за результат лечения на своего доктора.
Такой подход не самый продуктивный. Головная боль — это субъективное переживание и, какие бы современные диагностические методы ни применял врач, без внимательного и ответственного отношения пациента к своей болезни невозможны полноценные диагностика и лечение.
«Врач-продавец»
В других случаях, наоборот, врач пытается устраниться от принятия решений, предоставляя пациенту самому решать, что делать. Как продавец предлагает покупателю купить товар, так доктор предлагает различные методы терапии, руководствуясь при этом принципом «клиент всегда прав». Хотите лечиться? Пожалуйста! Не хотите? Хорошо, не надо.
Беда в том, что, точно также, как не существует идеальных врачей, нет и идеальных пациентов. Всем нам в той или иной степени свойственны слабость, лень и безответственность. Не каждый, например, способен отказаться от таких привычек, как курение, употребление алкоголя, питьё кофе по утрам, даже зная, что они приводят к головной боли. В этом случае со стороны врача нужны жесткость, настойчивость и, в то же время, дружеская поддержка — качества, никак не свойственные врачу-продавцу.
«Врач-партнёр»
На наш взгляд, наиболее предпочтителен вариант, когда врач и пациент становятся товарищами в борьбе с головной болью. Они обсуждают и совместно решают, как наилучшим образом справиться с проблемой. На обоих лежит ответственность за свои действия.
Рассмотрим пример. Допустим, Ваш доктор предлагает отказаться Вам от курения — фактора, провоцирующего головную боль. Для Вас сигареты — единственное светлое впечатление в этом бесконечно абсурдном и злобном мире. Если общение с врачом строиться по модели «родитель-ребёнок», Вы, конечно же, тут же согласитесь с ним. Но что будете делать, выйдя из кабинета врача? В течение целого дня не будете курить, про себя ругая врача, себя-послушного и всех окружающих за то, что они попадаются под руку? А на следующий день достанете сигареты и будете курить ещё чаще, чем раньше? (Перед визитом к врачу Вы случайно стряхнёте пепел с ботинок, а пачка сигарет таинственным образом переместится из кармана пальто в самые глубины сумки.)
Если доктор — врач-продавец, всё произойдёт намного проще. «Вам надо бросить курить». «Доктор, я не хочу этого делать!» «Не хотите — Ваше право». Путь другой, итог тот же.
Наконец, вы приходите на приём к врачу, который для Вас — товарищ в тяжёлой борьбе с головной болью. Он объясняет Вам, почему курение приводит к головной боли и говорит о том, что нужно отказаться от этой вредной привычки. Вы объясняете, что зависите от сигарет уже десятки лет и что Вам очень трудно в один день от них отказаться. Вместе с врачом Вы думаете, нужно ли отказываться от курения и как сделать это максимально безболезненно. Возможно, Вы решитесь резко бросить курить. Возможно, разработаете долгосрочный план постепенного отказа от сигарет. Возможно, придёте к выводу о том, что не следует форсировать решение этого вопроса. Но, в любом случае, это будет обоснованное и ответственное решение.
Взаимоотношения «Медицинская сестра-пациент»
Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.
Информация о работе Врач-медицинская сестра-пациент. Типы медсестёр и их характеристики