Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 13:24, доклад
Причины инвалидности у детей и подростков. Детская инвалидность — одна из острейших медико-социальных проблем современного общества. В структуре причин инвалидности детского населения лидирующие позиции занимают болезни нервной системы, врожденные аномалии, психические расстройства. Детский церебральный паралич в структуре болезней нервной системы стоит на первом месте. Отмечается также прирост детской инвалидности по лейкозам, врожденным аномалиям, болезням мочеполовой системы, болезням костно-мышечной системы и соединительной ткани, сахарному диабету, психическим расстройствам, новообразованиям, болезням ЖКТ, органов дыхания, нервной системы, бронхиальной астме.
Задачи и цели диспансеризации детей
Причины инвалидности у детей и подростков. Детская инвалидность — одна из
острейших медико-социальных проблем
современного общества. В структуре причин
инвалидности детского населения лидирующие
позиции занимают болезни нервной системы,
врожденные аномалии, психические расстройства.
Детский церебральный паралич в структуре
болезней нервной системы стоит на первом
месте. Отмечается также прирост детской
инвалидности по лейкозам, врожденным
аномалиям, болезням мочеполовой системы,
болезням костно-мышечной системы и соединительной
ткани, сахарному диабету, психическим
расстройствам, новообразованиям, болезням
ЖКТ, органов дыхания, нервной системы,
бронхиальной астме. В возрастной структуре
инвалидности составляют дети от 7 до 18
лет, что связано с ростом хронических
заболеваний в период обучения в школе.
Определен прирост детей-инвалидов по
туберкулезу и глухоте, болезнями органов
пищеварения (в основном язвенной болезнью),
врожденными аномалиями (со значительной
долей врожденных пороков сердца). Наиболее
частыми причинами формирования первичной
инвалидности с детства— врожденные аномалии
— болезни нервной системы— психические
расстройства — травмы.
^ Профилактика инвалидности. Результативность профилактики
инвалидности зависит от причин ее возможного
возникновения. Необходим многоуровневый
подход к профилактике инвалидности. Первый
уровень - это реабилитация детей-инвалидов
с целью их адаптации к социальным условиям
и реализации собственных потенциальных
способностей. Второй уровень - это воспитание и правильное развитие,
в том числе физическое, всех детей, в первую
очередь девочек, с целью их готовности
к здоровому деторождению при достижении
детородного возраста. Он более значим,
т.к. от качества воспитания и развития
детей зависит скорость разрешения демографических
проблем. Эффективность профилактики
появления инвалидности определяет, по
какому пути будет развиваться общество
- по пути всеобщей инвалидности и признания
ее в качестве нормы или по пути сохранения
общепризнанного в настоящее время уровня
здоровья. Инвалидность от рождения может
быть существенно снижена правильной
организацией физического (двигательного)
развития организма девочек, необходимого
для нормализации такого природно-естественного
акта, как деторождение. Кроме того, на
инвалидность от рождения влияют наркомания,
алкоголизм и курение в детском возрасте.
Естественно, создание экономических
условий, отвлекающих молодежь от этих
привычек, очень важно для воспитания
привычки к здоровому образу жизни.
В структуре причин детской инвалидности врожденные пороки развития (ВПР) занимают второе место . По степени инвалидности 26% детей относятся к легкой, 67% - к большой и 7% - к неисправимой категории инвалидизации .В детских стационарах развитых стран 25-40% коечного фонда заняты пациентами, страдающими врожденной патологией . Дети с врожденными заболеваниями – это во всех случаях дети «с ограниченными возможностями», лечение, воспитание и социальная адаптация которых требует значительных усилий . Рождение в семье ребенка в ВПР наносит не только моральный ущерб, но и чаще всего переориентирует родителей на внутренние проблемы семьи, исключая их из общественного производства.
Решающая роль в комплексе мероприятий по профилактике и предупреждению ВПР принадлежит пренатальной диагностике, позволяющей предотвратить рождение детей с тяжелыми некоррегируемыми пороками, социально значимыми смертельными генными и хромосомными болезнями и тем самым уменьшить генетический груз популяции.
Диспансеризация — это динамический контроль за уровнем развития и состоянием здоровья детей с проведением установленного объёма лабораторных исследований. Цель диспансеризации – раннее выявление отклонений в состоянии здоровья и назначение своевременных оздоровительных и корригирующих мероприятий, а также обеспечение условий, необходимых для оптимального развития ребенка. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми в детской поликлинике проводится начиная от 0 до 15 лет, т.е. еще в антенатальный период развития ребенка в виде дородовых патронажей к беременной женщине, затем после рождения в виде патронажей к новорожденному и далее в декретированные сроки.
Этапами диспансеризации являются:
1. определение контингентов, целевых групп,
2. комплексная оценка состояния здоровья детей,
3. организация лечебно-оздоровительных мероприятий и наблюдение за детьми с выявленной патологией.
Кратность дородовых патронажей, патронажей к новорожденным, врачебных осмотров и сестринских активов определяются в соответствии с Приказом МЗ РК №729 от 17 сентября 2010 года № 729 «О мерах по совершенствованию профилактической помощи детям раннего возраста в Республики Казахстан» [1]. Периодичность текущего контроля целевых групп детского населения основана на проведении доврачебного и врачебного этапов профилактических осмотров в соответствии с Приказом МЗ РК № 145 от 16.03. 2011 г. «О внесении изменений в № 685 «Об утверждении Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения».
Раннее выявление заболеваний в медицинских учреждениях базируется на трех основных направлениях работы, позволяющих охватить профилактическими осмотрами детей начиная с периода их внутриутробного развития: мониторинге врожденных пороков развития (ВПР), скрининге новорожденных на фенилкетонурию (ФКУ) и врожденный гипотиреоз (ВГ) и плановой диспансеризации детского населения.
Новорожденным и детям раннего возраста скрининговый осмотр на выявление нарушений слуха проводится в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 сентября 2009 года № 478 «Об утверждении Правил организации скрининга и диагностики нарушений слуха у детей раннего возраста» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5828, опубликованный в Юридической газете от 17 ноября 2009 года № 175 (1772).
Детям в возрасте от трех до четырех месяцев по показаниям проводится ультразвуковое исследование тазобедренных суставов с целью раннего выявления дисплазии тазобедренных суставов и врожденного вывиха бедра.
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Критериями комплексной оценки состояния здоровья по Громбаху являются:
1) сбор биологического и
2) оценка физического развития;
3) оценка нервно-психического
4) резистентность и реактивность; состояние иммунитета
5) функциональное состояние
6) наличие врожденных пороков развития и хронических заболеваний .
1. доврачебный – анкетирование, проводимое медицинской сестрой;
2. педиатрический – осмотр
3. специализированный – осмотр врачами-специалистами, лабораторное и инструментальное обследование. Доврачебный этап проводится с помощью анкетного опроса, где выясняют жалобы ребёнка, уточняют анамнез и факторы риска формирования отклонений в здоровье ребёнка: нарушения режима дня, питания, низкую двигательную активность, чрезмерные дополнительные учебные нагрузки, употребление психоактивных веществ. Анкету заполняют родители дошкольников и младших школьников, подростки с 12 лет заполняют её самостоятельно. ).
Скрининговые осмотры целевых групп детского населения в различные возрастные периоды жизни (осмотр специалистами, лабораторные и инструментальные исследования) осуществляются согласно Приказу №145 МЗ РК
Скрининговые осмотры организованных детей дошкольного возраста, школьников, учащихся и студентов средне-специальных и высших учебных заведений до 18 лет проводятся специалистами территориальной организации ПМСП с выездом на территории детских дошкольных учреждений и организаций образования.
Ответственным за проведение скрининговых осмотров целевых групп организованных детей дошкольного возраста, учащихся и студентов средне-специальных и высших учебных заведений до 18 лет является медицинский работник дошкольного учреждения и организации образования (врач, фельдшер или медицинская сестра).
Скрининговые осмотры неорганизованных детей дошкольного возраста проводятся в организации ПМСП по месту прикрепления.
Дети, находящиеся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, специализированных интернатах, домах юношества проходят скрининговые осмотры дважды в год.
По результатам скринингового осмотра детей и подростков врачом педиатром, подростковым врачом, врачом общей практики проводится комплексная оценка состояния здоровья детей с определением следующих «групп здоровья»:
I группа – здоровые дети;
II группа – здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, с наличием факторов риска;
III группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;
IV группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;
V группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
Дети, относящиеся к «группам здоровья» II, III, IV, V подлежат динамическому наблюдению и оздоровлению у специалистов ПМСП или специалистов соответствующего профиля.
Результаты скрининговых осмотров целевых групп детского населения вносятся в статистическую карту профилактического медицинского осмотра (скрининга) ребенка (форма 025-07/у).
По результатам скринингового осмотра на каждого ребенка медицинским работником оформляется эпикриз и заключение с указанием группы здоровья, оценкой физического и нервно-психического развития, остроты зрения и слуха, рекомендациями по физкультурной группе (основная или специальная группа).
Результаты скринингового осмотра детей (копия эпикриза и заключения) в обязательном порядке доводятся до сведения родителей.
В настоящее время в работу участкового педиатра и медицинской сестры внедрены стандарты ведения здорового и больного ребенка от рождения до 5 лет, основанные на рекомендациях ВОЗ и адаптированные в Республике Казахстан. Данная программа получила свое название «Интегрированное ведение болезней детского возраста». В регионах страны продолжается обучение медработников, создаются областные центры и планируется проведение последующего наблюдения для закрепления знаний.
Интегрированное ведение болезней детского возраста (это стратегия, разработанная ВОЗ, основанная на доказательной медицине, при правильном применении которой снижается уровень заболеваемости, смертности и инвалидизации детей до 5 лет).
Стратегия ИВБДВ основана на целевой оценке состояния больного ребенка. В отличие от «золотого педиатрического» стандарта, когда оценка состояния ребенка проводится по органам и системам, целевая оценка означает строго определенную последовательность действий медицинского работника (алгоритм осмотра и принятия решений) с целью исключить риск смертельного исхода во время данного заболевания и не причинить ребенку вред, который может привести к смерти в дальнейшем.
У нас в районной поликлинике все участковые медсестры, педиатры обучены по программе ИВБДВ, также в декабре 2013года приезжали Республиканский и областной кураторы по ИВБДВ Оспанова Зауре Муратовна и Жакупова Айгуль Нурдаулетовна, прошло обучение стационарных врачей и фельдшеров скорой помощи по стационарной помощи детям до 5 лет.
Среди факторов, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, можно выделить следующие:
-биологические - высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний у родителей, патология перинатального периода;
- медико-организационные - позднее выявление заболевания, продолжительность периода от выявления заболевания до установления инвалидности и начала реабилитации;
-социально-средовые - ухудшение экологической обстановки, социальное неблагополучие семей.
Инвалидом является лицо со стойким
расстройством функций организма, обусловленным
заболеванием, следствием травм или врожденными
дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности,
к необходимости в социальной помощи и
защите.
Деятельность государства в отношении
инвалидов выражается в создании правовых,
экономических, политических, социально-бытовых
и социально-психологических условий
для удовлетворения их потребностей в
восстановлении здоровья, материальном
обеспечении, посильной трудовой и общественной
деятельности.
Социальная защита инвалидов со стороны
государства заключается в предоставлении
денежной помощи, средств передвижения,
протезирования, ориентации и восприятия
информации, приспособленного жилья, в
установлении опеки или постороннего
ухода, а также приспособлении застройки
населенных пунктов, общественного транспорта,
средств коммуникаций и связи к особенностями
инвалидов.
Материальное, социально-бытовое и медицинское
обеспечение инвалидов осуществляется
в виде денежных выплат (пенсий, пособий,
единовременных выплат), обеспечения медикаментами,
техническими и другими средствами, включая
печатные издания со специальным шрифтом,
звукоусиливающую аппаратуру и анализаторы,
а также путем предоставления услуг по
медицинской , социальной, трудовой и профессиональной
реабилитации, бытовому и торговому обслуживанию.