Задачи и цели диспансеризации детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 13:24, доклад

Описание работы

Причины инвалидности у детей и подростков. Детская инвалидность — одна из острейших медико-социальных проблем современного общества. В структуре причин инвалидности детского населения лидирующие позиции занимают болезни нервной системы, врожденные аномалии, психические расстройства. Детский церебральный паралич в структуре болезней нервной системы стоит на первом месте. Отмечается также прирост детской инвалидности по лейкозам, врожденным аномалиям, болезням мочеполовой системы, болезням костно-мышечной системы и соединительной ткани, сахарному диабету, психическим расстройствам, новообразованиям, болезням ЖКТ, органов дыхания, нервной системы, бронхиальной астме.

Файлы: 1 файл

задачи и цели диспансеризации.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

    Задачи  и цели диспансеризации детей

Причины инвалидности у детей и подростков. Детская инвалидность — одна из острейших медико-социальных проблем современного общества. В структуре причин инвалидности детского населения лидирующие позиции занимают болезни нервной системы, врожденные аномалии, психические расстройства. Детский церебральный паралич в структуре болезней нервной системы стоит на первом месте.  Отмечается также прирост детской инвалидности по лейкозам, врожденным аномалиям, болезням мочеполовой системы, болезням костно-мышечной системы и соединительной ткани, сахарному диабету, психическим расстройствам, новообразованиям, болезням ЖКТ, органов дыхания, нервной системы, бронхиальной астме. В возрастной структуре инвалидности составляют дети от 7 до 18 лет, что связано с ростом хронических заболеваний в период обучения в школе. Определен прирост детей-инвалидов по туберкулезу и глухоте, болезнями органов пищеварения (в основном язвенной болезнью), врожденными аномалиями (со значительной долей врожденных пороков сердца). Наиболее частыми причинами формирования первичной инвалидности с детства— врожденные аномалии — болезни нервной системы— психические расстройства — травмы. 
 
^ Профилактика инвалидности. Результативность профилактики инвалидности зависит от причин ее возможного возникновения. Необходим  многоуровневый подход к профилактике инвалидности. Первый уровень - это реабилитация детей-инвалидов с целью их адаптации к социальным условиям и реализации собственных потенциальных способностей. Второй уровень - это воспитание и правильное развитие, в том числе физическое, всех детей, в первую очередь девочек, с целью их готовности к здоровому деторождению при достижении детородного возраста. Он более значим, т.к. от качества воспитания и развития детей зависит скорость разрешения демографических проблем. Эффективность профилактики появления инвалидности определяет, по какому пути будет развиваться общество - по пути всеобщей инвалидности и признания ее в качестве нормы или по пути сохранения общепризнанного в настоящее время уровня здоровья. Инвалидность от рождения может быть существенно снижена правильной организацией физического (двигательного) развития организма девочек, необходимого для нормализации такого природно-естественного акта, как деторождение. Кроме того, на инвалидность от рождения влияют наркомания, алкоголизм и курение в детском возрасте. Естественно, создание экономических условий, отвлекающих молодежь от этих привычек, очень важно для воспитания привычки к здоровому образу жизни.

В структуре причин детской инвалидности врожденные пороки развития (ВПР) занимают второе место . По степени инвалидности 26% детей относятся к легкой, 67% - к большой и 7% - к неисправимой категории инвалидизации .В детских стационарах развитых стран 25-40% коечного фонда заняты пациентами, страдающими врожденной патологией . Дети с врожденными заболеваниями – это во всех случаях дети «с ограниченными возможностями», лечение, воспитание и социальная адаптация которых требует значительных усилий . Рождение в семье ребенка в ВПР наносит не только моральный ущерб, но и чаще всего переориентирует родителей на внутренние проблемы семьи, исключая их из общественного производства.

Решающая роль в комплексе мероприятий по профилактике и предупреждению ВПР принадлежит пренатальной диагностике, позволяющей предотвратить рождение детей с тяжелыми некоррегируемыми пороками, социально значимыми смертельными генными и хромосомными болезнями и тем самым уменьшить генетический груз популяции.

 

Диспансеризация — это динамический контроль за уровнем развития и состоянием здоровья детей с проведением установленного объёма лабораторных исследований. Цель диспансеризации – раннее выявление отклонений в состоянии здоровья и назначение своевременных оздоровительных и корригирующих мероприятий, а также обеспечение условий, необходимых для оптимального развития ребенка. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми в детской поликлинике проводится начиная от 0 до 15 лет, т.е. еще в антенатальный период развития ребенка в виде дородовых патронажей к беременной женщине, затем после рождения в виде патронажей к новорожденному и далее в декретированные сроки.

 Этапами диспансеризации являются:

1. определение контингентов, целевых групп,

2. комплексная оценка состояния  здоровья детей,

3. организация лечебно-оздоровительных мероприятий и наблюдение за детьми с выявленной патологией.

Кратность дородовых патронажей, патронажей к новорожденным, врачебных осмотров и сестринских активов определяются  в соответствии с Приказом МЗ РК №729 от 17 сентября 2010 года № 729 «О мерах по совершенствованию профилактической помощи детям раннего возраста в Республики Казахстан» [1]. Периодичность текущего контроля целевых групп детского населения основана на проведении доврачебного и врачебного этапов профилактических осмотров в соответствии с Приказом МЗ РК № 145 от 16.03. 2011 г. «О внесении изменений в № 685 «Об утверждении Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения».

 Раннее выявление заболеваний в медицинских учреждениях базируется на трех основных направлениях работы, позволяющих охватить профилактическими осмотрами детей начиная с периода их внутриутробного развития: мониторинге врожденных пороков развития (ВПР), скрининге новорожденных на фенилкетонурию (ФКУ) и врожденный гипотиреоз (ВГ) и плановой диспансеризации детского населения.

Новорожденным и детям раннего возраста скрининговый осмотр на выявление нарушений слуха проводится в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 сентября 2009 года № 478 «Об утверждении Правил организации скрининга и диагностики нарушений слуха у детей раннего возраста» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5828,  опубликованный в Юридической газете от 17 ноября 2009 года № 175 (1772).

Детям в возрасте от трех до четырех месяцев по показаниям проводится ультразвуковое исследование тазобедренных суставов с целью раннего выявления дисплазии тазобедренных суставов и врожденного вывиха бедра.

 

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Критериями комплексной оценки состояния здоровья по Громбаху являются:

1) сбор биологического и генеалогического  анамнеза;

2) оценка физического развития;

3) оценка нервно-психического развития;

4) резистентность и реактивность; состояние иммунитета

5) функциональное состояние органов  и систем;

6) наличие врожденных пороков  развития и хронических заболеваний .

                                                                                                                                                                                      ( Этапами комплексного профилактического осмотра детей и подростков являются:

 1. доврачебный – анкетирование, проводимое медицинской сестрой;

2. педиатрический – осмотр педиатра (врачом, работающим в образовательном учреждении),

3. специализированный – осмотр врачами-специалистами, лабораторное и инструментальное обследование. Доврачебный этап проводится с помощью анкетного опроса, где выясняют жалобы ребёнка, уточняют анамнез и факторы риска формирования отклонений в здоровье ребёнка: нарушения режима дня, питания, низкую двигательную активность, чрезмерные дополнительные учебные нагрузки, употребление психоактивных веществ. Анкету заполняют родители дошкольников и младших школьников, подростки с 12 лет заполняют её самостоятельно. ).

  Скрининговые осмотры целевых групп детского населения в различные возрастные периоды жизни (осмотр специалистами, лабораторные и инструментальные исследования) осуществляются согласно Приказу №145 МЗ РК

           Скрининговые осмотры организованных детей дошкольного возраста, школьников, учащихся и студентов средне-специальных и высших учебных заведений до 18 лет проводятся специалистами территориальной организации ПМСП с выездом на территории детских дошкольных учреждений и организаций образования.

Ответственным за проведение скрининговых осмотров целевых групп организованных детей дошкольного возраста, учащихся и студентов средне-специальных и высших учебных заведений до 18 лет является медицинский работник дошкольного учреждения и организации образования (врач, фельдшер или медицинская сестра).

Скрининговые осмотры неорганизованных детей дошкольного возраста проводятся в организации ПМСП по месту прикрепления.

Дети, находящиеся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, специализированных интернатах, домах юношества проходят скрининговые осмотры дважды в год.

 

По результатам скринингового осмотра детей и подростков врачом педиатром, подростковым врачом, врачом общей практики проводится комплексная оценка состояния здоровья детей с определением следующих «групп здоровья»:

I группа – здоровые дети;

II группа – здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, с наличием факторов риска;

III группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;

IV группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;

V группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Дети, относящиеся к «группам здоровья» II, III, IV, V подлежат динамическому наблюдению и оздоровлению у специалистов ПМСП или специалистов соответствующего профиля.

Результаты скрининговых осмотров целевых групп детского населения вносятся в статистическую карту профилактического медицинского осмотра (скрининга) ребенка (форма 025-07/у).

По результатам скринингового осмотра на каждого ребенка медицинским работником оформляется эпикриз и заключение с указанием группы здоровья, оценкой физического и нервно-психического развития, остроты зрения и слуха, рекомендациями по физкультурной группе (основная или специальная группа).

Результаты скринингового осмотра детей (копия эпикриза и заключения) в обязательном порядке доводятся до сведения родителей.

В настоящее время в работу участкового педиатра и медицинской сестры внедрены стандарты ведения здорового и больного ребенка от рождения до 5 лет, основанные на рекомендациях ВОЗ и адаптированные в Республике Казахстан. Данная программа получила свое название «Интегрированное ведение болезней детского возраста». В регионах страны продолжается обучение медработников, создаются областные центры и планируется проведение последующего наблюдения для закрепления знаний.

 

  1. Расшифровка термина ИВБДВ.

Интегрированное ведение болезней детского возраста (это стратегия, разработанная ВОЗ, основанная на доказательной медицине, при правильном применении которой снижается уровень заболеваемости, смертности и инвалидизации детей до 5 лет). 

Стратегия ИВБДВ основана на целевой оценке состояния больного ребенка. В отличие от «золотого педиатрического» стандарта, когда оценка состояния ребенка проводится по органам и системам, целевая оценка означает строго определенную последовательность действий медицинского работника (алгоритм осмотра и принятия решений) с целью исключить риск смертельного исхода во время данного заболевания и не причинить ребенку вред, который может привести к смерти в дальнейшем.

 

  1. Понятие о трех  компонентах ИВБДВ:
    • Улучшение навыков медицинских работников
    • Улучшение системы здравоохранения
    • Улучшение практики ухода за ребенком в семье

 

У нас в районной поликлинике все участковые медсестры, педиатры обучены по программе ИВБДВ, также в декабре 2013года приезжали Республиканский и областной  кураторы по ИВБДВ Оспанова Зауре Муратовна и Жакупова Айгуль Нурдаулетовна, прошло обучение стационарных врачей и фельдшеров скорой помощи по стационарной помощи детям до 5 лет.

 

 

Среди факторов, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, можно выделить следующие:

-биологические - высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний у родителей, патология перинатального периода;

- медико-организационные - позднее выявление заболевания, продолжительность периода от выявления заболевания до установления инвалидности и начала реабилитации;

 -социально-средовые - ухудшение экологической обстановки, социальное неблагополучие семей.

 

Инвалидом является лицо со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, следствием травм или врожденными дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности, к необходимости в социальной помощи и защите. 
 
Деятельность государства в отношении инвалидов выражается в создании правовых, экономических, политических, социально-бытовых и социально-психологических условий для удовлетворения их потребностей в восстановлении здоровья, материальном обеспечении, посильной трудовой и общественной деятельности. 
 
Социальная защита инвалидов со стороны государства заключается в предоставлении денежной помощи, средств передвижения, протезирования, ориентации и восприятия информации, приспособленного жилья, в установлении опеки или постороннего ухода, а также приспособлении застройки населенных пунктов, общественного транспорта, средств коммуникаций и связи к особенностями инвалидов. 
 
Материальное, социально-бытовое и медицинское обеспечение инвалидов осуществляется в виде денежных выплат (пенсий, пособий, единовременных выплат), обеспечения медикаментами, техническими и другими средствами, включая печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и анализаторы, а также путем предоставления услуг по медицинской , социальной, трудовой и профессиональной реабилитации, бытовому и торговому обслуживанию. 
 

Информация о работе Задачи и цели диспансеризации детей