Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:57, курсовая работа
Актуальность. XVI век стал переломным во многих областях медицины, и прежде всего в такой основополагающей дисциплине, как анатомия. Крупнейшим реформатором в изучении анатомии стал Андреа Везалий — автор труда "De humani corporis fabrica".
Анатомические исследования приобретали в XVI веке практический интерес.
Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 .Биография Андрея Везалия: юность,обучение в университете………4
Глава 2.Деятельность Андрея Везалия в университете…………………………………6
Глава 3.Отход от науки…………………………………………………………………………………..9
Глава 4.Критический анализ книг Везалия…………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………………………………….27
Российский Национальный
Исследовательский Медицинский
Университет им Пирогова.
Кафедра Истории,Экономики и Права.
Курсовая Работа:
Жизнь и деятельность Андрея Везалия.
Выполнила студентка 1 курса
Лечебного факультета группы № 109
Лукьянова Юлия Юрьевна
Научный руководитель Cедова Наталья Владимировна
Москва 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 .Биография Андрея Везалия: юность,обучение в университете………4
Глава 2.Деятельность Андрея Везалия в университете…………………………………6
Глава 3.Отход от науки…………………………………………………………………
Глава 4.Критический анализ книг Везалия…………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. XVI век стал переломным во многих областях медицины, и прежде всего в такой основополагающей дисциплине, как анатомия. Крупнейшим реформатором в изучении анатомии стал Андреа Везалий — автор труда "De humani corporis fabrica".
Анатомические исследования приобретали в XVI веке практический интерес. Медицина, почти не развивавшаяся в течение средневековья, превратилась в придаток религии и астрологии и не могла ответить на требования нового класса предпринимателей и поработителей. Сохранение здоровья и жизни моряков, солдат, рабочих становилось важнейшим условием победы в экономическом соперничестве. Человеческой жизнью приходилось дорожить. Больных людей надо было лечить и снова вводить в строй. Для этого требовались знающие и умелые врачи, обладающие необходимой анатомической подготовкой.
На пороге эпохи Везалия существовало двойственное представление об анатомии как науке и об ее отношении. Первое рассматривало анатомию в отрыве от врачевания как такового. Такие идеи мы видим в трудах швейцарского естествоиспытателя Парацельса (настоящее имя — Гогенгейм).
Другая дорога в медицине, в которой краеугольным камнем были анатомические знания, была проложена Везалием, который утверждал, что анатомия является основой медицины, что врачу необходимо самому проводить вскрытия, что невозможно овладеть искусством врача, не познав основы строения человеческого тела.
Труды Везалия дали огромный стимул к изучению строения человеческого тела. Методикой вскрытий, разработанной Везалием, пользовались Г. Фаллопио, Б. Евстахий и многие другие анатомы, продолжавшие изучение строения человеческого организма.
Поэтому для полного понимания современной анатомии необходимо изучение достижений Андрея Везалия в медицине вообще и анатомии в частности.
Цель работы – Оценить значение работ Андрея Везалия в истории анатомии и медицины.
Задачи работы:
1. Ознакомиться с биографией Андрея Везалия.
2. Изучить деятельность Андрея Везалия в университете.
3. Дать критическую оценку работам Везалия.
Глава 1. Биография Андрея Везалия: юность, обучение в университете
В ночь под новый 1515 год 31 декабря 1514 г. в Брюсселе в семье Андриеса Везалия и его жены Элизабетты (урожденной Краббе) родился сын, которого назвали Андреас (руссифицированное Андрей). Этому ребенку суждено было прославить фамилию Везалиев гораздо больше, чем отцу - аптекарю испанского короля Карла V, чем деду Эверанду Везалию, профессору математики и лечащему врачу, чем прадеду Кану Везалию врачу и профессору медицины в Лувене, чем даже прапрадеду Пьеру Везалию, крупному врачу и знаменитому в то время знатоку арабских рукописей.
Родителям Андрея Везалия
казалось, что их сын будет представлять
пятое поколение врачебной
Элементарное домашнее обучение
не могло быть основательным. В 1528 г.
Везалия устраивают учиться в
коллегиум в Лувене. Там он прошел
курс натуральной философии. Затем
он переключился на изучение греческого,
арабского и еврейского языков в
специальном коллегиуме. Но лишь греческий
и латинский языки по-
Не подлежит сомнению, что на Везалия в этот период оказал влияние его учитель Гунтер из Андернаха (он же Гонтье по французским источникам) - большой знаток латинского и греческого языков. Этот ученый медик и филолог вскоре покинул Лувен и переехал в Париж, заняв должность профессора медицины в университете. Может быть, это обстоятельство и сыграло свою роль в решении Везалия направиться для продолжения образования в Париж.
С 1533 по 1536 г. Везалий проходит
курс обучения в медицинском факультете
Парижского университета, репутацию
которого утверждали такие профессора,
как Сильвий (Жак Дюбуа, 1478—1555), ,
как профессор медицины Фериель
(1447—1555), занимавшийся до этого математикой
и астрономией. Гунтер из Андернаха (1487—1574)
не уронил престижа Парижского
Поставив своей целью основательное изучение анатомии человека, Везалий между тем испытывал горечь разочарования от того, что занятия на трупе были поставлены очень плохо. Курс анатомии вел Сильвий, считавшийся выдающимся знатоком этого предмета. Убежденный поклонник Галена Сильвий хорошо знал анатомию мозга, разработал наливать кровеносные сосуды и самостоятельно изучал кости скелета. Лекции Сильвия привлекали широкую аудиторию. Он вносил порядок в анатомическую терминологию и приучал студентов к строгой систематике. Везалий из лекций Сильвия вынес очень много полезного и всегда высоко ценил его как ученого.
Биография Сильвия весьма поучительна. Он вырос, в окрестностях Амьена (Франция) в бедной семье, насчитывавшей 15 детей. Брат помог ему в изучении латинского, греческого и арабского языков. На медицинском факультете Парижского университета он рано обнаружил склонность к анатомии, но степень доктора он поручил лишь в 1531 г., 53 лет от роду. Как преподаватель Сильвий стяжал себе славу у студентов. Но литературные труды его остались незаметными. Его имя стало известным благодаря - Франсуа де Бое, работавшего в XVII веке в Голландии и описавшего подробно водопровод мозга, латеральную борозду и ямку на поверхности полушарий большого мозга, которым присвоено название сильвиевых.
Курс практических занятий по анатомии был передан демонстраторам, которые вербовались из цирюльников. Впоследствии Везалий жестоко издевался над процедурой вскрытия трупа в Парижском университете. Его учитель Гунтер не принимал участия в этих занятиях. Везалий писал потом в порядке дружеской шутки, что он видел нож в руках своего учителя только во время еды.
Везалий вспоминал, что на занятиях по анатомии не было показано ни одной кости. Демонстрация мышц исчерпывалась показом нескольких мышц живота, бессистемно и небрежно отпрепарированных.
По-видимому, Везалий еще в Лувене упражнялся в расчленении трупов животных и наблюдал секцию человеческих трупов. Когда ему пришлось ассистировать на занятиях в Париже, Сильвий увидел, что Везалий лучше демонстратора справляется со своей задачей. Доверие, оказанное способному студенту, помогло усовершенствовать его искусство препарирования. Как указывают биографы, в 20 лет Везалий сделал свое первое открытие, доказав, что у человека нижняя челюсть, вопреки данным Галена, представляет непарную кость.
Если Сильвий и Гунтер
постоянно встречались с
Очень мало известно о встречах Везалия с крупным парижским анатомом того времени Шарлем Эстьеном (1504—1564), который прекрасно знал анатомию человека, впервые исследовал семенные пузырьки, открыл подпаутинное пространство и изучал симпатический ствол, доказывая его независимость от блуждающего нерва. Его книга «Рассечение частей тела человека» (1545) не без успеха конкурировала с трактатом Везалия, хотя и уступала ему по всем статьям. Кордье (1955) считает, что Эстьен вместе с Сильвием много внимания уделили клапанам вен и некоторые из них описали впервые.
Судьба Эстьена была трагической. Как протестант он подвергся репрессиям и с 1564 г. остаток жизни провел в тюрьме.
Среди других учеников Гунтера Везалий встретил Мигеля Сервета, с которым они вместе изучали анатомию и помогали Гунтеру.
Из Парижского университета
Везалий вышел с хорошим
Глава 2. Деятельность Андрея Везалия в университете
Занимая должность профессора анатомии и хирургии университета в Падуе, Везалий имел возможность реализовать свои педагогические идеи и широко развернуть научные исследования в анатомии. Без промедлений он начал ломать сложившийся до него метод преподавания анатомии. Первая задача — получить разрешение производить вскрытия трупов и добиться регулярного поступления трупов казненных преступников. Вторая задача — обучить искусству препарирования. Третья задача — вооружить студентов учебными пособиями. Но какими? Учебник Мондино не удовлетворял его. Труды Галена изобиловали ошибками. Ни одна из книг по анатомии не содержала иллюстративного материала. Здравый смысл педагога подсказывает Везалию, что если можно получить наглядный натуральный препарат, то, очевидно, можно с него сделать рисунок. Препарат нельзя сохранить долго и к тому же он доступен немногим. Рисунок же, размноженный в типографии в большом числе экземпляров, послужит на пользу сотням студентов. Так родилась идея создания иллюстрированного учебного пособия по анатомии.
Претворение в жизнь упомянутой идеи Везалий не откладывает в долгий ящик. Уже в 1538г. он получает из типографии «Шесть анатомических таблиц» - анатомический атлас, подготовленный им совместно с художником Калькаром и изданный в Венеции.
Первое издание таблиц сохранилось в библиотеках мира в считанном числе экземпляров. Переиздание таблиц в 1874 г. в Англии и в 1920 г. в Германии и подробные комментарии к ним Зингера и Робина (1946) позволили познакомиться с ними широкому кругу читателей.
С 1539 по 1542 г. был написан
весь текст, изготовлено около 200 оригинальных
рисунков, перенесенных в виде гравюр
на деревянные блоки. Сложным путем
из Падуи через Венецию блоки
доставлялись в Базель к издателю
Опорину и там, в швейцарских
типографиях пускались в
Почти всю первую половину
1543 г. Везалий провел в Базеле в
связи с выпуском книги. Там он
организовал несколько
Везалий впервые написал
анатомию на основании фактов, точно
установленных при вскрытии трупа.
Результатом этого было разрушение
догм Галена и все последующие
открытия в анатомии. Естественно, что
выход книги Везалия произвел
огромное впечатление. Лишь небольшая
часть образованных врачей была готова
принять сразу истины новой анатомии.
Немалое число лиц стало