Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 20:55, реферат
Описание работы
В Средние века медицина развивалась медленно. Накопления новых знаний практически не происходило, поэтому активно использовались те, что были получены еще во времена Античности. Однако именно в Средние века появились первые больницы, а также возрос интерес к ряду заболеваний, служивших причинами эпидемий.
Содержание работы
Введение 3-4 Основная часть 5-17 Заключение 18-19 Список используемой литературы 20
Санкт-Петербургская государственная
академия ветеринарной медицины
Кафедра организации ветеринарного
дела
Реферат по истории
ветеринарной медицины
Тема: «Медицина эпохи
Средневековья и Возрождения»
Выполнила:
Студентка 1 курса 3 группы
Факультета ветеринарной медицины
Шмелёва Маргарита Евгеньевна
Проверила:
Ассисент Зубарева Н.И
Санкт-Петербург
2014
Содержание:
Введение
3-4
Основная часть
5-17
Заключение
18-19
Список используемой литературы
20
Введение
Средние века обыкновенно рассматривают
как мрачную эпоху полневежества или совершенного
варварства, как период истории, который
характеризуется в двух словах: невежество
и суеверие.
В доказательство этого приводят,
что для философов и врачей в течении всего
средневекового периода природа оставалась
закрытой книгой, причем указывают на
преобладающее господство в это время
астрологии, алхимии, магии, колдовства,
чудес, схоластики и легковерного невежества.
Как доказательство ничтожности
средневековой медицины приводят совершенное
отсутствие в средние века гигиены, как
в частных жилищах, так и вообще в городах,
а так же свирепствования в течение всего
этого периода убийственных эпидемии
чумы, проказы, различного рода кожных
заболеваний и т.д.
В противоположность этому
взгляду существует мнение, что средние
века потому выше древности, что они за
нею следуют. Ничего доказывать, что и
то, и другое лишено основания; по крайне
мере, что касается медицины, уже один
здравый смысл говорит в пользу того, что
не было и не могло быть перерыва в медицинском
предании, и подобно тому, как история
всех других областях культуры покажет,
что варвары были не посредственными преемниками
римлян, точно так же и медицина не может,
и не могла составить в этом отношении
исключения.
Известно, с одной стороны, что
в Римской Империи и, в особенности в Италии
преобладала греческая медицина, так что
греческие сочинения служили настоящими
руководствами для наставников и учеников,
и с другой стороны, что нашествие варваров
вовсе не имели на западе таких всесокрушающих
последствий для науки и искусств, как
обычно полагалось.
Эпоха средних веков является
промежуточным звеном между античным
и новым временем, когда наука стала бурно
развиваться, стали делаться открытия,
в том числе и в медицин. Но ничего не бывает
и не происходит на пустом месте…
Интересна и клиническая подготовка
врачей в период средневековья, их процесс
обучения на медицинских факультетах
университетов того времени, так как в
основном образование было теоретическим,
более того, схоластическим, когда студентам
приходилось просто переписывать на лекциях
труды древних, причем даже не сами произведения
античных ученых, а комментарии к ним святых
отцов. Сама наука была в жестких рамках,
диктуемых церковью, ведущий лозунг, который
дал доминиканец Фома Аквинский, (1224—1274):
«Всякое познание— грех, если оно не имеет
целью познание Бога» и поэтому любое
свободомыслие, отступления, иная точка
зрения - рассматривалось как ересь, и
быстро и беспощадно наказывалось «святой»
инквизицией.
В Средние века медицина
развивалась медленно. Накопления новых
знаний практически не происходило, поэтому
активно использовались те, что были получены
еще во времена Античности. Однако именно
в Средние века появились первые больницы,
а также возрос интерес к ряду заболеваний,
служивших причинами эпидемий.
Основная часть
Средневековье
Период Возрождения, начавшийся
в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был
одним из самых революционных и плодотворных
в истории человечества. Изобретение книгопечатания
и пороха, открытие Америки, новая космология
Коперника, Реформация, великие географические
открытия – все эти новые влияния способствовали
освобождению науки и медицины от догматических
оков средневековой схоластики. Падение
Константинополя в 1453 разбросало греческих
ученых с их бесценными манускриптами
по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа
можно было изучать в оригинале, а не в
переводах на латынь с еврейских переводов
арабских переводов сирийских переводов
с греческого.
Медицину позднего средневековья
называют «схоластической», имея в виду
ее отрешенность от реальной жизни. Решающим
для развития медицины было то обстоятельство,
что в университетах основой преподавания
служила лекция.
Медики-схоласты занимались
изучением и толкованием текстов античных
и некоторых арабских авторов, главным
образом, Гиппократа, Галена и Авиценны.
Их произведения заучивались наизусть.
Практических занятий, как правило, не
было: религия запрещала «пролитие крови»
и вскрытие человеческих трупов. Врачи
на консилиумах часто спорили по поводу
цитат вместо того, чтобы принести практическую
пользу больному. Схоластический характер
медицины позднего средневековья особенно
ярко проявился в отношении университетских
врачей к хирургам: в подавляющем большинстве
средневековых университетов хирургия
не преподавалась. В эпоху позднего средневековья
и возрождения хирурги считались ремесленниками
и объединялись в свои профессиональные
корпорации. В банях практиковали банщики
и цирюльники, которые занимались хирургией,
лечением ран и ушибов, вправлением суставов
и кровопусканием. Их деятельность способствовала
дурной репутации бань и сближала профессию
хирурга с другими «нечистыми» профессиями
(палачи и могильщики), связанными с кровью
и трупами. Парижский медицинский факультет
около 1300 г. прямо выразил свое отрицательное
отношение к хирургии.
Анатомию преподавали вместе
с физиологией и практической медициной.
Если лектор не имел возможности иллюстрировать
на опыте свои лекции по анатомии и хирургии,
он дополнял их анатомическими рисунками
собственного изготовления, которые иногда
представляли собой изящные миниатюры.
Только в XIII в. общую медицину
начинают преподавать в университетах
в тесной связи с хирургией. Этому способствовали
старания великих врачей, бывших одновременно
и талантливыми хирургами. Медицинские
руководства XIII и XIV вв. содержат изображения
костей скелета и анатомические рисунки.
Первый в Европе учебник анатомии был
составлен в 1316 г. магистром Болоиского
университета Мондино де Луцци (1275-1326 гг.).
Его сочинения пользовались успехом и
в эпоху Возрождения, великий Леонардо
полемизировал с ним в области анатомии.
Многое в сочинении де Луцци заимствовано
из труда Галена «О назначении частей
человеческого тела» ввиду того, что анатомирование
производилось крайне редко.
Исторические параллели: Первые
публичные рассечения трупов, производимые
в конце эпохи средневековья, были настолько
редки и необычны, что часто становились
сенсацией. Именно в те времена возникла
традиция устройства «анатомических театров».
Император Фридрих II(1194—1250) интересовался
медициной и во многом способствовал процветанию
школы в Салерно, он основал Неаполитанский
университет и открыл в нем кафедру анатомии
— одну из первых в Европе. В 1225 г. он предложил
врачам Салерно заниматься анатомией,
а в 1238 г. издал указ о публичном вскрытии
тел казненных преступников в Салерно
раз в пять лет.
В Болонье преподавать анатомию
с использованием вскрытия трупов начали
в конце XIII в. Мондино де Луцци в начале
XIVв. мог вскрывать трупы примерно раз
в год. Заметим для сравнения, что медицинский
факультет в Монпелье получил разрешение
вскрывать трупы казненных лишь в 1376 г.
В присутствии 20— 30 зрителей последовательное
вскрытие разных частей тела (живот, грудь,
голова и конечности) продолжалось соответственно
четыре дня. Для этого воздвигались деревянные
павильоны — анатомические театры. На
представление публику приглашали афиши,
иногда открытие этого зрелища сопровождалось
звоном колоколов, закрытие — выступлением
музыкантов. Приглашались почетные лица
города. В XVI— XVII вв. анатомические театры
часто превращались в торжественные демонстрации,
которые проводились с разрешения властей
в присутствии коллег и учеников. В России
учреждение анатомических театров связано
с именем Петра I, по указу которого в 1699
г. в Москве началось преподавание анатомии
для бояр с демонстрациями на трупах.
Хирургической энциклопедией
позднего средневековья и наиболее распространенным
учебником хирургии до XVII в. было «Обозрение
хирургического искусства медицины» Ги
де Шолиака (1300-1368 гг.). Он учился в Монпелье
и Болонье; большую часть жизни провел
в Авиньоне, где был врачом папы Климента
VI. В числе своих учителей он называет
Гиппократа, Галена, Павла Эгинского, Разеса,
Альбу-касиса, Роджера Фругарди и других
врачей Салернской школы.
Ги де Шолиак был прекрасно
образованным человеком и талантливым
писателем. Его увлекательные и живые
сочинения способствовали тому, что в
хирургической практике были восстановлены
давно забытые приемы, в частности, наркотические
вдыхания при производстве операций.
Не следует, однако, думать,
что старые медицинские теории и методы
лечения сразу уступили место научной
медицине. Догматические подходы были
слишком глубоко укоренены; в медицине
эпохи Возрождения оригинальные греческие
тексты просто заменили неточные и искаженные
переводы. Но в родственных дисциплинах,
физиологии и анатомии, составляющих основу
научной медицины, произошли поистине
грандиозные изменения.
Леонардо да
Винчи (1452–1519) был первым современным
анатомом; он производил вскрытия и открыл
гайморову пазуху, проводящий пучок в
сердце, желудочки головного мозга. Его
мастерски выполненные анатомические
рисунки очень точны; к сожалению, они
не были опубликованы до самого недавнего
времени.
Банщики-цирюльники
В Средние века главным образом
была развита практическая медицина, которой
занимались банщики-цирюльники. Они делали
кровопускания, вправляли суставы, ампутировали.
Профессия банщика в общественном сознании
ассоциировалась с «нечистыми» профессиями,
связанными с больным человеческим телом,
кровью, с трупами; на них долго лежала
печать отверженности. В Позднее Средневековье
авторитет банщика-цирюльника как практического
лекаря стал возрастать, именно к ним чаще
всего обращались больные. К мастерству
банщика-лекаря предъявлялись высокие
требования: он должен был в течение восьми
лет пройти срок ученичества, сдать экзамен
в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского
совета и докторов медицины. В некоторых
городах Европы в конце XV в. из числа банщиков
учреждались цеха врачей-хирургов (например,
в Кёльне).
Святые
Научная медицина в Средние
века была развита слабо. Медицинский
опыт перекрещивался с магией. Значительная роль в средневековой
медицине отводилась магическим обрядам,
воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов.
С XI—XII вв. в целительных магических обрядах
появились предметы христианского культа,
христианская символика, языческие заклинания перелагались на
христианский лад, появились новые христианские
формулы, расцвёл культ святых и их наиболее
популярных мест погребения святых, куда
стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье.
Святым жертвовали дары, страждущие молили
святого о помощи, стремились прикоснуться
к какой-либо вещи, принадлежавшей святому,
соскабливали каменную крошку с надгробий
и т. д. С XIII в. оформилась «специализация»
святых; примерно половина всего пантеона
святых считались патронами определённых
болезней.
Амулеты
Помимо исцеления святыми, были
распространены амулеты, которые считались важным
профилактическим средством. Получили
хождение христианские амулеты: медные
или железные пластины со строчками из
молитв, с именами ангелов, ладанки со
святыми мощами, флакончики с водой из
священной реки Иордан и т.п. Пользовались и лечебными
травами, собирая их в определённое время,
в определённом месте, сопровождая определённым
ритуалом и заклинаниями. Часто сбор трав
приурочивали к христианским праздникам.
Кроме того, считалось, что крещение и
причастие тоже воздействуют на здоровье
человека. В Средние века не было такой
болезни, против которой не было бы специальных
благословений, заклятий и т. д. Целебными
считались также вода, хлеб, соль, молоко,
мёд, пасхальные яйца.
Больницы
Больницы появились в Раннее
Средневековье, как правило, при церквях
и монастырях. Уже в V в. по уставу св. Бенедикта
монахам, которые не имели специального
образования, вменялось в обязанность
лечить и ухаживать за больными. Госпитали
раннего Средневековья предназначались
не столько для больных, сколько для странников,
пилигримов, нищих.
В Высокое Средневековье, с
конца XII в., появились больницы, основанные
светскими лицами — сеньорами и состоятельными
горожанами. Со второй половины XIII в. в
ряде городов начался процесс так называемой коммунализации больниц:
городские власти стремились участвовать
в управлении больницами или полностью
взять их в свои руки. Доступ в такие больницы
был открыт бюргерам, а также тем, кто внесёт
специальный взнос.