Болезни Средневековья
Что касается болезней, то это
были туберкулёз, цинга, малярия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Обычными спутниками всех
войн были дизентерия, тиф и холера, от которых вплоть до середины
XIX века гибло значительно больше солдат,
чем от сражений. Но бичом Средневековья
была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе
в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими
моряками с Востока и в течение трёх лет
распространилась по всему континенту.
К 1354 г.чума поразила также Нидерланды, чешские, польские, венгерские
земли и Русь. Единственный рецепт, использовавшийся
населением до XVII в., сводился к латинскому
совету cito, longe, tarde, то есть бежать из заражённой
местности скорее, дальше и возвращаться
позже.
Другим бичом Средневековья
была лепра. Появилась болезнь, вероятно,
в эпоху Раннего Средневековья, но пик
заболеваемости приходится на XII—XIII вв.,
совпадая с усилением контактов Европы
с Востоком. Больным проказой запрещалось
появляться в обществе. пользоваться общественными
банями. Для прокажённых существовали
специальные больницы — лепрозории, которые
строили за городской чертой, вдоль важных
дорог, чтобы больные могли просить милостыню
— единственный источник их существования. Четвёртый Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории
лепрозориев часовни и кладбища для создания
замкнутого мира, откуда больной мог выйти
только с трещоткой, предупреждая таким
образом о своём появлении.
В конце XV в. в Европе появился сифилис, предположительно завезённый
из Америки спутниками Колумба.
Христианство разработало учение
о болезни как следствии греха или испытания.
«Медицинская» часть этого учения основывалась
на античной теории римского врача Галена (129—199 н.э). Согласно этой теории,
здоровье человека зависит от гармоничного
сочетания в его организме четырёх основных
жидкостей — крови, слизи, чёрной и жёлтой
желчи.
Возрождение
Пересмотр
гуманистами основ религиозного мировоззрения,
как правило, не носил характера открытых
выступлений против церковных догм. Не
все подобно Л. Беркену (1490—1529), Э. Доле
(1509—1546), М. Сервету (1509 или 1511—1553) пошли
на костер, предпочтя смерть компромиссу,
не все осмеливались, как Ф. Рабле (1494—1553),
Л. Балла (1405 или 1407—1457), С. Брант (1457 или
1458—1521), бичевать пороки и невежество
католического духовенства и монахов
или, как И. Рейхлин (1455—1522) и Эразм Роттердамский
(1469—1536), публиковать критику текстов
Священного писания. Однако светское мировоззрение
гуманистов, их натурфилософские и этические
теории привели к тому, что духовная диктатура
церкви была сломлена.
Утверждая новое мировоззрение,
гуманисты обратились к. античному наследию,
находя в нем родственные нормы нравственного
и прекрасного, основанные на изучении
природы и человека, живой «языческий»
интерес к окружающей природе и естественным
радостям жизни, гармоничность и цельность
мироощущения. Гуманисты много сделали
для возрождения (отсюда название этого
периода в истории культуры) и распространения
античного наследия, освобождения его
от средневековых наслоений, искажений
и ошибок.
В странах Западной
Европы начали открываться светские школы.
К 15 в. в Европе было уже свыше 40 университетов,
в
большинстве
которых имелись медицинские факультеты.
Центром гуманистических идей и нарождающейся
новой науки в 15—16 вв. стал Падуанский
университет; новые идеи были частично
восприняты и другими итальянскими университетами.
Тем не менее, ведущими источниками в преподавании
на медицинских факультетах продолжали
оставаться канонизированные тексты Галена,
Рази, Ибн Сины, а также составленные на
их основе с весьма незначительными добавлениями
трактаты отдельных университетских профессоров
(например, «Анатомия» Мондино).
Изучение анатомии
на трупах было еще редкостью. Так, в 16
в. в Тюбингенском университете для анатомирования
получали не более одного трупа в год,
в Гельмштадском — два, в Лейденском—
четыре. Известный врач, профессор Базельского
университета Ф. Платтер вспоминал, что
в годы обучения в Монпелье (1552—1557) он
имеете с другими студентами «добывал»
трупы для анатомирования, раскапывая
ночами свежие могилы. Вместе с тем в большинстве
университетов уже открыто, а порой и резко
выступали с критикой и уточнениями учения
Галена, в ряде университетов проводились
анатомические демонстрации, начали использоваться
в преподавании вышедшие в 1538 г. анатомические
таблицы А. Везалия и его «Эпитоме» (1543).
В 1594 г. в Падуанском университете был
построен первый анатомический театр.
Таким образом,
явно обозначался отход от канонизированной
анатомии Галена. В университетах шла
упорная борьба старого (схоластического,
церковного) и нового (гуманистического,
светского), однако позиции гуманистической
стороны были еще весьма неустойчивыми.
Великие географические открытия на практике
доказали шарообразность Земли, положили
начало мировой торговле, обогатили страны
Европы новыми товарами и с.-х. культурами.
Так, европейская медицина получила новые
лекарственные средства — опий, кору хинного
дерева, камфору и др. Географические открытия
оказали огромное воздействие на сознание
современников, расширили представление
о мире, показали практическую ценность
науки, в частности астрономии, познакомили
европейцев с многообразием культурных
и этических традиций, научных и технических
достижении народов, развивавшихся вне
связи с христианским мировоззрением,
дали весьма доказательные аргументы
для критики схоластики.
«Медицина здоровых
ввергает в болезнь, а больных в смерть»,
— писал один из родоначальников гуманизма
итальянский поэт
Ф. Петрарка
(1304—1374). При этом Ф. Петрарка — не принципиальный
противник медицины - он верит, что медицина
— «искусство, когда-то изобретенное»,
полезна и действенна. Однако из-за приверженности
врачей старым истинам и приемам медицина
в новых условиях обнаружила полное бессилие.
Именно это обстоятельство явилось причиной
неудовлетворенности Петрарки состоянием
М. Он клеймил не столько саму медицину,
сколько врачей-схоластов. не желавших
отказаться от старых догм, и приветствовал
тех, кто искал новые пути, действовал
и стремился помочь больному.
Значение творчества
Ф. Рабле (1494—1553) для развития медицины
недостаточно оценена: Ф. Рабле-писатель
затмил Ф. Рабле - естествоиспытателя и
врача. Между тем его медицинская деятельность
заслуживает пристального внимания. Питомец
Парижскою университета, преподаватель
и Монпелье (1530—1532), где в 1537 г. он получил
степень доктора медицины. Рабле много
и успешно занимался медицинской практикой:
работал врачом в Лионской больнице (1532—1534),
был личным врачом кардинала Дюбелле,
практиковал на юге Франции (приблизительно
1538—1542). При этом врачебная деятельность
была для Рабле не только источником существования,
но и одной из причин покровительства
со стороны власть имущих. Благодаря которому
он, несмотря на ненависть католиков и
кальвинистов, смог избежать костра. Рабле
принадлежат классические переводы Гиппократа
и Галена (например, перевод «Афоризмов»
Гиппократа, 1532). Наконец, он умело использовал
форму сатирического романа не только
для критики, но и для популяризации естественнонаучных
знаний.
Период Возрождения, начавшийся
в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был
одним из самых революционных и плодотворных
в истории человечества. Изобретение книгопечатания
и пороха, открытие Америки, новая космология
Коперника, Реформация, великие географические
открытия — все эти новые влияния способствовали
освобождению науки и медицины от догматических
оков средневековой схоластики. Падение
Константинополя в 1453 разбросало греческих
ученых с их бесценными манускриптами
по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа
можно было изучать в оригинале, а не в
переводах на латынь с еврейских переводов
арабских переводов сирийских переводов
с греческого.
Не следует, однако, думать, что старые
медицинские теории и методы лечения сразу
уступили место научной медицине. Догматические
подходы были слишком глубоко укоренены;
в медицине эпохи Возрождения оригинальные
греческие тексты просто заменили неточные
и искаженные переводы. Но в родственных
дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих
основу научной медицины, произошли поистине
грандиозные изменения.
Леонардо да Винчи (1452-1519) был
первым современным анатомом; он
производил вскрытия и открыл
гайморову пазуху, проводящий пучок
в сердце, желудочки головного мозга.
Его мастерски выполненные анатомические
рисунки очень точны; к сожалению, они
не были опубликованы до самого недавнего
времени.
Анатомические работы другого мастера,
однако, были опубликованы в 1543 вместе
с замечательными рисунками. Родившийся
в Брюсселе Андреас Везалий (1514-1564), профессор
хирургии и анатомии в Падуе, опубликовал
трактат О строении человеческого тела
(De humani corpore fabrica, 1543), основанный на наблюдениях
и вскрытиях. Эта эпохальная книга опровергла
многие ошибочные представления Галена
и стала основой современной анатомии.
Легочное кровообращение было открыто
независимо и почти одновременно Реальдо
Коломбо (1510-1559) и Мигелем Серветом (1511-1553).
Габриеле Фаллопий (1523-1562), преемник Везалия
и Коломбо в Падуе, открыл и описал общее
число анатомических структур, в частности
полукружные каналы, клиновидные пазухи,
тройничный, слуховой и языкоглоточный
нервы, канал лицевого нерва и маточные
трубы, до сих пор часто называемые фаллопиевыми.
В Риме Бартоломео Евстахий (ок. 1520-1574),
формально еще последователь Галена, сделал
важные анатомические открытия, впервые
описав грудной проток, почки, гортань
и слуховую (евстахиеву) трубу.
Творчество Парацельса (ок. 1493-1541), одной из
выдающихся личностей Возрождения, полно
противоречий, свойственных тому времени.
В ряде аспектов оно чрезвычайно прогрессивно:
ученый настаивал на преодолении пропасти
между медициной и хирургией; требовал
содержать раны в чистоте, не признавая
идеи о необходимости их нагноения; упростил
форму рецептов. С другой стороны, он был
глубоко погружен в алхимию и симпатическую
магию.
Если в Средние века свирепствовала чума,
то Возрождение стало жертвой другой страшной
болезни. Вопрос о том, где и когда впервые
появился сифилис, остается нерешенным,
но внезапное распространение его острой
и скоротечной формы в Неаполе в 1495 - исторический
факт. Французы называли сифилис «неаполитанской
болезнью», а испанцы «французской». Название
«сифилис» появилось в поэме Джироламо
Фракасторо (1483-1553), которого можно считать
первым эпидемиологом. В его основном
труде О заражении… (De contagione…) представление
о специфике заболеваний заменило старую
гуморальную теорию. Он первым определил
тиф, описал различные способы заражения,
указал на инфекционный характер туберкулеза.
Микроскоп еще только предстояло изобрести,
а Фракасторо уже выдвинул идею о существовании
невидимых «семян заражения», которые
размножаются и проникают в организм.
Хирургия в эпоху Возрождения все еще
находилась в руках цирюльников и как
род занятия стояла ниже медицины. Пока
оставалась неизвестной анестезия, а нагноение
считалось необходимым для заживления
ран, нельзя было ожидать существенного
прогресса. Однако некоторые операции
были в то время выполнены впервые: Пьер
Франко осуществил надлобковую цистотомию
(вскрытие мочевого пузыря), а Фабриций
Гильдан провел ампутацию бедра. Гаспаро
Тальякоцци, несмотря на противодействие
клерикальных кругов, делал пластические
операции, восстанавливая форму носа у
больных сифилисом.
Знаменитый своими многочисленными открытиями
в области анатомии и эмбриологии Фабриций
Аквапенденте (1537-1619) с 1562 преподавал в
Падуе анатомию и хирургию и обобщил хирургические
знания своего времени в двухтомном труде
Opera chirurgica, изданном уже в 17 в. (в 1617).
Амбруаз Паре (ок. 1510-1590) отличался простым
и рациональным подходом к хирургии. Он
был военным хирургом, а не ученым. В то
время для прижигания ран применялось
кипящее масло. Однажды в военной кампании,
когда запас масла был израсходован, Паре
применил простую перевязку, что дало
превосходные результаты. После этого
он отказался от варварской практики прижиганий.
Его вера в целительную силу природы выражена
в знаменитом высказывании: «Я его перевязал,
а Бог его вылечил». Паре также восстановил
древний, но забытый метод наложения лигатур.
Заключение
Начало древнего искусства врачевания
уходит своими корнями в каменный век.
«Три орудия есть у врача: «Слово, растение
и нож» -- учат ведийские тексты. «Слово»
-- это и магические заклинания, сопровождающие
ритуал излечения, и священные песнопения,
которые придавали силу лекарствам, полученным
из целебных растений. «Сама необходимость
заставила людей искать и открывать медицинское
искусство», -- писал Гиппократ две с половиной
тысячи лет назад. Рассуждая о медицине,
он считает необходимым соединение медицины
с философией: «врач-философ подобен богу».
«Лучший врач есть также философ» -- так
назвал один из своих трактаров Гален,
первый из последователей Гиппократа.
Анатомическое искусство рано выделилось
в особый вид деятельности, уже на ранних
этапах развития медицины возникло взаимодействие
и взаимовлияние медицины и философии.
Характер развития религиозно-философских
учений на Востоке и Западе определяет
отличие восточной медицины от европейской.
Если европейская медицина тяготеет к
рациональным аргументам, то в медицине
Китая, Индии, Тибета и других стран Востока
большую роль играют канонизированные
правила, подкрепляемые ссылкой на древние
предания.
В то же время, в системе медицинских
представлений Востока и Запада человек
традиционно является частью природы
и подобием космоса -- микрокосмосом, и
это сближает медицинские знания с естественнонаучными
представлениями. Современная медицина
формировалась в системе наук Нового времени.
Ятрохимики и ятромеханики старались
измерить и выразить в числовых соотношениях
все виды деятельности человеческого
тела и его органов, работу мышц конечностей,
силу и вес сердца, скорость тока крови,
удельный вес телесных жидкостей. С появлением
микроскопа и других научных приборов
основой медицины становится наблюдение
и эксперимент, проводимые в лаборатории.
В наше время, с возвращением представлений
о зависимости здоровья человека от душевного
равновесия, астральных влияний и многих
других причин, их близость к фундаментальным
основам культуры становится все более
очевидными. И все более настоятельной
становится потребность в обращении к
истории медицинских знаний. «В анатомии
уже с давнего времени все имеется в наличности;
в ней найдены и начало и метод», -- писал
Гиппократ об искусстве врачевания и анатомии.
Для древних культур был характерен символический
характер мышления.
Все усилия анатомов и медиков эпохи
Возрождения необходимы для расширения
границ познания, для поиска ответов на
вечные загадки двойственности, антагонизма
и симметрии разных элементов этого гармоничного
мира.
Список используемой литературы
1. Клиническая медицина. 1998. 76. С.62-66.
2. История средневековой медицины
Киев. 1893. 1 т. Ковнер.
3. Проблемы соц. гигиены и истории
медицины. 2000. №4. С.55-58; 2000. №5. С.55-59; 2000.
№6. С.57-61.
4. Проблемы соц. гигиены и истории
медицины. 1997. №1. С.56-60.
5. Российский медицинский журнал.
1996. №2. С.55-58.
6. «История медицины» Л. Менье, Гос.
Изд. 1926 Москва, Ленинград.