Патофизиология и ее место среди медико-биологических и клинических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:12, реферат

Описание работы

Термин "патофизиология" происходит от двух слов: "патология" и "физиология". В свою очередь термин "патология" в переводе с греческого означает раthоs - болезнь, страдание + 1оgоs - учение, наука, а "физиология" - с греческого рhуsis -природа + 1оgоs. Таким образом, "патофизиология" - это наука о жизнедеятельности больного организма.
Термин "патологическая физиология" впервые использовал Галлиот, выпустивший в 1819 г. учебник под названием "Общая патология и патологическая физиология" этим термином пользовался Р.Вирхов (1947), а утвердил его В.В.Пашутин, издав "Лекции по общей патологии (патологической физиологии)".

Файлы: 1 файл

1.Предмет патофизиология.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

 

Патофизиология  и ее место среди медико-биологических и клинических наук

 

Термин "патофизиология" происходит от двух слов: "патология" и "физиология". В свою очередь термин "патология" в переводе с греческого означает раthоs - болезнь, страдание + 1оgоs - учение, наука, а "физиология" - с греческого рhуsis -природа + 1оgоs. Таким образом, "патофизиология" - это наука о жизнедеятельности больного организма.

Термин "патологическая физиология" впервые использовал Галлиот, выпустивший в 1819 г. учебник под названием "Общая патология и патологическая физиология" этим термином пользовался Р.Вирхов (1947), а утвердил его В.В.Пашутин, издав "Лекции по общей патологии (патологической физиологии)".

Словосочетание "патологическая физиология" не совсем удачно. Почему? Термин "патология", "патологический" используется для обозначения нарушений жизнедеятельности организма, обозначения самих этих нарушений, а термин "физиология" обычно относят к нормальным процессам жизнедеятельности. С учетом этих нюансов словосочетание "патологическая физиология", предложенное в 1924 году академиком А.А.Богомольцем и профессором С.С.Халаговым, в некоторых отношениях некорректно, поэтому предпочтительнее пользоваться термином "патофизиология".

Наряду с термином "патофизиология" за рубежом в ряде стран используется термин "экспериментальная патология", введенный в свое время Франсуа Мажанди (1783 -1855),  Клодом Бернаром (1813 - 1873) и В.В.Пашутиным (1845 - 1901) -основоположниками экспериментального метода в медицине.

Итак, что  же такое патофизиология? Это наука, изучающая нарушенные функции больного организма и ставящая своей задачей выяснение наиболее  общих закономерностей возникновения, течения и исхода заболевания. Она относится к медико-биологическим наукам, соединяя биологические науки (биологию, биохимию, анатомию, гистологию, физиологию и др.) с клиническими дисциплинами (терапией, педиатрией, хирургией, неврологией и т.д.). Патофизиология - это раздел, часть медицины - науки, имеющей своей главной задачей, с одной стороны, сохранение и укрепление здоровья человека, а с другой - предупреждение болезней и лечение заболевших. Сама же медицина возникла на стыке естественных и социальных наук (дисциплин) и состоит из науки о здоровье и науки о болезни (патологии).

Ниже приводится схема, отражающая место патофизиологии среди других медико-биологических и клинических дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет и содержание патофизиологии

 

Патофизиология  как и любая другая наука имеет  свои предмет и свой метод изучения. Объектом исследования патофизиологии является больной организм, а предметом изучения служит:

во-первых, выяснение  общих и частных (конкретных) механизмов, лежащих в основе резистентности организма, возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;

во-вторых, изучение типовых патологических процессов, различная комбинация которых определяет клиническую картину различных заболеваний;

в-третьих, выявление  специфичных для отдельных органов и систем типовых форм нарушений функций и их восстановления.

Таким образом, предмет патофизиологии составляет совокупность знаний, накопленных при изучении сущности болезней, причин и условий их возникновения, механизмов развития и преодоления, а также совокупность знаний об основных компонентах болезни (воспаление, лихорадка, гипоксия, нарушение обмена веществ и др.) и важнейших закономерностях повреждения отдельных органов и систем.

Как учебная дисциплина патофизиология состоит из 3 разделов:

1. Общая патофизиология. Она включает общую нозологию (учение о сущности болезни), формирующую основные понятия и категории патологии, создающую классификации и номенклатуру болезней и изучающую социальные аспекты 
патологии; общую этиологию- учение о причинах и условиях возникновения болезни и принципах этиотропной профилактики и терапии; общий патогенез - учение о механизмах устойчивости, общих механизмах развития болезни, механизмах выздоровления и умирания и о принципах 
патогенетической профилактики и терапии; а также учение о 
наследственности,   конституции   и   реактивности.

Типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия, отек, нарушения обмена веществ и др.) - т.е. те процессы, которые часто выступают в качестве компонента многих заболеваний. Частная патофизиология. Этот раздел включает типовые  формы нарушений органов и систем: дыхания, кровообращения, 
крови, пищеварения, эндокринной и нервной систем, печени, почек и т.д. Этот раздел наиболее тесно сближен с клиникой, но есть и принципиальные отличия:

а) клиницисты изучают болезни на основании клинической симптоматики, диагностики, лечения и т.д. применительно к конкретному заболеванию и фиксируют внимание на специфических чертах, отличающих одно заболевание от другого, или одно и то же заболевание, но по-разному протекающее у различных людей;

б) патофизиологи же изучают  то общее, что наблюдается у больных при заболеваниях сердца, почек, печени, легких. Например, суть сердечной недостаточности при различных заболеваниях сердца; легочную недостаточность при различных заболеваниях легких.

В последние годы эксперименты на животных существенно дополняются исследованиями больного человека с помощью безвредных для него методов (биохимических, ультразвуковых, иммунологических, компьютерной томографии и др.). Речь идет о клинической патофизиологии, как разделе патофизиологии.

Основной целью курса  клинической патофизиологии является обучение умению использовать полученные знания о патологических процессах, происходящих в организме, о характере компенсаторно-приспособительных механизмов, обеспечивающих сохранение функции пораженного органа, системы, о методах функциональной диагностики для выбора рационального дифференцированного метода терапевтического лечения, оптимальных вариантов хирургического вмешательства. Курс клинической патофизиологии предусматривает:

- изучение и анализ  характера и тяжести нарушений  функций 
жизненно важных органов человека на каждом этапе заболевания;

- выявление взаимосвязи патогенеза  заболевания и его клинических проявлений;

- определение степени  влияния патологического процесса на пораженный орган, а также на другие жизненно важные органы и системы организма больного;

- умение использовать  методы функциональной диагностики  для оценки степени нарушения функции органа или системы и выбора патогенетически обоснованного лечения с целью предупреждения осложнений и восстановления естественной ауторегуляции жизненных процессов больного;

- разработку новых рекомендаций по диагностике и 
профилактике заболеваний и лечению больного;

Углубленное изучение курса  клинической патофизиологии позволит:

а) обоснованно выбирать оптимальные методы патогенетической терапии;

б) квалифицированно интерпретировать результаты методов функциональной диагностики, грамотно объяснять происхождение и механизм симптомов заболевания;

в) оценивать специфическую и неспецифическую реактивность больного, учитывая ее особенность при выборе наиболее оптимальных методов лечения конкретного пациента.

 

 

Основные этапы  развития отечественной патофизиологии

 

История возникновения  и развития отечественной патофизиологии неразрывно связана с именем замечательного российского ученого, профессора Виктора Васильевича ПАШУТИНА, которого по праву считают одним из основоположников патофизиологии как науки и учебной дисциплины в России. Поэтому выделяют "допашутинский" и "послепашутинский" периоды в истории отечественной общей патологии и патологической физиологии.

"Допашутинский"  период начинается с 30-х годов  (1726 г.) XVIII столетия, когда начинают открываться российские университеты, и продолжается до 1874 г. - года открытия В.В.ПАШУТИНЫМ первой в России кафедры общей и экспериментальной патологии в Казанском университете. На этом этапе патофизиология (общая патология) как самостоятельная наука и учебная дисциплина не существовала. Вопросы общей патологии и патологической физиологии излагали на курсах и кафедрах патологической анатомии, физиологии, терапии. Так, в Московском университете общую патологию преподавали терапевты и патологи: С.Г.Зыбелин, И.Е.Дядьковский, К.В.Лебедев; физиолог А.М.Филомофитский, патологоанатом А.И.Полунин, патолог А.Б.Фохт и другие.

С открытием  в 1874 г. в Казанском университете первой в России кафедры общей и экспериментальной патологии начинается второй период в развитии отечественной патофизиологии - "послепашутинекий". В России создаются патофизиологические школы: Петербургская (создатель -В.В.ПАШУТИН), Московская (создатель - А.Б.ФОХТ), Киевская (основатель - В.В.ПОДВЫСОЦКИЙ), Томская (основатель - П.М.АЛЬБИЦКИЙ, ученик В.В.Пашутина), Тбилисская (основатель - В.В.ВОРОНИН), Харьковская (основатель - А.В.РЕПРЕВ) и другие.

В.В.ПАШУТИН (1845-1901) - один из основоположников патологической физиологии в России, почетный член Лондонского королевского общества, ученик И.М.Сеченова и С.П.Боткина. Он создал первую в России кафедру патофизиологии при Казанском университете в 1874 г., а через 5 лет открыл аналогичную кафедру в Военно-медицинской академии, кардинально переработав курс общей патологии в новом экспериментально- физиологическом направлении. Основные труды Виктора Васильевича посвящены разработке фундаментальных проблем голодания, обмена веществ, теплообмена и кислородной недостаточности. Им написан и издан двухтомник "Лекции по общей патологии (патологической физиологии)".

А.Б.ФОХТ (1848-1930) - отечественный патолог, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Александром Богдановичем и его школой (им создана Московская школа патофизиологов) были заложены основы отечественной экспериментальной кардиологии, разработаны оригинальные методы моделирования заболеваний сердца, проведены фундаментальные исследования по изучению патогенеза заболеваний перикарда, кардиосклероза, патологии коронарного кровообращения. А.Б.Фохт - создатель крупной клинико-экспериментальной школы, к которой принадлежали В.В.Воронин, Д.Д.Плетнев, Г.П.Сахаров, Г.И.Россолимо и др.

 

В.В.ПОДВЫСОЦКИЙ (1857-1913) - крупный отечественный патофизиолог, основоположник Киевской школы патофизиологов. Владимиром Валерьяновичем опубликовано свыше 90 научных работ, посвященных изучению процесса регенерации железистой ткани, проблеме развития опухолей, исследованиям в области микробиологии, иммунитета и патологии инфекций. Учебник В.В.Подвысоцкого "Основы общей и экспериментальной патологии" получил мировую известность. Его учениками были А.А.Богомолец, Д.К.Забо-лотный, И.Г.Савченко, Л.А.Тарасевич и др.

В.В.ВОРОНИН (1870-1960) - отечественный патофизиолог, профессор, почетный академик АН Грузии. Владимир Васильевич внес значительный вклад в учение о капиллярах, воспалении, а также в разработку проблем физиологии и патологии кровообращения. Им опубликовано около 70 работ, посвященных вопросам патофизиологии, морфологии, микробиологии, эпидемиологии, применению методов статистики и кибернетики в медицине. В числе его многочисленных учеников были А.А.Богомолец (Воронин получил премию имени АА.Богомоль-ца - своего ученика), ПА.Герцен, В.П.Филатов и др.

А.В.РЕПРЕВ (1853-1930)-отечественный патолог, один из родоначальников отечественной эндокринологии. Научные работы Александра Васильевича посвящены обмену веществ при лихорадке, опухолях, беременности, рентгеновском облучении. Его фундаментальное руководство "Основы общей и экспериментальной патологии" (1908) способствовало выделению патофизиологии в самостоятельную отрасль медицины.

А.А.БОГОМОЛЕЦ (1881-1946) - отечественный патофизиолог и общественный деятель, академик АН и АМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, создатель крупной школы патофизиологов. Основное направление исследований Александра Александровича - изучение реактивности организма в нормальных и патологических состояниях. Его учение о трофической функции соединительной ткани является основой современных представлений о коллагенозах. Он был организатором и руководителем научной разработки консервирования крови.

А.Д.СПЕРАНСКИЙ (1888-1961) - российский патолог, академик АН и АМН СССР, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, ученик И.П.Павлова. Алексей Дмитриевич, развивая идеи нервизма И.П.Павлова, создал оригинальное направление в патологии, выявил общие закономерности развития нервно-дистрофических процессов и их генерализации, выдвинул концепцию о нервной системе как ведущем звене в механизмах заболевания, выздоровления и компенсации.

И.Р.ПЕТРОВ (1893-1970) - российский патофизиолог, академик АМН СССР, генерал-майор медицинской службы. Иоакимом Романовичем успешно разрабатывались проблемы кислородного голодания, кровопотери, шока и терминальных состояний, посттрансфузионных осложнений, электротравмы, профессиональной патологии. Всеобщее признание получили его научные работы по проблеме гипоксии. Им разработана плазмозамещающая жидкость (жидкость Петрова), которая широко использовалась во время Великой Отечественной войны, и принципы терапии шока.

А.М.ЧЕРНУХ (1916-1982) - академик АМН СССР, лауреат Государственной премии СССР. Всемирную известность получили работы Алексея Михайловича в области физиологии и патологии микроциркуляции и воспаления. В его трудах большое место занимает анализ место занимает анализ механизмов заболевания и выздоровления, а также вопросы методологии общей патологии и учения о болезни. Им создан Институт общей патологии и патологической физиологии АМН СССР.

Информация о работе Патофизиология и ее место среди медико-биологических и клинических наук