Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:12, реферат
Термин "патофизиология" происходит от двух слов: "патология" и "физиология". В свою очередь термин "патология" в переводе с греческого означает раthоs - болезнь, страдание + 1оgоs - учение, наука, а "физиология" - с греческого рhуsis -природа + 1оgоs. Таким образом, "патофизиология" - это наука о жизнедеятельности больного организма.
Термин "патологическая физиология" впервые использовал Галлиот, выпустивший в 1819 г. учебник под названием "Общая патология и патологическая физиология" этим термином пользовался Р.Вирхов (1947), а утвердил его В.В.Пашутин, издав "Лекции по общей патологии (патологической физиологии)".
Г.Н.КРЫЖАНОВСКИЙ (родился в 1922 г.) - российский патофизиолог, академик АМН СССР. Основные направления научных исследований, проводимых Георгием Николаевичем, посвящены проблемам патофизиологии нервной системы, общей и инфекционной патологии. Он сформулировал теорию генераторных механизмов нейропатологических синдромов и концепцию о роли доминантных структур в деятельности нервной системы; разработал экспериментальные модели ряда нейропатологических синдромов.
В.А.НЕГОВСКИЙ (родился в 1909 г.) - лауреат Государственных премий СССР, академик АМН СССР - известен своими разработками в области патофизиологии и терапии терминальных и постреанимационных состояний. В 1936 г. им создана Лаборатория экспериментальной физиологии по оживлению организма, преобразованная в 1986 г. в Институт общей реаниматологии АМН СССР. Владимиром Александровичем и его многочисленными учениками изучены основные закономерности умирания и оживления организма и создана такая молодая еще наука как реаниматология. При его активном участии в нашей стране создана реаниматологическая служба. В.А.Неговский избран почетным членом многих зарубежных Академий Наук.
А.Д.АДО (род. в 1909 г.) - российский патофизиолог-аллерголог, академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Основное направление трудов - вопросы патофизиологии аллергии, воспаления и иммунитета. Им впервые были проведены исследования по аутоаллергии, а совместно с П.К.Булатовым предложена клинико-патогенетическая классификация форм бронхиальной астмы. Он является автором учебника "Патологическая физиология". Андрей Дмитриевич много внимания уделяет вопросам общего учения о болезни, этиологии и патогенезе. По его инициативе в России создана аллергологи ческая служба.
Н.Н.ЗАЙКО (1908-1992) - отечественный патофизиолог, член-корреспондент АМН СССР, заслуженный деятель науки Его научные разработки посвящены проблемам проницаемости биологических барьеров и исследованию механизмов неврогенных дистрофий. Николаем Никифоровичем написан учебник "Патологическая физиология", выдержавший уже три издания.
Н.Н.СИРОТИНИН (1896-1977) - отечественный патофизиолог, академик АМН СССР и чл.-корр. АН Украины, ученик А.А.Богомольца. Основное направление его исследований - изучение реактивности организма при инфекционных и неинфекционных заболеваниях и патологических состояниях в сравнительно-эволюционном аспекте. Николаем Николаевичем разработаны практические рекомендации по проблеме гипоксии в космической медицине.
П.Д.ГОРИЗОНТОВ (1902-1987) - выдающийся российский патофизиолог, академик АМН СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, крупный организатор медицинской науки. Петр Дмитриевич окончил Омский медицинский институт и работал ассистентом на кафедре патофизиологии последнего в 30-х годах. Он активно разрабатывал наиболее актуальные проблемы теоретической патологии (этиология, патогенез, роль внешней среды в возникновении заболеваний), изучал патогенез лучевой болезни, стресс, разрабатывал методологические аспекты экспериментальной медицины.
П.Н.ВЕСЕЛКИН (1904-1988) - российский патофизиолог, академик АМН СССР. Основным направлением его исследований является патология теплообмена и теплорегуляции - учение о лихорадке и ее значение в патологии. Петр Николаевич рассматривал лихорадку как выработанную в процессе эволюции генетически закрепленную реакцию центрального аппарата терморегуляции, как одну из неспецифических реакций приспособления в условиях патологии. Им подробно изучены пирогенные вещества, эффективность их лечебного использования.
В.К.КУЛАГИН (1923-1982) - российский патофизиолог, академик АМН СССР, генерал-майор медицинской службы. Основное направление научных исследований Виктора Константиновича - патофизиология экстремальных состояний: патогенез и экспериментальная терапия травматического шока, кровопотери, лучевой болезни, комбинированных поражений. Он показал роль нарушений центральной нервной и эндокринной системы в патогенезе шока, вскрыл механизмы этих нарушении, разработал методы ранней шока и кровопотери.
Методы изучения патофизиологии
Патофизиология является
главной экспериментальной дисц
1 . Эксперимент на живых объектах осуществляется на различных видах животных, на отдельных органах, тканях, клетках и субклеточных структурах. Патофизиологи издавна стремятся воспроизводить на животных типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, аллергия и т.д.), отдельные симптомы и синдромы заболеваний (артериальную гипер- и гипотен-зию, клонические судороги, почечную и печеночную недостаточность), а также адекватные модели отдельных заболеваний человека (пневмонии, атеросклероза, инфаркта миокарда, некоторых инфекционных заболеваний и т.д.)- Вместе с тем следует отметить, что организм человека много сложнее самых высокоорганизованных животных (человекообразных обезьян) и подвергается воздействию социальных факторов. В этой связи моделировать болезни человека в полном объеме на животных просто нереально. И тем не менее, благодаря патофизиологическому эксперименту получен материал, составляющий содержание патофизиологии, - это во-первых, а во-вторых, моделирование позволяет разрешать проблемы, возникающие в клинике. Для постановки эксперимента и познания закономерностей возникновения и течения патологических процессов необходимы:
а) рабочая гипотеза или идея;
б) метод, обеспечивающий возможность проверки гипотезы;
в)правильная оценка результатов эксперимента.
Рабочая гипотеза является отправной точкой любого эксперимента. Гипотеза - это попытка объяснить какой-либо процесс на основании имеющихся в данное время фактических данных, результатов. Нельзя проводить опыт в надежде, что вдруг неожиданно получится интересный результат - необходимо иметь четкое представление о цели намечаемого исследования. Если исследователь не знает, что он ищет, то он не поймет и того, что найдет. Академик И.П.Павлов говорил: "Если нет в голове идей, то не увидишь и фактов." Однако гипотеза не является чем-то абсолютно истинным. "Гипотеза, - говорил И.П.Павлов, - иногда бывает нужна для того, чтобы иметь право поставить опыт. А к вечеру она зачастую уже негодна".
Исключительно важное значение при выполнении эксперимента имеет методика его постановки, т.е. правильный выбор животного, форма осуществления эксперимента (острый или хронический опыт), использование соответствующих приборов, инструментария и правильная организация контрольных опытов.
Выбор животного имеет исключительно важное значение для успешного изучения закономерностей развития патологических процессов. Например, экспериментальные язвы желудка следует вызывать у крыс, а не у кроликов - у них часто наблюдаются спонтанные язвы желудка. Инфекционные процессы не следует изучать на крысах - они устойчивы к инфекции (лучше всего на кроликах, мышах). Аллергию, анафилактический шок лучше всего моделировать на морских свинках, неврозы - на собаках, опухолевый процесс - на мышах.
Формы осуществления эксперимента могут быть различными в зависимости от цели исследования и проводиться в условиях острого или хронического опыта. Для изучения патологических процессов используют следующие основные методы эксперимента:
- метод выключения
- удаление или повреждение
или дитизона - сахарный диабет);
- метод включения - введение в организм животных различных веществ, экстрактов из тканей, гормонов и сравнение этих результатов с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека (введение тиреоидных гормонов симптомы тиреотоксикоза);
- метод раздражения - путем различных воздействий изменяют функции того или иного органа (например, при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);
-метод изолированных или
"переживающих" органов (изо
лированное сердце, печень, легкие и т.д.)
позволяет оценить истинный характер,
глубину повреждения этого органа и его
вклад в развитие недостаточности кровообращения,
пищеварения, дыхания и т.п.;
-метод парабиоза - соединение и совместное функционирование двух животных (парабионтов), что позволяет выяснить ряд вопросов о гуморальной или нервной природе различных воздействий на организм;
-метод тканевых культур (эксплантации) позволяет изучать процессы малигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов;
- метод сравнительной
патологии - изучение в сравнительном (
Используются и другие методы исследования на животных.
Кроме вида животного и метода исследования, важное значение имеет вид наркоза, выбор приборов и соответствующего инструментария. Например, обменные процессы изучаются с использованием ФЭК, спектрофотометра, флюориметра, газоанализатора, хроматографа и т.д.; структура - с помощью световых и электронных микроскопов; функции - с помощью электроэнцефалографа, электрокардиографа, реографа, эхокардиографа и т. д.
Параллельно ставятся контрольные эксперименты, которые должны отличаться лишь одним условием от опытов. Если контроль отличается от опыта по двум условиям - эксперимент грязный, а по трем - это просто невежество.
В эксперименте, в отличие от наблюдения, пытаются воспроизводить патологические процессы, синдромы, болезни; создавать особые условия; изучать причины и следствия, патогенез; усиливать одни функции и ослаблять другие; апробировать новые лекарственные препараты.
Осуществление эксперимента сопряжено со многими трудностями, которые обусловлены сложностью патологических процессов; необходимостью одновременно исследовать многие стороны патологического процесса и невозможностью сделать это сразу; невоспроизводимостью ряда патологических процессов, наблюдаемых у человека; наличием возможных источников ошибок.
Правомерно ли переносить на человека данные и выводы патофизиологического эксперимента, проведенного на животном?
Патофизиологический
эксперимент не воспроизводит полностью болезн
- в человеческом обществе в определенной мере отсутствует естественный отбор;
огромна роль социального строя;
- у животных отсутствует II сигнальная система, играющая у человека большую роль в процессах приспособления и защиты;
- ряд заболеваний
(язвенная и гипертоническая
- некоторые заболевания человека (корь, скарлатина) вообще невозможно воспроизвести в эксперименте.
Однако, экспериментальное моделирование патологических процессов у животных остается могучим орудием для выяснения закономерностей возникновения, развития и исхода болезней у человека. Данные эксперимента - средство для более глубокого анализа механизмов развития болезней у человека.
Если бы не было животных, то человек был бы еще более непонятен.
2. В последние
годы быстрое развитие
3. Большое
будущее принадлежит методам
физического и математического
моделирования, т.е. созданию
4. Важное значение
для медицинской науки и
Задачи патофизиологии
В наиболее общем виде задачи медицинской науки заключаются в обеспечении опережающего развития фундаментальных исследований и повышении эффективности прикладных работ. В этой связи патофизиология призвана решать следующие задачи:
изучение
основных закономерностей нарушения жизне-
деятельности организма в условиях патологии;
систематизация
и аналитико-синтетическая
создание
экспериментальных моделей
Информация о работе Патофизиология и ее место среди медико-биологических и клинических наук